Стресс. Эустрессы и дистрессы Стресс можно рассматривать как

Стресс - это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету. Во время стресса, организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, без стресса вообще жизнь была бы скучной. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы и способность решать проблемы

Селье выделил 3 стадии общего адаптационного синдрома:

    Стадия тревоги. Человек находится в состоянии настороженности и напряжения. В организме мобилизируются адаптационные ресурсы и возникает этакая «предстартовая готовность». Хотя физически и морально человек хорошо себя чувствует и находится в хорошем настроении, в этот период могут возникнуть так называемые психосоматические расстройства: мигрень, аллергия, язва желудка или гастрит.

    Стадия резистентности. Возникает если стресс по прежнему остается сильным. Все ресурсы, поднятые организмом на адаптацию начинают активно расходоваться. Человек уже не чувствует подъема сил, но уже «вошел в рабочую форму» и готов к более менее длительному преодолению трудностей, несмотря на еле ощутимую усталость.

    Стадия истощения. Наступает при длительном воздействии стресса на организм. Энергия, затраченная на борьбу с обстоятельствами уже исчерпана, а моральные и физические силы на исходе. У человека больше нет возможности защищаться. В этом случае помощь может быть оказана уже со стороны в виде поддержки или устранения причины, вызывающей стресс.

Для каждой стадии описаны характерные изменения в нервно-эндокринном функционировании.

Изначально Селье рассматривал стресс исключительно как разрушительное, негативное явление, но позже Селье пишет:

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. […] С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.

- Ганс Селье, «Стресс жизни»

Понятие имеет два значения - «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».


Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. От стресса страдаетиммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

Эмоциональный стресс

Эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма - разлаживаться.

Психологический стресс

Психологический стресс, как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами.

Симптомы стресса

Что же такое стресс с практической точки зрения? Чтобы в этом разобраться, давайте рассмотрим основные симптомы стресса :

Постоянное чувство раздраженности, подавленности, причем порой без особых на то причин.

Плохой, беспокойный сон.

Депрессия, физическая слабость, головная боль, усталость, нежелание что-либо делать.

Снижение концентрации внимания, затрудняющее учебу или работу. Проблемы с памятью и снижение скорости мыслительного процесса.


Невозможность расслабиться, откинуть в сторону свои дела и проблемы.

Отсутствие интереса к окружающим, даже к лучшим друзьям, к родным и близким людям.

Постоянно возникающее желание поплакать, слезливость, иногда переходящая в рыдания, тоска, пессимизм, жалость к себе любимому.

Снижение аппетита – хотя бывает и наоборот: чрезмерное поглощение пищи.

Нередко появляются нервные тики и навязчивые привычки: человек покусывает губы, грызет ногти и т. п. Появляется суетливость, недоверие ко всем и к каждому.

Позже Селье ввёл дополнительно понятие «положительный стресс» (), а «отрицательный стресс» обозначил как .

Положительные свойства стресса

И здесь мы снова приводим небольшой список:

    По мнению Доктора Ричарда Шелтона из Университета Алабамы, стресс не всегда оказывает на организм человека отрицательное воздействие. Да, в том случае, если он стал хроническим, тогда следует обращаться к специалистам, но если стресс бывает лишь периодически, то это может пойти на пользу

    При воздействии стресса вырастают показатели интеллектуальных способностей, т.к. мозг создаёт больше нейротрофинов, поддерживающих нейроны в состоянии жизнеспособности, и обеспечивающих связь между ними

    Стресс усиливает иммунитет, т.к. организм, чувствуя его воздействие, начинает готовиться к потенциально опасным ситуациям, в процессе чего вырабатываются интерлейкины – вещества, в некоторой степени, отвечающие за сохранение иммунитета в норме. Стресс мобилизует сопротивляемость организма, хотя лишь на время

    Организма под воздействие стресса становится более выносливым, ведь стресс можно назвать своеобразной тренировкой эмоциональной системы и психики. Когда человек сталкивается со стрессом и решает связанные с ними проблемы, он становится более устойчив и к более серьёзным проблемам

    Стресс формирует мотивацию . Такой стресс называют положительным или просто элеустрессом. Он позволяет человеку войти в такое состояние, которое экономит силы и ресурсы, и в результате которого у человека просто нет времени заниматься промедлением, рефлексировать или переживать

    Специалисты университета Джонса Хопкинса установили, что у детей женщин, испытывавших лёгкие или умеренные формы стрессов в процессе беременности, быстрее развивается двигательная активность имоторика

    Сильный стресс расширяет зрачки человека, чтобы он мог собрать максимальное количество визуальной информации о происходящих событиях

    По мнению учёных, стресс – это важнейшая часть эволюционного процесса, т.к. он усиливает способность живого существа к выживанию

    Стресс способствует сгущению крови, что служит подготовкой организма к травмам (но обратная сторона «медали» заключается в том, что из-за частых стрессов могут возникнуть тромбы)

Как бороться со стрессом?

Многие методы профилактики можно выполнить без помощи специалиста. Например, тем, кто постоянно живет в нервной обстановке и ежедневно сталкивается со стрессовыми ситуациями психотерапевты советуют:

    относиться проще к происходящим событиям и не принимать их близко к сердцу;

    учиться мыслить позитивно, находя положительные черты в каждом происшествии;

    переключаться на приятные мысли. Если вас одолевает какой-либо негатив, заставьте себя думать о чем-то другом;

    больше смеяться. Как известно смех не только продлевает жизнь, но и помогает избавиться от нервного напряжения;

    заниматься физической культурой, т.к. спорт хорошо помогает избавиться от негатива и справиться со стрессом.

Избегайте ненужных стрессов .

Невозможно избежать всех стрессовых ситуаций. Есть, конечно, такие, которые, несмотря на их неприятность, должны быть решены. Однако в жизни встречается огромное количество стрессов, которых можно все-таки избежать.

Попробуйте изменить ситуацию.

Если вы не можете избежать стрессовой ситуации, попробуйте изменить ее. Выясните, как вы можете изменить положение вещей, чтобы эта проблема не возникала в будущем. Часто это связано с изменением межличностного общения и работы в вашей повседневной жизни.


Адаптация к стрессору

Если вы не можете изменить стрессовую ситуацию, то измените свое отношение и приспособьтесь к ней. Посмотрите на стресс немного под другим углом

Примите то, что не можете изменить

Некоторые источники стресса неизбежны. Вы не можете предотвратить или изменить стресс, вызванный тяжелой болезнью или смертью близкого человека, кризисом и т.д. В таких случаях лучшим способом справиться со стрессом является принятие этих ситуаций такими, какие они есть

Найдите время для отдыха и развлечений

Если вы регулярно находите время для отдыха и развлечений, значит, вы будете лучше защищены от неизбежных стрессовых ситуаций.

Ведите здоровый образ жизни

Вы можете увеличить устойчивость к стрессам за счет укрепления вашего физического здоровья.

Виды стресса

Понятие «стресс» в современной жизни вкоренилось, а само слово вошло в постоянный обиход речи человека. В двадцатом веке, а за ним и следом в двадцать первом стресс назвали проблемой века. А ученые утверждают, что более 50% соматических и психосоматических заболеваний связаны с состоянием хронического стресса. Более того, уже достоверно доказана прямая взаимосвязь между ним и такими болезнями, как язва желудка, артериальная гипертензия, инфаркт миокарда.


С другой стороны, стресс, если опустить все научные категории и термины, - это адаптация организма на изменившиеся условия жизни. Но ведь условия изменяются ежедневно и ежечасно. Из этого следует, что человек испытывает подобные состояния в прямом смысле постоянно.

Многие люди совершенно по-разному могут трактовать это понятие. Что это – отсутствие выбора, нервное напряжение, потеря крови, голод, боль или даже сильный успех, вызвавший резкую смену обычного образа жизни? Вот почему стресс и дистресс нельзя точно назвать синонимами и вот почему стресс не только может иметь отрицательное влияние. Так как каждое из этих перечисленных моментов может запустить механизм действия стресса, а он для них всех абсолютно одинаков.

Чтобы правильно осознавать конструктивное и деструктивное влияние такого состояния на организм в целом нужно знать, какие виды стресса существуют.

Эустресс и дистресс

Это те виды стресса, которые характеризуются оценкой со знаком «плюс» или «минус».

Дистресс – носит негативный характер, и отрицательно сказывается на физиологии и психологии человека. Это может быть кратковременный, но острый стресс, достигающий критической точки. Или накопившийся стресс, перегрузка всех систем, то есть хроническое стрессовое состояние.


Положительный стресс (или эустресс) – мобилизация всех ресурсов организма несет позитивный характер. Может быть вызван положительными эмоциями. Человек знает о предстоящих проблемах, но не знает, как их решить и потому рассчитывает на благоприятный исход. Например, студент перед сдачей сессии. Также стресс слабой силы имеет позитивное влияние. Тот мобилизующий характер, который носит эустресс, нужен для решения каждодневных забот и проблем. Даже звонок утреннего будильника заставляет увеличивать секрецию гормона адреналина, чтобы проснуться и взбодриться.

Можно ли говорить о том, что такой стресс полезен для здоровья? Скорее всего, он просто ему не вредит и не вызывает никаких негативных для него последствий.

Физиологический стресс

Появляется в случае воздействия внешних факторов среды обитания человека, которые грозят внутреннему гомеостазу (равновесию) организма. Это могут быть воздействия сильной жары или холода, механические повреждения тела, жажда, голод.

Разновидности физиологического стресса:

  • химический – связанный с воздействием на организм химических веществ, недостатком или избытком кислорода и т. д.;
  • биологический – связанный с различного рода заболеваниями;
  • физический стресс – чрезмерные физические нагрузки, профессиональные занятия спортом;
  • механический – связанный с повреждениями тела (кожи или органа), нарушением его целостности (травма или хирургическая операция).

Наиболее распространённым в современном мире является физиологический стресс, связанный с голоданием или строгой диетой. С другой стороны, если подобные факторы носят кратковременный характер, они проходят бесследно для здоровья организма.

Психологический стресс и его разновидности

Психологический стресс всегда связан с двумя типами категорий:

  1. Личностным – эта та форма психоэмоционального стресса, которая подразумевает наличие острого конфликта с самим собой или же несовпадением реальности с ожиданиями. Также сюда входят возрастные психологические кризисы с теми физиологическими изменениями, которые их сопровождают.
  2. Межличностным – это тот психологический стресс, который возникает на фоне переживания сильных эмоций (не важно, позитивных или негативных), к которым человек был не готов. По сути, сюда относятся все социальные взаимоотношения и конфликты. Наиболее распространенными являются внутрисемейные, а также профессиональные взаимосвязи. Желание иметь семью и профессиональные успехи – это две основные потребности, характерные для каждой личности. Потому любые изменения в этих сферах ведут за собой стрессовые состояния.

Другие типы стресса

В зависимости от продолжительности и интенсивности стресс-фактора выделяют следующие виды стресса:

  • Кратковременный – для него характерны быстрота и неожиданность. Он не несет негативных последствий, скорее, наоборот, в связи с запуском мобилизационных резервов, человек действует более эффективно, и легко преодолевает трудности.
  • Острый – физиологическое и психоэмоциональное состояние, вызванное неожиданным фактором, в результате которого человек теряет эмоциональное равновесие (увольнение с работы, смерть близкого человека, серьезная болезнь). Его крайняя степень характеризуется шоковым состоянием.
  • Хронический – предполагает наличие длительного негативного воздействия психологических, социальных или физиологических факторов, которые ведут к перегрузкам разного рода.

Стресс, как правило, связан практически с любой человеческой жизнедеятельностью. И всецело избежать его можно лишь в состоянии полной бездеятельности. Но кому нужна такая жизнь. Если же говорить о психологическом стрессе, а не о реальных физических угрозах, то он является реакцией не на конкретный факт, а лишь на то значение, которое ему приписывает личность. Потому иногда достаточно изменить свое отношение к ситуации, чтобы изменить и свою негативную реакцию на неё.

Понятие стресса

Понятие стресса, как оказывается, включает в себя много сторон. Оно многогранно.

Физическое или психологическое воздействие, нервное напряжение, переутомление, экстремальная ситуация, негативные эмоции вызывают ответную реакцию организма, которая мобилизует силы и энергию, называется — стресс.

Невозможно избежать данной реакции организма в течение всей нашей жизни. Небольшая доза стресса заставляет человека думать, быстро принимать решения в проблемной ситуации. Стереотипно мы понимаем стресс, как негативную реакцию. Это далеко не так. Стресс помогает внутренней среде организма иметь постоянную и неизменную величину. Если вдуматься, то окажется, что без минимального стресса жизнь становится вялой, статичной и, как это не удивительно, безрадостной. Одновременно, другая грань, где стресс постоянный и максимальной величины, приводит к резкому ослаблению организма, снижению иммунитета, развитию многих заболеваний, потере силы и умения принимать разумные решения в проблемных ситуациях. Поэтому, очень важно соблюдать баланс и стараться воспринимать жизнь в позитивном ключе.

Концепция стресса берет свое начало в работах всемирно известного французского физиолога К. Бернара. Понятие, которое использовалось сугубо профессионально и имело глубокую естественно-научную основу, легко стало «общедоступным». Оригинальная концепция, классификация данного понятия, отражающая суть общего адаптационного синдрома, получила название — стресс. Журнал «Nature», в 1936 году, опубликовал первые статьи посвящённые данной теме. Их новизна оказала значительное влияние на развитие данного направления в научном мире.

В частности, учёными доказано, что стрессовое состояние оказывает особое влияние на психологию людей, их поведение и состояние их организма. Это проявляется следующим образом:

  • Неадекватная реакция на малейшее затруднение.
  • Повышенная возбудимость, которая выражена раздражением или беспричинным смехом.
  • Активность снижается, в результате человек не успевает выполнить то, что запланировал.
  • Люди начинают беспричинно вступать в споры, их поведение становится не контролируемым.
  • Проявляется критичность.
  • Происходит изменение вкусовых предпочтений.
  • Нарушения аппетита.
  • Нарушения сна.
  • Возможно возникновение потребности в алкоголе.
  • Постоянное состояние жалости к себе, хандры, уныния.
  • Нарушения в работе половой функции.
  • Потеря контроля над ситуацией.
  • Происходит ослабление иммунной системы человека.
  • Частые случаи различных заболеваний.
  • Желудочная боль.
  • Головная боль.
  • Язвенная болезнь.
  • Человек объясняет все эти проявления сложной жизнью, говорит о невозможности их урегулирования, фактически, не пытается контролировать ситуацию.

Стресс и его виды

1. Стресс полезный, известный, как понятие —

  • вызванный позитивными эмоциями;
  • стресс слабой силы, мобилизующий человека;

Эустресс, вызванный позитивными эмоциями. Данное понятие подразумевает эмоциональное состояние, при котором человек осознает все предстоящие проблемы или задачи и знает, как их решить, предвкушая положительный результат.

Эустресс, мобилизующий человека , является движущей силой в решении каждодневных задач, их планирования и необходим при полноценной жизни здорового организма. Это состояние именуется — «реакция пробуждения». Небольшой выброс адреналина нужен, чтобы быстро проснуться и настроится на полный планов предстоящий день, добраться до работы и с удовольствием, максимально эффективно поработать. По сути, данный вид стресса, сохраняет и поддерживает в нас жизнь.

Эустресс может превратиться в деструктивный — дистресс, при низком индивидуальном сопротивлении организма либо спровоцированном конкретном обстоятельстве.

2. Стресс вредный, известный, как понятие — :

  • физиологический
  • психологический
  • кратковременный
  • хронический
  • нервный

Негативный вид стресса разрушительно действует на весь организм. Приступ данного вида стресса возникает, чаще всего, неожиданно, спонтанно, при состоянии напряжения, достигшем критического значения. А может являться и результатом «накопленного» стресса, при котором медленно происходит снижение сопротивляемости организма, с последующим угасанием. Если не принять вовремя необходимых мер, то состояние обычного эмоционального дискомфорта перейдёт в болезнь. Как правило, это состояние носит хронический характер.

Дистресс может быть разных видов, рассмотрим их подробнее.

  • Дистресс физиологического характера

Физиологический дистресс, возникает при воздействии на организм различных внешних воздействий — жары, холода, жажды, голода, диеты и других. Если человек подвергает свой организм любому из перечисленных воздействий, то он должен осознавать причиняемый вред. При выходе из вынужденного состояния, организму вновь необходимо адаптироваться и это происходит исключительно через стресс.

  • Дистресс психологического или эмоционального характера

Психологический дистресс, связан с появлением ситуаций, в которых особо сильно переживаются различные эмоции. Причём, не имеет значения их причина, она может быть как положительной, так и отрицательной. В данном случае, организм выдаст одинаковую реакцию — психологический дистресс.

Причины фантазийного, иллюзорного характера, не имеющие реального основания вызывают абсолютно реальный, с точки зрения организма и всех последствий, психологический дистресс.

  • Дистресс кратковременного характера

Кратковременный дистресс — стресс, который имеет под собой естественную основу, связанную с инстинктом самосохранения. Возникает, кратковременный дистресс, внезапно и мгновенно проходит все стадии развития стресса. Как правило, данный вид стресса короткого периода действия и не представляет опасности для человека.

  • хроническ ого характера

Хронический дистресс является одним из самых опасных видов стресса. Человек, подверженный ему каждодневно, привыкает к напряжению настолько, что перестаёт обращать внимание на симптомы и их последствия. Как правило, данный вид стресса, приводит к нервному срыву, депрессии и суициду. Может сопровождаться различного рода фобиями и страхами.

  • нервн ого характера

Нервный дистресс, как правило, следствие воздействия на организм чрезмерного стресса. Может произойти у кого угодно, но с большей вероятностью у людей, имеющих в анамнезе тревожный невроз. В данном случае, важную роль играет индивидуальное состояние нервной системы.

Фазы развития стресса:

1 фаза — Реакция тревоги

Появление состояния тревоги, настороженности, напряжённости при возникновении неординарной ситуации и, как следствие, мобилизация защитных сил организма.

2 фаза — Сопротивление

Начинается сопротивление организма и борьба с ситуацией стресса либо адаптация и привыкание к раздражителю.

3 фаза — Победа либо истощение организма

Если собственных ресурсов организма для борьбы с состоянием стресса достаточно, то человек выходит победителем. В противном случае организм истощается, что приводит к депрессии, различной тяжести заболеваниям и, возможно, к смерти.

Классификация стрессов

Классификация стрессов:

  1. Кратковременные (острые) стрессы и долгосрочные (хронические)
  2. Физиологический (соматический, средовой)психоэмоциональный

Стресс физиологический

  • механический
  • физический
  • химический
  • биологический

Стресс психоэмоциональный

  • информационный
  • эмоциональный

1. Эмоционально положительные стрессы и эмоционально отрицательные стрессы

Стресс может нести в себе как положительный, так и отрицательный заряд. В зависимости от личного восприятия события. Например у одного, такое событие, как свадьба вызывает радостные эмоции и состояние стресса и, одновременно, у другого — это неприятность, и абсолютно другой направленности стресс.

Вроде бы, эмоционально положительный стресс, должен порождать положительные эмоции, но люди со слабым здоровьем могут получить инфаркт или инсульт, например, от банального известия о выигрыше.

Если мы говорим об отрицательных последствиях стресса, то автоматически считаем его эмоционально отрицательным.

2. Кратковременные (острые) и долгосрочные (хронические)

Эти два вида стрессов вызывают разное отражение на здоровье человека. Более тяжёлые последствия для организма несут в себе долговременные или хронические стрессы.

Острый стресс обычно наступает быстро и неожиданно. Его крайней степенью является шок. Если человек не справляется с ситуацией шока, постоянно возвращаясь к ней и вспоминая пережитое, как правило, острый стресс переходит в хронический.

Хронический стресс, может наступить без стадии острого стресса, если присутствуют постоянно действующие, казалось бы, малозначительные факторы — напряжённые отношения с кем-либо, неудовлетворённость какой-либо ситуацией и другие факторы постоянного действия.

3. Физиологический (соматический, средовой) и психоэмоциональный

Стресс физиологический возникает от колебаний параметров внешней среды — гравитации, влажности, температуры, а также от непосредственного воздействия на человека различного рода негативных факторов — холода, боли, голода, физических перегрузок и других. Различают как механический, физический, химический и биологический физиологические стрессы.

Механический стресс — отличается повреждением целостности кожи и различных органов. Это может быть травма, ранение, операция, шоковое состояние.

Физический стресс — вызван состоянием перегрева, переохлаждения, обморожения, ожога, воздействием УФЛ или ионизирующей радиации, невесомости или ускорения, голода, жажды, гипокинезией, иммобилизацией.

Химический стресс — вызван отравлением, действием ядохимикатов и их паров, загрязнением воздуха, воды или почвы, недостатком или избытком кислорода.

Биологический стресс — вызван атакой вызывающих болезнь вирусов, бактерий, токсинов, грибов и их разновидностей.

Стресс психоэмоциональный может быть информационным и эмоциональным.

Чаще всего, данный вид стресса, возникает от переживания достаточно сильных эмоций, таких как обида, обман, опасность, угроза, информационная перегрузка и других.

Стресс информационный возникает от избытка информации, от ответственности, связанной с подобного рода деятельностью, с принятием скорых и верных решений. Подобные стрессы, как правило, сопровождают деятельность операторов различных систем управления, диспетчеров и других работников подобных профессий.

Стресс эмоциональный возникает в ситуации угрожающей безопасности человека — в случае тяжёлой болезни, преступления, войны или аварии, а также при угрозе изменения социального статуса, экономического благополучия или изменения межличностных отношений, таких как проблемы в семье, сокращение или увольнение.

Описанное выше деление стрессов на различные виды, их характеристика, носит относительный характер, существует множество вариантов других классификаций.

Целью данной статьи являлось не показать сложность и разномастность тематики стресса, а объяснить важность правильного понимания конструктивного или деструктивного влияния стресса на организм человека. Возможно, ознакомившись с предложенной информацией, заинтересованный человек сможет отыскать причину своего плохого самочувствия. Иногда, осознания проблемы бывает достаточно, для изменения своей жизни в лучшую сторону.

Стремление к покою характерно не только для каждого тела во вселенной, но и для нашей нервной системы. Любое внешнее воздействие запускает в организме адаптационную реакцию – стресс. Какие бывают базовые виды стресса? Выделяют четыре основных группы: , физиологическая и психологическая форма. Классификация стрессов учитывает степень пагубного влияния раздражителей, способность самостоятельно справится с нагрузкой и скорость восстановления стабильности нервной системы.

Классификация стресса по влиянию

В психологии принято разделять подобную нагрузку на две основные категории:

  • «Хорошая» форма (эустресс);
  • «Плохая» форма (дистресс).

Механизм запуска стресса необходим человеку для выживания, поскольку является формой адаптации к изменяющемуся миру. Краткосрочные стрессы тонизируют организм, высвобождая энергию, позволяющую человеку быстро мобилизовать внутренние ресурсы. Возбудимая стадия эустресса продолжается считанные минуты, поэтому нервная система быстро восстанавливает стабильность работы и негативные аспекты не успевают проявиться.

«Плохим» стрессом в психологии называют воздействие, с которым организм не в состоянии справится самостоятельно. Речь идёт о длительном стрессовом воздействии, когда ресурсов психики не хватает для адаптации, либо идёт речь о нарушении физического здоровья. Дистресс предполагает пагубное влияние на организм – в критических случаях человек без должного лечения полностью теряет работоспособность. Длительный стресс способствует истощению иммунной системы, что в свою очередь влечёт за собой ряд хронических или острых заболеваний.

Физиологический стресс – элементарная форма адаптации

Классификация стрессов также базируется на способе запуска адаптационных процессов. Категории «простого» стресса учитывают минимальный набор воздействий –факторы окружающей среды, физические перенагрузки. Результатом становится физиологический стресс.

Данная форма подразумевает острую реакцию тела на агрессивное воздействие окружающего мира. Резкий перепад температур, чрезмерная влага, длительное отсутствие еды или питьевой воды, пронизывающий ветер, излишняя жара или холод – любой подобный фактор требует излишней мобилизации. К пусковым механизмам физиологического стресса следует также относить чрезмерные физические нагрузки, характерные для спортсменов, а также пищевые отклонения, спровоцированные излишним или недостаточным питанием (обжорством или голоданием).

В популярной психологии выделяется особая, пищевая форма стресса, которую провоцирует неправильное питание (нарушение режима, неадекватный подбор продуктов, чрезмерное поглощение пищи или отказ от неё).

В нормальных обстоятельствах физиологическая форма проходит бесследно за счёт высокой выносливости человеческого организма. Однако в случае, когда человек продолжительное время пребывает в дискомфортном состоянии, его организм перестаёт правильно адаптироваться и происходит сбой на физическом уровне – возникает болезнь.

Видео: Наталья Кучеренко, психолог «Цикл лекций по психологии. Лекция 12: стрессы»

Психологический стресс

Психологический стресс – бич современности. Данная форма стала характерной чертой эпохи, поскольку напрямую связана с адекватностью взаимодействия человека с обществом. Если на физическом уровне адаптация является первичным залогом выживания и облегчается мощным механизмом инстинктивных реакций, то психологический стресс способен надолго выбить человека из колеи.

«Подорванная» психика является результатом экстремальной реакции на два вида воздействия – информационные или эмоциональные факторы.

  1. Информационные перегрузки. Работники умственного труда по собственному опыту знают, какие бывают последствия от поступления большого количества информации. Хотя обработка информации является базовой функцией полушарий головного мозга, излишек данных приводит к пагубным последствиям. Сбой напоминает зависание компьютера – снижается способность к концентрации, замедляются мыслительные процесса, наблюдаются нарушения логики, снижается острота мысли, иссякает воображение.
  2. Эмоциональные перегрузки. Собственно психическая форма стресса подразумевает эмоциональные перегрузки различного рода (позитивные и негативные), являющиеся неотъемлемой частью жизни человека в социуме.

Межличностный стресс

Психологический стресс возникает после переживания интенсивных эмоций, к которым человек был эмоционально не готов. Внезапное счастье столь же пагубно воздействует на психику, как и внезапное горе. Резкие изменения в жизни приводят к психическим перегрузкам и состоянию длительного стресса. Нередко после достижения желанной цели или фрустрации (потери желаемого) человек надолго теряет способность активно действовать и переживать тонкие эмоции – возникает такое специфическое явление, как «эмоциональная тупость». Основной средой для возникновения психологического стресса является внутрисемейное общение, а также профессиональные ожидания. Создание семьи и карьерные достижения входят в набор основных человеческих желаний, поэтому любые изменения в этих сферах дестабилизируют психику.

Внутриличностная форма

Пагубное воздействие оказывает на психику острый конфликт с самим собой, вызванный несовпадением реальности с ожиданиями, а также возрастные кризисы, вызванные необходимостью перехода на новый социальный уровень и сопряжённые с физиологическими изменениями (старение).

Психологический стресс вызывает набор стандартных реакций. На первоначальной стадии возникает резкое увеличение активности и высвобождение внутренних психических ресурсов. Потенциально человек, пребывающий в острой , способен совершать всевозможные подвиги и «чудеса».

Примеры острого психологического стресса

Типичным примером острого психологического стресса является ситуация, когда человек оказывается на грани между жизнью и смертью. Нервное напряжение, вызванное нахождением в горячей точке, позволяет солдату долгое время не испытывать боль от тяжелейшей раны. Мать, наблюдающая картину смертельной опасности для своего ребёнка, способна активизировать невероятные физические силы и с лёгкостью оттолкнуть от малыша тяжёлый автомобиль. Напуганный человек, в обычной жизни не способный без одышки подняться даже на второй этаж, при нападении собаки легко перепрыгнет через двухметровый забор.

Последствия острого стресса

Когда момент опасности проходит, наступает стадия расслабления и наблюдается полное психологическое истощение. Если физическое восстановление происходит относительно быстро (в зависимости от наличия или отсутствия повреждений, болезней), то психика может восстанавливаться годами. Впрочем, чаще всего последствиями эмоциональной перегрузки становится тяжёлое физическое заболевание, вызванное подрывом иммунитета или сбоем в работе внутренних органов.

Будничный стресс – офисная болезнь

Самой противной разновидностью эмоциональных перегрузок является . Нагрузки на психику не отличаются особой интенсивностью, но происходят циклично – каждый день человеку приходится сталкиваться с рядом неприятных и довольно однообразных проблем. Отсутствие ярких впечатлений, смены обстановки, нарушение режима дня и постоянное получение негативных эмоций приводит к состоянию хронического стресса.

При отсутствии должного лечения возможно возникновение ряда психических отклонений – деперсонализации, невроза, депрессии. Человек, не обладающий глубокими познаниями в психологии, не способен самостоятельно справиться с хроническим стрессом. Необходима консультация опытного психолога, который подберёт первичное лечение. Впрочем, на начальных стадиях (до возникновения тревожной апатии и ощущения бессмысленности жизни) помогает смена обстановки (отпуск) и нормализация режима дня.

Весьма эффективным методом борьбы с хроническим стрессом являются досаточные физические нагрузки, а также частые прогулки на свежем воздухе. В ситуации когда наблюдаются серьёзные личностные изменения, разумнее не заниматься самолечением, а попросить помощи у специалиста.

Современные взгляды на стресс

Стресс – это напряжение и реакция на отсутствие напряжения, цели. Отсутствие мотивации – это тоже стресс.

Понятие «Стресс» введено в науку канадским физиологом Г.Селье при описании общего адаптационного синдрома. Само слово «стресс» (в переводе с англ.) означает напряжение, в психологии оно используется для обозначения особого психического состояния.

В соврем. науке стресс – это эмоциональное состояние, возникающее в различных экстремальных ситуациях. Стресс – состояние психического (эмоционального) напряжения, возникающее в наиболее сложных и трудных для человека условиях.

При этом эмоции человека могут быть различными:

* тревога

* раздражение

* депрессия

Нет единства взглядов на содержание понятия «стресс». Одни психологи считают, что стресс – это негативные эмоции, а другие – что это не только негативные, но и позитивные эмоции (вызывают у человека состояние экстаза, воодушевления и т. д.).

Отсюда эмоциональная трактовка стресса неоднозначна

До сих пор нет четкого различения между стрессом и конфликтом, кризисом и фрустрациями. Но фрустрация и кризис не всегда переживаются как стресс.

Эмоциональный стресс – более общее понятие. Наиболее разработана проблема стресса в прикладных дисциплинах.

Неоднозначны представления и о причинах стрессовых состояний.

Причины возникновения стрессовых состояний (классификация Леви)

Причины возникновения – это стрессоры (или стрессовые ситуации).

Стрессоры

1. Кратковременные:

● опасные ситуации, представляющие угрозу для человека, для его жизни, самооценки

● ситуации с неопределенным исходом; человек не знает, чем грозит ему эта ситуация ==> тревога, волнение

● дефицит времени

● физический дискомфорт (холод, жара и т.д.)

● некоторые особенности выполняемой человеком деятельности (сложность, ответственность, значимость результата)

2. Долговременные :

● оказывающие длительное воздействие: войны, тюремное заключение и любые другие ситуации, связанные с нарушениями контактов между людьми

● военная служба

● экономический или политический кризис в стране

● тяжелые хронические или травматические заболевания

● профессиональная деятельность человека, связанная с чрезмерными умственными или физическими нагрузками

Все эти ситуации могут привести к эмоциональному напряжению ==> влияние стресса на поведение и деятельность человека неоднозначно.

Стресс и деятельность

В психологии установлено 3 типа влияния стресса на продуктивность выполнения работы.

1. Мобилизация деятельности – человек способен показать лучшие результаты в стрессовых условиях, чем в обычной ситуации.

Пример: спортсмен, студент (лучше соображает, сосредоточен на проблеме, улучшение памяти, внимания) ==> высокая продуктивность деятельности.

2. Демобилизация (когда снижается уровень выполнения деятельности). Стресс оказывает негативное влияние на протекание психических процессов:

* сужается объем памяти, ее нарушения

* плохая переключаемость внимания

* нарушение мышления ==> хаотичность мыслей

● неспособность принимать решения

● необдуманность, нерациональность

● действия принимают импульсивный характер

3. Деструкция деятельности – отказ от деятельности. Человек не предпринимает никаких усилий для выполнения деятельности. Состояние ступора.

Пример: студент во время экзамена берет билет и отказывается на него отвечать.

От чего зависит влияние стресса на деятельность?

Что влияет на характер этой зависимости?

Разные реакции человека на стресс:

1) стресс «льва»

2) стресс «кролика»

или у Селье:

аустресс (мобилизующий)

дистресс (диструктивный)

I. В основе тип нервной системы:

Сила нервной системы

Уравновешенность нервной системы

Подвижность нервной системы

Если присутствуют сила нервной системы и уравновешенность, то происходит мобилизация.

При неуравновешенной и слабой нервной системе? демобилизация, деструкция.

Инертная нервная система ==> ригидный человек (флегматик) может работать в условиях стресса (сила + уравновешенность), если работа не связана с необходимостью быстро переключаться.

II. Тип темперамента

Лучше работают сангвиники (если деятельность не требует переключения с одного ее вида на другой) и флегматики.

Холерики – негативное влияние (неуравновешенность + сила)

Меланхолики – слабость + неурановешанность ==> дистресс

III. Степень эмоциональной неустойчивости личности

Нетревожные люди в стрессовых ситуациях работают лучше и продуктивнее, чем тревожные. Эмоционально неустойчивые и тревожные люди понижают уровень выполнения деятельности, ее продуктивности.

IV. Уровень притязаний личности (УП)

Если высокий уровень притязаний, то стресс будет более сильным.

Если низкий уровень притязаний (т.е. все равно как сделать), то стресса не будет.

V. Интеллектуальность человека (обратная пропорциональность)

Между эмоциями и интеллектом есть зависимость: чем выше интеллект, тем ниже эмоциональность.

Интеллект позволяет человеку справляться с трудной ситуацией ==> повышается стрессоустойчивость. Там, где человек с высоким интеллектом начинает думать и действовать, человек с низким интеллектом начинает волноваться.

Стресс – это еще и физиологическая реакция ==> оказывает влияние на здоровье.

Стресс и здоровье человека

Любая сильная эмоция сопровождается различными физиологическими изменениями в организме (в пищеварительной системе, в выделительной, в системе органов дыхания и др.), но когда эмоция угасает, человек возвращается в прежнее состояние.

Если мы переживаем стресс часто и ежедневно (стресс носит долговременный характер), то физиологические изменения в организме становятся необратимыми. Длительный стресс – источник соматических заболеваний и психических нарушений.

Именно подавление эмоций, их блокировка на поведенческом уровне приводит к усилению реакции на физиологическом уровне.

В последнее время в медицине возникало особое направление - психосоматика (болезни на нервной почве) серьезные органические изменения

Какие заболевания связаны со стрессом и каков механизм их приобретения?

* соматические заболевая (см. ниже);

* болезни желудочно-кишечного тракта (см. ниже);

* кожные (нейродерматиты);

* ревматические (4 причины артрита):

Крах супружеской жизни;

Одиночество и беспокойство;

Длительная обида;

* сердечно-сосудистые заболевания: на основе стресса возникают: гипертония, инфаркты, инсульты, атеросклероз.

Любые отрицательная эмоции сопровождается: сужением кровеносных сосудов, повышением артериального давления, повышением частоты пульса, повышением свертываемости крови ==> закупорка кровеносных сосудов ==> инфаркт или инсульт.

Высокое артериальное давление – признак гипертонии.

Сердечно-сосудистые заболевания чаще возникают у людей, деятельность которых связаны с эмоциональным напряжением (администратор, врач, учитель и т. д.).

Люди, заняты в сельском хозяйстве, заболевают сердечно-сосудистыми заболеваниями реже.

Болезни желудочно-кишечного тракта: язвы, колиты , т.к. при стрессе увеличивается секреция желудочного сока, повышается его кислотность. Нарушение баланса кальция ==> артриты, кариес.

Эндокринные заболевания возникают тоже из-за стрессов .

Почему фактор один – стресс, а болезни разные?

Существуют разные гипотезы:

1) страдают слабые органы в организме;

2) характер переживаемых человеком эмоций - в зависимости от того, какие эмоции переживаются, возникают разные болезни.

Пример: гнев? сердечно-сосудистые заболевания;

депрессия? болезни желудочно-кишечного тракта, психические заболевания.

3) характер заболеваний связан с психологическими особенностями личности.

Сердечно-сосудистые болезни возникают чаще у честолюбивых людей, с высоким уровнем притязаний.

Болезни желудочно-кишечного тракта – у людей с гиперответственностью ==> тревога, беспокойство, страх, опасения ==> язвы.

Вывод: стрессовые состояния могут стать источником соматических заболеваний. Жалобы на болезни – это частично жалобы на характер.

Почему стресс далеко не всегда приводит к болезни?

Общие механизмы возникновения соматических заболеваний

(2 теоретические модели)

1-ая принадлежит Александеру - психологу, основателю психосоматики.

Его концепция : основная причина возникновения соматических заболеваний – подавление возникающих в стрессовых ситуациях негативных эмоций:

* страх (на 1-ом месте)

* тревога

Три базовые эмоции, порождающие болезнь.

Это отрицательные эмоции, которые приводят к определенным физиологическим сдвигам в организме. Они имеют биологическое значение. Физиологические изменения приводят к мобилизации энергии организма, которая реализуется в поведении.

Пример: у животных бегство или борьба ==> адаптивное поведение.

У человека – он живет по другим законам социума, нельзя избежать или проявить агрессию. Человек должен подавлять в себе агрессивное поведение, блокировать его,

Подавлять (сдерживать) возникающий страх или гнев, скрывать от других чувство тревоги.

Если на поведенческом уровне эти негативные эмоции блокируются, подавляются, то они «выливаются» в болезни. Освобождение от негативных эмоций, их проявление (отреагирование) в поведении – отсутствие болезней.

2-ая теория принадлежит Ротенбергу и Аршавскому.

Их концепция: не всегда отрицательные эмоции приводят к болезням, а наоборот, стрессовые ситуации иногда заглушают болезни.

Пример: в концлагерях люди забывали про гипертонию и другие соматические заболевания.

Пример: человек иногда заболевает на «гребне успеха», когда напряженно работал – он не болел, но когда достигнута цель – человек заболевает или кончает жизнь самоубийством – это «феномен Мартина Идена».

Не эмоции и не их подавление вызывают болезни, а то, как ведет себя человек в стрессовой ситуации.

Тип поведения человека в стрессовых ситуациях

1) активно-оборонительное поведение (реакция, борьба);

2) пассивно-оборонительная реакция на стресс (т.е. человек смиряется с ситуацией и ничего не предпринимает, чтобы ее победить).

Болезни возникают при пассивно-оборонительном поведении. Это основная причина возникновения соматических заболеваний. У тех, кто ведет себя активно, болезни не возникают.

Концепция «поисковой активности» Ротенберга и Аршав

Поисковая активность – это деятельность, направленная на изменение трудной ситуации или на изменении отношения к этой ситуации.

Различные формы поисковой активности могут осуществляться на психологическом и на поведенческом уровнях . Поисковая активность связана с активно-оборонительным типом поведения человека и снижает подверженность человека психосоматическим заболеваниям.

Вывод: стресс – источник не только соматических, но и психических заболеваний (хроническая тревожность – это невроз). Но, если мы научимся управлять своими эмоциями, болезни нам не страшны.

2 пути управления эмоциями (стрессом).

1. Профилактика эмоций.

2. Управление возникшими эмоциями:

* ослабить тревогу;

* устранить.

1. Профилактика эмоций. Основные способы:

1) удовлетворение всех своих потребностей, или их ограничение, что или нереально, или нежелательно;

2) избежание трудных ситуаций;

(пример: переход от сложной работы к более легкой)

3) включить интеллект, т.е. подготовиться к трудной ситуации:

* повысить информированность (разведка)

(пример: узнать любимые вопросы учителя перед экзаменом)

* отработать стратегии поведения (пример: буду вести себя так в одних случаях и иначе в других)

Пример: придумать причины своего опоздания.

* снизить значимость (ценность) данной ситуации.

2 Управление возникшими эмоциями.

Основные способы:

1. Вытеснение (обычное забывание).

Пример: при обиде мысленно забыть и простить.

2. Включение интеллекта (рациональные приемы управления эмоциями):

а) самооправдание;

б) снизить ценность труднодостижимого объекта;

в) повысить ценность того, что имею;

г) сравнить с достижениями других людей (с теми, у кого еще хуже).

3. Эмоциональная разрядка (проводится по механизму психологической защиты):

* сублимация (найти канал для агрессии или гнева)

* смещение (на другого человека)

* двигательная активность (уборка, аэробика), разрядить эмоцию на двигательном уровне

4. Эмоциональное ослабление (слушание музыки, чтение книги и др):

* выговорится (устно или письменно)

* выплакаться

* «заспать» ситуацию

* аутогенная тренировка (мышечная релаксация), переключение сознания на какую-то деятельность, трудотерапия.

ТЕМА: ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ

Психология воли

Программа курса:

1. Понятие Воли в современной психологии:

а) история учения о воле в современной науке, т.е. теории Воли;

б) понятие воли в современной психологии (воля, как психологическая реальность, специфика воли и ее функции);

в) значение воли в жизни человека.

2. Волевая регуляция поведения. Структура волевого действия.

а) понятие волевого действия в современной психологии;

б) структура волевого действия (основные этапы);

в) анализ отдельных этапов волевого действия;

г) волевое усилие как главный специфический элемент волевого поведения (природа волевых усилий, психологические механизмы волевых усилий, характеристики и виды волевых усилий);

д) волевые усилия и основные этапы волевых действий;

е) волевые состояния и их анализ;

ж) соотношение волевой и эмоциональной регуляции поведения.

3. Волевые качества личности:

а) сущность и специфика волевых качеств (чем отличаются от других свойств личности);

б) структура волевых качеств;

в) классификация волевых качеств;

г) характеристика отдельных волевых качеств.

4. Индивидуальные особенности волевой сферы личности.

а) индивидуальные характеристики волевой сферы;

б) патология волевой сферы;

в) возраст и половые особенности волевой сферы;

г) развитие (воспитание и самовоспитание) волевой сферы.

Литература

1. Ильин Е.И. Психология воли. – С-Пб., 2001.

2. Эмоционально–волевая регуляция поведения и деятельности. Сб. статей. 1986.

3. Иванников В.А. Психол. механизмы волевой регуляции. – М., 1992.

4. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. 1976.

5. Шульга Ф.И. Психологические основы формирования воли. 1993.

Понятие воли в современной психологии

Психология воли является наименее разработанной проблемой в психологии, т.к. до сих пор нет серьезных практических наработок по этому вопросу, нет единства взглядов. Нет единой методики ==> разные точки зрения.

В житейском сознании воля также трактуется по-разному. С одной стороны, воля понимается как «свобода» («Вольному воля»), с другой стороны, как «желание» (изъявление желания народа), с третьей стороны, как свойство личности (волевой человек).

Тот же разброс и в психологии. Некоторые ученые вообще отказываются от понятия воли. В зарубежной психологии – это особенности мотивационного процесса (так понимается воля). Начиная с 70-х г.г. понятие «Воля» у западных психологов заменяется понятием «самоконтроль», которое отождествляется с самоуправлением.

Некоторые отечественные ученые придерживаются этой же точки зрения.

Теории воли

Они отражают отсутствие единства взглядов на волю. В конце 19 в. первые психологи активно изучали волю – это была центральная проблема. Но постепенно это понятие заменяется другим, или от него отказываются. Пытаясь обобщить и систематизировать материал, накопленный при исследовании данной проблемы, Ильин в своей монографии выделяет несколько научных направлений по-разному трактующих волю:

Основные теоретические позиции:

1) воля как волюнтаризм;

2) воля как свободный выбор;

3) воля как произвольная мотивация;

4) воля как особая форма психической регуляции поведения;

5) воля как механизм преодоления препятствий и трудностей на пути достижения цели;

6) воля как долженствование.

Характеристика теорий.

1. Воля как волюнтаризм

* Волюнтаризм – это особое направление идеалистической философии. Само слово было введено в науку в 1873 Теннисом, немецким социологом для обозначения данного направления. Идеи волюнтаризма нашли отражение и в психологии.

Сущность этого направления: воля рассматривается как сущность, первооснова всех других психических процессов. Это некая космическая сила, носящая недетерминированный характер, но зато она обуславливает все другие психические процессы. Воля – это основа основ. Волевые акты ничем не определяются, но сами определяют другие психические процессы.

Наиболее полно это направление нашло отражение в работах Шопенгауэра, Вундта, Мюнстенберга: сознание и интеллект есть вторичное проявление воли.

Сразу же были и критики волюнтаризма: Кант считал, что у воли должны быть причины для ее возникновения. По Канту свобода воли – это подчинение нравственному закону истоки которого коренятся в личности.

Критика шла и со стороны физиологов: в основе волевых актов то же лежат рефлекторные процессы.

На основе этой критики возникают другие теории.

2 Воля понималась как свобода выбора действия. Выбор действия – сущность волевого акта. Исходя из этого, была построена первая схема основных этапов волевого действия:

1 этап * возникновение разных влечений

2 этап * задержка влечений и выбор одного из них (принятие решения)

3 этап * переход желания в действие (волевой импульс) ==> переход в поступок

Возражение против этой теории.

В рамках этой теории воля понималась как борьба мотивов, а. сущность заключается в принятии решения.

Но 1) не всякая борьба мотивов решается участием воли;

2) конфликтность мотивов волей не определяется, главное – участие мышления человека, его интеллект.

3. Воля как произвольная мотивация.

Воля здесь понимается широко и связывается с мотивацией в целом. Предпосылкой являются работы Аристотеля. Объяснение природы разумных действий человека. С его точки зрения само знание не обладает решающим, побудительным значением к действию. Знание лишено побудительной силы, а воля имеет этот побудительный характер. Воля – некая сила, вызывающая действие согласно разуму.

Именно с помощью воли человек управляет своим поведением.

Воля рождает разумные желания.

Отсюда идет отождествление воли с мотивами, желаниями человека.

Отечественный психолог Ланге: «Желание – это деятельная воля». Таким образом, воля = мотив.

Такое равенство привело в западной психологии к отказу от понятия воля, но в отечественной психологии эта теория видоизменена. Не отождествление воли и мотива, а принятие связи между волей и мотивом:

1) воля рассматривается как важный элемент мотивационных процессов. С помощью воли происходит усиление одних мотивов и потребностей и торможение других.

2) упор делается на роль мотива в волевом акте мотив – это неизбежный компонент волевого поведения, то есть все волевое поведение всегда мотивировано в отличие от непроизвольного (реактивного) поведения.

Разные взгляды на связь между волей и мотивом

4. Воля как особая форма психической регуляции.

Воля – высшая форма психической регуляции поведения. Суть этой теории полно отразилась в работах Л.М. Веккера.

Основные положения: воля – высшая функция произвольной регуляции поведения, осуществляемая на основе критериев интеллектуальной, нравственной, эмоциональной общественной ценности того или иного действия.

Психическая регуляция поднимается на уровень личности: воля – это способность личности управлять своим поведением. Воля несет в себе черты личностной зрелости и требует развитого самосознания.

5. Воля как механизм преодоления препятствий.

Именно так понимают сущность волевых процессов многие современные ученые. Волевое усилие является механизмом преодоления возникших трудностей. Эта позиция представлена в работах Симонова. С его точки зрения, такое понимание воли позволяет определять ее биологические предпосылки, которые есть и у животных: рефлекс свободы (наличие препятствия порождает у животных активность с точки зрения Павлова). Рефлекс свободы – самостоятельная форма поведения, для которой адекватным стимулом является препятствие.

С точки зрения Симонова, препятствие порождает у человека потребность преодолеть препятствия, эта появляющаяся потребность является волей. Воля – потребность преодоления препятствия.

Критика: Роль разума не менее важна в преодолении препятствий, чем сила воли.

6. Воля как долженствование.

Эта теория наиболее разработана у грузинских психологов. Основной принцип – Я должен ==> возникновение волевого поведения. Но это «должен» связано с моралью человека, а не с личными желаниями. Посредством воли человек освобождается от плена актуальной потребности. Воля – нравственное свойство личности.

Критика: нельзя отождествлять волю и мораль, так как и моральный поступок может быть и без воли, и наоборот, аморальный поступок.

Вывод: нет единства взглядов на сущность воли ==> отказ от воли, как психического понятия или интеграция отечественной и западной теорий.

Понятие воли в современной психологии. Воля и волевые процессы:

Некоторые психологи вообще отрицают самостоятельность воли как психического явления. Другие считают наоборот. Это идет от Аристотеля, который разделял: Разум, Чувства, Волю. Те ученые, которые считают волю независимым, самостоятельным психологическим процессом отождествляют волю с произвольным управлением поведением и деятельностью.

В психологии сложились 2 представления о воле:

1. В широком смысле, волевое действие – значит произвольное (то есть целенаправленное, сознательное, преднамеренное).

Волевой поступок – сознательное действие. Воля (произвольность) как самоуправление.

2. Воля в узком смысле – преодоление препятствий и трудностей. Таким образом, волевое поведение является частной разновидностью произвольного поведения.

Основные функции воли:

1. Побудительная функция (к началу волевого акта) – сознательное определение (выбор) цели.

2. Тормозная функция (подавление с помощью воли ненужных желаний, поведенческих актов).

Регулирующая функция – основная функция воли.

Волевая регуляция поведения

Всякое волевое поведение – произвольное.

Волевое действие – это частный вид произвольных действий. Отличаются от произвольного действия наличием препятствий на пути к достижению цели. Волевые действия – разновидность произвольных действий, спецификой которых является использование при достижении цели волевого усилия, связанного с продолжением препятствий (трудностей) и требующего больших затрат энергии, сопровождающегося переживанием внутреннего напряжения.

Основные этапы волевых действий (выделяются разными учеными по-разному).

Селиванов и многие другие выделяют 3 этапа:

1) постановку цели действия,

2) планирование,

3) исполнение волевых действий, связанное с реализацией цели.

Рубинштейн С.Л. выделяет 4 стадии:

1) возникновение побуждений (потребностей и мотивов) и осознание цели,

2) обсуждение цели и борьба мотивов,

3) принятие решения о действии,

4) исполнение действия.

Ильин считает, что в выделенных Рубинштейном этапах не хватает:

5) контроль,

6) результат действия.

Но Рубинштейн включает их в 4 этап, в исполнение действия.

Удельный вес каждого этапа различен в разных волевых действиях.

По своей структуре волевые действия делятся на 2 вида: простые Включают в себя первое и последнее звено) и сложные (эти действия включают в себя все этапы, в развернутом виде).

Характеристика этапов.

1. Постановка цели, эта фаза, с точки зрения Рубинштейна, начинается с зарождения потребности, осознания ее, которое приводит к возникновению мотива желания. Оно

приводит к постановке цели. Но возникновение желания – это только начальный этап волевого действия Þ обсуждение цели, оценка вероятности ее достижения.

2. Обсуждение цели. Если цель одна, то этот этап сводится к обсуждению цели: взвешиваются все «за», «против», затем происходит выполнение действия. Поэтому волевое действие превращается в интеллектуальное действие – «человек размышляет».

Но если целей несколько, возникает конфликт мотивов – «что выбрать?». Этот конфликт переживается человеком внутриличностно Þ возникновение серьезных эмоциональных переживаний. Конфликт мотивов решается выбором одной из целей.

3. Принятие решения. Оно проявляется в 2-х формах.

Если цель одна, то это результат обдумывается.

Если несколько целей, то принятие решения – это выбор чего-то одного.

С точки зрения Рубинштейна, принятие решения принимается по-разному:

· без колебаний (волевое усилие отсутствует), чисто интеллектуальное принятие решений,

· мучительные колебания (интеллектуальное + волевое усилие). Конфликт мотивов полностью разрешен,

· конфликт полностью не разрешается, сомнения остаются.

Но во всех 3-х случаях, человек чувствует облегчение, новое позитивное эмоциональное состояние. Это зависит и от интеллектуальных возможностей человека, а не только волевых. Но иногда последнее слово принадлежит Воле.

Принятие решения – выбирается окончательная цель.

4. Планирование волевого действия – выбираются средства достижения цели Þ конфликт между ними (простые, но не нравственные и сложные, согласованные с моралью – что выбрать?) Þ волевые усилия человека. Иногда на этапе планирования у некоторых людей все завершается. Поэтому очень важен этап использования действия.

5. На этой стадии также возникают трудности:

а) внешние препятствия (конкуренция, моральные законы),

б) внутренние (лень, некомпетентность).

Человек должен преодолеть эти препятствия усилиями воли. Таким образом, все этапы волевых действий связаны с волевым усилием.

Что такое волевое усилие? (существуют разные определения волевого усилия)

Ильин: Волевое усилие – сознательное и преднамеренное напряжение физических и интеллектуальных сил, мобилизация на преодоление трудностей.

Платонов: Волевое усилие – обязательный субъективный компонент волевого действия, проявляющийся в переживании усилия (напряжения).

Волевое усилие – это загадка для психологов, особенно физиологическая его природа. Несколько гипотез в отношении природы волевого усилия:

1. Волевое усилие связывается с обычным мышечным напряжением

Пример: нахмурил брови, сжал кулаки.

2. Волевое усилие связывается с эмоциональным состоянием человека. Þ Волевое усилие – это особое эмоциональное состояние, это форма мобилизующего стресса, который порождается «хочу» и «могу», их конфликтом. В этом случае происходит мобилизация всех сил, энергоресурсов, переживаемая как состояние значительного напряжения.

3. Волевое усилие определяется природой или содержанием возникшего препятствия. Наличие препятствия может привести к усилению мотива. Исходный мотив становится более сильным. Само препятствие порождает волевое усилие; волевое усилие – одно из следствий фрустрации.

4. Волевое усилие сводится к переосмыслению ситуации. То, что было значимо, теряет свое значение.

Психологические механизмы волевого усилия.

Самостимуляция как механизм актуализации волевого усилия осуществляется в речевой форме:

· самоодобрение («ты молодец»);

· самоубеждение;

· самоприказ («надо»).

Все эти речевые сигналы вызывают активизацию работы коры головного мозга.

Волевые усилия отличаются интенсивностью (силой) и длительностью. Эти две характеристики определяют то, что принято называть силой воли.

Сила воли зависит от

● значимости цели;

● отношения к деятельности;

● локуса-контроля (степень ответственности).

Но природа волевого усилия до сих пор до конца не изучена.

Волевые состояния и их анализ.

Волевое состояние – это временное психическое состояние, которое сопровождает волевое действие и выражает специфику этих действий.

Волевые состояния носят временный характер.

Впервые это понятие ввел Левитов. Но перечень волевых состояний у него широкий, мы их сузим:

1. Состояние мобилизационной готовности (проявляется в самонастраивании на полную мобилизацию своих возможностей для достижения цели).

2. Состояние сосредоточенности. Основа этого состояния – произвольное внимание. А внимание является базой для протекания других психических процессов, внимание улучшает их работу. Функция воли – тормозная.

3. Решимость, как волевое состояние, более ярко проявляется на этапе «Решение, его принятия». Способность быстро, без колебания принять решение. Решимость – скорость перехода к реальному действию.

4. Сдержанность – это особое психологическое состояние, благодаря которому поведение человека подчиняется разумному контролю Þ умение подавить ненужные эмоции и желания («хочу, но вынужден отказаться»). Отражает соотношение волевой и эмоциональной регуляции поведения. Часто Воля и Эмоции выступают как антиподы в регуляции поведения. Сильная эмоция часто подавляет волю Þ безрассудные поступки. Но в то же время воля может оказать давление на эмоцию. В этом случае, поведение приобретает позитивный характер.

Пример: Тревога чаще всего мешает деятельности: блокируется решительность. Страх также мешает настойчивости.

Вмешательство воли улучшает нашу деятельность.

Для характеристики волевых усилий говорят о силе воли , отражающей длительность и интенсивность волевых усилий.

Сила воли – слабая или сильная. В это понятие вкладывается разное содержание. Существует 3 подхода к его трактовке:

1 точка зрения: сила воли = сила мотива (у человека сильная мотивация поведения).

Но это не так, так как воля – это не столько проявление мотива, волей мотив подавляется или усиливается.

2 точка зрения: сила воли = борьба мотивов связывается силой воли, иногда воля требуется в ситуации, когда нет борьбы мотивов, но на пути достижения цели возникают серьезные препятствия. Влияние интеллекта.

3 точка зрения: сила воли = свойство личности, волевое качество.

Но сила воли для современной психологии – пустое слово, так как воля м. проявляться различными качествами человека. Нужно говорить о конкретных волевых качествах личности. Þ Нужно говорить об отдельных волевых качествах. Нет силы воли, а есть отдельные волевые качества.

Волевые качества личности.

Волевые качества – это конкретные и устойчивы проявления воли, обусловленные содержанием преодолеваемых препятствий на пути достижения цели.

Основная проблема – в умении отделить волевые качества от других свойств личности. Критерий волевых качеств – это успешность выполнения деятельности. Но успешность зависит не только от волевых качеств.

Общая характеристика всех волевых качеств – это структура волевых качеств.

Каждое волевое качество имеет 3-компонентную структуру, которая напоминает 3-слойный пирог:

Нижний слой – это нейродинамические характеристики свойства нервной системы: сила, подвижность, уравновешенность. Они влияют на интенсивность и проявление волевых качеств.

Второй слой – волевое усилие.

Верхний слой – социально личностные качества, которые стимулируют, активизируют волевое усилие: особенности мотивационной сферы личности, интеллектуальные проявления человека, нравственные качества человека.

Такая многокомпонентность затрудняет выделение волевых качеств.

Пример: ссора в семье: один орет, другой невозмутим, обладает самообладанием

Но у них может быть разная эмоциональная активность, а не разная воля. Эти разные компоненты в структуре разных волевых качеств имеют разную обусловленность, вес: настойчивость (связано в большей степени с мотивацией, в меньшей степени – с особенностями нервной системы), упорство (нервная система + мотивация), терпение (особенности нервной системы).

Анализ отдельных свойств волевых качеств . (выделяют от 10 до 30 и более волевых качеств).

Их классификация.

В основу классификации кладется 3 основных критерия

I Каждое волевое качество выделяется на основе соответствия определенных качеств основным функциям воли – функции волевых процессов.

II Структура волевого действия в соответствии с этапами волевого действия.

III Cложность самого волевого качества.

I Этот критерий используется Гоноболиным, Селивановым:

1. Функция воли – повышение активности. Эту функцию воли выполняют несколько волевых качеств: упорство, настойчивость.

2. Функция воли – торможение: терпение, выдержка, самообладания.

II Рубинштейн (выделяет 4 группы волевых качеств) Þ 4 этапа действия:

– Инициативность (самостоятельность) – постановка цели.

– Решительность – принятие решения.

– Настойчивость, упорство.

– Принятие решения о действии + исполнение действий.

III Ильин, Калин разделяют волевые качества на

· базовые (первичные);

· вторичные (системы, производные) – они включают в себя несколько волевых качеств. Это синтез первичных волевых качеств.

Ильин делит волевые качества на простые (волевые качества, которые являются проявлением целеустремленности, и волевые качества, которые обусловлены самообладанием) и сложные (морально-волевые) качества. Мы будем придерживаться

этой точки зрения.

I Целеустремленность и ее основные проявления

Это важно! Стремление к цели Þ проявляется в ясности и четкости цели, которую ставит перед собой человек. Стремление к цели связано с преодолением препятствия.

Целенаправленность как волевое качество выделяется в 3-х видах:

– Настойчивость.

– Упорство.

– Терпение.

Многие психологи отождествляют их как синонимы. Другие психологи находят тонкие различия между ними. Сходство: целеустремленность.Различие: настойчивость связана с отдаленной, перспективной целью; упорство связано с достижением близкой цели, несмотря на неудачи в ее достижении.

Настойчивость.

Настойчивость является самым сильным волевым качеством (этим понятием западные психологи заменяют понятие воли).

Любой человек встречается со стрессом. По пути на работу, на протяжении трудового дня и по возвращении домой люди сталкиваются с напряженными ситуациями.

Для некоторых подобный образ жизни становится привычным, они постепенно адаптируются к нему, и это печально. Ведь последствием нервного перенапряжения могут стать различные физические и психические патологии.

Стресс: понятие, виды

Вследствие событий, которые происходят в жизни людей (конфликты, спешка, неприятности на рабочем месте, трудности с деньгами) возникают явления, влияющие на деятельность организма. Комплекс таких симптомов называется стрессом. Это совокупность физиологических и психологических реакций.

Чтобы предотвращать такие состояния, успешно справляться с ними, следует иметь четкое представление о стрессе, видах, причинах данного явления.

Существует несколько различных классификаций этого понятия. Согласно одной из них выделяют эустресс и дистресс. Первая категория представляет собой ситуацию, которая воздействует на человека скорее положительно, чем отрицательно. При эустрессе даже беспокойство и эмоциональное перенапряжение сопровождаются осознанием того, что возникшие препятствия можно преодолеть. Такое явление в целом позитивно воздействует организм, и его присутствие в жизни необходимо. В отличие от первой разновидности, вторая - дистресс - представляет собой нарушение психологического равновесия. Это явление негативно сказывается на состоянии организма.

Виды стресса, оказывающего вредное воздействие

Итак, не всегда нервное перенапряжение отрицательно влияет на человека. При эустрессе люди направляют свои силы и используют внутренние резервы для получения результата. Когда цель достигнута, они испытывают радость и удовлетворение. Однако при дистрессе ситуация противоположная. Такое явление возникает внезапно или развивается постепенно. В любом случае оно приводит к возникновению болезней, психических расстройств. Виды эмоций стрессы такого характера провоцируют лишь отрицательные.

Итак, разрушающее воздействие на организм человека оказывают следующие виды перенапряжения:

  1. Физиологическое.
  2. Психологическое.
  3. Кратковременное.
  4. Хроническое.
  5. Нервное.

Если стрессовое состояние присутствует в жизни человека постоянно, организму становится все труднее устоять перед перенапряжением и справляться с ним. Это приводит к снижению иммунитета, тяжелым патологиям и даже смерти.

Физиологическое перенапряжение

Это один из видов стресса, который появляется вследствие отрицательного влияния факторов внешней среды. Это может быть переохлаждение, перегрев, отсутствие достаточного количества питьевой воды и пищи. В случае когда люди осознанно обрекают себя на такие испытания, они должны понимать, какие последствия способны вызвать данные явления. Даже после того как отрицательное влияние факторов внешней среды прекращено, человеку необходим период восстановления. К физиологическому стрессу можно отнести следующие разновидности:

  1. Химический (возникает из-за влияние определенных веществ на процессы, происходящие в организме человека).
  2. Биологический (обусловлен наличием вирусных, инфекционных или иных патологий).
  3. Физический (связан с интенсивными занятиями спортом у профессионалов).
  4. Механический (вызван увечьем какого-либо органа, части тела либо хирургическим вмешательством).

Среди тех видов стресса, которые часто встречаются сегодня, выделяют перенапряжение, связанное с пищевыми расстройствами. Однако если ограничения в питании продолжаются недолго, они не наносят организму сильного вреда.

Психологический и эмоциональный стресс

Это явление представляет собой перенапряжение из-за обстоятельств, вызывающих беспокойство и сильные переживания. Иногда человеку свойственно придумывать себе проблемы и испытывать волнения по поводу несуществующих трудностей. Однако психологический стресс возникает даже в этом случае. Это явление бывает кратковременным. В некоторых ситуациях мобилизация ресурсов организма способна спасти человеку жизнь. Кратковременный дистресс возникает внезапно, связан с опасностью. Он обычно проходит быстро и не оказывает отрицательного влияния на организм. Хронический дистресс представляет собой постоянное эмоциональное перенапряжение. Оно воздействует на тело и психику людей негативно, провоцирует чувство страха, подавленность и даже попытки самоубийства. Также существует нервный дистресс. Это состояние, которое сопровождает лиц с неврозами. Такие люди нуждаются в помощи специалиста.

Виды стресса в психологии

Это явление возникает в результате переживаний, связанных с личностным кризисом или взаимодействием с окружающими. Различают следующие типы психологического стресса:

Различные стрессовые ситуации неизбежно возникают в жизни у каждого. В противном случае человеческое существование было бы бессмысленным. Однако психологические стрессы часто связанны не столько со сложившейся ситуацией, сколько с тем, как реагирует на нее конкретная личность.

Этапы развития стрессовых реакций

Итак, организм человека определенным образом отвечает на воздействие факторов, вызывающих перенапряжение. Существует несколько фаз стрессовых реакций. Принято рассматривать следующие стадии:

  1. Фаза тревоги (предполагает включение механизмов защиты и мобилизацию ресурсов организма для борьбы с перенапряжением).
  2. Этап сопротивления (предполагает уменьшение активности механизмов, которые помогают бороться со стрессом). Если организм не может противостоять действию сильного раздражителя, он ослабляется.
  3. Фаза истощения (характеризуется сильной усталостью, снижением активности, болезненными симптомами).

Практически все виды психологического стресса предполагают прохождение этих стадий. Интенсивность реакций организма зависит от того, насколько сильным является перенапряжение и в течение какого времени его испытывает человек.

Признаки стресса

Сильное эмоциональное перенапряжение сопровождается появлением ряда симптомов. В качестве признаков стресса можно перечислить такие как:


Подобные симптомы свидетельствуют о том, что у человека присутствуют психические нарушения и ему требуется помощь специалиста.

Психологические особенности и их влияние на появление стрессовых реакций

Известно, что некоторые индивидуальные характеристики человека объясняют то, как он ведет себя в условиях перенапряжения. В результате многолетних наблюдений специалистам удалось установить зависимость между психологическими особенностями и манерой поведения в сложных обстоятельствах.

Люди с меланхолическим типом темперамента при стрессе чувствуют сильный страх, беспокойство. Они склонны винить себя в сложившейся ситуации, паниковать, не могут проявлять силу воли.

Холерики в критических ситуациях демонстрируют агрессию, срываются на других. Часто из-за повышенной возбудимости у них возникают патологии, такие как язвенная болезнь, повышенное давление, проблемы с сердцем. Лицам с холерическим темпераментом трудно смириться со сложившейся ситуацией, они не могут принять ее.

Флегматики, как правило, стараются быть уравновешенными в тяжелых обстоятельствах. Спасение от стрессов они ищут в еде, и это провоцирует проблему лишнего веса. При перенапряжении флегматики часто демонстрируют замкнутость, сонливость, вялость, нежелание справляться с трудностями.

Сангвиники в стрессовых ситуациях стараются мыслить позитивно, сохранять уверенность в себе. Они способны проявлять силу воли и эффективно справляться с перенапряжением.

Реакция на разные виды стресса, эмоциональный ответ на него во многом закладывается в детстве. Если мать и отец учили ребенка не паниковать, адекватно оценивать себя и свои возможности, он сможет в дальнейшем противостоять негативному влиянию сложных обстоятельств жизни.

Острые реакции на стресс

Такие явления возникают тогда, когда человек попадает в критические ситуации, которые угрожают его жизни, или становится их свидетелем. Это могут быть военные действия, стихийные бедствия, теракты, аварии, ДТП, преступления. Такие ситуации оказывают негативное воздействие не только на тех, кто претерпел физический и моральный ущерб, но и на их родных и друзей. Виды острых реакций на стресс бывают следующими:


Часто люди, которые становились участниками или свидетелями каких-либо травмирующих событий, испытывают настолько сильное эмоциональное перенапряжение, что нуждаются в медицинской помощи.

Виды стрессов в профессиональной деятельности

Любой человек, который работает, сталкивается с эмоциональным перенапряжением. Оно связано как с трудовой деятельностью, так и с общением и между начальством и подчиненными, внутри коллектива. Среди видов профессионального стресса можно перечислить следующие:

  1. Коммуникативный (связан с межличностными отношениями между людьми, работающими в коллективе).
  2. Профессиональный стресс достижения (возникает из-за боязни сделать работу неправильно, не добиться поставленных целей).
  3. Профессиональный стресс конкуренции (стремление быть лучше, чем коллеги, неоправданные жертвы ради этого).
  4. Стресс успеха (ощущение бессмысленности тех усилий, которые были направлены на достижение результата).
  5. Стресс подчинения (страх перед ответственностью, боязнь начальства, повышенная тревожность при исполнении обязанностей).
  6. Перенапряжение, связанное с рутиной (явление, характерное для офисных работников, которым приходится решать довольно монотонные задачи, отсутствие новизны, позитивных эмоций).

Переживания, связанные с профессиональной деятельностью, нередко приводят к психическим нарушениям и развитию депрессивных расстройств. Иногда отдых, занятие любимым делом, спорт или путешествие помогают справиться с проблемой. Но если стресс приобрел хроническое течение, необходима помощь психолога.

Как предотвратить эмоциональное перенапряжение?

Имея представление о том, какие бывают виды стресса и его признаки, многие задают вопрос о методах борьбы с этим явлением. Справиться с перенапряжением нелегко, так как не всегда людям удается предотвратить или избежать ситуаций, которые его провоцируют. Однако если придерживаться общих рекомендаций (хорошо высыпаться, заниматься спортом, проводить свободное время с близкими, мыслить позитивно), можно значительно уменьшить перенапряжение. Но не все способны эффективно справиться со стрессом. Если ситуация слишком сложная, можно обратиться за медицинской помощью.

Как правило, успокоительные препараты помогают уменьшить неприятные переживания. Однако лекарства следует принимать только по назначению врача. Если в жизни человека присутствует хронический стресс, он должен выработать тактику борьбы с ним, так как это явление опасно тем, что провоцирует проблемы со здоровьем.

У многих со словом «стресс» связаны только негативные ассоциации. На самом же деле стрессы бывают двух видов:

Полезные стрессы , или эустрессы. Для полноценной жизни каждому необходима небольшая доза полезного стресса – без этого нашему организму пришлось бы тяжело. Например, чтобы утром подняться с кровати и пойти на работу, нужно полностью проснуться. А чтобы работать продуктивно и с удовольствием, человеку необходима реакция пробуждения, или эустресс (небольшая порция адреналина). Назовем это состояние «реакцией пробуждения».

Вредные стрессы , или дистрессы, возникают, когда напряжение достигает критической точки, когда нет больше сил бороться с ним. Например, если недосып уже хронический. Именно это эмоциональное состояние мы подразумеваем, когда говорим, что находимся «в состоянии стресса».

Основные виды вредного стресса (дистресса):

  • психологический или эмоциональный стресс

Психологические стрессы, как правило, появляются в ситуациях, связанных с переживанием сильных эмоций. Любая ситуация, которая внешне не имеет угрозы для человека, но вызывает сильные эмоции, становится причиной психологического стресса. Причем, не важно, положительные эмоции или отрицательные являются причиной – организм реагирует на отклонение от нормы в «плюс» или «минус» одинаково.

Сюда так же относиться стресс, не имеющий реальных причин, т.е. нафантазированный самим человеком. Причем, какими бы иллюзорными не были причины, сам стресс в таких случаях - абсолютно реален и с точки зрения организма и всех последствий ничем не отличается от стресса, вызванного реальными причинами. Более того, абсолютное большинство стрессов вызываются в той или иной мере выдуманными причинами.

  • физиологический стресс

Физиологические стрессы возникают в результате воздействия на человека внешних факторов, таких как, холод, жара, боль, жажда, голод и т.д. Очень показательный пример – реакция организма на диеты. Когда человек садится на диету, он тем самым сознательно ограничивает себя в той или иной привычной для себя пище или ее количестве. На ограничение питания организм реагирует единственным возможным для себя способом – стрессом, поскольку, он старается приспособиться к новым условиям. То же самое происходит, когда человек решает, что достаточно просидел на диете и возвращается к своему прежнему режиму и рациону питания, поскольку организм вынужден адаптироваться заново, а это возможно только через стресс.

  • кратковременный стресс

Кратковременный стресс это самый естественный стресс – он тесно связан с инстинктами, например, реакция на резкий звук, внезапное движение. Для этого вида стрессов характерна внезапность и быстрое прохождение всех стадий стресса. Как правило, действие такого стресса очень коротко и никакой опасности не представляет.

  • хронический стресс

Хронические стрессы – самый опасный вид стрессов. Многие его путают с посттравматическим стрессом или синдромом. Хронический стресс это такой стресс, которому вы подвержены постоянно, который идет с вами фоном по жизни и вы настолько к нему привыкли, что вроде как и не замечаете. Например, вас перманентно что-то раздражает, какая-та ситуация в жизни, в которой вы находитесь и деться от которой, как вам кажется, не можете. Опасен хронический стресс тем, что часто приводит к нервным срывам, депрессиям и суицидам. Так же хронический стресс тесно связан со страхами и фобиями .


  • нервный стресс

В основном это название является некоей компиляцией бытовых представлений уровня "все болезни от нервов" и "стресс вреден". О вреде стресса подробно написано в этой статье . А все болезни - действительно от нервов, хотя бы потому, что в возникновении, течении и излечении любого заболевания (не важно - соматического либо психического) важную роль играет нервная система. Подробнее о том, как болезни связаны с психикой человека можно почитать .

Симптомы стресса (дистресса):

  • Частые болезни, ослабление иммунной системы организма
  • Расстройство половой функции
  • Головные боли, желудочные боли, язвенные болезни
  • Ухудшение сна
  • Потеря аппетита или наоборот излишнее обжорство
  • Изменение предпочтений в еде: если раньше, например, много острого или сладкого не хотелось - то в состоянии стресса наоборот хочется и помногу.
  • Повышенная возбудимость: чаще хочется раздражаться, злиться, сердиться, беспричинно смеяться.

Психология стресса

Стресс прежде всего влияет на психологию человека и его поведение. Чаще всего поведение меняется следующим образом:

  • человек становиться очень раздражительным
  • неадекватно реагирует на малейшие затруднения
  • становиться менее активным, в результате чего не успевает сделать то, что запланировал
  • количество успешно выполненных дел уменьшается
  • у человека возникает частое желание спорить
  • он становится излишне критичным к вещам, которые раньше его вполне устраивали
  • человек испытывает потребность в алкоголе, или других заменителях, для повышения уверенности в себе
  • он находится в состоянии постоянного уныния и жалости к себе
  • человек теряет контроль над ситуацией: он не может справиться со множеством проблем, требующих одновременного и немедленного решения
  • человек часто испытывает такие нежелательные реакции организма, как: учащенное сердцебиение, расстройство желудка, потливость, лихорадка и высыпания на коже
  • человек склонен объяснять эти проявления просто усложнением жизни, считает невозможным контролировать изменчивую ситуацию и даже не пытается этого делать.

Идея справится со стрессом самому такая же «удачная», как и подстричь себя самому перед зеркалом. Чтобы убрать не только симптомы стресса, но и укрепить нервную систему и повысить стрессоустойчивать организма в целом - лучше работать с профессионалом. Психолог такой же необходимый сейчас специалист, как и парикмахер или фитнес тренер, а забота о своем душевном состоянии даже важнее, - новая прическа вернет блеск в глазах до первого мытья головы. Всех, кто хочет повысить качество свей жизни, я приглашаю на бесплатную консультацию. Запись по ссылке .

Ксения Голицына,
Практикующий психолог
2012г