Упражнения на расслабления речевого дыхания при заикании. Комплекс упражнений на развитие речевого дыхания при заикании

  • Грудной тип дыхания - большую роль играют межреберные мышцы
  • Брюшной тип дыхания - большую роль играет диафрагма

При заикании, как правило, наблюдается поверхностное, грудное, судорожное дыхание. У заикающегося недостаточно развиты мышцы, которые осуществляют брюшной тип дыхания. Особенно это заметно у людей с большим стажем заикания, которые к тому же не занимаются спортом. Следует отметить, что при частом, поверхностном, грудном и судорожном типах дыхания возбудимость речевых и дыхательных нервных центров (которые во многом ассоциативно пересекаются) повышается. Напротив, при глубоком брюшном дыхании возбудимость этих центров снижается.

По этой причине должно быть понятно, что в комплексной терапии заикания необходимо большое внимание уделить развитию дыхательных мышц и формированию стереотипа глубокого брюшного дыхания.

Здесь кроется ответ на некоторые феномены, связанные с заиканием. Первый - на речь положительно влияет активный спорт, поскольку это напрямую развивает дыхательные мышцы, а помимо того увеличивает жизненную емкость легких. Второй - на речь положительно влияет пение, которое не менее эффективно развивает диафрагму и другие дыхательные мышцы, а также формирует правильный дыхательный стереотип, когда дыхание становится глубоким и чаще используется именно его брюшной тип. Глубокое брюшное дыхание называют диафрагмальным.

Диафрагмальное дыхание снижает выраженность заикания

И является одним из основных принципов его лечения. Одной из распространенных ошибок в работе по формированию диафрагмального дыхания является чрезмерное наполнение легких воздухом во время вдоха в упражнениях. Слишком большой вдох создает излишнее напряжение дыхательных мышц, что может вызвать временное ухудшение речи, о чем иногда пишут наши подписчики, которые занимаются дыхательными упражнениями. В свою очередь слишком слабый вдох будет недостаточным и упражнения не будут эффективными.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

Наиболее широко известна так называемая парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Вообще существует большое количество трактовок ее гимнастики, и в настоящее время довольно сложно найти оригинальную методику. При выполнении данной гимнастики необходимо помнить ее основные принципы:

  1. Делаем ритмичные шумные вдохи носом, концентрируясь только на них
  2. Не думаем о выдохе - выдыхаем свободно, ртом, почти бесшумно
  3. Делаем серию вдохов по 8-10 с частотой 1 вдох в секунду (1Hz), потом отдыхаем 3-5 секунд и продолжаем
  4. Ребенку за один подход делать около 200-500 вдохов, взрослому от 1500 вдохов
  5. Можно выполнять в любом состоянии: стоя, сидя, лежа
  6. Делать ежедневно около двух недель и периодически повторять

Некоторые специалисты по этой гимнастике полагают, что в состоянии лежа эффективность выше. В печатных изданиях, где публикуются различные трактовки и виды дыхательной гимнастики Стрельниковой, обычно дается набор упражнений, где одновременно с ритмичными шумными вдохами надо определенным образом двигать руками, ногами, сжимая или разжимая при этом грудную клетку. Если хотите попробовать, вы легко сможете найти эти упражнения, однако на наш взгляд это является лишним. Вы можете выполнять дыхательную гимнастику, не делая никаких упражнений, просто занимаясь своими делами.

Выполняете серии вдохов по этим принципам - укрепляете диафрагму и другие дыхательные мышцы.

Как уже было отмечено, помимо дыхательных упражнений на развитие мышц, участвующих в дыхании, также положительно влияет пение и активный спорт, особенно легкая атлетика. Отдельно следует обратить внимание на детей: самостоятельное или совместное с родителями пение постепенно формирует правильное дыхание.

Истории от наших подписчиков

1) Техника диафрагмального (речевого) дыхания.
1.Вдох производится через нос (рот закрыт), выдох - через рот.
2. Вдох должен быть коротким и бесшумным. Выдох должен быть продолжительным и осуществляться без усилий. Между вдохом и выдохом не должно быть пауз.
3. При вдохе поднимается стенка живота, как будто набирает в себя воздух. При выдохе стенка живота опадает - воздух выходит наружу.
4. Во время осуществления диафрагмального вдоха плечи, ключицы и грудная клетка остаются неподвижными, расслабленными.

2) Я вот заметил,я начал 2 месяца назад выполнять дыхательные упражения и я начал контролировать вдох,и говорит помедленее,как заикание уменшилось.Но тут дело еще в психологии,я вот недавно к психолог начал,реально начало помогать.Но если если каждый день выполнять дыхательные упражнения и то что просит психолог.А не так:один день сделал,другой не делаешь,на 3 день вообще забыл и потом по новой.Не знаю может другим дыхательные упражнения не помогают и психолог,но мне помогло,буду еще усерднее заниматься.

3) Я вот неделю выполняю дыхательную гимнастику, не знаю как насчет результата, все таки прошла наделя всего, но знаю точно - это придает уверенности в себе, что ты все сможешь. Начинаешь дышать диафрагмой. Делаю не всю. В самом начале дня, когда просыпаюсь - "насос", "обними плечи", "большой маятник" - каждое по 96 раз. В конце дня, выполняю для шеи - "повороты", "ушки", "малый маятник " - каждое по 96 раз. К тому же читаю вслух каждый день книгу, у меня "Война и мир" по 2-3 главки. Уже заканчиваю 1 часть 1 тома) Только вперед!

4) Мне в свое время помогла стрельниковская дыхательная гимнастика. Там комплекс упражнений. После того,как я стала ее выполнять,стала сама отвечать на экзаменах,сначала с сильными запинками,потом относительно нормально. Нужно бороться со страхом и потихоньку пробовать отвечать.

5) Диафрагмальный голос - это когда при произношении воздух выдыхается из нижних отделов легких, при этом активно работает диафрагма. Такой голос снимает речевые спазмы, а к тому же снимает усталость при необходимости долго говорить. Дыхательная гимнастика Стрельниковой - отличный способ развить диафрагмальный голос.


При составлении статьи использована информация:

  • Дыхательные мышцы С. С. Михайлов БМЭ гл. ред. Б. В. Петровский
  • И.Н. Кочеткова. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой.

Технология формирования речевого дыхания при заикании Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова выделяют следующие этапы работы по формированию речевого дыхания при заикании.

Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-рёберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот)

В дошкольном возрасте формирование диафрагмально-рёберного дыхания необходимо проводить в положении лёжа. В этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются, и диафрагмальное дыхание без дополнительных инструкций устанавливается автоматически. Можно положить ладонь одной руки ребёнка на область диафрагмы и обратить внимание на движения передней стенки живота при естественном вдохе и выдохе.

В дальнейшем для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используют различные игровые приёмы. При этом в работе с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать следующие методические указания:

  • 1. Дыхательные упражнения организуются без фиксации внимания ребёнка на процессе вдоха (исключение составляет парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой).
  • 2. Дыхательные упражнения организуются в виде игры таким образом, чтобы ребёнок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.
  • 3. Не нужно производить слишком большой вдох, т.к. чрезмерное наполнение лёгких воздухом создаёт излишнее напряжение дыхательных мышц.
  • 4. Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнением двух основных движений: руки из положения «в стороны» движутся «вперед» с обхватом грудной клетки, или из положения «вверху» движутся вниз. Движения корпусом, как правило, связаны с наклоном вниз или в стороны.
  • 5. Большинство упражнений включают выдох с артикуляцией согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет логопеду на слух контролировать длительность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем формирует у ребёнка обратную биологическую связь. Тренировка речевого дыхания также начинается в положении лёжа на спине. После того как натренировано движение диафрагмы в положении лёжа, надо повторить то же упражнение в положении стоя: положить руку на область диафрагмы и сделать вдох, рука должна ощутить то же движение, что и в положении лёжа. Полезно также проверить «глазом», как изменяется объём грудной клетки. Дети встают перед большим зеркалом, чтобы понаблюдать за дыхательными движениями грудной клетки. Обращается внимание на то, что во время вдоха плечи не должны подниматься.

В.И. Селивёрстов (1987) предлагает много различных приёмов, направленных на формирование диафрагмального выдоха.

  • 1) Выдох под мысленный счёт (вдох на счёт 1 - 3, выдох: 4 -8 до 15).
  • 2) Произнесение на выдох щелевых звуков (с, ш, ф), контролируя длительность выдоха секундомером.
  • 3) «Прокатить выдохом» воображаемый ватный шарик по длине всей руки.

В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания надо тренировать при выполнении физических упражнений (ходьба, наклоны, повороты туловища и др.)

Елена Бажина
Дышим правильно-говорим легко. Формирование речевого дыхания при заикании

Дышим правильно — говорим легко .

Формирование речевого дыхания при заикании .

Важнейшее условие правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания . Речевое дыхание – это управляемый процесс , физиологическое же дыхание не требует участия воли и происходит автоматически.

Установлено, что наиболее правильным , удобным для речи является диафрагмально – реберное дыхание , когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких . Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными, при этом создаются самые благоприятные условия для работы голосового аппарата. Контролировать правильное речевое дыхание можно , положив ладонь на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются.

Вдох при речи короткий, легкий . Выдох – длительный, плавный (в соотношении 1 :10 ; 1 :15) .В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через рот и нос, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно- логически завершенного отрезка высказывания.

Правильное речевое дыхание , четкая ненапряженная артикуляция является основой для звучания голоса. Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса.

Речевое дыхание считается неправильным , если выявляются следующие ошибки :

Подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе

Слишком большой вдох

Учащенность дыхания

Неумение делать незаметно для окружающих добор воздуха

неправильная осанка

В клинической картине заикания отмечается расстройство дыхания . Основными нарушениями фонационного дыхания у заикающихся являются :

Неэкономичное использование воздуха в процессе голосообразования

Укороченный, толчкообразный, спорадический выдох

Частые доборы воздуха, неоправданные синтагматическим и логическим членением речевого потока

Спонтанные задержки дыхания на высоте вдоха или выдоха

Наиболее часто отмечается преимущественное использования во время речи верхнереберного или грудного дыхания , сопровождающегося сильным подъемом плечевого пояса, грудной клетки, напряжением шейной мускулатуры, в резулшьтате чего дыхание становиться шумным и напряженным.

У заикающихся отмечается несформированность координации механизмов рече — и голосообразования : фонационное дыхание становится поверхностным, аритмичным, объем выдыхаемого воздуха уменьшается , используется нерационально, отсутствует временное соотношение фазы выдоха и реализации артикуляторной программы высказывания. Поэтому при коррекции нарушений плавности речи возникает необходимость специально организовывать деятельность периферических отделов речевого аппарата .

Важное значение в работе над воспитание техники голосообразования является постановка правильного фонационного дыхания . Формирование речевого вдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи, большое внимание уделяют воспитанию активности диафрагмы и нижних ребер, развитию носового дыхания .

Упражнения группируются по степени их усложнения :

1. Статические дыхательные упражнения , основная задача которых- сформировать смешанно- диафрагмальный тип дыхания , скоординировать правильное соотношение вдоха и выдоха, добиться сознательного произвольного управления дыханием .

2. Динамические дыхательные упражнения , облегчающие процесс овладения навыком координированного дыхания , косвенно влияют на процесс фонации.

3. Фонационные дыхательные упражнения

Задачи Направления работы

1. Выработка правильных дыхательных кинестезий . 1. Нормализация тонуса дыхательной мускулатуры

2. Формирование силы , целенаправленности и длительности воздушной струи

3. Дифференциация ротового и носового выдоха

2. Выработка правильных фонационных кинестезий 1. Формирование фонации на выдохе

2. Определение наиболее комфортного звучания голоса

3. Координация дыхательных , фонационных и артикуляционных кинестезий

4. Увеличение времени фонации

3. Коррекция ритма дыхания 1 . Формирование ритмичности дыхания

2. Сознательная регуляция правильного соотношения вдоха и выдоха

3. Распределение выдоха на конкретные речевые отрезки , диктуемые логикой

Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания реализуются через систему целенаправленных тренировок . Темп т ритм дыхания формируются в процессе упражнений (статических и динамических, которые выполняют сначала без речи, затем с вербальным сопровождением.

Статические дыхательные упражнения .

Основная задача логопеда- объяснение обучающимся «техники» выполнения упражнений. На первом этапе основное внимание уделяют формированию нижнереберного типа дыхания с активным участием диафрагмы, координации ритмичного вдоха и выдоха. Логопед обучает устранять избыточное напряжение в мышцах плечевого пояса, груди, рук. Тренировка осуществляется сидя или лежа (в этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются ).Через 5-7 дней, после установления ровного ритмичного дыхания переходят к формированию навыков дыхания во время двигательной активности.

Динамические дыхательные упражнения .

При выполнении динамических упражнений совершенствуется произвольный компонент регуляции дыхания . Выбор комплекса динамических упражнений зависит не только от физических возможностей заикающихся , но и от выявленных недостатков в фонационном дыхании . Так, при астении рекомендуются комплексы, активизирующие мышечную мускулатуру, при при вокальной и дыхательной судорогах речевого аппарата- упражнения, способствующие снятию излишней напряженности дыхательной мускулатуры , в некоторых случаях сочетают активизирующие и релаксационные упражнения. Динамические дыхательные упражнения проводят в сочетании с движениями туловища, рук, шеи. Основная цель тренировки достигается за счет изменения темпа, частоты, характера выполнения упражнений. Для активизации мышц используют резкие рывки рук (толкательные движения, наклоны, повороты туловища, а для снятия напряжения- медленные и плавные движения. При воспитании правильного речевого дыхания чередуют активизирующие и релаксационные упражнения. Для автоматизации и закрепления правильных паттернов дыхания подбирают упражнения, приближенные к естественным условиям жизни человека (ходьба, подъем по лестнице, физические нагрузки) .Многократно повторяющиеся комплексы становятся стереотипными и автоматизированными, в результате чего изменяются характер и ритм дыхания : вместо поверхностного и частого формируется более спокойное , глубокое ритмичное дыхание , которое обеспечивает оптимальное звучание речи.

Фонационные дыхательные упражнения .

Следующим этапом работы является развитие длительного фонационного выдоха. Формирование фонационного выдоха является основой для развития координаторных взаимоотношений между дыханием , голосом, артикуляцией. Поскольку формирование речевого дыхания тесно связано с формированием навыка рациональной голосоподачи и голосоведения, то эти задачи решаются практически одновременно. Работу над фонацией начинают с глухих щелевых согласных и гласных звуков. Выполнение этих упражнений осуществляют в статических или динамических режимах (медленное разведение рук в стороны, наклоны и повороты головы и туловища, движение ног и т. д., производя тренировку длительного выдоха. Далее выбор речевого материала зависит от индивидуальных особенностей заикающихся и подбирается в соответствии с задачами обучения. Например при гипоназальности рекомендуют произнесение сонорных звуков «м» и «н» как физиологически наиболее удобных и контролируемых, затем отрабатывают гласные звуки.

При вокальной судороге используют придыхательную фонацию , а в сложных случаях (речевой ступор ) занятия начинаются с мысленного произнесения звуков или шепота.

В процессе развития речевого дыхания на длительном плавном выдохе вводятся речевые упражнения , которые постепенно усложняют : наращивают количество звуков, произносимых на одном выдохе, от звука к слогу, слову, словосочетанию и фразе. Основное внимание обращают на технику дыхания во время речи : стремятся избегать излишней потери воздуха во время выдоха, следят за равномерностью дыхания при выполнении задания. При проведении речевого тренинга контролируют правильный вдох , стремясь избегать «перебора» воздуха. Диафрагмальный вдох и выдох во время выполнения этих упражнений заикающийся может контролировать ладонью, положенной на область диафрагмы, плавность движений брюшного пресса при вдохе и выдохе соответствует естественному паттерну дыхания , что свидетельствует о координации фонации и дыхания .

Тренировку выдоха проводят при произнесении коротких чистоговорок, пословиц, поговорок, далее переходят к сложным фразам. Отрабатывая сложные высказывания, обучающиеся произносят первую часть фразы, а затем, после добора воздуха, завершают высказывание.

При выборе речевого материала необходимо учитывать возраст, интересы обучающихся, что позволяет повысить их заинтересованность и ускорить процесс автоматизации новых речевых стереотипов .

В зависимости от соматического состояния обучающихся оптимальный результат дают тренировки, продолжающиеся 5-10 минут с интервалом в 10-15 минут. Заикающимся рекомендуют повторять упражнения систематически два раза в день самостоятельно.

При усвоении новых навыков необходимо не только объяснение, но и многократный показ, подключение различных видов контроля (слуховой, визуальный, кинестетический) .

1. Поварова И. А. Заикание : диагностика и коррекция темпоритмических нарушений устной речи. Монография. — СПб.: Речь,2005.

2. Поварова И. А. Практикум для заикающихся . – СПб.:«Издательство СОЮЗ» , 2000.

Логопедические игры. Игры на развитие дыхания и освоение предложно-падежных конструкций У большинства дошкольников с речевой патологией наблюдаются нарушения дыхательной функции. Отмечается ослабленноё речевое дыхание, короткий.

Пособие для дыхательной гимнастики «Рыбки» Важнейшие условия правильной речи — это плавный, длительны выдох, четкая, ненапряженная артикуляция. У учащихся с речевыми нарушениями.

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у заикающихся дошкольников»

Елена Дмитриева
Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у заикающихся дошкольников»

Мастер-класс для родителей :

МКДОУ «Детский сад №145»

Мастер-класс для родителей

«Развитие дыхания у заикающихся детей »

Цель : Дать информацию о значимости работы по развитию диафрагмального дыхания у детей . Познакомить и наглядно продемонстрировать игры и игровые упражнения для развития плавного ротового выдоха.

1. Развивать диафрагмально-нижнереберное дыхание ;

Улучшить функцию внешнего (носового) дыхания .

Вырабатывать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Развивать фонационный (озвученный) выдох.

Развивать речевое дыхание .

2. Продемонстрировать практическое использование экспонатов мини-музея.

3. Дать знания о необходимости обучения детей диафрагмальному дыханию .

4. Воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.

Подготовка к семинару практикуму : подбор литературы, заданий для практической работы.

Участники семинара : учитель — логопед, родители .

1. Основные направления и содержание работы по развитию правильного дыхания у заикающихся детей .

II. Практическая часть.

1. Усвоение правил проведения упражнений на развитие дыхания .

2. Знакомство с пособиями мини-музея «Дыхание ветра » и наглядная демонстрация способов работы с пособиями на развитие дыхания .

3. Усвоение приемов работы с игровыми пособиями по развитию дыхания .

4. Разучивание нового комплекса дыхательной гимнастики , с использованием игровых пособий.

Раздаточный материал : памятки, игровые пособия.

Демонстрационный материал : мини-музей «Дыхание ветра » , таблицы «Дышим правильно» , показ выполнения нового комплекса упражнений на развитие дыхания .

Ход семинара – практикума.

I. Теоретическая часть.

От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Также дыхательная гимнастика помогает эффективно решать задачи по укреплению дыхательной мускулатуры детей с целью повышения сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках. Дыхательная функция необычайно важна для нормальной жизнедеятельности детского организма, так как усиленный обмен веществ растущего организма связан с повышенным газообменом. Однако дыхательная система ребёнка не достигла полного развития . Дыхание у детей поверхностное, учащённое. Следует учить детей дышать правильно, особенно в процессе речи.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Такие несовершенства дыхания , как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей , могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием, появляются запинки. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Современная логопедическая наука в отношении заикания практически стоит на месте. Самое главное — научить его правильно дышать! Это безоговорочно, прежде всего. Лечить заикание без нормализации дыхания бессмысленно !

Все заикающиеся дети и подростки говорят, как правило, на поверхностном, ключичном дыхании . Прежде чем что-то сказать, они делают вдох, при котором поднимают кверху плечи и напрягают мышцы лица и шеи. Говорят на выдохе, короткими фразами, «натыкаясь» на ларингоспазм. Затем судорожно делают снова вдох и снова, заикаясь , произносят короткую фразу, а иногда даже одно только слово или один слог. Диафрагма — самая сильная из мышц, участвующих в дыхании и голосообразовании , — при таком ключичном типе дыхания пассивна , не принимает активного участия в фонации. К тому же воздухом наполняются только узкие верхушки легких. Объем вдоха ничтожно мал, воздуха не хватает на длинную фразу.

Заикающегося ребенка учат говорить на выдохе, и получается, что он активно выдыхает и то малое количество воздуха, которое есть в легких. Воздушная струя, широким потоком выходя через гортань, мешает голосовым связкам тесно смыкаться при образовании звука (фонации) . А голосовые связки и так пассивны, недостаточно тренированы. Ведь заикающиеся дети зачастую отмалчиваются, слушая, как говорят другие.

Так как голосовые связки «не в тонусе» , голос ребенка слабый, тембр звука некрасивый. Конечно же, такая речь не приносит ему удовольствия. Заикающийся ребенок готов провалиться сквозь землю, лишь бы не отвечать урок у доски, не обращаться в магазине к продавцу.

Каков же выход из этого положения? Заикающемуся ребенку надо изменить стереотип дыхания и речи :

Следует научить его дышать предельно глубоко, чтобы легкие заполнялись воздухом до самых нижних, широких оснований;

Нужно как следует натренировать диафрагму, заставить ее активно участвовать в голосообразовании — создать так называемую «опору»;

При носовом дыхании в лёгкие поступает гораздо больше воздуха, чем при дыхании ртом . Поэтому надо напоминать детям, что следует дышать через нос. Это очень важно, так как атмосферный воздух в носовых ходах очищается, согревается и увлажняется.

Дыхательная гимнастика представляет могущественное средство не только для устранения дыхательных судорог , но и для излечения всех видов заикания и потому справедливо составляет исходную точку упражнений в методах большей части авторов, занимающихся проблемами речевого развития детей с заиканием . По своему влиянию на излечение заикания дыхательные упражнения должны быть поставлены на первом месте, как обладающие наибольшей целебной силой.

В начале года нами было проведено обследование речевого развития детей . По результатам обследования на начало года был получен низкий результат по всем показателям речевого развития , в том числе и развитии дыхания . Перед нами встала проблема : развитие правильного (диафрагмального) дыхания у детей с заиканием . Мы стали искать пути решения данной проблемы : как организовать работу по развитию правильного дыхания ? Помимо обязательных комплексов дыхательных гимнастик , которые проводятся ежедневно в нашей группе, нам хотелось внести разнообразие в работу по постановке правильного дыхания у детей .

Много разнообразных пособий мы объединили в мини-музей «Дыхание ветра » , атрибуты которого целиком и полностью направлены на развитие правильного дыхания у детей .

Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль за правильностью дыхания и соблюдение некоторых условий.

1. не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;

2. температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;

3. одежда не должна стеснять движений;

4. не заниматься сразу после приема пищи (не раньше, чем через 30 минут после еды, или на голодный желудок, при недомогании;

5. не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии .

6. ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями

При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила.

1. Следить за правильной осанкой детей и свободой мышц плечевого пояса, шеи, лица.

2. Вдох и выдох спокойный :

Вдох – бесшумный, не поднимая плечи.

Выдох – без лишних усилий, не надувая щеки

— во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы; во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос , можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух).

3. Дозировать количество и варьировать темп выполнения упражнений; при появлении признаков недомогания (головокружение) прекратить упражнение и провести задержку дыхания – упражнение «Ныряем» : и. п. – стоя. Резкий выдох ртом одновременно с быстрым приседанием на корточки. Нос зажимается пальцами, насколько возможно задерживается дыхание .

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания , необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха.

1.«Снег» . Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

2.«Кораблики» . Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование : чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

3.«Футбол» . Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру : «Кто быстрее» .

4.«Бульбульки» . Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки» , чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова : слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т. д.

5.«Волшебные пузырьки» . Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

6.«Дудочка» . Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

7.«Губная гармошка» . Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же .

8.«Цветочный магазин» . Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы.

9.«Свеча» . Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т. д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

10.«Косари» . Это упражнение можно выполнять под звуки марша : на слабую долю мелодии делается вдох и «отведение косы» в сторону, на сильную – выдох и «взмах косой» .

Так же для развития плавного выдоха можно использовать детские игрушки : 2-3яркие бумажные бабочки, подвешенные на палочку; бумажные султанчики; игрушку-вертушки; китайский колокольчик «песня ветра»; свистки; детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных; различные духовые музыкальные инструменты : дудочки, свирели, рожки; разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами) ; обычный воздушный шар на ниточке; газовый воздушный шар; мыльные пузыри.

Практическое выполнение упражнений родителями под контролем логопеда.

Совместное разучивание нового комплекса дыхательной гимнастики .

Раздача памяток по развитию дыхания .

Заготовки для пасхальных яиц делаем сами Заготовки для пасхальных яиц делаем сами Скоро Пасха и мы все будем с нашими детьми делать разнообразные поделки. Вот что я нашла в интернете.

Дыхательные упражнения - хороший помощник детям при заикании

Заикания при речевом общении создают сложности и дискомфорт как для взрослых так и для детей. Однако спасение от этой патологии не только в лечении нервной системы и организма в целом. Немаловажным фактором в проблеме постановки свободной речи при заикании стала и дыхательная гимнастика. Благодаря четко разработанной системе, речевой аппарат начинает функционировать правильно, выравнивается артикуляция и голос. Дыхательные упражнения при заикании имеют наибольший эффект у детей, но перед ее применением обязательно получите консультацию у логопеда.

Задача дыхательных упражнений

Дыхательная гимнастика при заикании подразумевает комплексы лечебных упражнений различной сложности в разных положениях тела:

  • Во время активного движения человека (бег, ходьба, прыжки);
  • В состоянии полного покоя (стоя в расслабленной позиции, сидя, в позиции лежа).
  • Это обусловлено несколькими задачами дыхательной гимнастики:


    1. резкие и короткие вдохи носом, необходимые во время сжимания грудной клетки;
    2. все упражнения направлены на активное действие всех частей тела;
    3. усиление внутреннего тканевого дыхания, как следствие, повышение показателей усвоения кислорода организмом.

    Данная система направлена не только на лечение заикания – она приходит на помощь больным, страдающих заболеваниями различных систем органов. Как метод лечения, гимнастику следует выполнять дважды в день, в утреннее и вечернее время.

    Ниже расскажем о нескольких упражнениях, которые помогут справиться с дефектами речи как у ребенка, так и у взрослого.

    Упражнение «Ладошки»

    Упражнение включает сжатие ладошек в кулаки. При сжатиях выполняются 8 шумных вдохов носом. После этого нужно сделать паузу в несколько секунд и повторить движения снова. Необходимое количество повторов – 32. Что же касается выдохов, то задерживать их не стоит, они делаются ртом, достаточно пассивно.

    Вдыхать носом рекомендуется при слегка сомкнутых губах, а во время выдоха, губы необходимо разжать и выполнить естественный выдох. Обязательно нужно следить за положением плеч – не поднимать. Возможно легкое головокружение во время тренировки. Тем, у кого присутствует такой эффект, советуют выполнять упражнение сидя.

    Упражнение «Погончики»

    8 активных вдохов без пауз, после передышки в пару секунд – повторить цикл. Необходимое количество повторов – 32. Кулаки не поднимаем выше пояса.

    Упражнение «Насос»

    8 вдохов делаются циклами 4 раза. Несколько секунд перерыв и снова повтор цикла. Представляем как будто накачиваем шину ручным насосом.

    Все три упражнения занимают примерно 10 минут. Вдохи везде должны быть короткими как хлопок.

    Усложненный комплекс выполняется после того, как дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании в облегченной форме будет выполняться пациентом без особого затруднения.

    Кинезиология как метод борьбы с заиканием

    Наука кинезиология занимается изучением развития умственных и физических способностей посредством выполнения определённых упражнений для двигательного аппарата. Считается, что истоки кинезиологии берут начало в Древней Руси и Древней Греции. Многие логопеды советуют обратить внимание при заикании на кинезиологические упражнения, так как положительные результаты практики очевидны:

  • упражнения влияют на развитие активности мозга;
  • трудности в усвоении информации детьми сводятся к минимуму;
  • упражнения способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга.
  • Грамотный подход к выполнению упражнений ребенком обеспечивает позитивный результат. Непроизвольные зажимы мышц снимаются, непреднамеренные движения сокращаются в разы. Также стоит отметить, что подвижный ребенок лучше обучаем, нежели пассивный в действиях малыш.

    Система гимнастики для ребенка, которая способствует устранению заикания, включает в себя несколько направлений:

  • растяжка, которая нормализует мышечные сокращения;
  • дыхательная гимнастика позволяет отладить ритмы организма;
  • упражнения для глаз, направленные на улучшение восприятия.
  • Малышу будет интересно выполнять большинство заданий, так как многие из них подключают воображение. Таким образом, в растяжке присутствует упражнение «Снеговик», в котором нужно представить себя тающим снеговиком – начиная от головы, заканчивая конечностями. Ребенок должен постепенно расслабляться. «Таить», чтобы в конце концов мягко приземлиться на пол, имитируя лужу воды.

    Кинезиологические упражнения предполагает выполнение упражнения «Дерево», которое нужно выполнять на корточках. Малыш прячет голову между коленями, обхватывает их ручками и представляет себя семечком, прорастающим и становящимся прекрасным деревом. Ребенок поднимается на ноги, расправляет все тело и вытягивает руки вверх. Дует ветер, и ребенок имитирует качание веток.

    В числе дыхательных упражнений выделяют «Свечу», исходное положение сидящее. Малыш представляет большую свечу и пытается ее задуть коротким выдохом. Затем представляет 5 маленьких свечей, набирает воздух и короткими выдохами задувает все свечи.

    Занятия для глаз типичные для любого офтальмологического комплекса. В процессе должны сокращаться мышцы. Взгляд устремляется в даль и в близь, глазное яблоко двигается по часовой стрелке и против, напрягается и расслабляется.

    Упражнения будут иметь больший эффект в комплексе с массажем, который выполняется для расслабления организма и настройки на восприятие упражнений.

    Как бы ни была важна дыхательная гимнастика при заикании, всегда нужно обращать внимание на психологическое состояние ребенка. Родители и близкие должны максимально правильно подобрать тактику общения с ребенком. Стараться не обидеть чувствительного малыша, но в то же время, не пытаться во всём угождать ему. Дети прекрасно чувствуют чрезмерную жалость и всяческими способами будут отвергать такую заботу. В конце концов, это чревато недоверием со стороны ребёнка, как следствие, невозможностью избавить его от дефектов речевого аппарата.

    У заикающихся детей часто бывают проблемы со сверстниками – это еще один психологический фактор, который необходимо учесть. Ребенку нужно донести, что его дефект – не изъян, а особенность. И все, что ему нужно, чтобы завести друзей – это общаться с ребятами и не бояться своего голоса, ведь никто не идеален.

    Запас терпения, поддержка ребенка – это то, что необходимо вкладывать в сбалансированную работу с дыханием, помимо физических упражнений для организма. Несколько месяцев потребуется для того, чтобы дыхательные упражнения при заикании, а также кинезиология сделали свое дело. Ожидать моментального результата не стоит, однако, ежедневный труд над проблемой обеспечит полное исцеление ребенка, подарит ему радость и легкость человеческого общения.

    различных нарушениях произносительной стороны речи

    Технология формирования речевого дыхания при заикании

    Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова выделяют следующие этапы работы по фор-

    мированию речевого дыхания при заикании.

    Первый этап

    Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата

    (постановка диафрагмально-рёберного дыхания и формирование длитель-

    ного выдоха через рот)

    Игры подбираются дифференцированно в зависимости от возраста и ха-

    рактера нарушения дыхания.

    Работа над дыханием, фонацией и артикуляцией проводится в тесном

    единстве; большое значение в этой работе имеют специальные логорит-

    мические упражнения и игры.

    На этих занятиях упражнения по развитию общей и артикуляционной

    Многие наблюдения говорят о том, что музыка способствует общему и

    локальному мышечному расслаблению, уменьшению насильственных дви-

    жений, согласованности и координации движений. Поэтому целый ряд дви-

    жений, которые недоступны ребенку в обычной обстановке, могут быть

    им выполнены под музыкальное сопровождение.

    Таким образом, работа по формированию речевого дыхания при дизарт-

    рии ведётся поэтапно, с учётом нарушений иннервации мышц речевого ап-

    парата и степени двигательного дефекта при ДЦП, а также развивает коорди-

    наторные взаимоотношения между дыханием, голосом и артикуляцией.

    Г.В. Дедюхина предлагает использовать в коррекции нарушений дыха-

    ния при дизартрии аппарат В.Ф. Фролова.

    изобретатель тренажера дыхательного индивидуального – ТДИ-01.

    Аппарат В.Ф. Фролова представляет собой портативное устройство,

    предназначенное для тренировок произвольной регуляции воздуха и дыха-

    тельной мускулатуры (рис. 1). Создавая сопротивление (положительное

    ление воздуха для образования согласных звуков.

    Для умения удерживать воздух в ротовой полости учат надувать щеки.

    Нецелесообразно до операции применять широко известные, но требую-

    щие повышенных усилий упражнения: катать карандаш по столу выдувае-

    мой струёй воздуха, надувать шарики, дуть в соломинку. Они увеличивают

    напряжение лицевой и глоточной мускулатуры, усиливают гримасы, уско-

    ряют выдох. Главная цель в этот период – получение пусть слабой, но со-

    знательно направленной воздушной струи для формирования звуков речи.

    Для дыхательных упражнений используют легкие предметы: кусочки

    ваты, полоски бумаги, пух и т. д.

    Овладение направленной воздушной струёй позволяет перейти к непос-

    редственно дыхательным упражнениям. Вначале ребенок, лежа на кушетке,

    учится вдыхать через нос полный живот (надуть мяч ) воздуха и плавно

    выдыхать его через рот холодной струёй (мяч сдулся ). Точность выполне-

    ния упражнения контролируют ладонями: одна лежит на груди, вторая – на

    животе. Затем учатся дышать животом в положении сидя, стоя, на ходу.

    После овладения достаточно длинным диафрагмально-реберным выдохом

    можно приступать к постановке гласных звуков и вокальным упражнениям.

    После операции логотерапия начинается на 15 – 16 день.

    Первые занятия продолжаются 5 минут и содержат определённую до-

    зировку.

    Первый день: дыхательные упражнения выполняются лёжа, чередуя бес-

    шумный вдох и удлинённый выдох через рот и нос. Дыхание _____сочетается с

    движениями рук, ног, головы. Постоянно контролируется диафрагмально-

    реберное дыхание.

    Второй день: выполняются те же дыхательные упражнения, но в поло-

    жении сидя .

    Третий день: выполняются дыхательные упражнения в положении

    лёжа , сидя , с сопровождением их движениями конечностей и головы.

    Четвёртый – шестой дни: занятия удлиняются до 10 минут, используется

    прежний комплекс с добавлением дутья на ватку , в пузырёк, а также выдо-

    ха на широкий высунутый язык.

    Седьмой – пятнадцатый дни: дыхательные упражнения выполняются

    в положении лёжа , сидя , стоя . Вырабатывается направленная

    воздушная струя.

    Работа над дыханием продолжается и после снятия защитной пластин-

    ки, месяц закрывающей нёбо после выписки из стационара.

    Таким образом, логопедическая работа по формированию речево-

    го дыхания при ринолалии ведётся и в дооперационный, и в послеопе-

    рационный периоды. Работа после уранопластики строится с учётом

    дооперационной работы и эффективности операции. Методы работы

    модифицируются в зависимости от особенностей речи пациента и с

    учётом его психического статуса.

    Формирование речевого дыхания при заикании

    Нарушение речевого дыхания - один из постоянных призна­ков заикания. Помимо возможности появления судорожной актив­ности в мышцах дыхательного аппарата, нарушение речевого ды­хания характеризуют следующие показатели: недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, уко­роченный речевой выдох, несформированность координаторных механизмов между речевым дыханием и фонацией.

    Работа по формированию речевого дыхания включает в себя три этапа:

    1. Расширение физиологических возможностей дыхательного ап­парата (постановка диафрагмально-реберного дыхания).

    2. Формирование длительного фонационного выдоха.

    3. Формирование речевого выдоха.

    Формирование речевого выдоха имеет принципиальное значе­ние для организации плавной речи. Плавность речи - это целост­ное непрерывное артикулирование интонационно-логически завершен­ного отрезка высказывания в процессе одного непрерывного выдоха.

    В связи с тем, что у заикающихся поверхностное и недостаточно регулярное дыхание, а мышцы грудной клетки, особенно мышцы плечевого пояса, находятся в состоянии излишнего напряжения, большинство практиков используют в коррекции заикания поста­новку диафрагмально-реберного дыхания, которое часто называ­ется диафрагмальным. При таком типе дыхания особое значение имеет работа мышц брюшного пресса.

    Постановку диафрагмально-реберного дыхания начинают в по­ложении лежа, оптимально - на фоне мышечного расслабле­ния. Как правило, в этот период заикающиеся уже знакомы с эле­ментами релаксации.

    В дошкольном возрасте формирование диафрагмального дыха­ния необходимо проводить на начальном этапе в положении лежа. В этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются, и диафрагмальное дыхание без дополнительных инструкций устанав­ливается автоматически.

    В дальнейшем для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используют различные игровые приемы. При этом нужно учитывать следующие методические ука­зания.

    1. Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.

    2. Для детей дошкольного возраста дыхательные упражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.

    3. Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнением двух основных движений: руки из положения «в сто­роны» движутся «кпереди» с обхватом грудной клетки или из по­ложения «вверху» движутся вниз. Движения корпусом при этом связаны с наклоном вниз.

    4. Большинство упражнений для детей дошкольного возраста включают выдох с произнесением согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет логопеду на слух кон­тролировать длительность и непрерывность выдоха, а в дальней­шем формирует у ребенка обратную биологическую связь.

    УПРАЖНЕНИЯ

    ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ВЫДОХА

    Ребенок находится в положении лежа на спине. Его рука лежит на верх­ней части живота (диафрагмальная область). Внимание ребенка обращают на то, что его живот «хорошо дышит». Можно положить на живот игрушку или плоский предмет, например книгу, для привлечения внимания. Это упражнение длится в среднем 2-3 мин и выполняется без усилий, что­бы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.

    Задуй свечку

    Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Им пред­лагают медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы «пламя» отклонилось. Логопед отмечает тех, кто дольше других дул на «свечу».

    Лопнула шина

    Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг- «шину». На выдохе медленно произносят звук «ш-ш-ш». Руки при этом мед­ленно скрещиваются: правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Груд­ная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положе­ние, дети делают непроизвольно вдох.

    Накачать шину

    Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Они «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку насоса. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох происходит непроизвольно.

    Воздушный шар

    Выполняется аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время вы­доха дети произносят звук «ф-ф-ф».

    Жук жужжит

    Исходное положение: руки подняты в стороны и немного отведены на­зад, словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети непроизвольно делают вдох.

    Ворона

    Исходное положение: руки подняты через стороны вверх. Медленно опус­кая руки и приседая, дети произносят протяжно «к-а-а-а-р». Логопед хвалит тех «ворон», которые медленно спустились с дерева на землю. Занимая исходное положение, дети непроизвольно делают вдох.

    Гуси

    Исходное положение: руки на поясе. Дети медленно наклоняют тулови­ще вперед, не опуская голову вниз, произносят протяжно «г-а-а». Принимая исходное положение, делают вдох.

    Приемов, направленных на формирование диафрагмального выдоха, существует в практике довольно много.

    У детей более старшего возраста, подростков и взрослых трени­ровка диафрагмального дыхания может происходить более осоз­нанно.

    Тренировку речевого дыхания можно проводить в положении лежа на спине. Пациентам предлагают расслабиться. Ладонь одной руки они кладут на область диафрагмы. Специалист обращает их внимание на движения передней стенки живота при естественных вдохе и выдохе. При вдохе рука поднимается, при выдохе опуска­ется соответственно движению передней стенки живота.

    После того как натренировано движение диафрагмы в положе­нии лежа, то же упражнение повторяют в положении стоя: нужно положить руку на область диафрагмы и сделать вдох, рука должна ощутить то же движение, что и в положении лежа.

    Полезно также проверить «глазом», как изменяется объем груд­ной клетки. Заикающиеся встают перед большим зеркалом, чтобы понаблюдать за дыхательными движениями грудной клетки. При этом плечи во время вдоха не должны подниматься.

    Длительность и силу выдоха можно тренировать в процессе сле­дующих упражнений:

    1. Выдох под мысленный счет (вдох на счет 1-2-3; выдох на 4-5-6-7-8 до 15).

    2. Произнесение на выдох щелевых звуков (с, ш, ф и др.), дли­тельность выдоха контролируется секундомером.

    3. «Прокатить выдохом» воображаемый ватный шарик по длине всей руки и пр.

    Силу диафрагмального выдоха помогают тренировать упражне­ния: «Задуй пламя свечи» и др.

    В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания следует трениро­вать при выполнении физических упражнений (ходьба, наклоны и повороты туловища и пр.).

    Успешно используется при постановке диафрагмального дыха­ния парадоксальная гимнастика А. Н. Стрельниковой.

    Одной из распространенных ошибок в работе по формирова­нию речевого дыхания является чрезмерное наполнение легких воздухом во время вдоха. Слишком большой вдох создает излиш­нее напряжение дыхательных мышц, возникает гипервентиляция.

    Зачастую неправильная организация работы по развитию рече­вого дыхания сопровождается фиксацией внимания заикающихся на акте вдоха и другими осложнениями. Поэтому при постановке речевого дыхания все инструкции должны касаться только про­цесса выдоха. (Исключение составляет парадоксальная дыхатель­ная гимнастика А. Н. Стрельниковой.)

    Развитие длительного фонационного выдоха. Формирование фо­национного выдоха - основа развития координаторных взаимоотно­шений между дыханием, голосом и артикуляцией. Во избежание фик­сации внимания на процессе вдоха инструкция должна касаться только длительности произнесения звука.

    Как правило, тренировка фонационного выдоха начинается с длительного звучания гласных.

    После того как пациенты освоят длительное произнесение од­ного гласного на выдохе, им предлагают произнести слитно соче­тание из двух гласных на одном выдохе а-о-.

    Постепенно наращивается количество гласных звуков, произ­носимых на одном выдохе в следующем порядке: а-о-у- и (эта­лон гласных звуков). Этот этап работы может проводиться в период молчания или охранительного речевого режима.

    Диафрагмальный вдох и выдох во время выполнения этих уп­ражнений заикающийся может контролировать ладонью, положен­ной на область диафрагмы. Помимо слухового контроля длитель­ность фонационного выдоха можно контролировать плавным дви­жением руки.

    Формирование речевого выдоха. В упражнения вводятся слоги, слова, фразы.

    Усвоение навыков, связанных с развитием речевого выдоха, идет с разной скоростью при невротической и неврозоподобной формах заикания. Так, у заикающихся с невротической формой речевой патологии быстро восстанавливается координация между механизмом дыхания и фонации. Несмотря на видимую легкость, с которой они усваивают весь набор предлагаемых упражнений, необходимо сохранять строгую последовательность предъявления этих заданий и длительность тренировок.

    При неврозоподобном заикании координаторные взаимоотно­шения между работой голосового аппарата и дыханием формиру­ются с трудом. При усвоении новых навыков необходимы не толь­ко объяснение, но и многократный показ, подключение различ­ных видов контроля (слуховой, визуальный, кинестетический). Тре­нировка должна быть систематической, длительной и включается во все виды занятий, проводимых с заикающимися.

    Литература:

    Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия: Заикание. – М., 2003.