Упражнение дом для тренинга. «Строим дом

Разделы: Школьная психологическая служба

Цель: Формирование и развитие навыков группового взаимодействия.

Задачи:

  • Формирование групповой сплоченности
  • Развитие творческих способностей
  • Обучение принятию групповых решений

Время занятия: 1 час 30 минут.

План тренинга

  1. Знакомство участников с целями и задачами тренинга (2 мин)
  2. Групповые нормы (7 мин)
  3. Упражнение “Возьми салфеток” (15 мин)
  4. Упражнение “Узел” (10 мин)
  5. Упражнение “Совместный счет” (10 мин)
  6. Упражнение “Квадрат” (10 мин)
  7. Упражнение “Интуиция” (20 мин)
  8. Упражнение “Путаница” (10 мин)
  9. Упражнение “Ливень” (10 мин)
  10. Рефлексия (5 мин)

Ход занятия

1. Вступительное слово. Ознакомление участников с целями тренинга

2. Принятие групповых норм

  • Правило конфиденциальности: все что говорится и слышится в группе, не выносится за её пределы. После занятия третьим лицам вы можете рассказывать только о своих собственных переживаниях. Вы не должны сообщать ничего о действиях, словах и чувствах других участников.
  • Говорить максимально искренне.
  • Вы должны быть максимально в настоящем, придерживаться принципа “здесь и сейчас”. Быть в настоящем – значит обращать внимание на текущие события, на поведение и чувства других участников, т.е. быть включенным в групповую работу.
  • В группе не говорят о других участниках в третьем лице, а обращаются к ним, называя по имени.

3. Упражнение “Возьми салфеток”

Цель: выявление представлений слушателей о себе.

Оборудование: пачка салфеток.

Тренер передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: “На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток”.

После того как все участники взяли салфетки, тренер просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

4. Упражнение “Узел”

Оборудование: длинная веревка.

Каждый из группы держится за веревку. Задача – завязать веревку в узел. Отпускать руки нельзя, можно только перемещать вдоль веревки (если кто-то отпускает руки, упражнение начинается сначала).

5. Упражнение “Совместный счет”

Задание очень простое: следует всего лишь досчитать до десяти(по количеству участников). Хитрость состоит в том, что считать надо коллективно: кто-то говорит “один”, кто-то другой - “два” и т.д., договариваться о порядке счета нельзя. Если очередное число произносят одновременно два человека, счет начинается сначала. В простейшем варианте упражнение выполняется с закрытыми глазами, в более сложном - с закрытыми. Разговаривать по ходу выполнения упражнения запрещается. Ведущий фиксирует, до скольки, удалось довести счет в каждую из попыток. Это упражнение проходит интереснее, когда участники располагаются не по кругу, а врассыпную. Если участники сами установят определенный порядок произнесения чисел (по кругу, через одного, по алфавиту и т.п.), следует похвалить их за находчивость.

6. Упражнение “Квадрат”

Цель: прочувствовать каждого участника группы.

Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.

Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы. Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?

Очень хорошо, если каждый участник тренинга будет отмечен руководством, а еще лучше, если команды получат хорошие памятные призы.

7. Упражнение “Интуиция” (20 мин.)

Цель: развитие умения прислушиваться к группе.

Все участники сидят на стульях в кругу. Один участник на некоторое время выводится из помещения. Группа договаривается о каком-то задании, которое должен будет выполнить этот участник (например, снять цепочку с шеи Светы и повесить её Антону), и о звуке, который группа будет использовать для подсказок (мотив песни или просто какой-то звук).

Затем участник снова заходит в помещение, и ему сообщается, что он должен выполнять какое-то задание. Когда участник начинает приближаться к выполнению своего задания, звук группы становится громче.

Обычно это выглядит таким образом. Сначала участник пытается определить “объект” задания – проходит мимо всех участников, когда он доходит до Светы, звук становится совсем громким. “Объект” определен, теперь нужно выяснить, в чем же заключается задание. Участник пробует дальше: касается плеч, часов – тихий звук, цепочки на шее – громкий звук. Участник снимает цепочку и примеряет её на себя – звук становится тише. Идет мимо всех участников и доходит до Антона – звук становится громче, и т.д.

После нескольких кругов задания можно усложнить: поставить свой пустой стул в центр круга и сесть на него, поменяться с кем-то местами, найти и открыть зонтик и прогуляться под ним с кем-нибудь из других участников.

8. Упражнение “Путаница”

Цель: Выявление степени групповой сплоченности. Настрой участников на взаимодействие.

Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый участник обязан найти себе “друга по рукопожатию”. Затем все участники вытягивают левую руку и так же находят себе “другу по рукопожатию” (важно чтобы друзья по рукопожатию были разные). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое общение между участниками.

9. Упражнение “Ливень”

Все сидят в кругу. Ведущий просит всех закрыть глаза и сохранять тишину, настраиваясь, таким образом, на восприятие звуков. Через некоторое время ведущий начинает потирать ладони (шум приближающегося дождя), затем к нему присоединяются следующий участник и т.д. против часовой стрелки, пока последний участник (левый сосед ведущего) не подхватит это движение. Затем ведущий запускает следующие движение – щелчки пальцами одной руки (первые крупные капли). Постепенно это движение выполняют все участники. Таким образом, будут запущенны следующие движения:

  • Потирание ладоней (шум приближающегося ливня);
  • Щелчки пальцев одной руки;
  • Щелчки пальцев двух рук;
  • Хлопки в ладоши;
  • Хлопки по груди;
  • Хлопки по одному колену;
  • Хлопки по двум коленям;
  • Не переставая хлопать, сначала топать одной ногой, затем двумя ногами.

Так постепенно создается шум сильного ливня.

Через какое-то время ведущий начинает запускать движения в обратном порядке - дождь постепенно затихает и удаляется. После того как последний участник перестанет потирать ладони, несколько секунд все сидят в тишине, пока ведущий не попросит открыть глаза. Ну как? Вы услышали шум тропического ливня.

  • Начинай выполнять движения только после твоего соседа слева.
  • Продолжай выполнять старое движение, пока не приступишь к новому.

10. Рефлексия

Выскажите, пожалуйста, ваше мнение о тренинге, о своем самочувствии, удовлетворенности своей работой в группе и свои пожелания.

Литература

  1. Басаргина Д. В., Семенова Т. В. Игры в тренинге. Любимые рецепты успешного тренера – СПБ.: Речь, 2010. – 174 с.
  2. Фоппель К. Групповая сплоченность. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2010. – 336 с. – (Все о психологической группе)
  3. http://www.trepsy.net/

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек»

Конспект интегрированного НОД в средней группе «Строим дом»

(окружающий мир + конструирование+развитие речи)

Задачи:

Обучающие: Углублять знания детей и расширить словарь о людях строительных профессий, о строительстве домов; формировать навыки непринужденного общения и активизировать словарь детей.

Развивающие: Развивать конструктивные способности; развивать мышление, речь, пространственную ориентировку, моторику пальцев, эмоциональную сферу ребенка.

Воспитательные: Воспитывать уважение к труду строителей, желание прийти на помощь.

Методы, приемы и технологии: наглядность, художественное слово, сюрпризный момент, пальчиковая гимнастика, музыкальное сопровождение, поощрение; метод проекта, игровые технологии.

Оборудование: картинки с различными видами домов, жилищ животных; ; фотографии строительства здания; листы картона с размазанным пластилином, камушки, спички, ракушки, песок.

Предварительная работа:

Беседы на тему: “Такие разные дома”, “Хорошо у нас в саду”

Прогулка по близлежащим улицам (Баташова, Горького)

Просмотр альбомов «Кто работает в детском саду», Лагань-мой город», «Кем быть?»

Чтение сказки «Три поросенка»(рассматривание иллюстраций домов, построенных из разного материала).

Рассматривание фотографий с изображением красивых зданий и домов.

Сюжетно-ролевые игры «Строители», «Я-мастер».

Достопримечательности города Лагани с последующим созданием альбома «Мой дом, моя улица , мой город » ;

Дидактические игры «Кому что нужно», «Что лишнее? «Строим дом по образцу», «Кто где живет?»

Заучивание стихотворения В. Пальчинскайте “Есть у каждого свой дом”.

Знакомство с пальчиковыми играми «Строим дом», «Пальчики строители».

Просмотр презентации “Какие бывают дома”.

НОД «Мы строим дом»

Ход НОД:

На доске картинки разных домов.

(дети стоят на ковре)

Организационный момент:

Все мы вместе встали в круг

Справа друг и слева друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель : Молодцы, рассаживайтесь на стульчики. (обращаю внимание на дома)

Дети, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? Как вы думаете?

(о домах) Правильно.

Воспитатель : Ребята, посмотрите! Как много интересных домов, какие они все разные! А может быть во всех домах есть что-то одинаковое, похожее? (дома одноэтажные)

Воспитатель : Скажите одноэтажный дом хорошо, почему?

Дети: можно шуметь, завести домашних животных…

Воспитатель : Одноэтажный дом плохо, почему?

Дети: скучно, нет соседей.

Воспитатель : Посмотрите на картинку (многоэтажный дом, скажите многоэтажный дом хорошо, почему?

Дети: можно кататься на лифте, с верхних этажей больше всего видно, много друзей в одном доме.

Воспитатель : А многоэтажный дом плохо, почему?

Дети: соседи ругаются из-за шума, тяжело подниматься на верхние этажи, если сломан лифт.

(на магнитной доске находятся символы человека, животного, птицы. Рядом на столе картинки с изображением многоэтажного дома, норы, будки, скворечника)

Д/упражнение «Где чей дом?» (Приложение №1)

Воспитатель

Посмотрите на эти символы. Что они обозначают (человека, животного, птицу)

Давайте вспомним. Какие бывают дома у людей (многоэтажные, землянки, стандартные)

Какие жилища у животных? (нора, дупло, берлога, будка)

Какие у птиц? (гнездо, скворечник). Молодцы, разместите картинки этих жилищ рядом с соответствующими символами. (выполнение детьми)

Молодцы, очень хорошо справились с заданием.

Работа по схеме (Приложение №2)

Посмотрите на эту схему и быстро ответьте, для чего человеку нужен дом?

(Дом нужен человеку, чтобы жить в нем со своей семьей; укрываться от непогоды, отдыхать, находиться в тепле)

Дети, у всех у вас есть дом, где вы живете со своими любимыми и близкими

Кто знает свой домашний адрес?

Как называется наш город?

На какой улице находится наш детский сад?

Что находится рядом с детским садом?

Как мы можем помочь сделать наш город еще красивее и чище?

(стук в дверь)

В : ---Кто же это может быть?

Входит кошка . ----Здравствуйте, это я стучала к вам. Я пришла к вам с просьбой

У меня большое горе, дом сгорел мой весь дотла. Помогите мне, ребята, построить новый дом. Как вы, согласны?

Дети: Да.

В : Конечно, же мы поможем тебе кошечка и посоветуй какой дом лучше построить. Но для начала давайте вспомним, какие бывают дома?

Дом из кирпича – кирпичный

из глины – глиняный

из панели – панельный

из дерева – деревянный

из соломы – соломенный

К : Но мне хочется такой красивый, просторный и уютный дом, как ваш детский сад.

В : А, вам, ребята нравится наш детский сад? Кто его строил? (строители)

Посмотри, кошечка, и вы ребята, на эти фотографии. Это строительство нашего здания. Давайте разложим фотографии строительства нашего здания по порядку. (Приложение №3)

В : Как вы думаете, легко ли было построить детский сад?

Прежде чем приступить к строительству архитектор составляет план. И потом строители строили детский сад по этому плану.

Люди каких профессий принимали участие в строительстве детского сада. Давайте вспомним их (ответы детей)

Что делал каменщик? --- каменщик кладет кирпичи, строит стены.

Что делал плотник? --- плотник устанавливал двери, окна, пороги.

Что делал маляр? --- красил стены, белил потолки.

Что делал электрик? --- прокладывает провода.

Что делал сантехник? --- устанавливал нам раковины, унитазы.

Что делал отделочник? --- отделочник клал керамическую плитку на стены.

В : Молодцы, много строителей при помощи техники строили наш детский сад и каждый из них был занят своим профессиональным делом. Недавно вы со своими родителями были архитекторами и строителями нашего любимого детского сада и вот что у нас получилось. (показ макетов детского сада, выставить альбомы, схемы – маршруты) (Приложение № 4)

В : Молодцы. А сейчас нам пора приниматься за строительство дома для кошечки.

Давайте сначала хорошо разомнем наши пальчики. (Приложение №5)

Упражнение для мелкой моторики рук: (пальчиковая игра)

Пальчики – мальчики, вы строители.

На стройке поработать ли не хотите вы?

Этот пальчик цемент засыпает,

Этот пальчик песок засыпает,

Этот воду добавляет,

Этот включает бетономешалку.

Чтобы раствор был похож на сметанку.

В : Ну, а теперь можно приступить к строительству. Ребята, я предлагаю подойти к столам и выбрать материал, из которого будете строить дом.

Сейчас мы составим проект разных домов и предложим нашей кошечке выбрать тот, который ей понравится.

По подгруппам: 3 строят из спичек на картоне с размазанным пластилином.

3 строят из гальки

3 строят из геометрических фигур

3 строят из бобочков

(во время работы звучит спокойная музыка)

В : Закончили? Тебе Кошечка нравится дома, которые мы построили.

Молодцы. Мы с Кошечкой считаем, что все дома великолепны, необычны, здесь может поселиться не только Кошечка, но и маленькие котята, всем хватит места.

Ребята, как ваше настроение? Вы рады, что смогли помочь кошечке? Если вам понравилось составлять проекты домов, то зажгите свет в окошке вот в этом доме, а если нет- то не зажигайте.(на доске дом с пустыми окошками)

(Дети подходят и на каждое окошко наклеивают квадратики самоклеящей бумаги.)

Кошечка : Спасибо вам, вы очень хорошо поработали.

В : Мы с вами дружно потрудились. Давайте построим пирамиду дружбы

(дети делают пирамиду из кулачков, все вместе произносят: спасибо, до свидания)

Тренинговые упражнения

Возможности тренинговых упражнений

Используя тренинговые упражнения в своей работе, организаторы имеют возможности:

    проследить и изучить процесс развития коллектива (группы) и отдельной личности в ходе внутригруппового взаимодействия;

    определить уровень взаимопонимания в коллективе;

    сплотить коллектив;

    помочь коллективу в поиске эффективных путей решения различных групповых задач;

    выявить в группе лидеров, определить тип и характер индивидуального лидерства;

    найти наиболее эффективные формы организации работы и деятельности коллектива в зависимости от необходимых результатов.

Тренинговые упражнения, применяемые в системе, являются программой самообучения группы, во время которой ее участники учатся находить и принимать коллективные решения, руководствуясь лишь собственным опытом. Таким образом, происходит развитие группы в процессе преодоления искусственно создаваемых трудностей. В группе отрабатывается механизм принятия оперативного решения в сложной, проблемной ситуации.

В зависимости от стоящих перед группой и (или) организатором целей и задач, в упражнениях могут усиливаться игровые или тренинговые элементы. Часто в упражнениях сталкивается групповой интерес с индивидуальными (личными) интересами каждого из ее участников. При этом нельзя забывать, что упражнения основаны на взаимном уважении личности каждого, на осознании того, что каждый растет лично благодаря накапливаемому опыту группы. Когда же обучение на опыте проходит весело, приятно, интересно, это дает наибольшую отдачу в развитии личности.

Работая с коллективом, организатор всегда должен заботиться о сохранении соответствия между своими целями по воспитанию и задачами развития самой группы.

Тренинговые упражнения имеют особенности, отличающие их от других форм организации группового взаимодействия. Особое внимание следует уделить специфике, связанной с ролью ведущего при проведении упражнений, и анализу упражнений.

Роль и функции ведущего тренинговых упражнений

Ведущим тренинговых упражнений должен быть человек, имеющий опыт организаторской деятельности с детьми и молодежью.

В начале каждого упражнения ведущий зачитывает группе его задание и правила в строго определенной формулировке. Для быстрого и правильного выполнения упражнения имеет значение каждое слово задания и правил. При возникновении у участии ков вопросов, ведущий повторно зачитывает задание и правила без дополнительных пояснений. Это позволяет избежать ситуации, при которой ведущий, объясняющий задание или правила своими словами, неосознанно подсказывает группе пути к правильному варианту выполнения упражнения. При выполнении задания действует принцип: «Разрешено все, что не запрещено», но участники должны сами догадаться об этом.

Ведущий во время упражнений остается нейтральным, не мешает и не помогает группе. Он должен помнить о том, что группа всего должна добиться сама на собственном опыте. Во время упражнений ведущий поддерживает хорошее настроение в группе, в необходимых случаях осуществляет страховку и организует ее силами самих участников. После выполнения упражнения ведущий организует его анализ.

Анализ тренинговых упражнений

Анализ как способ критического подхода к своему опыту представляет собой существенный момент в процессе развития коллектива.

    Какое было настроение у участников в различные моменты выполнения упражнения?

    Все ли участвовали в обсуждении и выполнении задания?

    Что происходило во время обсуждения?

    Какие варианты предлагались?

    Как участники пришли к общему решению?

    Брал ли кто-то на себя инициативу?

    Какие действия выполняли участники? Почему именно эти действия?

    Что помогало при выполнении задания?

    Помогло ли вам предыдущее обсуждение?

    Какие трудности испытывали при выполнении задания?

    Какой опыт вынесла ваша группа из упражнений?

Обсуждение дает возможность определить каждому произошедшие в коллективе изменения, свою роль в деятельности группы, также позволяет выявить ошибки в групповой работе, проанализировать их, чтобы избежать в любой дальнейшей деятельности.

Общие условия проведения тренинговых упражнений

Местом проведения упражнений лучше всего выбрать просторную комнату или зал, где имеются стулья по числу участников. Летом в теплую погоду упражнения можно проводить на открытом воздухе.

По общему правилу, оптимальное число участников в группе – 12–15 человек. Возраст участников – не менее 12–13 лет. Участники будут комфортнее чувствовать себя при выполнении упражнений, если на них будет одежда спортивного типа.

Время выполнения некоторых упражнений не регламентируется. При этом группа самостоятельно решает: продолжать упражнение или начать выполнять следующее. При желании группа всегда может вернуться к невыполненному упражнению.

Если участники группы не имеют соответствующих навыков межличностного общения, обсуждения и умения активно слушать, навыков работы в коллективе на принципах взаимного уважения и сотрудничества, некоторые упражнения могут показаться им трудными и даже невыполнимыми.

При использовании в своей работе тренинговых упражнений организатору следует учитывать особенности коллектива (уровень развития конкретной группы и ее участников и др.), а также специфику каждого конкретного упражнения (оптимальное число участников, оптимальный возраст участников и т.п.). В зависимости от указанных факторов возможно изменение определенных параметров упражнений (время выполнения задания; расстояние, которое необходимо преодолеть группе и т.п.).

Описание упражнений

Предлагаемые тренинговые упражнения можно разделить в зависимости от некоторых особенностей их проведения на 5 групп.

Первая группа упражнений

В упражнениях данной группы установлено время выполнения задания.

Участникам сначала предоставляется время на обсуждение тактики выполнения задания. Оно может предоставляться как в виде определенного временного промежутка, так и в виде права взять таймаут, во время которого разрешается вести обсуждение. Во время обсуждения участникам нельзя ничего записывать, трогать материалы и непосредственно выполнять задание.

По истечении времени обсуждения, группа приступает к выполнению задания по команде ведущего, при этом задание выполняется молча. За произнесенное любым участником группы слово установлен штраф во времени. Участник, у которого возник вопрос, сигнализирует об этом ведущему поднятием руки. Свой вопрос он может задать лишь с разрешения ведущего. В ином случае это расценивается как нарушение запрета говорить вслух.

Когда участники посчитают, что задание выполнено, они говорят об этом ведущему.

Упражнение «Мой идеальный мир»

Материалы:

    3 листа ватмана;

    9 маркеров разных цветов;

ведущий делит группу на 3 команды, равные по количеству человек. Команды располагаются таким образом, чтобы при обсуждении задания не мешать друг другу.

Задание: каждой команде нарисовать картину «Мой идеальный мир» и представить ее перед другими командами.

Правила:

    У команд есть 10 минут на обсуждение тактики выполнения задания, во время обсуждения нельзя ничего записывать и трогать материалы.

    По истечении времени обсуждения, команды одновременно приступают к выполнению задания по команде ведущего: «Время». При этом:

    • задание выполняется молча. За произнесенное слово – штраф во времени 2 минуты (время на выполнение задания уменьшается на 2 минуты для всех команд, независимо от того, какая из них нарушила это правило);

    Представление картин проводят 1–2 человека от каждой команды, аргументируя свое видение идеального мира, не более 2 минут.

Примечание для ведущего: в задании можно давать и иные темы картин («Идеальный лидер», «Идеальный коллектив», «Идеальная профессия» и др.).

Упражнение «Фломастеры»

Материалы: фломастеры – по количеству человек в группе (возможна замена фломастеров на трубочки из бумаги).

Место проведения и исходное положение участников: комната делится прямой линией на 2 игровые зоны – «зона обсуждения» и «зона молчания». В «зоне молчания» на полу находятся фломастеры.

Задание: поднять одновременно с пола все предметы, при этом:

    1 человек может касаться только одного предмета,

    в воздухе одновременно может находиться только один предмет.

Правила:

    У группы на выполнение задания есть 20 минут.

    Когда группа готова выполнять задание, она сигнализирует ведущему. Ведущий дает команду: «Время». Группа переходит в «зону молчания» и начинает выполнять задание.

    При нарушении задания ведущий говорит об этом, группа переходит в «зону обсуждения», ведущий приводит в исходное положение материалы (соединенные фломастеры разъединяются).

    Участники группы могут разговаривать, только когда все они находятся в «зоне обсуждения». За нарушение этого правила – штраф во времени 1 минута.

Примечание для ведущего: два и более фломастера, устойчиво соединенных вместе, рассматриваются как один предмет. Участники должны догадаться об этом самостоятельно.

Упражнение «Покрывало»

Материалы:

    2 маркера;

    4 листа (формата A4);

Место проведения и исходное положение участников: две комнаты (смежные), сообщающиеся через дверь. У каждого участника имеется визитка, на которой указано его имя. Ведущий делит группу на две команды, равные по количеству человек. Команды расходятся по комнатам так, что не видят друг друга и не могут общаться. Ведущий стоит в проеме двери таким образом, чтобы видеть обе команды. Участники также должны видеть ведущего.

Задание: оказаться всей группе в одной комнате.

Правила:

    У команд есть 2 минуты на обсуждение тактики выполнения задания.

    Задание выполняется молча. За произнесенное слово – штраф во времени 2 минуты (время на выполнение задания уменьшается на 2 минуты для всех команд, независимо от того, какая из них нарушила это правило).

    У каждой команды есть право взять 2 таймаута, во время которых разрешается разговаривать, продолжительностью 1 минута каждый. При этом вторая команда также имеет право на обсуждение, не используя своего таймаута.

    По истечении времени обсуждения, по команде ведущего: «К покрывалу», от каждой команды по одному человеку подходят к двери или стене, прилегающей к двери (на которой висят с каждой стороны по листу бумаги), и пишет имя человека, который, по его мнению, подошел к двери с другой стороны.

    Человек, подошедший к двери с другой стороны, имя которого угадано, переходит в противоположную команду.

    Если угадали участники обеих команд, то команды остаются в прежних составах.

    Если участники обеих команд не угадали, то команды восстанавливают первоначальный состав (все возвращаются обратно в свои команды). При этом сохраняется правило 2.

    Ведущий повторяет команду «К покрывалу», подходят следующие участники и т.д.

    Один и тот же человек не может подходить к двери с одной стороны два раза подряд.

    Участникам команд нельзя смотреть в соседнюю комнату. За нарушение – штраф во времени – 2 минуты.

Упражнение «Летающие яйца»

Материалы:

    яйцо сырое;

    катушка ниток;

    кусок обойной бумаги длиной 1м;

    пластмассовый стаканчик;

    скотч длиной 70–80 см.

Задание: сделать из предложенных материалов конструкцию для яйца так, чтобы оно не разбилось, если его сбросить в этой конструкции с высоты 2,5–3 метра.

Правила:

    У группы есть 10 минут на обсуждение тактики выполнения задания, во время которого нельзя трогать материалы.

    По истечении времени обсуждения, ведущий дает команду: «Время», и группа начинает выполнять задание.

    Задание выполняется молча. За произнесенное слово – штраф во времени 1 минута.

    На выполнение задания у группы есть 10 минут.

    По истечении 10 минут или когда группа сигнализирует о своей готовности, ведущий бросает яйцо в конструкции с указанной в задании высоты.

    Участники проводят обсуждение упражнения, не разворачивая конструкции.

Обсуждение завершается вопросами:

    Важно ли для вас, разбилось ли яйцо?

    Что для вас важнее: результат или процесс выполнения задания?

Только после обсуждения конструкция разбирается.

Примечание для ведущего: перед началом выполнения группой задания ведущий напоминает участникам об осторожности обращения с яйцом во время изготовления конструкции.

Упражнение «Лабиринт»

Место проведения и исходное положение участников: на полу начерчен квадрат, разделенный на 100 квадратов, со стороной 30 см каждый. Данное поле-сетка представляет собой «лабиринт».

Вся группа находится с одной стороны «лабиринта».

У ведущего имеется уменьшенное изображение «лабиринта», на котором отмечен путь через него (заштрихованы соответствующие квадраты).

Задание: всей группе оказаться на противоположной стороне «лабиринта».

Правила:

  1. У группы есть 2 минуты на обсуждение тактики выполнения задания.

    По истечении времени обсуждения участники становятся в шеренгу и начинают по очереди пробовать найти путь через лабиринт, вступая на один любой квадрат, при этом:

    • задание выполняется молча. За произнесенное слово – штраф во времени 1 минута;

      если участник вступил на «правильный» квадрат (заштрихованный у ведущего), то ведущий при этом молчит, и участник получает право выбрать еще один квадрат, вступив на него; в случае неверно выбранного участником квадрата ведущий произносит слово «ку-ку». После этого участник должен вернуться назад по пройденным им квадратам;

      одновременно в «лабиринте» может находиться только один участник;

      обходить «лабиринт» нельзя;

      нельзя использовать никакие вспомогательные материалы;

      в случае, когда часть группы уже перешла на другую сторону «лабиринта», а кто-то из оставшихся участников вступил на неверный квадрат, все возвращаются на исходную сторону.

  2. На выполнение задания у группы есть 20 минут.

Упражнение «Башня»

Материалы:

    обойная бумага длиной 1 метр;

    скрепки (40–50 шт.);

    скотч длиной 1 метр.

Задание: из предложенных материалов построить башню как можно большей высоты.

Правила:

    Участники не должны касаться построенной башни при проверке задания.

    На выполнение задания у группы есть 10 минут.

Примечание для ведущего: построенная башня может опираться на посторонние статические предметы (стена, шкаф, стол и т.п.). Участники должны догадаться об этом самостоятельно.

Упражнение «Мост»

Материалы:

    обойная бумага длиной 1 метр;

    скрепки (40–50 шт.);

    скотч длиной 1 метр.

Задание: из предложенных материалов построить мост над стулом.

Правила:

    Мост не должен касаться стула.

    У группы есть 10 минут на обсуждение тактики выполнения задания, во время обсуждения нельзя ничего записывать и трогать материалы.

    По истечении времени обсуждения, группа приступает к выполнению задания по команде ведущего: «Время», при этом задание выполняется молча. За произнесенное слово – штраф во времени 2 минуты.

    Участники не должны касаться построенного моста при проверке задания.

    На выполнение задания у группы есть 10 минут.

Упражнение «Скульптура идеального лидера»

Задание: группе из ее участников «слепить» скульптуру идеального лидера и представить ее ведущему.

Правила:

    У группы есть 10 минут на обсуждение тактики выполнения задания, во время обсуждения нельзя начинать «лепить» скульптуру.

    По истечении времени обсуждения, группа приступает к выполнению задания по команде ведущего: «Время», при этом задание выполняется молча. За произнесенное слово – штраф во времени 2 минуты.

    При «лепке» скульптуры можно использовать только предметы, находящиеся на участниках.

    В скульптуре может быть использовано любое количество участников группы.

    На выполнение задания у группы есть 10 минут.

    Представление скульптуры проводят 1–2 человека от группы, аргументируя свое видение идеального лидера не более 2 минут.

Вторая группа упражнений

Особенностью упражнений данной группы является то, что участникам уже с момента объяснения задания и правил нельзя разговаривать друг с другом. Поэтому ведущий перед началом каждого упражнения предупреждает участников о том, что начинать выполнять задание можно только по его команде. Ведущий говорит о том, что рассчитывает на честность участников.

Группа редко сразу справляется с заданием. Ведущий дает команды в быстром темпе в течение 3–4 минут. Если за это время группа не справляется с заданием, ведущий может предоставить 1 минуту для обсуждения, во время которого разрешается говорить вслух.

Упражнение «Встать со стульев»

участники сидят в кругу на стульях.

Задание: научиться одновременно и синхронно вставать со стульев тому количеству участников, какое число называет ведущий.

Правила:

    Участникам нельзя вставать со стульев без команды ведущего.

    Участники встают, когда ведущий произносит число.

    При неправильном выполнении задания ведущий произносит слово «садитесь». Когда задание выполнено, ведущий говорит об этом группе.

Примечания для ведущего:

    ведущий начинает называть в произвольном порядке числа (от единицы до числа участников), постепенно увеличивая их;

    ведущий называет числа в быстром темпе;

    ведущий называет числа до момента, когда все участники группы смогут встать одновременно и синхронно.

Упражнение «Выбор»

Исходное положение участников: участники сидят в кругу на стульях. По команде ведущего: «Выбор» каждый участник указывает пальцем вытянутой руки на одного из других участников.

Задание: добиться такого «выбора», в котором группа разбилась бы на пары.

Правила:

    Участникам нельзя разговаривать друг с другом.

    Участникам нельзя вставать со стульев.

    Участники делают свой выбор одновременно по команде ведущего и не могут менять его до новой команды.

    Когда задание выполнено, ведущий говорит об этом группе.

Примечания для ведущего:

    если в группе нечетное число участников, задание считается выполненным, когда только один участник остался без пары;

    ведущий дает команды в быстром темпе.

Упражнение «Веревка»

Материалы: веревка длиной 2 метра.

Исходное положение участников: участники стоят в кругу, держась за руки. На плечо одному из них ведущий вешает смотанную кольцом веревку.

Задание: необходимо, чтобы веревка обошла весь круг, при этом:

    участникам нельзя разговаривать друг с другом;

    участникам нельзя расцеплять руки;

    участникам нельзя передавать веревку с помощью рук;

    при падении или разматывании веревки упражнение выполняется сначала;

    когда задание выполнено, ведущий говорит об этом группе.

Примечания для ведущего: вариант выполнения задания, при котором участники сами обойдут круг, не передавая веревки друг другу, считается правильным. Участники должны догадаться об этом возможном варианте самостоятельно.

Упражнение «Пальцы»

Исходное положение участников: участники сидят на стульях в кругу.

Задание: всем участникам «выбросить» (показать) одно и то же количество пальцев на правой руке.

Правила:

    Участникам нельзя разговаривать друг с другом.

    Каждый участник сжимает правую руку в кулак и выставляет ее вперед.

    По команде ведущего: «Пальцы» каждый участник «выбрасывает» на правой руке любое количество пальцев.

    Участники «выбрасывают» пальцы одновременно по команде ведущего и не меняют количество «выброшенных» пальцев до новой команды.

    Когда задание выполнено, ведущий говорит об этом группе.

Упражнение «Прыжок»

Исходное положение участников: участники стоят в кругу лицом к центру. Задание: всем участникам повернуться в одну сторону.

Правила:

    Участникам нельзя разговаривать друг с другом.

    По команде ведущего: «Прыжок!» каждый участник совершает одно из действий:

    • подпрыгнуть вверх на месте;

      повернуться в прыжке на 90 градусов влево;

      повернуться в прыжке на 90 градусов вправо;

      повернуться в прыжке на 180 градусов влево;

      повернуться в прыжке на 180 градусов вправо.

    Участники совершают прыжки одновременно по команде ведущего и не меняют свое положение до новой команды.

    После самой первой команды ведущего участникам нельзя подпрыгивать вверх на месте.

    Когда задание выполнено, ведущий говорит об этом группе.

Упражнение «Четверо стоя»

Исходное положение участников: участники сидят в кругу лицом к центру.

Задание: в группе в течение 1 минуты должны стоять на выпрямленных ногах четыре участника.

Правила:

    Один участник может стоять не более 10 секунд.

    Участникам нельзя разговаривать друг с другом.

    У группы есть право взять 2 таймаута продолжительностью 1 минута каждый, во время которых разрешается разговаривать.

Примечание для ведущего: вариант, при котором одновременно садятся одни участники и встают другие, не является правильным: Правильным вариантом выполнения задания будет лишь такой, при котором минимум четыре участника стоят на выпрямленных ногах. Например:

    встают первые четыре участника;

    по истечение 7–8 секунд встают вторые четыре участника (всего стоят 8 участников);

    на девятой секунде садятся первые четыре участника;

    на пятнадцатой секунде встают другие четыре участника (снова стоят 8 участников);

    на шестнадцатой – садятся вторые четыре участника и т.д.

Упражнение «Слово»

Материалы: полные спичечные коробки по числу участников (вместо спичек можно использовать булавки или скрепки).

Место проведения и исходное положение участников: стулья по числу участников стоят кругом. Участники находятся внутри этого круга, каждый лицом к одному стулу. На каждом стуле лежит открытый полный спичечный коробок.

Задание: из спичек составить группе столько слов, сколько в ней участников, использовав при этом как можно большее количество спичек.

Правила:

    Задание выполняется в течение 50 раундов. Время каждого раунда – 20 секунд. Перерыв между раундами – 10 секунд. Во время перерыва каждый участник переходит по часовой стрелке к следующему стулу. Команды о начале и окончании каждого раунда подает ведущий.

    Задание выполняется молча. За произнесенное слово как во время раундов, так и во время перерывов – штраф во времени 1 минута.

    Во время каждого раунда участник может взять из коробка и использовать для составления только одну спичку, при этом нельзя ломать спички, менять положение уже использованных.

    На выполнение задания у группы есть 20 минут.

Третья группа упражнений

В этих упражнениях в коллективе искусственно создаются внутренние противоречия. Ведущий делит коллектив на 2–4 команды по возможности с равным количеством участников в каждой. Из формулировки задания не ясно, командное это задание или общегрупповое. Ведущий не должен прояснять группе задание. Участники каждой команды самостоятельно должны истолковать формулировку задания.

Данные упражнения позволяют спрогнозировать, как поведет себя группа и ее участники при необходимости выбора между личными и коллективными интересами.

Правильным признается как вариант, при котором вся группа выполнит задание, так и вариант, при котором каждая команда выполнит задание отдельно. Как правило, в дружном, сплоченном коллективе участники будут стремиться к успеху всей группы, искать общее решение.

Упражнение «Неравные ресурсы»

Материалы:

  • 1 лист синей бумаги (формат A4);

    1 лист белой бумаги (формат A4);

    1 лист красной бумаги (формат A4);

    1 лист зеленой бумаги (формат A4).

Исходное положение участников: ведущий делит группу на 3 команды. Команды располагаются так, чтобы не мешать работе друг друга.

Первой команде выдается – 1 лист синей бумаги, ножницы.

Второй команде выдается – 1 лист белой бумаги, 1 лист зеленой бумаги, клей.

Третьей команде выдается – 1 лист красной бумаги, линейка.

Задание: команде составить как можно быстрее – белый квадрат со стороной 2,5 см, синий прямоугольник со сторонами 2 и 4 см, бумажную цепь из четырех разноцветных звеньев (красного, белого, синего, зеленого).

Правила: На выполнение задания – не более 15 минут.

Примечание для ведущего: правильным признается как вариант, при котором вся группа выполнит задание, так и вариант, при котором каждая команда выполнит задание отдельно.

Упражнение «Акулы!»

Материалы: мел.

Место проведения и исходное положение участников: на полу на расстоянии двух метров друг от друга начерчены два квадрата со стороной 1 метр. Квадраты представляют собой игровые «острова». Вся остальная поверхность пола – «море».

Ведущий делит группу на две команды, равные по количеству участников. Каждой команде соответствует один «остров».

Задание каждому участнику: «выжить».

Упражнение включает несколько раундов. Каждый раунд начинается словами ведущего: «Внимание! Акулы!» и заканчивается словами ведущего: «Все в море».

Правила:

    Участники находятся в «море». По команде ведущего «Внимание! Акулы!» каждая команда должна собраться на своем «острове» за 5 секунд. Участники, которые по истечении 5 секунд касаются «моря» любой частью тела, считаются съеденными акулами и выбывают из дальнейшего участия.

    Участник, «спасшийся» не на своем «острове», считается съеденным жителями чужого «острова» и выбывает из дальнейшего участия.

    После каждого раунда ведущий уменьшает сторону «острова» на 15 см.

    Первый перерыв между раундами – 15 секунд. Далее перерыв между раундами каждый раз увеличивается на 15 секунд.

Примечание для ведущего: на примере упражнения можно проследить, как меняется соотношение личных и коллективных интересов при их столкновении, как поведет себя группа и ее участники при необходимости выбора между ними.

Упражнение «Выиграйте как можно больше»

Материалы:

    4 картонные таблички (15x20 см), на каждой из которых написана латинская буква «X»;

    4 картонные таблички (15x20 см), на каждой из которых написана латинская буква «Y»;

  • на листе ватмана таблица 1:

Комбинация

Результат

(в баллах)

Результат 4 раунда

Результат 7 раунда

Результат 10 раунда

все значения умножаются на 2

все значения умножаются на 3

все значения умножаются на 5

каждый «Y»: -1

каждый «X»: +2

каждый «Y»: -2

каждый «X»: +1

на листе ватмана таблица 2:

Исходное положение участников: ведущий делит группу на 4 команды, равные по количеству человек. Команды располагаются таким образом, чтобы не мешать друг другу при обсуждении. Каждой команде выдается одна табличка с буквой «X» и одна табличка с буквой «Y». На стене прикреплены ватманы с таблицами 1 и 2.

Задание: набрать команде как можно больше баллов.

Правила:

    Упражнение состоит из 10 раундов. Перед каждым раундом командам дается 1 минута на обсуждение тактики выполнения задания. Общаться между собой командам нельзя.

    По словам ведущего «Выбор» все команды одновременно поднимают одну из выданных табличек (либо «X», либо «У»).

    Ведущий в соответствии с таблицей 1 заполняет таблицу 2 (записывает, сколько баллов получает в данном раунде каждая из команд).

    Перед четвертым, седьмым и десятым раундами ведущий предоставляет право каждой команде выбрать одного участника для переговоров. Эти участники совещаются в течение 1 минуты вне игрового помещения, после чего возвращаются к своим командам.

    В четвертом раунде значение баллов в таблице 1 увеличивается в 2 раза, в седьмом – в 3 раза, в десятом – в 5 раз. Участникам об этом говорится перед началом соответствующего раунда.

Примечание для ведущего: ведущий не должен пояснять группе задание. Участники каждой команды самостоятельно должны истолковать формулировку задания.

Четвертая группа упражнений

В упражнениях данной группы коллективу не приходится преодолевать испытания. Упражнения носят более легкий характер, позволяют интересным образом поднять и обсудить широкий круг проблем, вызвать участников на определенную откровенность. Они могут использоваться как игровые формы.

Упражнение «Аукцион ценностей»

Материалы:

    лист ватмана с написанными на нем ценностями;

    маркер красного цвета.

Упражнение состоит из двух этапов: аукцион и обсуждение.

Правила аукциона:

    У каждого участника есть 1000 условных единиц.

    Начальная цена каждой ценности – 50 условных единиц.

    Повышать цену можно на сумму условных единиц, кратную 20 (20, 40, 60 и т.д.). Нельзя повышать собственную названную цену.

    Объединять условные единицы участникам нельзя.

    Торги начинаются после оглашения ведущим какой-либо ценности.

    Ценность считается купленной, если предложенную за нее цену ведущий назвал три раза под счет и произнес слово «Продано» (например: 300 – раз, 300 – два, 300 – три, продано!) или если за нее предложено 1000 условных единиц.

    Рядом с ценностью ведущий записывает цену, за которую она продана, и имя ее покупателя.

Вопросы для обсуждения упражнения:

    Почему именно эти ценности набрали наибольшее число единиц?

    Все ли довольны тем, что купили? Хотелось ли купить что-то другое?

    Если бы такой аукцион проходил в реальной жизни, изменился бы ваш выбор?

    Какие проблемы человека и общества связаны с предложенными ценностями? Способна ли молодёжь решить эти проблемы, повлиять на их решение?

Список ценностей:

  • Финансовая независимость.

    Возможность написать книгу, которая повлияла бы на поколения.

    Мир во всем мире.

    Здоровый ребенок.

    Идеальная семья,

    Дом вашей мечты.

    Идеальное здоровье до 95 лет.

    Головокружительная карьера.

    Благополучие родителей.

    Идеальная любовь.

    Поселить всех бездомных.

    Накормить всех голодных.

    Стать президентом России.

    Стать президентом США.

    Слетать в космос.

    Получить «Оскара».

    Мир без наркотиков.

    Бессмертие.

    Идеальный друг.

    Возможность путешествовать во времени.

    Способность летать.

    Изменить внешность.

    Сменить пол.

Упражнение «Аукцион лидерских качеств»

Материалы:

    1 лист ватмана,

Место проведения и исходное положение участников: участники сидят в кругу. На стене повешен плакатный лист, на котором в столбик написаны лидерские качества.

Правила:

    Ведущий зачитывает качество.

    Каждый участник по команде ведущего: «Выбор» указывает пальцем вытянутой руки на того участника, которому зачитанное качество, на его взгляд, наиболее подходит. В таком положении участники замирают.

    Ведущий подсчитывает, сколько человек показало на каждого участника.

    Справа от качества ведущий записывает имя того, на кого указало наибольшее число участников.

    Ведущий зачитывает следующее качество и т.д. Примечания для ведущего:

    • упражнение можно завершить обсуждением результатов;

Упражнение «Круги»

Материалы: мел (или веревки).

Место проведения и исходное положение участников: на полу начерчены (или обозначены веревкой) три окружности с единым центром (одна в другой). Диаметры окружностей соответственно – 1 метр (малая окружность), 2 метра (средняя окружность) и 4 метра (большая окружность).

Участники сидят вокруг большого круга.

Ведущий предлагает желающим участникам по очереди выполнять упражнение.

Правила:

    По желанию любой участник встает в большой круг.

    Начиная медленно идти вдоль окружности большого круга в одну сторону, участник говорит то, что ему хочется сказать обществу, в котором он живет.

    Затем участник переходит в средний круг и движется по его окружности. При этом участник говорит то, что ему хочется сказать своим близким и друзьям.

    Затем участник переходит в малый круг и движется по его окружности. При этом участник говорит то, что ему хочется сказать самому себе. .

    После этого участник выходит из кругов и садится на свое место.

Примечания для ведущего:

    свет в помещении может быть приглушен с целью создания доверительной обстановки;

    ведущий для примера первым проходит упражнение;

    ведущий не активизирует участников, упражнение проходят желающие;

    в конце ведущий благодарит всех за участие в упражнении.

Упражнение «Автопортрет»

Материалы: игровые листки по количеству участников. Игровой листок представляет собой лист формата А4, согнутый пополам. Нижняя половина каждого листа согнута на полоски по количеству участников.

Исходное положение участников:

    участники сидят за столом;

    каждому участнику ведущий выдает игровой листок.

Задание: каждому участнику нарисовать на верхней половине игрового листка (не согнутой на полоски) свой автопортрет, не подписывая его. Время на выполнение – 5 минут.

Правила:

    По истечении времени на выполнение, участники сдают автопортреты ведущему.

    Ведущий перемешивает их и раздает участникам в произвольном порядке.

    Каждый участник пишет на самой нижней полоске под автопортретом, какая, на его взгляд, профессия подходит человеку, нарисованному на портрете. Время – 1 минута.

    После этого участник загибает полоску, на которой писал, на обратную сторону игрового листка и передает его следующему участнику по кругу.

    Участникам нельзя смотреть на предыдущие записи.

    Участник, получивший свой автопортрет, также заполняет полоску.

    Когда портреты «обошли» весь круг, ведущий собирает их. Затем участники разбирают свои автопортреты.

    По желанию каждый участник может высказаться о надписях под своим автопортретом, показать их другим участникам.

Упражнение «Художник»

Материалы:

    1–3 листа ватмана;

Задание: набрать группе как можно больше баллов.

Правила:

    Участники группы по очереди выступают в роли «художника».

    Ведущий говорит «художнику» загаданное слово так, чтобы другие участники не слышали его.

    «Художник» выражает это слово с помощью рисунка на плакатном листе. При этом ему нельзя никаким образом общаться с группой, а в рисунке нельзя использовать буквы.

    Группа обсуждает рисунок и называет слово, которое, по их мнению, хотел изобразить «художник».

    После этого в роли «художника» выступает следующий участник и т.д.

    За каждое угаданное слово группа получает 1 балл, при неправильном ответе – 0 баллов.

Примечания для ведущего:

    в качестве загаданных слов можно использовать слова: различие, воспитание, дискриминация, конфликт, бедность, иностранец, солидарность и т.п.;

    при анализе упражнения можно спросить «художников», почему именно эти образы они использовали, и обсудить роль стереотипов в человеческом общении.

Пятая группа упражнений

В эту группу входят упражнения, которые нельзя отнести ни к одной из групп.

Упражнение «Кочки»

Материалы: листы бумаги (формат А4) или фанерки (20 см х 15 см) по числу участников в группе.

Место проведения и исходное положение участников: на полу разложены «змейкой» листы бумаги или фанерки, представляющие собой «кочки». Расстояние между «кочками» – 80 см. Количество «кочек» – по числу участников в группе.

Каждый участник встает на одну «кочку».

Ведущий сообщает каждому из участников слово из известного стихотворения так, чтобы другие этого не слышали. Слова раздаются в произвольном порядке.

Задание: участникам встать на «кочки» таким образом, чтобы из сообщенных каждому из них слов сложилось стихотворение.

Правила:

    Участникам можно перемещаться, вступая только на «кочки».

    Одновременно перемещаться может только один участник. Участник, стоящий на двух «кочках», признается перемещающимся.

    При нарушении первых двух правил упражнение выполняется сначала (участники встают в исходном порядке на «кочки»).

    На выполнение задания у группы есть 15 минут.

Упражнение «Десять метров»

Материалы: листы бумаги (формат А4) или фанерки (20 см х 15 см) – на один больше, чем число участников в группе.

Место проведения и исходное положение участников: на полу разложены по прямой линии листы бумаги, представляющие собой «кочки». Расстояние между «кочками» – 20 см.

Каждый участник встает на одну «кочку», при этом последняя «кочка» остается свободной.

Задание: группе преодолеть расстояние 10 метров.

Правила:

    Участникам можно перемещаться только по «кочкам».

    Сдвигать с места и передвигать можно только свободную «кочку».

    Участник может стоять на «кочке» только на двух ногах.

    Перемещаться по «кочкам» участники должны одновременно и синхронно.

    При нарушении правил или касании любым участником пола задание выполняется сначала (участники встают в исходном порядке).

Примечание для ведущего: правильным вариантом выполнения задания будет такой, при котором все участники одновременно и синхронно перепрыгивают на «кочку» впередистоящего участника, а затем последнюю «кочку» передают впереди стоящему.

Упражнение «Таких не берут в космонавты»

Материалы:

    повязка на глаза.

Место проведения и исходное положение участников: на полу начерчены две линии («старт» и «финиш»), расстояние между которыми 2 метра. Перпендикулярно им от «старта» к «финишу» начерчены две линии, представляющие собой «тропу». Ширина «тропы» – 15 см.

Участники находятся перед «стартом» и по очереди начинают пробовать пройти по тропе с завязанными глазами.

Задание: всей группе перейти по «тропе» за «финиш».

Правила:

    На «тропе» одновременно может находиться только один участник.

    Участникам можно перемещаться от «старта» к «финишу» только по «тропе».

    Участникам нельзя касаться того участника, который находится на «тропе».

    При нарушении правил, при касании любым участником пола между «стартом» и «финишем», при заступе за линии «тропы» упражнение выполняется сначала.

Упражнение «Поднять взглядом»

Исходное положение участников: участники сидят на стульях полукругом к водящему. Каждый из участников по очереди выполняет роль водящего.

Задание: водящему «поднять взглядом» всех участников группы так, чтобы все они одновременно стояли 1 секунду.

Правила:

    Участники смотрят в лицо водящего.

    Участник, на котором водящий зафиксировал взгляд в течение одной секунды, должен быстро встать и стоять 10 секунд. Каждый участник самостоятельно ведет счет секундам про себя.

    Отсчитав 10 секунд, стоящий участник должен быстро сесть.

    Водящий может смотреть на одного участника сколько угодно раз.

    Упражнение выполняется молча.

Примечания для ведущего:

Оптимальное число участников упражнения – 12-15 человек;

Упражнение «Пролезть в открытку»

Материалы:

    открытка;

Задание: всей группе пролезть в открытку.

На выполнение задания у группы есть 10 минут.

Примечания для ведущего:

    бумага выдается для того, чтобы можно было попробовать выполнить задание на ней. Участники должны догадаться об этом самостоятельно;

    для того чтобы выполнить задание, участникам нужно согнуть открытку пополам (на рисунке линия сгиба обозначена стрелкой). Затем необходимо простричь согнутую открытку по линиям, выделенным на рисунке жирными чертами. После этого открытка разворачивается, и участники по очереди пролезают в получившуюся фигуру.

Упражнение «Над пропастью»

Материалы: мел.

Исходное положение участников: на полу начерчены две параллельные линии, обозначающие «горную тропу». Ширина «тропы» – 40 см. Длина – по количеству участников.

Участники выбирают первого водящего.

Все участники, кроме водящего, встают на «тропу» в одну шеренгу и кладут руки на плечи рядом стоящих.

Задание участникам: построить из себя «живую гору», препятствующую продвижению водящего по «горной тропе».

Правила:

    Каждый участник все время должен касаться пяткой одной ноги края «тропы».

    Участникам нельзя убирать руки с плеч рядом стоящих.

    Участникам нельзя заступать за границы «тропы».

    На постройку «горы» у участников есть 1 минута.

    По истечении времени на постройку, участники замирают и далее не должны менять своего положения.

Задание водящему: пройти по «тропе».

Правила:

    Водящий выбирает, с какой стороны начать проходить «тропу».

    Водящему нельзя менять положение «горы».

    Водящему нельзя заступать за края «тропы».

    При нарушении правил задание выполняется сначала.

    На выполнение задания у водящего есть 10 минут.

Упражнение «Волшебный карандаш»

Материалы:

    карандаш (маркер, ручка или т.п.);

Место проведения и исходное положение участников: участники сидят на стульях полукругом лицом к ведущему. В руке у ведущего – карандаш.

Группа выбирает первого водящего. Водящий выходит в смежное помещение, чтобы не слышать, какую фигуру загадает группа.

Задание: группе «нарисовать» с помощью «волшебного карандаша» какую-либо фигуру так, чтобы ее отгадал водящий.

Правила:

    Группа определяет, какую фигуру она будет рисовать.

    После этого у группы есть 1 минута на обсуждение тактики выполнения задания.

    По истечении времени обсуждения, входит водящий.

    Ведущий держит карандаш на уровне груди в согнутой в локте руке. Карандаш начинает двигаться в воздухе по команде первого участника.

    Участники по очереди дают по одной команде. Можно использовать только команды: влево, вправо, вверх, вниз.

    Задание выполняется молча. Участникам нельзя произносить вслух ничего, кроме команд.

    Участник может говорить команду только в свою очередь.

    Карандаш двигается с одинаковой скоростью и меняет направление движения только по команде того участника, чья очередь давать команду.

    Карандаш прекращает движение, когда группа сообщит ведущему о завершении «рисунка».

    Ведущий предлагает водящему отгадать с одной попытки, какую фигуру «рисовала» группа.

    Группа выбирает следующего водящего и т.д.

Примечания для ведущего:

    понять механизм действия «волшебного карандаша» участникам будет проще, если сначала опробовать его на бумаге;

    во время обсуждения группа может нарисовать загаданную фигуру на бумаге, но чтобы ее не видел водящий;

    несмотря на то, что ведущий знает загаданную фигуру, он не помогает группе, четко следуя лишь поступающим командам.

Упражнение «Мозаика»

Материалы:

  • полоса бумаги длиной 2 метра и шириной 0,5 метра с надписью. Полоса расстрижена на листы произвольной формы по числу участников таким образом, чтобы на каждом листе присутствовала часть надписи.

Ведущий выдает каждому участнику по одному такому листу.

Задание: на выданном листе со стороны надписи каждому участнику нарисовать свой автопортрет-шарж, после чего всей группе склеить надпись. Время на выполнение задания – 10 минут.

Примечание для ведущего: текст надписи может быть тематическим или свободным.

Игра «Стол переговоров»

Участники: число участников – 30 человек. Возраст участников – не менее 13 лет.

Место проведения: помещение, позволяющее свободно перемещаться всем участникам, в котором имеется не менее 10 стульев.

Реквизит: карточки с игровыми целями.

Исходное положение участников: участники разбиты на 10 групп. Группы располагаются так, чтобы не мешать работе друг друга. В центре зала кругом стоят 10 стульев.

Каждой группе выдается карточка с игровой целью.

Проведение: игра проходит в 6 этапов. Первый, третий, пятый этапы – обсуждение тактики переговоров в группах: Второй, четвертый, шестой этапы – «стол переговоров» (по одному участнику от каждой группы садятся в центре зала на стулья).

Время каждого этапа обсуждения – 2 минуты.

Время каждого этапа переговоров – 7 минут. Во время переговоров разговаривать могут только участники, находящиеся за «столом переговоров».

Задание всем группам: по окончании всех этапов игры сформулировать ведущему общее решение. Если решение не будет объявлено ведущему, по установке игры считается, что все участники погибают.

Задание каждой группе (дается каждой группе в тайне от других, одновременно с сообщением ее игровой цели): принять решение, учитывающее игровую цель группы.

Общая игровая установка: вы потерпели кораблекрушение и попали на необитаемый остров. У каждого из вас разные мнения о том, что делать дальше. Вы должны принять совместное решение, цель которого – определить, как вам выжить на острове.

Игровые цели:

    Вы считаете, что необходимо построить корабль.

    Вы считаете, что необходимо построить дом.

    Вы считаете, что необходимо построить несколько лодок и выбираться с острова группами отдельно.

    Вы считаете, что необходимо съедать слабых и умирающих и ждать помощь с суши.

    Вы считаете, что необходимо разжечь по всему острову сигнальные костры.

    Вы считаете, что необходимо остаться на острове, вдали от цивилизации:

    Вы – злой человек. Вы должны сорвать переговоры, не дать всем договориться.

    Вы – миротворец. Вы должны помочь всем прийти к общему решению.

    Вы – религиозный человек. Вы считаете, что все попали на остров за свои грехи, поэтому надо молиться, молиться.

    Вы сошли с ума на острове. Предлагайте бредовые идеи, веселитесь.

Анализ игры: после игры участники каждой группы знакомят других участников со своей игровой целью. Ведущий организует обсуждение игры по следующим вопросам:

    Как проходило обсуждение тактики ведения переговоров в группах?

    Какие аргументы, доводы, варианты предлагались?

    Как проходило обсуждение во время «стола переговоров»?

    Отдела крупной... Упражнение «Ревизия времени»  Упражнение «Ревизия денег»  Упражнение «Мой даошифтинг»  Упражнение «Новые возможности »  Упражнение «Быть цельной личностью»  Упражнение ...

  • 4 глава супружеские конфликты и личностные факторы их возникновения 6

    Документ

    Взаимоотношения в семьи. Гипотеза исследования: Тренинговая программа «Конструктивное решение конфликтов в семейных... – это возможность , а не проблема» 2 часа Упражнение -Приветствие 10 Упражнение «Доверие» 10 Упражнение «Наблюдение» 15 Упражнение ...

  • Методические рекомендации

    И умений. Пространственная и временная организация тренинговой работы: Расположение участников: как правило... награждает их аплодисментами. 6. Упражнение «Аплодисменты» Цель Предоставление участникам возможности почувствовать признание окружающих...

  • Тренинговое занятие для педагогов «Развитие педагогической рефлексии»

    Документ

    ... возможность в активной форме применить эти упражнения на себе «здесь и сейчас». 2. Содержание Тренингового занятия... тренинга сдвигаются к следующему участнику. Упражнение « Автопортрет» Цель упражнения : - формирование умений распознавания незнакомой...

отличаются ограниченным инвентарем, что лимитирует возможность прогрессии нагрузки. Сама по себе, прогрессия нагрузок – это способ постоянной поддержки стресса на необходимом уровне, чтобы организму приходилось адаптироваться. Адаптация организма выражается в росте силовых показателей, гипертрофии мышц, увеличении скорости и изменении других мышечных и немышечных качеств, которые развивает спортсмен. Поскольку адаптация вынуждает организм тратить очень много ресурсов, как на неё саму, так и на поддержание адаптируемых качеств, организм начинает адаптироваться только тогда, когда это жизненно необходимо! Если же организм справляется с нагрузкой, или же, тем более, если нагрузка снижается, то все избыточные системы организм нивелирует, чтобы не тратить на их поддержание ресурсы.

Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что тренировки дома предназначены для поддержания результатов, достигнутых в тренажерном зале, или любом другом месте, или же для того, чтобы немного восстановиться в том случае, если атлет долго не тренировался. Как бы там ни было, посыл в том, что результаты от тренировок в домашних условиях ограничены, поэтому цели следует ставить соответствующие. Вообще, не стоит никогда и ни в чем ставить перед собой сразу сложную цель, ко всему надо идти постепенно, преодолевая промежуточные, поэтапные задачи. Но даже для достижения тех целей, которые в принципе достижимы с помощью занятий дома, необходимо соблюдать ряд основополагающих правил.

Правила тренировок дома

Система – тренировки должны носить систематический характер, это очень важно, поскольку без этого, вообще невозможно даже составить программу тренировок. Вы должны выделить определенное время для тренировок и тратить его на них. Не важно, Вы можете тренироваться с утра, или вечером, не важно, сколько раз в неделю, важно, чтобы Вы придерживались тренировочного графика постоянно. Поэтому, если Вы поставили перед собой цель привести себя в порядок, то первым делом должны отказаться от всех вредных привычек, которые могут Вам помешать придерживаться программы тренировок.

Разминка – это важная составляющая тренировки на дому, в зале, на улице и где угодно вообще, поскольку хорошая разминка является залогом сохранения работоспособности мышц, суставов, связок и сухожилий. Важно разминать все тело, а не только ту мышечную группу, которую Вы собираетесь тренировать. Начинать разминку следует с медленных движений, постепенно увеличивая их темп. Сложность движений так же должна менять поступательно, от простейших до сложных. Многие разминкой пренебрегают, тем более, когда тренируются легко, но это очень опасно, поэтому обязательно хорошо разминайтесь!

Интенсивность – это правило для тренировок в домашних условиях означает, что тренироваться следует в определенном темпе, который зависит от целей Ваших тренировок. Если Ваша цель максимально развить или сохранить силовые показатели, то тренироваться надо с отдыхом между подходами в 40-60 секунд, если Вы хотите развить выносливость, то надо стремиться к отсутствию отдыха, как таковому, для этого существует несколько способов, описанных в программе тренировок на выносливость . Самое главное, не забывайте, что тренировку следует ограничивать и по времени, поэтому укладываться надо в 60 минут, в связи с чем, не стоит отвлекаться на посторонние занятия.

Способы прогрессировать нагрузку


Объем нагрузки
– его можно корректировать с помощью увеличения упражнений, повторений в упражнениях, или за счет сплита. Можно, конечно, прогрессировать и за счет увеличения дополнительного отягощения, но в домашних условиях штанги и гантели использовать сложно, вернее, Вы всегда ограничены инвентарем, поэтому, говоря о тренировках на дому, мы подразумеваем, что у Вас минимальный инвентарь. Что касается количества упражнений и количества повторений в подходе, то тут все понятно, а вот, что такое сплит? Сплит – это группировка тренировок по мышечным группам. За счет такой группировки удается выполнить объем работы на целевую мышечную группу в несколько раз больше, чем во время круговой тренировки. Хотя новичкам мы рекомендуем начать именно с круговых тренировок.

Пример круговой тренировки на дому


Отжимания – 5 подходов по максимуму
Подтягивания широким хватом – 5 подходов по максимуму
Подъемы ног в висе – 4 подхода по максимуму

Скорость – это способ не только прогрессировать нагрузку, но ещё и задействовать разные мышечные волокна и мышечные качества. Чем быстрее Вы выполняете упражнения, тем больше включаются быстрые мышечные волокна, чем медленнее, тем больше нагружаются медленные мышечные волокна. Чтобы тренировать красные, быстрые мышечные волокна, необходимо увеличивать скорость упражнений, усложняя их, например, выполнять отжимания с хлопками. Для тренировки белых мышечных волокон необходимо выполнять упражнения очень медленно, качественно ощущая сокращения мышц. Мы рекомендуем совмещать тренировки обоих типов мышечных волокон, чередуя тренировки каждую неделю.

Программа для тренировок дома

Понедельник – ноги, грудь и руки
Приседания – 5 подходов по максимуму
Выпады – 5 подходов по максимуму
Подъемы на носки – 3 подхода по максимуму
Отжимания от пола – 5 подходов по максимуму
Разведение гантелей – 5 подходов по 12 повторений
Обратные отжимания – 5 подходов по максимуму
Подтягивания обратным хватом – 5 подходов по максимуму

Вторник – пресс
Поднятие ног в висе – 5 подходов по максимуму

Упражнение на командообразование «Тролли»

Цель : Упражнение дает группе опыт слаженного командного взаимодействия

Время : 25-35 минут

Размер группы : 12-40 человек

Вам понадобится две дощечки 10х35 см — тролли. Также, перед началом упражнения отметьте поле для игры — две параллельные линии, находящиеся на расстоянии не меньше трех метров друг от друга. Для проведения упражнения мы делим участников на команды по 6-8 человек.

Инструкция:

«Коллеги, перед вами стоит задача — переправиться от одной линии до другой, не касаясь земли, используя тролли. У вас 10 минут для выработки стратегии. Затем вы должны будете выполнить задание. Учтите, что есть несколько правил. Если кто-то из команды касается земли — команда начинает проходить поле сначала. Команда выполнившая задание первой получает 10 баллов. За второе место 5 баллов. За 3 место 2 балла. Остальные баллов не получают. Тренироваться на поле для игры запрещается ».

Итоги упражнения:

  • Довольны ли вы своим результатом?
  • Что помогало/ что мешало справиться с заданием?
  • Кого хотите отдельно выделить/ поблагодарить?

Упражнение на командообразование «Тропинка»

Цель: Упражнение представляет из себя хорошее испытание на сплоченность и терпение команды. При реализации этого упражнения проявляются командные роли участников.

Время: 30-40 минут

Размер группы: 8-30 человек

К этому упражнению тренеру необходимо подготовиться. Если вы проводите тренинг на природе, то возьмите 15-17 кирпичей и разложите их змейкой. Если вы проводите в аудитории, то устройте ту же самую змейку с помощью скотча и бумаги А4. Кирпичи или бумагу нужно располагать друг от друга на расстоянии одного человеческого шага, но шаг этот должен быть достаточно большим.

Инструкция к упражнению:

Внимание. Перед вами «ядовитое болото». И вам необходимо всей командой его преодолеть. Первый и последний кирпич/лист это начало и конец «болота». Преодолевая болото вам нужно быть аккуратными. Важно соблюдать следующие правила:

  • Все участники должны находиться в постоянном контакте друг с другом.
  • Если контакт разорвался, то участники начинают прохождение болота заново.
  • Если кто-нибудь касается земли, вся команда начинает тонуть в «болоте» и упражнение также начинается сначала.

Итоги упражнения:

  • Как вы себя чувствуете?
  • Группа достигла цели? Она может гордиться результатом?
  • Что помогло вам?
  • Что мешало?
  • Какие выводы сделаем из этого упражнения?

Другой вариант этого же упражнения на командообразование:

Тренер отмечает на земле/полу начало и конец болота. Дает стопку листов бумаги и участники должны сами разложить их таким образом, чтобы пересечь болото. Здесь тренеру важно заранее отрегулировать один параметр: расстояние между границами должно быть таким, чтобы команде пришлось собирать за собой листы и передавать впереди идущему участнику.

Упражнение на командообразование «Волшебная лампа»

Цель: Упражнение позволяет участникам задуматься о тех изменениях, которые они хотели бы видеть в своей команде. Также это упражнение подходит для эффектного и теплого завершения тренинга командообразования.

Время: 20-30 минут в зависимости от размера команды

Размер группы : 10-20 участников

Необходимые материалы . Бумага для заметок, карандаши, бумага формата A3.

Описание:

1. Группа, сидящая в общем кругу, получает следующую инструкцию: «Представьте себе: вы и ваша команда находят старую лампу, кто-то берет ее в руки, потирает и — сюрприз! — из нее появляется джинн. Теперь вы можете загадать три желания, но, поскольку вы нашли джинна вместе со своей рабочей командой, эти желания должны относиться к рабочей обстановке. Вы можете изменить своего босса, своих коллег, сделать так, чтобы с вами работала ваша любимая тетя, чтобы коллеги чаще улыбались, чтобы офисный стол стал больше, и т. д. Каждый может загадать свои три желания ».

2. Каждый пишет свои три желаемых изменения, относящихся к командной работе.

3. Общегрупповой список фиксируется на доске.

Подведение итогов упражнения:

Можно ли что-то сделать, чтобы эти перемены произошли в реальности? Если нет, то что можно сделать для улучшения ситуации?

Другой вариант этого упражнения:

После того как каждый написал свои 3 желания, делим группу на мини-группы по 4 человека, каждаямини-группа получает по листу бумаги формата A3, на котором им нужно отобразить в виде рисунков, диаграмм и т. д. те изменения, которые эти четыре участника хотели бы видеть в своей команде. Затем один представитель каждой мини-группы рассказывает о том, что было решено в его группе.

Упражнение на командообразование «7 факторов»

Цель: Упражнение тренирует умение участников группы договариваться между собой.

Время : 45-50 минут

Размер группы : 8-25 участников.

Для следующего упражнения нам нужно разделиться на мини-группы по 5-6 человек.

Каждая мини-группа должна будет составить список из 7 факторов, которые кажутся вам наиболее важными для работы в коллективе, например: умение внимательно слушать, способность поставить себя на место другого, уважение к партнеру, ясное мышление, доверие, фантазия, и др.

На эту работу у вас будет 15 минут. Для того, чтобы не мешать друг другу, предлагаю группам разойтись по разным местам в аудитории.

15 минут идет работа

Справились? Отлично! Теперь задача каждой команды проранжировать эти факторы по их важности для работы в коллективе. Обязательное условие: с этим решением должны быть согласны все члены команды.

На это еще 15 минут. После этого команды по-очереди выступают, презентуя группе свои 7 факторов.

Итоги упражнения:

  • Насколько быстро и слаженно вы смогли составить список?
  • Быстро ли был найден приемлемый для всех вариант ценностной градации?
  • О каких качествах долго спорили?
  • Было ли у вас ощущение, что остальные члены вашей команды поняли ваши идеи?
  • Можно ли было донести свою точку зрения до остальных более эффективно?
  • Чему вы научились в этом упражнении?
  • Какое качество лично вам кажется особенно важным?
  • Какое качество вы хотели бы развивать в себе в дальнейшем?

Упражнение на командообразование «Узел»

Цель: Упражнение демонстрирует этапы формирования команды, командные роли.

Время: 20-50 минут

Размер группы: 8-30 человек

Вам понадобится веревка. Длина веревки зависит от количества участников.

Инструкция:

«Для следующего упражнения нам нужно разделиться на две команды. Постройтесь, пожалуйста, в линию. Каждый из группы должен взяться за веревку. Задача — завязать веревку в узел на границе между командами».

Отпускать руки нельзя, можно только перемещать вдоль веревки (если кто-то отпускает руки, упражнение начинается сначала).

Итоги упражнения:

  • Как вы себя чувствуете?
  • Что мы могли наблюдать в ходе нашего упражнения?
  • Что вас удивило?
  • Что вы еще хотели бы сказать?

Другой вариант данного упражнения на командообразование — потом развязать завязавшийся узел с теми же правилами.

Надеемся, что наши упражнения на командообразование пригодятся вам в тренингах. Но стоит учесть, что эти упражнения взяты из свободных источников, и поэтому они:

  • могут быть уже известны участникам ваших тренингов, т. к. доступны многим
  • содержат лишь краткое описание упражнения, без раскрытия "подводной части айсберга", без раскрытия технологии искусного проведения этих упражнений

Команда профессионалов TRENERSKAYA.RU делает 2 важных дела:

  1. отбирает лучшие и эксклюзивные упражнения , которые используют в своей работе самые известные и звездные тренеры
  2. подробно описывает скрытую тренерскую методику их проведения, раскрывая всю «подводную часть» тренерской работы, все тренерские «фишки» и секреты

Полная база лучших упражнений для тренингов по доступным ценам в разделе

Очень удачное упражнение-разминка, подходящее практически для всех тем тренингов. Упражнение может быть использовано в тренингах командообразования, бизнес-тренингах, так и в тренингах личностного роста.

Это упражнение послужит блестящей подводкой к теме конфликтов в команде. Упражнение наглядно демонстрирует участникам, что силовое воздействие в ситуации конфликта или сопротивления если и работает, то совсем недолго. Что оно очень быстро вызывает равное по силе противодействие, и в результате ни одна из сторон не может приблизиться к цели.

Упражнение «Строим дом из веревки» взято из арсенала доктора психологических наук, профессора, известнейшего тренера и писателя Н. И. Козлова.

Данное упражнения решает две основные задачи. Первая — развитие лидерских качеств участников тренинга, что актуально в тренингах лидерства, тренингах уверенности и в тренингах для руководителей. В упражнении «Строим дом из веревки» участники поисследуют свой собственный стиль лидерства, увидят свои ключевые особенности и ошибки, смогут потренировать другие модели лидерства. На тренингах для руководителей это упражнение позволит потренировать и навыки лидерства, и навыки эффективной организации процессов, навыки управления.

Вторая задача упражнения — умение слаженно работать в команде. Упражнение «Строим дом из веревки» идеально подходит для тренингов командообразования, тимбилдинга. Упражнение позволит участникам тренинга наглядно увидеть, насколько они сейчас могут работать общей командой, и что нужно сделать, чтобы работать вместе более слаженно.

Крайне эффективное командообразующее упражнение, требующее участия и тотальной вовлеченности всей группы. Перед участниками ставится сложнейшая задача, решить которую можно только совместными усилиями, мобилизовав все свои личностные качества, деловые навыки и умение работать в команде.

«Титаник» особенно подходит для тренингов командообразования и тренингов личностного роста. Будет также отличным упражнением для тренировки участников, которым в жизни часто приходится решать задачи, требующие проявления лидерских качеств, креативности, активности в нестабильных обстоятельствах.

Сильное и запоминающееся упражнение-вызов, мощным и наглядным образом показывающее участникам, что успешность команды и успешность переговоров зависит от их умения слушать, выяснять интересы партнера и находить общее решение.

По своей легенде упражнение похоже на хороший экономический детектив, что сразу вовлекает участников тренинга, поднимает их уровень заинтересованности и мотивацию на дальнейшее обучение. Упражнение «Шишки» гарантированно «цепляет» участников и обычно запоминается как одно из самых ярких упражнений тренинга.

Упражнение идеально подходит для тренингов командообразования и тренингов продаж и переговоров, как открытых, так и корпоративных.

Масштабное упражнение, направленное на развитие лидерских качеств участников тренинга, на развитие коммуникативных навыков, умения договариваться . На тренинге командообразования это упражнение научит участников работать в команде, договариваться, слышать друг друга, принимать коллективные решения, более эффективно взаимодействовать.

Но качественное проведение данного упражнения требует от тренера высокой квалификации и большого опыта проведения подобных упражнений. Иначе при всей интересности легенды группа не осознает всех тех выводов, которые могла бы осознать при высоком качестве работы тренера.