«Укокская принцесса. Татуировки и украшения алтайской принцессы Принцесса алтая

Одна из самых знаменитых археологических находок XX века - замороженное погребение Алтайской принцессы или принцессы Укока, по названию плоскогорья в Горном Алтае, где ее обнаружили. "Возраст" мумии 2,5 тысячи лет. Благодаря природной морозильной камере до нашего времени сохранилась органика - все содержимое захоронения найдено в том виде, в каком было оставлено в древности. Особенно привлекли внимание татуировки мумии. После пазырыкских находок стало особенно ясно, что наколки характерны буквально для всего древнего мира.

Мы знаем, что люди раскрашивали тело краской - отголосок этого древнего обычая, к примеру, - тилаки, священные знаки индуизма. О традициях наносить на тело рисунки красками, а также о нанесении татуировок свидетельствует культура многих народностей, сохраниших древние обычаи до наших дней.

Для меня эти древние татуировки стали открытием в том смысле, что татуирование тела могло стать прообразом многих ювелирных украшений. Разные части тела имели определенное значение при нанесении татуировки. К примеру, главный символ племени обычно наносился на плечо - именно так нанесены одинаковые или похожие символы у пазырыкцев. Это своего рода герб, гражданство и паспорт. Я замечала, что в древности большое значение придавали браслетам на предплечье, в Индии он называется баджубанд и это до сих пор одно из обязательных украшений для невесты. Примером анатомической сути символики татуировки может служить связь большого пальца руки с брачными символами. Но сейчас не об этом, речь пойдет о татуировках и украшениях алтайской принцессы.

Мумия была обнаружена при раскопках кургана на юге Алтая, на плато Укок в 1993 году археологом Н.Полосьмак. Мне кажется, есть какая-то мистика, в том, что ее нашла именно женщина-археолог. Может и впрямь сокровища и клады знают кому открываться... Мумия принадлежала 25-летней женщине довольно высокого роста (выше 165 см) близкого к европеоидному типу. Там же обнаружены останки 6 жертвенных лошадей. Одно это уже указывает на достаточно высокий статус женщины. Женщина погребена с высоким головным убором (длина погребальной колоды учитывает рост женщины с надетым головным убором), найдены золотые украшения и достаточно ценные для этих мест предметы как, например, шелковая рубашка (из Китая или Индии) или кориандр, который использовался в качестве благовония.



Реконструкция захоронения, музей в Горно-Алтайске

Сохранились куски мяса погребальной трапезы, одежда и парик женщины (мумия была лысой и неизвестно, было ли это погребальной традицией или вообще обычаем), предметы из кожи, меха и дерева, травы, использованные в качестве набивки. Сохранились краски - мы знаем, что жители Укока предпочитали красный, белый и черный цвета. Древняя культура, к которой относится могильник, известна как пазырыкская ( V-III века до н.э ), ее относят к алтайским скифам. Существовала на территории России (Горный Алтай), Казахстана, Монголии и Китая.

Антропологическая реконструкция - Татьяна Балуева

Мумия широко известна под самыми разными именами - ее также называют Очы-бола, Ак-Кадын (Белая госпожа) и так далее. Вокруг нее до сих пор кипят страсти, она окружена большим количеством суеверий, легенд, домыслов и политических баталий, несмотря на то, что это не единственная подобная находка, относящаяся к пазырыкской культуре. Но появилась из небытия Алтайская принцесса действительно эффектно и не одна - а вместе с ожившим фрагментом своего мира. Но тайны открыла не все. Она принадлежала к знати пазырыкского общества, но чем-то отличалась от остальных. Пока мы не знаем, кем же она была.

ПАЗЫРЫКСКИЕ ТАТУИРОВКИ

Ученые Эрмитажа по совету криминалистов сфотографировали мумии, найденные в 1949 г. археологом Руденко, в отраженных инфракрасных лучах - так было обнаружено, что татуировки есть на всех пазырыкских мумиях. Известно, что татуировки (шрамирование) были и на теле Эци, ледяного человека, обнаруженного за три года до принцессы - в 1991 году в Альпах. Возраст мумии Эци - более 5 тысяч лет. Возможно это обстоятельство также сыграло свою роль в оценке пазырыкских татуировок.

Среди рисунков на эрмитажных мумиях есть как хищные, так и копытные, реальные звери, обитавшие на Алтае (тигры, горные бараны, козероги, лошади, архары, косули) и неизвестные здесь (куланы). Среди изображений - фантастические существа - копытные с птичьей головой, хищники с крыльями и много птиц. На данный момент доказано, что татуировки носили все взрослые пазырыкцы, независимо от пола и социального положения.

Итак, вот три самые известные пазырыкские татуировки.

Татуировки были скопированы Е.В.Шумаковой, ей же принадлежит и их графическая реконструкция. Рисунки были опубликованы в книге Н.Полосьмак "Всадники Укока " и других изданиях. Н.Полосьмак принадлежат работы "Татуировки у пазырыкцев" , "Пурпур и золото тысячелетий" , "Птицы в татуировках пазарыкцев" , в книге Л.Л.Барковой и С.В.Панковой о татуировках и других, из которых мною и почерпнута большая часть информации о татуировках Алтайской принцессы и пазырыкцев. Почти все ссылки ведут на тексты академических изданий, их можно почитать.

Первая мумия мужчины с татуировкой была найдена в 1948 году С.И.Руденко во Втором Пазырыкском кургане - мужчина монголоидного типа около 60 лет, которого в литературе обычно называют вождем. Татуировкой были покрыты руки, верхняя часть спины и голени. Мумия хранится в Государственном Эрмитаже. Были найдены и другие мумии и замороженные захоронения, но в конце 50-х послевоенных лет это не вызвало такого сильного мирового резонанса, как находка Алтайской принцессы (собственно я ее так называю для удобства и краткости).

На теле вождя лучше всего видна татуировка на правой половине тела. На правой руке от плеча до запястья изображены шесть фантастических животных со вскинутыми задними ногами и длинными ветвистыми рогами. На правой ноге от коленной чашечки до щиколотки изображена рыба. На груди - тигр со спирально закрученным хвостом. На левой руке - два оленя и горный баран в прыжке. Изображения выполнены в особой художественной манере, в так называемом скифо-сибирском "зверином" стиле. Они передают образы отдельных животных и сцены нападения хищников на копытных ("сцены терзания").

У мужчины вдоль позвоночника нанесено несколько точек, что могло означать их лечебное назначение - исцелять с помощью нанесения на кожу магических знаков. Эти нанесённые татуировкой на спину и голеностопы мужчины знаки можно трактовать как точки рефлексотерапии.

Особенно характерный символ у пазырыкцев - олень с "перекрученным" туловищем, с клювом грифона и длинным кошачьим хвостом, на конце которого изображена голова грифона; отростки огромных стилизованных рогов также оканчиваются птичьими головками с клювом грифона. Характерны также крылатые хищники семейства кошачьих. Татуировка на фрагменте кожи мумии выставлена в Эрмитаже.


Татуировка с правой руки вождя. Горный Алтай, урочище Пазырык, долина р. Большой Улаган. Второй Пазырыкский курган (раскопки С.И. Руденко). Эрмитаж


Алтайская принцесса

Алтайская принцесса стала второй найденной мумией с татуировкой (на других, более ранних эрмитажных мумиях татуировки к этому времени еще не были обнаружены). Курган 1, могильник Ак-Алаха-3 (плато Укок, Алтай). Татуировки были нанесены на обе руки от плеч до кистей. Рисунки были синего цвета и выделялись на белой коже. Сохранились они только на левой руке, на правой почти полностью разрушены. Рисунки были нанесены также на некоторые фаланги обоих рук. Археологи увидели татуировки при вскрытии деревянного саркофага, затем кожа мумии начала темнеть, а татуировки - пропадать, впоследствии их восстановили в лаборатории. Когда находили другие пазырыкские мумии - визуально татуировки не были заметны.

Обращает на себя внимание схожесть основного символа в татуировке вождя и Алтайской принцессы. Перекрученное изображение оленя с хищным клювом, хвост, рога и верхушки рогов имеют вид грифонов с клювами.

Мумия мужчины с татуировкой из кургана №3 могильника Верх-Кальджин-2

Третье татуированное тело найдено в кургане 3 могильника Верх-Кальджин-2 (В.И.Молодин,1993). На левом плече мужчины изображено фантастическое копытное животное, как бы перекинутое через плечо - с туловищем оленя, клювом грифона, головками грифа на рогах и спине. Символика все та же, но выполнена по другому. В связи с этим даже появилась мысль - не отсюда ли перекрученность тела животных в символах - может быть это свидетельство переосмысления животного через сложенную, перекинутую через плечо или что-то другое шкуру?

Идентичность татуировок говорит о принадлежности всех этих людей к одному роду или племени. Символы, нанесённые на тело в результате болезненной процедуры, делали человека причастным к мистическим тайнам его общества и равноправным членом. Первая татуировка была, по-видимому, составной частью обряда инициации, затем в течение жизни наносились дополнительные татуировки, связанные с различными событиями (как печать в паспорт о заключении брака, рждении детей и т.д.).

ТАТУИРОВКИ АЛТАЙСКОЙ ПРИНЦЕССЫ

Рисунок-реконструкция внешнего облика Алтайской принцессы и рисунки ее татуировок.


На левом плече женщины ниже основного символа в такой же "перекрученной" позе изображен баран с закинутой назад головой; у его ног - сомкнутая пасть пятнистого барса с длинным закрученным хвостом. Под барсом - фантастический зверь, изображение головы которого не сохранилось; у него когтистые лапы, длинный полосатый хвост тигра, туловище лежащего оленя, а из спины вырастает голова грифона. На запястье хорошо видна голова оленя с большими ветвистыми рогами. На второй фаланге большого пальца правой руки женщины нарисовано копытное животное с «перекрученным» туловищем. Знаки на среднем и безымянном пальцах левой руки мелкие и плохо различимые.

Татуировка на руках женщины по стилю и способу нанесения идентична татуировке "вождя" из 2-го кургана. Повторяются образы животных, есть сходство в композиционном построении рисунков на руках.


ТАТУИРОВКА НАНОСИЛАСЬ НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СКРЫВАТЬ ЕЕ ПОД ОДЕЖДОЙ

Несмотря на суровый климат, татуировки, как отмечает в своей книге Н.Полосьмак, наносились не для того, что их "скрывать" под одеждой. Татуировка мужчин могла демонстрироваться во время борьбы, в том числе шаманской борьбы со злыми духами. При важных событиях воины сбрасывали с плеч шубу, которая держалась на одном поясе, и обнажали торс, женщины вскидывали разрисованные руки.

На пазырыкских татуировках заметно не только стилевое единство. Угадывается традиция нанесения изображений определеных животных на определенные части тела человека. Например, верхнюю часть плеча и у вождя, и у принцессы занимали изображения фантастических копытных; чередующихся с баранами и хищниками из семейства кошачьих.

Плечи — одна из наиболее заметных и удобных поверхностей для нанесения татуировки, здесь обычно располагался самый главный знак. На плечах всех трёх мумий были запечатлены фигуры одного и того же фантастического существа. Поскольку татуировка имела важное значение не только при жизни человека, но и после его смерти, то изображённое на коже у всех трёх известных татуированных пазырыкцев фантастическое существо (олень с клювом грифона) мог быть помощником перехода человека в «иной» мир.

Объединяет татуировки повторяемость элементов рисунка - на человеческое тело наносили не орнамент, а знаковую систему, «текст». Для цивилизаций, не имеющих своей письменности, характерно многократное повторение символов. Соответственно, татуировка - сакральное письмо, передающее важную информацию мифологического характера. Те же самые символы повторяются на одежде, посуде, оружии. Таким образом облик человека трансформировался в изобразительный символ племенной мудрости. Татуировка не только символизировала принадлежность всех членов к одной общности (герб), но и сохраняла память об обычаях, верованиях и моральных нормах, принятых в этой группе людей (библия).


На большом пальце руки Алтайской принцессы вытатуировано изображение фантастического зверя.

В БОЛЬШОМ ПАЛЬЦЕ - ДУША ЧЕЛОВЕКА

Обычно у пазырыкских женщин на большом пальце находилось изображение птицы, у Алтайской принцессы - фантастический зверь. Возможно здесь зашифрован какой-то смысл.

В алтайском фольклоре в большом пальце заключена душа человека, а сам большой палец выступает в качестве квинтэссенции жизни. В алтайских сказаниях большие пальцы рук богатыря заключают в себе его жизнь или «душу». Лишь отчленив их, враги добиваются окончательной смерти героя. Эта же традиция прослеживается в мифологической анатомии тюркских народов. Функции большого пальца человека отличают его от мира животных - необходимое условие для захвата, использования различных орудий, в том числе для добывания огня. В алтайском сказании «Маадай-Кара» наличие большого пальца становится отличительным признаком человеческого рода. Напротив, отсутствие большого пальца — показатель хтонической природы для персонажей тюрко-монгольской мифологии. Для многих древних народов большой палец был фаллическим символом, а также символом силы.

Изображения на больших пальцах рук пазырыкцев (как и вообще на пальцах) имели для них одно из первостепенных значений. Изображения птиц на больших пальцах характерны не только для женщин, но и для мужчин. Поскольку для древних сакральное уравнивалось с фаллическим (творящее Божество), название птицы во многих языках соотносится со значением «рожать», «детородные органы». Рисунок птицы на большом пальце указывает на представления, связанные с продолжением рода.

У мужчин татуировка на большом пальце часто содержит изображение петуха - символ мужской потенции у многих народов, тетерка также часто является символом невесты. Многие виды птиц в татуировках изображены во время токования, в том числе глухарь и тетерев. С другой стороны у обских угров "третья душа" имеет вид глухарки. К человеку она прилетает только во время сна, поэтому её называют «душа сна», «птица сна». Таким образом, птицы на пальцах пазырыкцев могли быть также олицетворением души. Возможно, рисунки птиц наносились на пальцы рук по достижении брачного возраста или при заключении брака.

СВЯЩЕННАЯ САЖА

Татуировки наносились с помощью накалывания, красящее вещество - сажа, наличие калия, характерного для продуктов горения растительного происхождения подтверждено лабораторными исследованиями. Сажа имела "защитное" значение. При нанесении татуировки в сибирском и дальневосточном регионах еще в обозримом этнографическом прошлом в качестве красителей использовались сажа и уголь, смешанные с жиром, мочой или соком растений.

По-видимому применялась именно сажа с котла. О татуировке обских угров С. И. Руденко писал, что «украшение наносится в виде точек иглой, затем берется сажа с наружной стороны котла и втирается в исколотые места кожи». Сажа от котла выступала в традиционной культуре тувинцев как магическое средство, предохраняющее человека от злых сил и делающее его невидимым: например, если вечером нужно перейти с ребенком из одной юрты в другую, ему мазали лицо сажей от котла. У алтайцев впервые приехавшему гостю мазали сажей кончик носа, приобщая таким образом нового человека к огню аила. Возможно, нанесение татуировки с втиранием сажи с поверхности котла было актом приобщения к какому-то огню-очагу-дому-роду.

Женская татуировка у пазарыкцев отличалась более мелкими и ажурными рисунками, на ней меньше, чем на мужской татуировке полностью зачернённых мест. Зачернение каких-то деталей изображения с целью сделать его более выразительным и ярким производилось, вероятно, с помощью пучка связанных вместе игл, что облегчало и ускоряло работу татуировщика.

ТАТУИРОВАНИЕ - САКРАЛЬНЫЙ РИТУАЛ

Создание несмываемых рисунков на теле — это сакрализованное действие, разработанный ритуал, по завершению которого полностью менялась сущность человека. Мастера-татуировщики, вероятно, высоко ценились в пазырыкском обществе и принадлежали к служителям культа, к категории лиц, наделённых особым даром. У многих народов татуировки наносились женщинами. Кожа с искусственно нанесенными на неё знаками, ставшими неотделимыми от кожи, может являться свидетельством кровного родства людей с одинаковой татуировкой.

Во многих архаических обществах татуировка имела большое значение и чаще всего была связана с обрядом инициации (и у мальчиков, и у девочек). Так, на Самоа «юноша, пока он не подвергся татуировке... не мог и думать о браке, над ним постоянно издевались, как над бедняком и существом низкого происхождения, не имеющим права голоса. Татуировка и скарификация — это те внешние знаки смерти и воскрешения, через которые проходил в первобытных обществах чловек, чтобы получить доступ к духовности.

Есть свидетельства о татуировках у территориально близких пазырыкцам народов. Среди археологических находок в округе Синьцзяна у европеоидных мумий обнаружены татуировки на верхней части руки, на кистях, пальцах и спине в виде простых растительных и геометрических орнаментов. В могильнике Субаши-3 была обнаружена мумифицированная голова мужчины, на лице которого сохранился нанесенный краской узор: в центре лба были проведены две вертикальные линии, а на щеках нанесены но две горизонтальные линии (в духе рисунков у индусов). Вероятно, раскраска лица была известна и тагарцам Минусинской котловины. Об этом могут косвенно свидетельствовать их расписные погребальные маски-лица.

УКРАШЕНИЯ АЛТАЙСКОЙ ПРИНЦЕССЫ

В головном уборе также повторяется символика татуировки Алтайской принцессы. Украшения вырезаны из дерева и обернуты золотой фольгой, как и все золотые украшения пазырыкцев. Высокий головной убор с золотыми украшениями, очевидно, был важной составной частью облика женщины.

Черная масса, сформировавшая парик, обтянута конским волосом. Парик украшен деревянными накосниками, покрытыми золотой фольгой. На парик крепился головной убор - высокое (61 см) сооружение из войлока в виде длинного лепестка, обтянутое черной тканью. На него нашито 15 деревянных птичьих фигурок, обклеенных золотой фольгой. В каждую из них отдельно вставлены крылышки, лапки и хвостик из кожи. На парик крепилась, как кокарда, деревянная фигурка лежащего оленя с раздвоенным туловищем, в золотой фольге. Еще одно украшение прически - чехол из красной шерсти, надетый на прядь собранных на макушке волос, в него воткнута бронзовая булавка с деревянным навершием в виде оленя, стоящего на шаре (все в золотой фольге).

Среди украшений Алтайской принцессы - самое типичное украшение для всего скифского региона - золотая гривна.

Украшения выполнены из дерева и покрыты тонкой золотой фольгой, которая сама по себе плохо держит форму. Однако охранились деревянные части, которые позволяют точно установить форму гривны и друих украшений. На Алтае золото добывалось с очень глубокой древности. Интересно, что многие рудники в 19 веке найдены по следам чудских разработок. Для пазырыкцев золото, по всей видимости, было особенно важно после смерти и имело символическое значение.

Гривны, видимо, выполняли роль амулетов. На деревянном обруче гривны Алтайской принцессы по всей окружности были укреплены 8 фигурок крылатых барсов. Гривна была эффектной, подобная конструкция обнаружена в Пазырыкских курганах только еще один раз. Часто встречаются гривны с обручем из бронзы и серебра, а также из прутьев, в этом случае очевидно, они были изготовлены как погребальные и при жизни их не носили. Судя по всему, гривна была обязательным элементом погребального обряда, но это не исключает того, что их носили при жизни. Гривны найдены во всех погребениях.

Мраморные бусины с кисточкой из лошадиной гривы.

Колец и браслетов у пазырыкцев не обнаружено, но встречаются бусы и бисер, особенно в богатых захоронениях, были они и у Алтайской принцессы. У тюрков бусины были атрибутом верхновной покровительницы детей и рожениц. Украшениями у пазырыкцев служили также аппликации из кожи, бересты и войлока на одежде, в основном в виде зверей, птиц и рыб.

Косметический набор принцессы включал кисточку из черного конского волоса с тонким деревянным стержнем внутри, привязанной (несохранившимся) кожаным шнурком, сплошь унизанным цилиндрическими мраморными бусинами, и горстки рассыпавшегося порошка яркого сине-зеленого цвета. Были также остатки разрушенного тоненького стерженька из плоских металлических колечек, заполненного этим же сине-зеленым веществом (то есть фактически это карандаш для нанесения линий или рисунков наподобие нашей подводки для глаз).

Анализ показал, что это был вивианит (синяя железная руда). Такой порошок ближе к современному времени использовался для получения зеленой краски. На Горном Алтае он известен как спутник золотоносных песков. Возможно этот порошок имел сакральное значение. Карандаш с вивианитом мог использоваться для раскраски лица, возможно у людей, наделенных особыми функциями или даром. У пазырыкцев роспись лица и тела не зафиксирована, отчасти потому, что не найдено ни одного мумифицированного лица. Но у близким к пазырыкцам народов такая традиция зафиксирована, в частности, разрисовка лица двумя спиралевидными рисунками. Возникает слабая ассоциация с сине-зеленой бирюзой и многочисленными шумерскими зелеными косметическими "тенями" в коробочках, обнаруженными при раскопках в Уре и других городах Шумера.

В ушах Алтайской принцессы были самые простые золотые серьги (на фото справа), хотя в некоторых погребениях встречаются серьги с подвесками в виде стилизованных грифонов (на фото слева). Серьги носили все пазырыкцы - и мужчины, и женщины.

В складках юбки найдено 5 маленьких бронзовых подвесок. Аппликацией из золотой фольги было украшено также меховое покрывало, укрывавшее все содержимое колоды мехом наружу.

В дереянную раму зеркала вставлена бронзовая пластина. Зеркало лежало у левого бедра женщины в чехле из белого и крсного войлока. У ручки зеркала лежала россыпь разноцветных бус (стекло, паста), среди которых был один коренной зуб человека. Очевидно бусинами была расшита сумочка, в которой лежало зеркало.

На мизинцах рук женщины завязаны тонкие шерстяные веревочки. Такой обычай сохранился у эхочинов - одной из групп ойратского населения западной Монголии. Один конец черно-белой веревочки надевали на палец правой руки умершего, другой - на палец левой руки кого-то из родных умершего. Затем нить разрезали, чтобы душа умершего не оставалась вместе с живыми. Основан этот обычай на символическом значении нити как нити жизни. Нить, протянутая вверх связывала людей с небесными сферами и символизировала жизнь. Разрыв нити символизировал смерть.


Кроме вышеперечисленных источников много интересного об истории татуировкок - в книге

А также смотрите подборку видео, посвященных Алтайской принцессе.

Новость о воссоздании внешнего облика принцессы Укока



Фильм BBC об Алтайской принцессе



Местные шаманы и население ребуют захоронить мумию обратно.


Все суеверия и страшилки, связанные с раскопками могилы Алтайской принцессы, в передаче "Городские легенды"

Алтай называют «Колыбелью мира», имея в виду, что именно отсюда человечество начало свой путь. Эта священная земля по сей день хранит много загадок.

Смысл Турочакских писаниц

В 1975 году на отвесных скалах у левого берега реки Бии, в семи километрах от села Турочак, были обнаружены удивительные наскальные двухметровые рисунки: более двух десятков шагающих лосей.

Стилистический анализ изображений позволил отнести их к эпохе бронзы и с большой долей вероятности связать с каракольской культурой, существовавшей во II веке до н. э. Но как появились эти уникальные для Алтая наскальные рисунки, до конца неясно. Отличительными особенностями Турочакских писаниц стал не только выбор персонажей, но и материал, при помощи которого рисунки создавались, - красная охра, нетипичная для алтайских петроглифов.

Исследователей также поразила динамика и выразительность изображений, которые были нанесены на отвесной и труднодоступной поверхности. Но главной загадкой остается их смысл. Что пытались рассказать потомкам древние «художники»?

Женщина с татуировкой

Священное плато Укок на юге Алтая – место, которое притягивает как смельчаков, решивших испытать себя, так и многочисленных исследователей. Его главную тайну мировое научное сообщество начало обсуждать сравнительно недавно, в 1993 году, когда археологи под руководством доктора исторических наук Натальи Полосьмак на раскопках могильника Ак-Алах обнаружили мумифицированное тело, предположительный возраст которого составляет 2,5 тысячи лет.

Прекрасно сохранившаяся находка позволила ученым провести экспертизу ДНК и восстановить внешность 25-летней девушки. Черты ее лица не были монголоидными, скорее, напоминали европейские. Талию Принцессы Укока украшал красный пояс - символ воина, в руках она сжимала палочку из лиственницы – орудие «сотворения мира», а ее голову венчал высокий головной убор с золотыми накосниками – атрибут женщины, обладающей магическими силами и хранящей тайну бессмертия.

На ее теле были обнаружены выполненные в скифском «зверином» стиле татуировки оленей-козерогов с клювом грифона, овна с запрокинутой головой и пятнистого барса. Всё это, а также лиственная колода, похожая на шаманскую лодку ротык, и шестерка погребенных здесь же «небесных» коней, говорило о том, что в кургане был найден не обычный человек. Алтайские шаманы уверены, что это тело легендарной прародительницы их народа - Кыдын, с «осквернением» захоронения которой начались все беды Алтая.

Академик Вячеслав Молодин, под руководством которого осуществлялось масштабное изучение высокогорного Алтая, убежден, что «никакая это не принцесса, а представительница среднего слоя пазырыкского общества» VI-III веков до н. э. Возможно, она была ворожеей или целительницей. Однако, кем на самом деле являлась Алтайская принцесса, как ее назвали, так и останется загадкой.

Восьмое чудо света

У плато Укок есть и другие секреты. Например, здесь были обнаружены загадочные геоглифы – огромные изображения, рассмотреть которые можно лишь со значительных расстояний, обычно – с высоты птичьего полета. Непонятно, с какой целью они были созданы.

Возраст геоглифов – еще один спорный вопрос. Долгое время полагали, что они появились 1,5-2 тысячи лет назад, но новейшие исследования показали, что время их происхождения – III-II века до н. э. Ученые пытаются также выяснить, почему за такой большой промежуток времени геологические процессы не уничтожили геоглифы?

Наконец, им еще только предстоит понять смысл «посланий». Хотя контуры многих из них легко «читаются», идея древних художников по-прежнему остается загадкой. Ученые справедливо называют геоглифы восьмым чудом света и продолжают поиски, в то время как уфологи стараются доказать свою теорию о расположении в этих местах аэродромов пришельцев.

Алтайский стоунхендж

Тысячи туристов посещают Чуйскую степь, чтобы увидеть Алтайский стоунхендж. Пять огромных валунов высотой до семи метров украшают петроглифы – рисунки времен пазырыкской культуры. Одна из глыб отличается от остальных размещенной на ней перекладиной, другая выполнена в виде кресла-трона.

Исследователи уверены, что это место древние шаманы использовали для проведения обрядов. При этом, скорее всего, камни были специально доставлены из других мест. Изучение их структуры показало, что материал не встречается в близлежащих горах. По легенде валуны были привезены древними скифами издалека, за 500 километров.

Возраст Алтайского стоунхенджа предположительно датируется VIII-VI веками до н. э. Камни установлены в направлении сторон света и, по наблюдениям, имеют разнозаряженные электромагнитные поля. Туристы, рискнувшие встать в центр «каменной изгороди», рассказывали, что их как будто затягивало в воронку. Об истинном назначении Алтайского стоунхенджа и его магической силе гадают до сих пор.

«Денисовец» или «человек алтайский»

Денисовская пещера находится в долине реки Ануй, которую хранители алтайских традиций называют «путем к загадочному Беловодью». В этом известном на весь мир археологическом месте было обнаружено немало культурно-исторических памятников. В 2009 году среди прочих находок была найдена фаланга пальца маленькой девочки, а чуть ранее – коренной зуб 18-летнего юноши.

Артефакты были отправлены в Институт эволюционной антропологии имени М. Планка в Лейпциге. Анализ показал, что их обладателями были представители новой древней популяции человека. Пока российские, американские и канадские ученые затрудняются дать точный ответ: идет ли речь о новом виде или подвиде, поэтому используют нейтральное - «денисовец» или «человек алтайский».

Предположительно миллион лет назад он «отошел от ветви общего развития человека» и эволюционировал независимым и, как оказалось, тупиковым путем.

Гены «денисовца» не были обнаружены ни у одного представителя современной цивилизации, за исключением меланезийцев, предки которых, по версии ученых, могли контактировать с «денисовцами» на территории Восточной Азии.

Находка полностью разрушила стереотипное представление о древних жителях планеты и позволила предположить, что 50 тысяч лет назад в западной части Евразии жили неандертальцы, а в восточной – «денисовцы». Могли ли они взаимодействовать, и что стало причиной исчезновения «человека алтайского» - вопросы, ответы на которые пока не найдены.

Центр Вселенной

Многие исследователи соотносят самую высокую алтайскую гору Белуху со священной горой Меру. В частности, подтвердить эту теорию пытался русский философ Николай Федоров. С помощью карты с изображением священной горы Меру, датированной II веком до н. э., тюрколог Мурат Аджи развил популярную гипотезу.

Одним из аргументов стало сходство расположения древней Меру и современной Белухи. На равном расстоянии от Меру находились четыре известные тогда океана, и Белуха в равной степени удалена от Индийского, Тихого и Северного Ледовитого океана. Куда делся четвертый океан? Возможно, он существовал западнее Белухи во времена Атлантиды, но впоследствии исчез. Среди других «доказательств» называют возможность круглый год наблюдать над Алтаем Большую Медведицу и созвучие древнего названия Белухи - «Уч Сумер» - с топонимом «Меру».

На поиски свободы

В русском сознании Алтай неразрывен с легендарной и мистической страной Беловодье, обителью свободы и бессмертия. Популяризацию легенды принято связывать со старообрядцами-бегунами, которые стекались на Алтай в поисках лучшей жизни и указывали путь всем жаждущим при помощи «путеводителей», где в иносказательной форме описывался путь в Беловодье. Русский ученый и философ Николай Рерих ассоциировал славянскую идею с буддистскими преданиями о Шамбале. Он объявил о единстве Алтая, Индии и Тибета и был уверен, что они являются компонентами одной энергетической системы, которая сохранилась со времен Атлантиды. Можно ли сегодня отыскать путь в Страну справедливости и добродетели? Поиск ответа на этот вопрос лежит, скорее, в области духовного познания.

Плато Укок считается самым красивым и таинственным местом горного Алтая. Оно давно привлекает внимание археологов – там были найдены скифские стоянки, захоронения и удивительные каменные алтари древней кочевой цивилизации. И вот как-то раз сотрудники Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук приступили к раскопкам ничем не примечательного кургана в бассейне реки Ак-Алаха.

Неожиданная находка

Когда был снят верхний слой почвы с вечной мерзлоты, археологи обнаружили древний грабительский лаз, который привел к погребению богатого скифа. В того сопровождали «предметы первой необходимости»: три коня, железные ножи, глиняная утварь. Исследователи начали бережно поднимать наверх то, что не тронули грабители, и тут вдруг под первым захоронением открылось второе: останки шести коней в богатейшей сбруе и саркофаг с мумией женщины европейской внешности.

Открытые захоронения датировали приблизительно IV–III веками до н. э. При этом верхнее из них спасло от разграбления нижнее, разительно отличавшееся по устройству. Это был лиственничный сруб площадью 3,6 x 2,3 и высотой 1,1 м, имитирующий жилище и весь заполненный льдом. Внутри была колода-саркофаг в виде лодки длиной 2,7 и высотой 0,68 м из цельного ствола лиственницы. Саркофаг накрывала двухскатная крышка из того же дерева, украшенная кожаными аппликациями с изображением оленей. В двух местах крышка была прибита к колоде медными гвоздями, очень похожими на современные, хотя их возраст составлял почти две с половиной тысячи лет.

Поражал объем работ, который был выполнен древним строителям. Каким-то образом они смогли доставить на плоскогорье Укок огромные бревна, обтесали их, выдолбили в мерзлом грунте огромную яму. Да еще изготовили необычный склеп, тогда как знатных скифов в те времена хоронили на огромной деревянной кровати, такой, какая была найдена в верхнем захоронении. Даже в наши дни сделать все это непросто!

Описание мумии

В колоде на правом боку – головой на восток, лицом на север – на подстилке из темного войлока лежала молодая женщина, ее укрывало меховое покрывало с нашитыми украшениями из золотой фольги. Голова ее покоилась на войлочной подушке.

Мумия в лаборатории

На женщине была шелковая рубаха до колен коричневато-желтого цвета, тканная из нитей дикого шелкопряда. Все швы ее, горловина и края рукавов обшиты красными шерстяными шнурами. А ведь в то время даже на знатных скифских воинов при погребении на Укоке не надевали рубах: просто шуба на голое тело. Кроме рубахи на мумии была длинная шерстяная юбка, сшитая из трех горизонтально расположенных полотнищ – двух красных и одного белого, – и пояс, который был сплетен из красного шерстяного шнура. На юбке нашиты бронзовые подвески. На ногах мумии длинные, выше колен, чулки из белого войлока, украшенные аппликацией из красного войлока. Может быть, красный цвет в отделке и деталях одежды выполнял роль оберега.

Шею женщины украшала деревянная гривна с прикрепленными к ней деревянными же подвесками в виде барсов, которые были покрыты золотой фольгой, в ушах – золотые серьги-кольца, на мизинцах – цветные шерстяные нити.

В находившемся рядом войлочном мешочке обнаружили бронзовое зеркало в деревянной оправе с вырезанным на ней оленем, кисточку из конского волоса, стеклянные бусины различных цветов, коренной человеческий зуб и рассыпавшийся синий порошок – вивианит, минеральный краситель, который использовался с древнейших времен (в Европе он, правда, стал известен только в XIX столетии).

Более всего ученые были поражены прекрасной сохранностью забальзамированного тела. У мумии были удалены мозг, внутренние органы, ребра и грудина. Череп и брюшную полость заполняли какое-то вещество вроде торфа, овечья шерсть, конский волос, какие-то корешки, песок и глина. На теле, покрытом маслами и смолами с добавлением ртути, была отчетливо видна удивительно красивая синяя татуировка. Она полностью покрывала руки женщины. На левом плече красовалось фантастическое животное: по виду олень, но с рогами и оленя и козерога, морду зверя завершал клюв грифона – крылатого существа, наполовину льва, наполовину орла. Такой же стилизованной головой грифона оканчивался каждый отросток рогов. Кроме этого, имелись изображения барана, снежного барса и какого-то хищника с хвостом тигра и страшными когтистыми лапами.

В погребальной камере рядом с колодой обнаружили два низких деревянных столика-блюда на ножках, сосуды из дерева и рога, два керамических сосуда с кожаными аппликациями петуха, барса и грифона. На деревянном столике находились припасы в дальнюю дорогу из лучших кусков мяса: курдючная часть барана и крестец жеребенка, в который был воткнут большой железный нож.

Уникальная мумия была доставлена в Институт археологии и этнографии СО РАН, поздней ее восстановлением занялись в Научно-исследовательском центре биологических структур (Институт Мавзолея) в Москве.

Кем она была?

Мумия Принцессы Укока

По облику таинственная женщина резко отличалась от скифов – высокого роста, тонкие европейские черты. Кем она могла быть при жизни? Где ее родина? Как оказалась на Алтае? Ведь, если судить по богатству погребального «приданого», умершая должна была занимать высокое положение в социальной иерархии. А у скифов женщины никогда не пользовались влиянием, не говоря уже о власти. Выходцам из других племен скифы добровольно никогда бы не подчинились. А здесь явно и почет, и влиятельность.

Вначале исследователь решили, что это останки очень знатной женщины. С легкой руки журналистов ее начали именовать Принцесса Укока, Алтайская княжна или Алтайская принцесса. Однако со временем покойную «разжаловали». Зам. директора Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН академик Вячеслав Молодин заявил, что, судя по предметам, обнаруженным в захоронении, а также по обряду погребения, древняя женщина была скорей всего жрицей.

Однако кем бы она ни была, местное население на протяжении всех этих лет требовали возвратить мумию на место ее последнего упокоения. Дело в том, что на Алтае существует культ предков и прикасаться к их праху запрещается – иначе можно разгневать духов. Принцесса Укока же, по мнению многих, является прародительницей народов, живущих сейчас на Алтае, легендарной принцессой Кадын.

Больше того, считающие Землю живым организмом алтайцы верят, что Принцесса Укока – хранительница планеты, и если ее не возвратить в родные места, может разразиться настоящая катастрофа. Некоторые люди даже уверяют, что слышали голос Принцессы, которая просила вернуть ее на родину.

Проклятие алтайской принцессы

Колода, в которой была захоронена Алтайская принцесса.

Тем временем в Новосибирске продолжали изучать мумию. Долгое время никаких бед не происходило. Мистические же события начали происходить ровно спустя 10 лет после того, как была потревожена древняя могила. 2003 год, сентябрь – Алтай сотрясло страшное землетрясение, эпицентр которого совпал с тем самым местом, где некогда покоился таинственный прах. Землетрясение было до такой степени сильным, что находящееся неподалеку село Бельтир было разрушено до основания.

После этого республику захлестнули новые беды: случилось множество наводнений, резко возросло количество самоубийств. Жители горного Алтая верили, что землетрясения, пожары и другие беды обрушились на Алтай только потому, что была потревожена древняя гробница. Не остались в стороне и шаманы. Они уверяли, что все эти несчастья прекратятся только после того, как мумия шаманки вернется на родину. После этого правительство запретило на юге горного Алтая любые археологические работы.

И вот в 2012 г. ведающие люди, как их там называют, поднялись на плато Укок и провели там специальный обряд. Дело в том, что мумию в конце концов решили вернуть в Горно-Алтайск и обряд проводился для того, чтобы духи предков попросили Принцессу не сердиться на тех, кто вновь посмел ее «разбудить», и ничто не омрачило ее возвращения. Ведь 19 лет назад вертолет, на котором мумия перевозилась в Новосибирск, едва не потерпел катастрофу и совершил вынужденную посадку.

Может быть, именно благодаря обряду, в котором принимали участие также шаманы из Тувы и Хакасии, транспортировка прошла благополучно. Мумию перевозили на вертолете «Ми-8» в специально оборудованном саркофаге. Теперь принцесса Укока будет храниться в реконструированном Республиканском краеведческом музее имени А.В.Анохина в Горно-Алтайске. Специально для древней гостьи у здания музея возведено строение в форме погребального кургана, в котором и поместили саркофаг с мумией. По последнему слову техники созданы все условия для их длительного хранения. Ведь никто не хочет узнать, что произойдет, если принцесса нашлет проклятие снова…

Принце́сса Уко́ка (Алтайская принцесса, Очы-бала ) - данное журналистами и жителями Республики Алтай название мумии молодой женщины возрастом примерно 25 лет, найденной в ходе археологических раскопок на могильнике Ак-Алаха в 1993 году. Причиной смерти женщины был рак молочной железы . Согласно верованиям коренного населения Алтая , «принцесса», которую еще называют Ак-Кадын (Честная, Искренняя, Добрая Хатун), является хранительницей покоя и стояла на страже врат подземного мира, не допуская проникновения Зла из низших миров.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Алтайская (Скифская) принцесса Укока

    ✪ Арийская Принцесса - Мумия Укока из Республики Алтай - Очи бала - Принцеса Кадын

Субтитры

История находки

…Аристей, сын Каистробия из Проконесса, в своей эпической поэме сообщает, как он, одержимый Фебом, прибыл к исседонам. По его рассказам, за исседонами обитают аримаспы - одноглазые люди, за аримаспами - стерегущие золото грифы, а ещё выше за ними - гипербореи на границе с морем .

Авторы данного предположения связывают соседей «одноглазых людей», именуемых как «стерегущие золото грифы» Аристея, с пазырыкцами на том основании, что «в пазырыкской мифологии образ орлиноголового грифона играл особую роль» .

Также в древнекитайских источниках упоминается о «территориально близком населении Алтая» [ ] .

Начало изучению «замёрзших» могил Алтая было положено в 1865 году В. В. Радловым .

Раскопки кургана Ак-Алаха-3 на плоскогорье Укок (Республика Алтай), в котором была захоронена так называемая принцесса, начала в 1993 году Наталья Полосьмак - археолог из Новосибирска, доктор исторических наук. Курган представлял собой полуразрушенный памятник, который ещё в древности пытались ограбить. В наше время памятник подвергся разрушению в связи с сооружением пограничных коммуникаций. К началу раскопок курган был в полуразобранном состоянии и выглядел разорённым: в шестидесятые годы, во время конфликта с Китаем , в этом районе был построен укрепрайон , материалы для которого брались из курганов.

В кургане обнаружилось захоронение эпохи железа , под которым располагалось ещё одно, более древнее. В ходе раскопок археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело похороненной, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась. Нижнее захоронение было замуровано в слое льда. Это вызвало большой интерес археологов, так как в подобных условиях могли очень хорошо сохраниться очень древние вещи.

Погребальную камеру вскрывали несколько дней, постепенно растапливая лёд, стараясь не навредить содержимому.

В камере обнаружили шесть коней под сёдлами и со сбруей , а также деревянную колоду из лиственницы , заколоченную бронзовыми гвоздями. Содержимое захоронения явно указывало на знатность погребённой персоны.

Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая и сделано в V-III веках до нашей эры. Исследователи считают, что

Генетика

Анализ 2001 года показал, что представители пазырыкской культуры по митохондриальным ДНК наиболее близки к современным селькупам и кетам .

Внешний вид

Мумия лежала на боку со слегка подтянутыми ногами. На руках у неё обнаружились многочисленные татуировки. Надеты на мумии были белая шелковая рубашка, бордовая шерстяная юбка, войлочные носки, шуба. Так же особенной является сложная прическа умершей - она сделана из шерсти, войлока и собственных волос и составляла в высоту 90 см. Вся эта одежда была изготовлена очень качественно и свидетельствует о высоком статусе погребённой. Она умерла в молодом возрасте (около 25 лет от роду) от рака молочной железы (при исследовании была обнаружена опухоль в груди и метастазы) и принадлежала к высшим слоям пазырыкского общества, о чем говорит количество захороненных с ней лошадей - 6.

По останкам черепа был воссоздан бюст в количестве трех экземпляров. Один хранится в музее в г. Новосибирске, второй с целью компромисса был передан Обществу национального возрождения Алтая (до возврата мумии после всех исследований). Третий экземпляр передан в Пушкинский исторический музей в г. Москва (до настоящего времени в экспозиции музея не представлен).

Местоположение

После находки и до 2012 года мумия хранилась в музее Сибирского отделения РАН , в Новосибирском Академгородке . Этот факт вызывал недовольство некоторых алтайцев. С точки недовольных, «принцессу Укока» следовало вернуть на Алтай: одни считали, что достаточно вернуть мумию на территорию республики, другие же считают, что её необходимо снова захоронить на прежнем месте.

С сентября 2012 г. мумия хранится в новом зале Национального музея имени Анохина (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск), специально возведённом для хранения экспоната, в саркофаге с оборудованием для поддержания и контроля особого температурного и влажностного режима . Для экспоната построена специальная пристройка .

19 августа 2014 года стало известно о том, что Совет старейшин Республики Алтай решил захоронить мумию. Это решение было одобрено Главой республики . Решение о захоронении было связанно с тем, что часть населения республики считает извлечение мумии из кургана причиной стихийных бедствий, которые обрушивались на Горный Алтай в последние два десятилетия (в особенности - причиной сильного наводнения и крупного града, случившихся на Алтае в конце 2014 года) . В свою очередь, Эмилия Алексеевна Белекова, и. о. директора Национального республиканского музея имени А. В. Анохина, усомнилась в компетенции Совета старейшин Республики Алтай в этом вопросе, указав, что решение подобных вопросов относится к компетенции Министерства культуры Российской Федерации .

«На сегодняшний день мумия „принцессы“ передана нам на временное хранение. Собственником этого биологического объекта является музей археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск). Так что мы только временно храним», - сказала Белекова. Она отметила, что музей, старейшины и даже власти республики не смогут распорядиться мумией по своему желанию без решения её собственника.

«Все найденные при раскопках вещи - это федеральная собственность и как раз новосибирскому музею археологии и этнографии это передано в бессрочное пользование. Все это должно решаться через министерство культуры РФ. А то, что старейшины собрались и решили, никакой юридической силы не имеет», - сказала Белекова .

В декабре 2015 года несколько жителей Алтая обратились в Горно-Алтайский городской суд с иском о захоронении «принцессы»; ответчиком по делу стал музей, в котором хранится мумия . Однако суд отказал в удовлетворении иска . Президент духовного центра тюрков «Кин Алтай», шаман Акай Кине, который был одним из инициаторов искового заявления, подал кассационную жалобу на решение суда и пообещал, что в случае очередного отказа может пожаловаться и в международный суд .

Мнение Вячеслава Молодина

Фильм «Месть алтайской принцессы»

Фильм Алёны Жаровской «Месть алтайской принцессы», показанный по Первому каналу , характеризуется как «далеко опередивший республиканские газеты по количеству отсебятины и мистической галиматьи» .

Образ «Принцессы Укока» в литературе

  • Анна Никольская. «Кадын - владычица гор». Изд-во «Игра слов», 2011 г.
  • Ирина Богатырёва. «Кадын». Изд-во «Эксмо», 2015 г.
  • Ирина Богатырёва. «Луноликой матери девы». Изд-во «Аст», 2012 г. (Первая часть романа «Кадын», опубликована в серии «Победители Международной премии имени С. Михалкова»).
  • Татьяна Волобуева, Барнаул. «Кадын». www.stihi.ru/2014/08/27/4688

См. также

Ссылки

  • «Вечерний Новосибирск » об «алтайской принцессе» и землетрясении 1993 года .
  • http://www.trud.ru/trud.php?id=200312182340601 Статья в газете «Труд ».
  • «Новости Алтайского края » Мумия «алтайской принцессы» хранится в республиканском музее имени Анохина.
  • «Новости Алтайского края » Посетители музея в Республике Алтай увидят вместо мумии манекен принцессы Укока, сама мумия будет храниться в саркофаге в хранилище.
  • Телефильм НТВ из серии «Таинственная Россия». «Горный Алтай. Врата в Шамбалу». Эфир состоялся в субботу, 10.09.2011
  • «Новости Алтайского края » Мумия принцессы Укока окончательно размещена в музее им. Анохина в Горно-Алтайске и помещена в саркофаг (статья и фото).
  • «Жители Республики Алтай требуют захоронить принцессу Укока » В Республике Алтай идет собор подписей в поддержку этого решения (статья)
  • «Новости Алтайского края » Решение захоронить мумию алтайской принцессы принял Совет старейшин Республики Алтай

Примечания

  1. Принцесса Укока: диагноз спустя 2500 лет
  2. Моя планета. Вопрос о захоронении мумии вызвал конфликт

Легендарную мумию обнаружили почти 30 лет назад на высокогорном плато Укок на границе с Монголией , Китаем и Казахстаном . Есть версия, что погребенная с особыми почестями женщина была шаманкой, пожертвовавшей собой ради спасения мира от темных сил .

Место, где было обнаружено захоронение принцессы Укока, называют Долиной смерти. По преданию, старые люди, когда чувствовали приближение смерти, уходили туда умирать. По словам одного из участников экспедиции, в 1993 году, когда начали вскрывать курган с мумией, разразился гром, и началось землетрясение. Ученые всерьез перепугались, некоторые даже хотели отступить, но им не позволили. Коренные жители считают, что в тот момент пробудился дух прародительницы алтай ского народа – Ак Кадын или Белой госпожи. И действительно, вскоре после вскрытия кургана на Алтай обрушились бедствия, каких раньше не было – землетрясения, наводнения, град с куриное яйцо. По республике прокатилась волна самоубийств, местные жители и это связали с местью пробужденной принцессы.

Таинственную историю раскопок рассказал алтайский писатель, исследователь шаманской культуры Андрей Коробейщиков. По его словам, когда вскрыли саркофаг и готовились к перевозке мумии, сломался «Газик». Вызвали другой, но и он не смог увезти принцессу от ее могилы из-за поломки. Забрать принцессу с плато Укок удалось с третьей попытки на вертолете, но во время полета отказал один двигатель. Вертолет был вынужден совершить экстренную посадку. Только чудом тогда никто не пострадал. Эту историю подтвердил один из пилотов.

Когда мумию увезли в Новосибирск на исследование, алтайские шаманы предупреждали, кара Ак-Кадын (Белой госпожи) настигнет всех, кто имеет отношение к раскопкам могильника. После этого одни скончались по необъяснимым причинам, другие оказались бездетными, третьих настигли болезни.

«КП » удалось найти женщину, которая участвовала в раскопках вместе с мужем, а через несколько лет он скончался. Александр Ерохин провел у кургана всего один день, но потом никак не мог вспомнить, как он добрался до высокогорного плато и чем там занимался.

Долина смерти

В тот день «Уазик», на котором Ерохин и его жена поднимались на плато, будто что-то не пускало. Машина дважды вставала из-за поломки. У нее вышли из строя оба моста. Тогда группе даже пришлось просить помощи у пограничников.

Мы не собирались участвовать в этой экспедиции. У нас была своя программа, по которой мы должны были двигаться вглубь гор, где находились другие курганы и петроглифы, - рассказала Надежда Ерохина. - Когда мы заехали на плато, такой мрак стоял! Казалось, что небо соприкасается с землей. Шел дождь, было очень холодно.

Ерохины провели на раскопках всего один день. Александр делал зарисовки обнаруженных артефактов. Его жена Надежда занималась полевой кухней.

Все археологи друг друга знали, мы сделали остановку на плато Укок. Ребята уже раскопали курган с принцессой и грели котлы , чтобы растопить лед. По сути, мы случайно стали свидетелями раскопа знаменитой принцессы Укока. Саша хотел помочь, его задача была зарисовывать найденные артефакты, - вспоминает Надежда Ерохина.

Александр провел у кургана весь вечер, но что странно, насыщенный событиями день оказался будто стерт из его памяти.

Он никогда не мог вспомнить, даже глядя в собственные записи, как мы приехали к кургану, и чем он занимался на раскопках. Память была словно заблокирована, - вспоминает Надежда.

После этой экспедиции Александр начал часто болеть. Семья даже обратилась к целителю, который утверждал, что причина болезни – это расплата за потревоженный покой мертвых. Через четыре года Александр Ерохин, у которого даже не было вредных привычек, как обычно лег спать и … не проснулся. Врачи так и не смогли толком объяснить причину смерти.

Незадолго до смерти Александра к Ерохиным приехали старые друзья, которые вместе с ними не раз путешествовали по Алтаю, были вместе на плато Укок во время раскопок, но к кургану с принцессой не подходили.

Я проснулась ночью от чьего-то взгляда. Подняла голову и обомлела от ужаса - в углу комнаты у дивана, где часто спал Саша Ерохин, сидела огромная женщина-птица. Она будто собиралась взлететь, но потом исчезла. Без сомнения, это был знак. Вскоре мы узнали, что Саша умер, - рассказала Альбина Григорьевна, знакомая семьи.

Месть мертвых

У известного российского археолога Владимира К. (друзья семьи просили не называть фамилии ученого – прим.авт.), который вместе с Ерохиным работал у погребения, через несколько лет после экспедиции врачи обнаружили опухоль.

После раскопок у него на голове появилась шишка, он никогда не обращал на нее внимание. Но потом, спустя годы, эта шишка оказалась злокачественной опухолью - оперировать было нельзя. Умер археолог в 2011 году, - рассказала Надежда Ерохина.

По словам его знакомых, известный сибирский археолог не раз говорил, что жалеет о своем участии в раскопках. Он также выступал за то, чтобы вернуть принцессу на Алтай, как того требовали местные жители, которые верили, что обрушившиеся на их край несчастья связаны с потревоженным покоем мумии.

Он говорил, что у ученых уже есть вся необходимая информация для изучения, поэтому нет никаких причин, которые мешали бы им вернуть госпожу на родину, - рассказал историк и председатель оргкомитета по вопросу захоронения мумии Акай Кине.

В настоящее время часть состава экспедиции жива, но как уверяют знакомые археологов, у многих в жизни после тех раскопок все пошло наперекосяк. Правда, сами археологи в месть мумии не верят.

Кара духов может отразиться позже, вплоть до седьмого поколения. Это может выразиться в неудачах, болезнях и бездетности. Насколько мне известно, некоторые участники раскопок остались бездетными, - говорит шаман Акай Кине.

Семь сестер

На Алтае верят, мир людей охраняли семь сестер, которые добровольно принесли себя в жертву. Как рассказал исследователь шаманской культуры и писатель Андрей Коробейщиков, существовала целая каста «пограничников», которая защищала мир от враждебных духов.

По словам писателя, у злых сил есть свои адепты на земле, которые пытаются разрушить защитную сеть. А археологи, возможно, сами того не ведая, являются инструментах в руках зла. Кстати, после скандала с принцессой, на плато Укок было запрещено проводить раскопки, но сейчас ученые близки к тому, чтобы снова начать свои исследования.

Кто знает, чем закончатся раскопки, если ученые найдут остальных стражей этого мира, погребенных на плато Укок. По одной из версий, если это произойдет, врата в подземный мир будут открыты. По мнению мистиков, это может привести к небывалым катаклизмам и новым войнам мирового масштаба.

Кстати

Пророчество принцессы

Как уверяют алтайские шаманы, находка мумии и последовавшие за этим катаклизмы были предсказаны задолго до раскопок. По их словам, пророчество было сделано девочкой из деревушки недалеко от плато Укок. Девочка говорила, что ученые потревожат покой прародительницы алтайского народа. За это она проклянет всю землю алтайскую.

Подсказка КП

Кто такая принцесса Укока?

Это мумия, которую нашли археологи в кургане на плато Укок под толстым слоем льда. По данным исследователей останки принадлежали женщине, который было около 25 лет. Умерла она примерно 2,5 тысячи лет назад от рака груди.

По версии ученых, женщина была шаманкой. На руке мумии были сделаны четыре татуировки, в том числе в виде оленя с клювом грифона и рогами козерога. Олень-козерог у древних индоевропейцев символизировал проводника усопших в «иной» мир.

Мумия была одета в шелковую рубашку, шерстяную юбку, войлочные чулки-сапоги и шубу. На голове был надет парик из конского волоса высотой около 90 см. Под захоронением принцессы находился деревянный саркофаг, останки шести лошадей и домашняя утварь.

Алтайцы прозвали найденную мумию принцессой Укока и «Белой госпожой».

Где ее можно увидеть

Сейчас принцесса Укока находится в Горно-Алтайске в Национальном музее имени А. В. Анохина . Для мумии построили специальный зал, где реконструировано погребение. Сама принцесса находится в саркофаге, похожем на тот, в котором ее обнаружили – по словам шаманов , этого потребовала сама принцесса, которая являлась во сне жителям и плакала, что люди смотрят на ее обнаженное тело. После этого тело принцессы перестали показывать в музее. Но потом было принято решение открывать мумию несколько раз в месяц.