Воображение. Что такое фантазия и чем опасен эскапизм? Что такое эскапизм

Воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им.
Воображение
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/voobrazhe...
Воображение - погружение человека в свой внутренний мир и создание там образов, картинок и представлений. Если восприятие создает нам образы предметов и явлений, которые непосредственнно видимы во внешнем мире, то воображение строит образы отсутствующих предметов и явлений на основе уже имеющихся картинок и представлений. С помощью воображения человек может перелетать в иные миры, возвращаться в свое прошлое или переноситься в свое будущее.
Воображение играет ключевую роль в таких психических процессах, как моделирование, планирование, творчество, игра, память.
Возможности воображения очень велики. Почитайте, как использовал свое воображение Никола Тесла - изобретатель электричества и радио, повелитель молний: «К 17 годам я научился видеть внутренним зрением, и с тех пор мне не нужны были модели, чертежи или опыты, я могу столь же реально представлять всё это в мыслях. Когда у меня рождается идея, я сразу же начинаю развивать ее в своем воображении. Я меняю конструкцию, вношу улучшения и мысленно привожу механизм в движение. Для меня абсолютно неважно, управляю я своей турбиной в мыслях или испытываю ее в мастерской. Я даже замечаю, что нарушилась ее балансировка. Не имеет никакого значения тип механизма, результат будет тот же. Таким образом, я могу быстро развивать и совершенствовать концепцию, не прикасаясь ни к чему. Когда учтены все возможные и мыслимые усовершенствования изобретения и не видно никаких слабых мест, я придаю этому конечному продукту моей мыслительной деятельности конкретную форму. Изобретенное мной устройство неизменно работает так, как, по моим представлениям, ему надлежит работать, и опыт проходит точно так, как я планировал. За двадцать лет не было ни одного исключения». - Такие возможности воображения - основа мысленных экспериментов.
Воображение, как состояние или процесс в нервной системе человека, может оказывать на организм глубокое влияние - сделать человека больным («мнимый» больной) или, наоборот, здоровым.
Виды воображения
Воображение бывает непроизвольным, произвольным и послепроизвольным.
Непроизвольное воображение проявляется в сновидениях, измененных состояниях сознания и т.д. Те или иные картинки иногда по самой причудливой логике приходят к нам, сменяют друг друга, и удивительные, волшебные и иногда страшные сюжеты можно наблюдать, как в кинотеатре. Поставив специальную задачу, можно научиться во многом управлять этим процессом, и вы будете наблюдать уже управляемые сновидения.
Произвольное воображение рисует перед мысленном взором или вызывает из памяти те картинки, которые вам нужны. В последнем случае воображение больше напоминает восприятие или память. Картинка притягательного будущего, к которой хочется возвращаться и которую хочется воплотить, у деятельного человека становится мечтой, у бездельника - пустыми мечтаниями.
Воображение в практической психологии
Активное воображение - это особый метод использования силы воображения, разработанный Карлом Густавом Юнгом. Это диалог, который вы ведете с различными частями вашего «я», живущими в бессознательном. В определенном смысле это похоже на сон, с той лишь разницей, что, испытывая это ощущение, вы не спите и полностью осознаете происходящее. Это является отличительной чертой этого метода. Вместо того чтобы погружаться в сон, вы, бодрствуя, погружаетесь в воображение. Вы позволяете живущим в бессознательном образам подниматься на уровень вашего воображения, как это они делают в сновидениях, посещающих вас во время сна.
Воображение
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Воображение - способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением.
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов.
Разновидность творческого воображения - фантазия. Воображение - одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В. Г Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение - психические процессы, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.
По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная - позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи.
Классификация процессов воображения
1.По результатам:
Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой, какая она есть)
Продуктивное (творческое) воображение:
с относительной новизной образов;
с абсолютной новизной образов.
2.По степени целенаправленности:
активное (произвольное) - включает воссоздающее и творческое воображение;
пассивное (непроизвольное) - включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.
3.По виду образов:
конкретное;
абстрактное.
4.По приёмам воображения:
агглютинация - соединение несоединимых в реальности объектов;
гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета и его частей;
схематизация - выделение различий и выявление черт сходства;
типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.
5.По степени волевых усилий:
преднамеренное;
непреднамеренное.
Четырёхэтапная модель творческого процесса Уоллеса
Основная статья: Творчество как процесс
Стадия приготовления, сбор информации. Заканчивается ощущением невозможности решить проблему.
Стадия инкубации. Ключевая стадия. Человек сознательно не занимается проблемой.
Инсайт (озарение).
Проверка решения.
Механизмы воображения
агглютинация - создание нового образа из частей других образов;
гиперболизация - увеличение или уменьшение объекта и его частей;
схематизация - сглаживание различий между объектами и выявление их сходств;
акцентирование - подчеркивание особенностей объектов;
типизация - выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях.
Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.
Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления:
беглость;
гибкость;
оригинальность;
точность.
Развитие воображения у детей
Через творчество у ребёнка развивается мышление. Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.
Развитию воображения способствуют:
ситуации незавершенности;
разрешение и даже поощрение множества вопросов;
стимулирование независимости, самостоятельных разработок;
билингвистический опыт;
позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых.
Развитию воображения препятствуют:
конформность;
неодобрение воображения;
жесткие полоролевые стереотипы;
разделение игры и обучения;
готовность к изменению точки зрения;
преклонение перед авторитетами.
Воображение и реальность
Мир воспринимается как интерпретация данных, поступающих от органов чувств. Будучи таковым, он воспринимается реальным в отличие от большинства мыслей и образов.
Функции воображения
представление действительности в образах, а также создание возмож­ности пользоваться ими, решая задачи;
регулирование эмоциональных состояний;
произвольная регуляция познавательных процессов и состояний чело­века, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
планирование и программирование деятельности, составление про­грамм, оценка их правильности, процесса реализации.
Воображение и когнитивные процессы
Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта.
Взаимосвязь воображения и органических процессов наиболее ярко проявляется в следующих явлениях: идеомоторный акт и психосоматическое заболевание. На основе связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапевтических воздействий. Воображение неразрывно связано с мышлением. Согласно Л. С. Выготскому, допустимо высказывание о единстве этих двух процессов.
И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение. В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Использование того или иного процесса диктуется, прежде всего, ситуацией: творческое воображение работает, в основном, на том этапе познания, когда неопределенность ситуации достаточно велика. Таким образом, воображение позволяет принимать решения даже при неполноте знания.
В своей деятельности воображение использует следы прошлых восприятий, впечатлений, представлений, то есть следы памяти (энграммы). Генетическое родство памяти и воображения выражается в единстве составляющих их основу аналитико-синтетических процессов. Принципиальное различие между памятью и воображением обнаруживается в различном направлении процессов активного оперирования с образами. Так, основной тенденцией памяти является восстановление системы образов, максимально приближенной к ситуации, которая имела место в опыте. Для воображения, напротив, характерно стремление к максимально возможному преобразованию исходного образного материала.
Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и, в то же время, само зависит от восприятия. Согласно идеям Ильенкова, главной функцией воображения является преобразование оптического явления, состоящего в раздражении световыми волнами поверхности сетчатки, в образ внешней вещи.
Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой - возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. Данная система подробно рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства». Основные выводы, к которым он приходит, можно изложить следующим образом. Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе». На основе этого Выготский делает вывод, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции. Согласно закону однополюсной траты энергии, нервная энергия имеет тенденцию к тому, чтобы растрачиваться на одном полюсе - или в центре или на периферии; всякое усиление энергетической траты на одном полюсе немедленно же влечет за собой ослабление её на другом. Таким образом, с усилением и усложнением фантазии как центрального момента эмоциональной реакции её периферическая сторона (внешнее проявление) задерживается во времени и ослабевает в интенсивности. Таким образом, воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения. Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий , и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности.
Воображение в когнитивной психотерапии
Материал книги Е. Томас Даут "Когнитивная гипнотерапия" (СПб.: Питер, 2003, с. 29-31).
Дж. С. Бек (Beck, 1995), показал несколько способов использования воображения, отдельные из которых напоминают, как это рассмотрено ниже, гипнотические техники.
При идентификации образов психотерапевт учит клиента вызывать спонтанный образ, касающийся неприятной ситуации. Часто, однако, клиенты не догадываются о возможном характере этих образов или отказываются в них признаваться. В отличие от стандартного в когнитивной психотерапии вопроса: «Какие мысли возникали в вашем сознании непосредственно в тот момент?», вопрос, предназначенный для идентификации образа, мог бы звучать так: «Какой образ (или картина) свя­зывался (или связывается) в вашем сознании с этим событием?» Не исключено, что этот образ придется вызывать неоднократно, возможно-в состоянии транса, прежде чем клиент почувствует себя достаточно комфортно, чтобы описать его полностью.
При прослеживании образов до их завершения психотерапевт побуждает клиента не останавливаться на печальной сцене, а представить оставшуюся часть сценария. Например, клиентку, которая видит себя цепенеющей при начале выступления, можно попросить представить, как она справляется с этим в течение нескольких следующих минут речи (ибо она вряд ли простоит без движения неопределенно долгое время). Юмор, примененный с осторожностью и тактом, может помочь клиентам довести воображаемую картину до завершения.
В случае преодолевающего воображения, которое можно рассматривать как расширение предыдущей техники, психотерапевт просит клиента представить наилучший способ преодоления только что вызванного образа. Например, клиент, который испытывает неуверенность при общении с сердитым начальником, может вообразить, как становится выше и смотрит боссу в глаза. Этот противоборствующий образ, будучи вызван вновь и вновь, может постепенно заменить прошлый, принижающий его образ.
Дальнейшее усовершенствование этих техник можно обнаружить в изменении образа. В этом случае происходит управляемое изменение образа, с которым клиент связывает свою проблемную ситуацию. Например, терапевт может осведомиться об ином, более предпочтительном развитии событий и после работать над представлением этого отличного сценария. Такая гибкая техника может помочь модифицировать болезненные воспоминания (рассмотренные в данном труде ниже).
Прыжок в будущее аналогичен гипнотической возрастной прогрессии и связан с тем, что клиента просят представить себя в тот или иной момент будущего, возможно - в минуту завершения длительного проекта (вроде этой книги!). Это можно сочетать с предыдущей техникой, чтобы помочь клиенту построить альтернативный, не столь печальный сценарий существующей болезненной ситуации.
Повторение образа является новой вариацией на старую тему: репетиция нового поведения и когниций - эффективный способ произвести изменение. Это можно рассматривать как разновидность систематической десенсибилизации, при которой клиент вновь и вновь восстанавливает картину болезненного события так, что она теряет часть своего заряда. В результате на нее удается взглянуть даже с юмором! По ходу этой книги вы встретитесь с многочисленными примерами принципа повтора.
Помимо сказанного, психотерапевт может тренировать клиента в подстановке на место существующего огорчительного образа другого (не столь печального). Новый образ может значительно отличаться от старого. Например, навязчивый огорчительный образ можно заменить видом себя, лежащего на берегу моря. Как упоминалось выше, важно, чтобы клиент занимался этим снова и снова, тем самым облегчая вызов образа.
Полезным может быть и дистанцирование - пространственное или временное. При пространственном дистанцировании клиента просят представить, что его проблемы отодвигаются все дальше и дальше, растворяясь вдали. При временном дистанцировании ему предлагают представить, как проблемы отступают во времени или устаревают по мере взросления клиента. Здесь часто применяются высоко метафорические образы. Примером дистанцирования является телескопическая техника, которая будет рассмотрена в дальнейшем. Исследованием воображения занимались и Альберт Эллис с коллегами, практикуя рационально-эмотивное воображение: версия /?£T(Ellis, 1993). Эллис предлагает следующую очередность действий.
Представьте самое худшее, что может с вами случиться... Живо вообразите, как это прискорбное Активирующее событие, или Бе­да (А), происходит...
Позвольте себе глубоко ощутить неадекватное, пораженческое
чувство, которые вы часто испытываете... Дайте себе изо всех сил почувствовать - в точке С, обозначающей эмоциональный результат - крайнюю тревогу, депрессию, ярость, ненависть или жалость к себе...
3. Как только вы ощутите неадекватное страдание (в точке С), представив эту Беду (Л), удерживайте это чувство на протяжении
ми­нуты или двух... затем прикажите себе испытать уместное негатив­ное чувство (С2)... Так, если вы пришли в ярость (С1)... то можете приказать себе заменить ее на адекватное ощущение крайнего не­удовольствия и сожаления из-за свершаемых поступков - вместо того чтобы приходить в ярость и предаваться проклятиям... (р. II-8-II-9)
Эллис подчеркивает, что важно изменить не образ исходного Акти­вирующего события, а только эмоциональный Результат (С). Для изме­нения этих неадекватных чувств нужно прибегать не к отвлечению, а к преодолевающему воображению. Клиент должен сохранить негативный образ и затем работать над динамикой чувств (эмоционального Резуль­тата), чтобы вызвать реальное изменение. Эллис также предлагает прак­тику повторов (по несколько раз в день в течение 30 дней для каждого неадекватного негативного чувства!) для создания устойчивого измене­ния. Что характерно, он призывает клиентов не «проклинать себя», если им поначалу не удается выполнить это трудное обязательство, но про­должать свои усилия, пока они не окажутся в состоянии справиться с ним лучше.
Работа над образами и гипнотический транс являются феноменами одного ряда. Образные идеи можно применять в условиях гипнотиче­ского транса.

Активное воображение
Материал
Активное воображение - это особый метод использования силы воображения, разработанный Карлом Густавом Юнгом для того, чтобы описывать грёзы при открытых глазах. Вначале пациент концентрируется на каком-то одном определённом пункте, эмоциональном состоянии, образе или событии, чтобы потом отдаться фантазийной активности, с каждым шагом приобретающей всё более драматический характер. То есть, психические образы начинают приобретать свою собственную жизненную активность и появляются в соответствии с законами своей специфической логики. И тут никак нельзя обойтись без преодоления колебаний и сомнений в сознания, чтобы суметь допустить всё, что стремится презентировать себя ему (сознанию). А это уже создаёт новую психическую ситуацию. Материал, к которому ранее не было никакого доступа, становится более или менее ясным и чётким. Под влиянием переживаемых эмоций сознательное Я начинает реагировать более непосредственно и прямо, чем это бывает в случае сновидений. В результате ускоряется процесс психического созревания, так как образы, появляющиеся в процессе активного воображения, предвосхищают работу сновидений.
Активное воображение следует отличать от мечты, которая выдумывается самой персоной пациента и пребывает на поверхности личностного и повседневного опыта. Активное воображение является полной противоположностью осознанной мечты. Инсценируемая драма пытается побудить наблюдателя к активному участию. Создаётся новая ситуация, в которой бессознательный материал открыто предъявляется бодрствующему сознанию. В этом Юнг усматривал проявление деятельности трансцендентной функции, то есть интегрального воздействия сознательных и бессознательных факторов.
Можно по-разному обходиться с манифестно проявляющимся материалом. Процесс активного воображения сам по себе может оказывать позитивное и витализирующее (оживляющее) воздействие. Увиденный материал можно зарисовать (так, например, как это делают с образами снов). Пациентов можно просить зарисовывать пережитые им фантазии, чтобы выявлять отдельные эпизоды сразу же после их появления. Потом, эти зарисовки могут использоваться на аналитических сеансах для интерпретаций.
В любом случае Юнг был убеждён, что фантазийный образ обладает всем, что необходимо для его последующих метаморфоз и изменений в психической жизни. Юнг предостерегал от контактов с реальностью во время процесса активного воображения, сравнивая последний с алхимическим процессом, нуждающимся в «герметически замкнутом сосуде». Юнг не советовал применять активное воображение бездумно любым человеком; скорее всего он предназначал его для лечения, когда работу со сновидениями должна заместить объективация образов. Активное воображение оказывается наиболее полезным на поздних стадиях аналитического лечения.
Увиденные фантазийные образы требуют для себя включённости в сознательную жизнь. Хотя активное воображение и может способствовать излечению от невроза, таковое может происходить только тогда, когда оно гармонично включается в психическую деятельность, не приводя ни к эрзацам, ни к бегству от сознательной жизни. В отличии от сновидений, переживаемых пассивно, процесс активного воображения сопровождается деятельным и творческим участием сферы Я. Этот метод предоставления сознанию того материала, который лежит непосредственно под порогом бессознательной сферы, может оказаться очень опасным. Юнг обращал внимание прежде всего на три момента:
Процесс активного воображения может оказаться бесполезным, если пациент продолжает быть в плену своих собственных комплексов.
Пациент оказывается соблазнённым игрой своей фантазии, не замечая необходимости активной конфронтации с появляющимися образами.
Бессознательный материал может быть настолько сильно заряжен энергией, что пациент становится полностью захвачен яркими образами, когда забывает о работе с ними (инфляция).

Активное воображение подробнее
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/aktivnoe_...
В сущности, Активное Воображение - это диалог, который вы ведете с различными частями вашего "я", живущими в бессознательном. В определенном смысле это похоже на сон, с той лишь разницей, что, испытывая это ощущение, вы не спите и полностью осознаете происходящее.
В вашем воображении вы начинаете говорить с вашими образами и взаимодействовать с ними. Они вам отвечают. Вы с удивлением узнаете, что они выражают точки зрения, прямо противоположные тем, что содержатся в вашем осознающем разуме. Они рассказывают вам о вещах, существование которых вы до сих пор не осознавали, и сообщают вам мысли, до сих пор неведомые вашему осознающему разуму.
Большинство людей в процессе Активного Воображения ведет оживленную беседу, обменивается мнениями с внутренними фигурами, пытается примирить противоположные точки зрения, даже обращается за советом к живущим в бессознательном мудрецам. Но не все беседы ведутся посредством слов.
Активное Воображение помогает лучше понять, что возникающие в воображении образы на самом деле являются символами, представляющими глубоко сидящие внутри нас части нашего "я". Подобно образам из снов, они символизируют содержимое нашего бессознательного. Поскольку эти внутренние существа обладают "своим собственным разумом", они говорят и делают вещи, которые иногда потрясают, зачастую просвещают, а иногда и оскорбляют наше эго.
В снах события происходят исключительно на уровне бессознательного. В процессе Активного Воображения, события происходят на уровне воображения, которое не относится ни к осознающему разуму, ни к бессознательному, а представляет собой "место встречи", "нейтральную полосу", на которой осознающий разум и бессознательное встречаются, чтобы создать событие жизни, сочетающее в себе элементы и того, и другого. Два уровня сознания сливаются друг с другом на поле воображения, подобно двум рекам, которые впадают друг в друга, чтобы создать один мощный поток. Они дополняют друг друга; они начинают работать вместе, и, в результате, ваша полная личность начинает преобразовывать себя в единство. Диалог осознающего разума с бессознательным, приводит в действие высшую "божественную" функцию, "я", которое представляет собой синтез этих двух уровней сознания.
Суть Активного Воображения заключается в вашем осознанном участии в процессе воображения. Этот вид воображения потому и называется активным, что эго, на самом деле, входит во внутренний мир, гуляет там, беседует, спорит, заводит себе друзей и наживает врагов среди населяющих этот мир личностей. Вы осознанно играете роль в спектакле вашего воображения.
Это качество отличает Активное Воображение от обычной, пассивной фантазии. Пассивная фантазия - это сны наяву, вы, словно в кинотеатре, просто сидите и наблюдаете за потоком фантазии, проникающим в ваш мозг. Пассивная фантазия - это процесс, в котором вы не принимаете осознанного участия; вы не задумываетесь над тем, что происходит, и по отношению к тому, что происходит, вы не занимаете независимой, этической позиции.
Пассивная фантазия также представляет образы из бессознательного. Но, поскольку мы не можем осознанно войти в нее, она, по большей части, представляет собой пустую трату времени и энергии. Представленные фантазией проблемы разрешению не поддаются. В большинстве случаев, фантазия снова и снова появляется на обочине нашего разума, пока ей это не надоест или пока это не надоест нам. Никакой эволюции не происходит, потому что эго никогда не сталкивается с ситуацией из фантазии и никогда не входит в нее как осознающая, независимая сила.
Хорошим примером этого является феномен беспокойства. Беспокойство - это одна из форм пассивной фантазии. Большинству из нас есть о чем беспокоиться, причем беспокоиться постоянно. В нашем мозгу возникает фантазия, в которой мы видим себя добившимися поставленной цели победителями. Затем наступает черед контр-фантазии, фантазии-беспокойства, в которой мы видим себя потерпевшими унизительное поражение. До тех пор, пока мы пассивно сидим и позволяем фантазии-беспокойству овладевать нами, мы не найдем никакого выхода, но в случае с Активным Воображением появляется возможность проникнуть в беспокойство, активно противостоять ему, вступить с ним в диалог, выяснить, кто или что внутри нас находится в состоянии конфликта, и сделать что-то по этому поводу.
Активное Воображение применяется правильно, оно соединяет те различные части вашего "я", которые конфликтовали между собой или были отделены друг от друга. Оно пробуждает внутри вас могучие голоса и приводит к заключению мира между враждующими эго и бессознательным, к началу сотрудничества между ними.
Основной задачей этого искусства является обеспечение связи между эго и теми частями бессознательного, от которых мы, как правило, отрезаны. Когда вы занимаетесь Активным Воображением, в вашей душе, действительно, происходят перемены. Активное Воображение выводит человека на путь, ведущий к целостности, к осознанию полноты своего "я", и все это только потому, что человек научился общаться со своим внутренним "я".

Примеры активного воображения
Из книги К.Г. Юнга «Отношение между «Я» и бессознательным»
«...Речь идет о фантазии ярко выраженного визуального характера… «видением», которое возникло просто благодаря интенсивной концентрации, направленной на дальний план сознания, что, конечно могло проявиться лишь после долгих упражнений. (Этот метод в другом месте я определил как активное воображение). Пациентка увидела следующее (передаю ее рассказ дословно):
«Я поднялась на гору и пришла в место, где увидела семь красных камней впереди, по семь по сторонам от меня и семь – за спиной. Я стояла в центре этого квадрата. Камни были гладкие, как ступени. Я попыталась поднять четыре ближайших камня. При этом обнаружила, что камни были пьедесталами четырех статуй божеств, зарытых в землю головами вниз. Я их выкопала и установила вокруг себя, оставшись в середине между ними. Внезапно они накренились к центру, соприкоснувшись головами так, что словно образовали некую палатку надо мной. Я упала на землю и сказала: «Падайте на меня, если вам нужно. Я устала». Тут я увидела, что снаружи, вокруг четырех божеств, образовался огненный круг. Вскоре я поднялась с земли и опрокинула статуи божеств. Там, где они упали на землю, выросли четыре дерева. После этого из круга пламени вырвались синие огни, начавшие пожирать листву деревьев. Я решила: «Этому надо положить конец, я сама должна войти в огонь, чтобы листва не сгорела» - и вошла в огонь. Деревья исчезли, а огненный круг собрался в одно большое синее пламя, которое подняло меня с земли».
…Активно вмешиваясь в бессознательные процессы, пациентка получает власть над ними благодаря тому, что дает им охватить себя. Так она связывает сознание и бессознательное…»

Эротические, необузданные, смелые, безумные, пугающие, сказочные, поэтические – все это наши фантазии. Одни их стесняются, другие преобразовывают в полезные для жизни вещи, третьи делают своей профессией. Но все сходятся в одном: умение фантазировать оказывается полезным, когда фантазия дополняет реальность, а не уводит от нее. Оказывается, существует тысячу и один способ превратить иллюзию в реальность. Мы рассказываем о пяти самых эффективных.

Что такое фантазия?

Фантазия - это продукт работы воображения, характеризующийся особой силой, яркостью, спонтанностью и уникальностью создаваемых символов, картин или образов. Это суперконцентрат идей, который стимулирует к познанию, пробуждает живой интерес ко всему окружающему и желание исследовать это все. Соответственно умение фантазировать – это способность создавать в нечто новое, неправдоподобное, невиданное, невозможное или не соответствующее действительности. Благо, что кладовая фантазерства неисчерпаема.

Без фантазий человеку было бы сложно ужиться с реальностью или создать ее. Ведь все, что нас окружает – это результат чьей-то выдумки, воплощенной в материалах, строениях, бытовых приборах, транспорте, интернет-сети, книгах, картинах – во всем. Фантазия как качество личности необходима в любом процессе, но в незаменима. Поэтому художники, писатели, фотографы, дизайнеры, танцоры, стилисты трепетно берегут эту свою . Но чаще называют ее .

Но способность фантазировать полезна не одним только людям творчества. Фантазии, оговорки, свободные ассоциации, ошибочные действия – все это прямая дорога к бессознательному. А бессознательное – объект исследования . Не зря ведь Зигмунд Фрейд называл фантазии «фасадом сновидений», в которых отражаются скрытые мысли, тайные , несбывшиеся намерения. Правда, напоминал о том, что необходимо отличать их от действительности.

И здесь кроется неоднозначная польза фантазерства. С одной стороны развитие фантазии усиливает способность создать, продлить, удвоить реальность. Но с другой – это способ уйти от нее. Иногда фантазии становятся способом жизни, и как-то незаметно подменяют значительную ее часть. И здесь нужно быть внимательным.

Какие бывают фантазии?

Фантазия – настолько обширная тема, что рассмотреть ее под всеми углами за один раз невозможно. Расскажем о самых популярных.

1. Бессознательные.

Иногда в чей-то адрес можно услышать упрек «Ты напрочь лишен фантазии». На самом деле людей, неспособных фантазировать, не бывает. Просто фантазии возникают бессознательно. В Фрейда они объясняются двумя схемами: а) изначально были сформированы в бессознательном; б) были сформированы в , но попали в бессознательное вследствие вытеснения.

  • Плюсы. Это ключевое понятие психоаналитической теории поможет узнать о себе много нового.
  • Минусы. Оставленные без внимания, они могут провоцировать психические и нарушения.

2. Детские.

Детское воображение активно развивается с возраста 3-3,5 лет и не имеет границ. Дети придумывают воображаемых друзей, сюжеты для игр, новые истории для любимых героев из книг или мультфильмов. Так они познают мир, учатся правильному поведению и общению в реальном мире, строят психологическую защиту, раскрываются творчески.

  • Плюсы. Фантазия, направленная на креатив, помогают раскрыть уникальность и , расслабиться и просто весело провести время.
  • Минусы. Если ребенку не объясняют разницу между фантазией и ложью, он может вырасти патологическим обманщиком.

3. Научные.

Инновации – это не просто полет фантазии. Это революция, которая дает возможность выйти за рамки верных ответов и найти действительно новое решение. Благодаря сочетанию воображения и научного мышления появились роботы-хирурги. сотовая связь, биопротезы, искусственный интеллект, гибкие смартфоны, 3D-печать и виртуальная реальность.

  • Плюсы . В мире инновация и креатива ожидаются новые тренды – техногорода будущего, неуязвимые квантовые компьютеры, 4D и 5D-печать, обучаемые роботы, новое поколение беспилотных автомобилей.

Хотите принимать лучшие решения , найти идеальную карьеру и реализовать ваш потенциал по максимуму? Узнайте бесплатно , каким человеком вам суждено было стать при рождении с помощью системы

4. Писательские.

Глубина писательского воображение позволяет читателю путешествовать во времени и пространстве, проникать в художественный мир героев, наблюдать за захватывающими событиями прошлого и будущего. Книги приносят в жизнь читателей столько прекрасных вещей, знаний, советов, приключений, что можно только радоваться такой богатой фантазии.

  • Плюсы . Чтение – именно та форма отдыха, что приносит наибольшее ощущение и удовлетворение жизнью.

5. Эротические.

У сексологов есть такая шутка: 90% людей предаются сексуальным фантазиям, а остальные 10% просто в этом не признаются. Ночь с бывшим партнером, секс со знаменитостью или с незнакомцем, сексуальные игры на природе или в незнакомом месте – такие эротические мечты помогают «дорисовать» не слишком радостную картинку реальности.

  • Плюсы. Активное фантазирование на тему секса помогает ослабить внутренние запреты, выразить и реализовать вытесненные желания.
  • Минусы. Слишком реалистичные и несбывшиеся эротические фантазии могут привести к сексуальным извращениям. Также они обладают эффектом, разрушающим отношения. Особенно, если партнеры пытаются воплотить их на стороне.

6. Невротические.

Пугающие фантазии невротика провоцируют страхи по поводу выдуманного будущего. Это может быть преувеличенный страх смерти, опасения по поводу падения кометы или дома, страх неизлечимой болезни, извращенно-навязчивые желания. Все они не имеют оснований , но доставляют невротику немалый дискомфорт.

  • Минусы. Страдания, эмоциональная нестабильность, неуверенность – часть невротика. Зацикленность на своих страшных иллюзиях отравляет жизнь самому невротику и всем, кто находится рядом.

Что такое эскапизм?

Эскапизм - это синоним понятию «бегство», неважно куда: в работу, секс, искусство, ЗОЖ, религию, в глухие деревни, в монастыри, в общение на форумах, игры, опьянение или психотропные вещества. На фоне таких «увлечений» бегство в фантазийный мир выглядит безобидно. Но это на первый взгляд.

Придуманный фантазийным умом мир выглядит привлекательнее реальности . Именно он спасает от разрушения. Но постепенно такие «игры разума» подменяют реальный мир выдуманным. Вместе с ослаблением границы между иллюзией и реальностью теряется , уходит чувство за свою жизнь, желание что-то исправлять, чего-то добиваться. Так можно деградировать, скатиться до психоза или спровоцировать . А это уже диагноз.

Что делать в такой ситуации? Отойти и посмотреть на нее со стороны. На самом деле придуманная иллюзия становится мощной движущей силой, только если она побуждает к действиям. Важно различать разные формы фантазий:

  • Сладкие грезы сродни «розовым очкам», в которых нет места для реальности – это недобрый знак.
  • Фантазия, которая усиливает энергию, двигает вперед – это полезно.

Есть еще один секрет: превращать фантазию в реальность намного увлекательнее, чем просто фантазировать ни о чем.

5 способов сделать фантазию материальной.

Успешные предприниматели утверждают: фантазировать нужно обязательно. Фантазии становятся мечтами, мечты – , а достижение цели – . Если научиться грамотно мечтать и ставить цели, любая фантазия окажется выполнимой.

1. Прислушаться к себе, чью мечту мы собираемся воплощать?

Многие наверняка слышали от родителей фразу: «Ты исполнишь мою мечту». Но если бы все заканчивалось только этим. Как жить подсказывают учителя, руководители, реклама, социальные сети, СМИ. Кажется, что все кроме нас знают, чего мы хотим от жизни. Советчиков со стороны так много, что их голоса заглушают тот самый внутренний голос, который идет от сердца и рассказывает нам о наших мечтах.

Что делать? Захотеть своего и не начинать никаких действий, пока свои желания не сформулируются предельно ясно.

2. Правильная формулировка – 90% дела.

Часто исполненная мечта разочаровывает. А все потому, что сформулирована она неправильно. И главная ошибка – ориентация на внешние признаки. Поэтому абстрактное «высока зарплата», «большая любовь», «красивая фигура» не работает. Когда за этими мечтами нет своего понимания, конкретики, деталей, то энергии для реализации они не дают.

Что делать? Конкретизировать до тех пор, пока мечта не станет буквально осязаемой. Такой, что вот-вот можно пощупать. Возможность подержать свою мечту подарит много удовольствия и , они в свою очередь дадут энергию, которую можно инвестировать в дело.

3. Учиться у успешных предпринимателей.

У реализации мечты нет универсального рецепта или формулы. Зато есть истории предпринимателей, которые учат мечтать на 100% и быть успешными. Например, в своих книгах миллиардер Ричард Брэнсон советует наперед планировать время для мечты. Свои секреты есть у других знаменитостей и бизнесменов. Книги ценны еще и тем, что рассказывают не только о победах, но и об ошибках. А это намного более ценный опыт.

Что делать? Составить список книг знаменитостей, которые ближе всего по духу или просто восхищают своими деловыми качествами. Развивать в себе нужные , и, конечно же, проверять их в деле.

4. Идти к цели не сворачивая, иначе можно растратить все силы.

По статистике человек отвлекается от поставленных задач 200 раз в течение дня. Отвлекают гаджеты, телефонные звонки, коллеги, близкие и друзья. Дополнительно мы держим в голове сотни дел, проектов и планов. Когда мы пытаемся решить все проблемы сразу, переключаемся с одного дела на другое, не можем сфокусироваться и растрачиваем впустую большую часть энергии.

Что делать? Научиться говорить «нет». Неспособность отказать кому-то играет на руку просителю, но отвлекает от главного – от воплощения мечты. То же касается личных дел. Иногда «нет» приходится говорить прокрастинации, соцсетям, внеплановым перерывам на кофе, ненужным разговорам.

5. Реальность – от слова реализовать.

Как сказала Опра Уинфри «Какой бы ни была твоя цель, ты можешь ее достичь, если готов работать». И пока мы не приступаем к воплощению мечты, она так и остается фантазией.

Что делать? Для начала проверить мечту на адекватность. Когда придет убеждение, что она разумна, достижима, безопасна для других – действовать. Только переключение с установки «я мечтаю сделать » на установку «я делаю » дает возможность превратиться из фантазера в победителя.

Выводы :

  • Фантазия не терпит ограничений или преград и создает понятия, которые не существуют в реальности.
  • Опасность эскапизма не в фантазиях, не в их разнообразии и содержании, а в потере границы двух миров: придуманного и реального.
  • Работать, учиться и снова работать – вот, наверное, универсальный совет для фантазеров.

Мы тоже её прочитали и выбрали 6 способов, которые помогут изобретательно мыслить, находить необычные решения, быть многозадачными и развивать другие суперспособности.

Миф о полушариях

Вы наверняка знаете теорию о правом и левом полушариях: отвечает за интуицию, второе - за логику и аналитику. Многие считают, что творчество присуще людям с правополушарным типом мышления, а остальных обходит стороной.


Творчество - совместный труд двух полушарий. -

Однако недавние исследования нейробиолога Мелиссы Элламил показали, что творческий процесс - совместный труд двух полушарий. Участниками эксперимента стали книжные иллюстраторы: пока они придумывали идеи, их мозг анализировали учёные. И выяснили, что ведущую роль в генерировании выдумок играла медиальная височная доля обоих полушарий, которая отвечает за хранение фактов и воспоминаний. Когда мозг анализировал идеи, работали все участки сети.

Напротив, именно логика следит за тем, чтобы всё шло гладко: подбирает ассоциации, анализирует данные, ищет взаимосвязи. Никаких избранных творческих личностей с правополушарным мышление - все могут стать креативными выдумщиками. Нужно лишь тренировать свои творческие мышцы. Вот 6 способов, как это делать.

Ловите вдохновение

На что похоже вдохновение? На порыв ветра, который приносит гениальные идеи. Или на вспышку света, озаряющую тёмную комнату. На самом деле вдохновение как здание. Оно имеет определённую структуру и части, которые можно разобрать и использовать.


Вдохновение не приходит просто так: нужно его разбудить. -

Упражнение. Во-первых, чтобы разбудить вдохновение, нужно задействовать одно из пяти чувств. Всё начинается с эстетического восприятия: насладитесь закатом, прогуляйтесь по пляжу, вдохните аромат солёного моря, ощутите под ногами песок. После - позвольте мыслям блуждать в фазе «пассивное воплощение». Разрешите себе переживать и чувствовать, как эмоции множатся и распирают. И наконец, - отыщите мотивацию создавать. Пообщайтесь с единомышленниками, подумайте о том, как ваша идея (текст, картина, вещь) может изменить жизнь других людей. Покоритесь вдохновению и приступайте!

Применяйте символы

Подтолкнуть мозг к развитию гибкости с помощью «символизации». Символы переводят обозначения вещей в абстрактную форму и упрощают работу. Детские игры сплошь из символов: плащ супергероя - из полотенца, еда - из песка, меч - из палки. Символическими могут быть эмоциональные реакции: когда вы помещаете фотографию человека в медальон и носите на груди, или выбрасываете вещь, чтобы забыть о ком-то. С помощью символов можно написать сценарий, придумать план мероприятия или дизайн плаката.


Символы всё переводят в абстрактную форму и упрощают работу. -

Упражнение. Придумывайте метафоры. Возьмите список слов и подберите к каждому метафорические аналоги: назовите препятствия на пути «стеной», «подъёмом в гору», «сталкивающимися автомобилями» или даже «лыжным спуском по обледеневшему склону». Экспериментально находите уникальные комбинации - так вы станете изобретательнее.

Грезите запланировано

Многие представляют творческих людей как витающих в облаках мечтателей. Рассеянные, не от мира сего личности кажутся нам поэтами, художниками или музыкантами. В этом есть смысл, так как рассеянность помогает дрейфовать по разуму и находить неожиданные решения. Только вот она должна быть намеренной: блуждающие мысли эффективны, если мы управляем ими.


Планируйте грёзы сознательно. -

Упражнение. Устраивайте сознательный перерыв в работе - планируйте грёзы. Выделяйте 10-15 минут на то, чтобы помечтать или вообразить какую-то ситуацию. Если нужно продумать презентацию, поставьте таймер и пять минут и представьте, большой зал, ваше выступление и аплодисменты зрителей. Можно планировать грёзы во время каких-либо занятий - вязания, пересадки цветов, вышивания или мытья посуды. Это дело не должно требовать полной самоотдачи, иначе вы станете слишком сосредоточены.

Используйте хаос

Творческий ум - это пограничное состояние между хаосом и контролем. Когда вы немного расторможены, но не настолько, чтобы погрузиться в пучину фантазий. По сути - предвестник нового. Источник идей и гениальных решений для творчества: благодаря ему мозг пребывает в тонусе, ищет свежие ассоциации, строит необычные связи и аналогии.


Хаос - источник новых ассоциаций и необычных решений. -

Упражнение. Воспринимайте хаос в виде попутного ветра, который помогает ускоряться лётчику. Попробуйте сделать так называемую «отсрочку выполнения». Представьте, что составили список дел на день, но случилось что-то непредвиденное. Планы нарушились. Включите «отсрочку» и подумайте, можно ли перенести несколько пунктов на другой день, вписать парочку новых, заменить одно другим? Если удалось, то ощущение продуктивности и контроля сохранится. А творческая мышца сможет использовать переполох в своих целях.

Будьте дилетантом

Любительский интерес к разным предметам и сферам дарит множество идей. Например, Пикассо увлекался фотографией и рентгенографией. Эйнштейн - эстетической теорией и работами Зигмунда Фрейда. Не обязательно быть экспертом в новой сфере. Важно быть любознательным, размышлять над своими ощущениями и впечатлениями.


Выбирайте хобби по душе и станьте счастливым дилетантом. -

Упражнение. Подумайте об интересах, которые вам близки. Нравится музыка? Гимнастика? Бег? Придумайте хобби, которое увлечёт вас и выведет из зоны комфорта. Пробегите марафон. Запишитесь на танцы. Научитесь играть на музыкальном инструменте. Откройте парочку новых горизонтов - и творческий огонь разгорится сильнее.

Слушайте интуицию

я помогает развить периодические озарения и включить творческий подход. И даже её можно развивать. Самое простое - постоянно задумываться о своих ощущениях. Почему сердце радостно и часто забилось? Отчего проснулось беспокойство? Пытайтесь вывести несколько гипотез. Со временем мозг сам станет включать детектива и искать недостающие улики: находить связи, обоснования, собирать из них целую картину.


Интуиция помогает разбудить творческий подход. -

Упражнение. Можно управлять интуицией с другой стороны - составлять прогностические заключения. Сначала переходить к выводу, а затем проверять его. Возьмём простой пример: вы не можете придумать сценарий вечеринки дня рождения. Вообразите два-три места, где точно имениннику понравится провести вечер. И думайте уже от точек назначения: ресторан - закажите огромный торт с его именем, концерт - зашифруйте место и исполнителя в его любимой песне. Вы делаете вывод и проверяете его. Затем чуть-чуть меняете формулировку и снова проверяете. Так и приходите к самому творческому решению и развиваете интуицию - мозг выхватывает самое важное.

Творчество начинается с ослабления контроля. Мы отстраняемся от мира и погружаемся вглубь себя.

Мечтайте, находите хобби, прислушивайтесь, придумывайте метафоры, пополняйте запас вдохновения и не бойтесь хаоса - открывайте разуму дверь в невероятный творческий мир.

Синдром патологического фантазирования встречается у детей, подростков, реже - в зрелом возрасте у пациентов с признаками инфантилизма. Общими признаками расстройства являются (Ковалев, 1979):

  • аутистическая оторванность от реальности, необычное содержание образов фантазии;
  • не контролируемое внешними факторами течение потока фантазий. Процесс фантазирования осознается при этом как проявление собственной психической активности, тут нет ощущения непроизвольности, насильственности, овладения. Постороннее вмешательство и даже интенсивные стимулы извне не могут прервать появление фантазий и повлиять на их содержание;
  • однообразие, стереотипность образов и сюжетов фантазий;
  • эмоциональная охваченность содержанием фантазий, последние воспринимаются пациентами как нечто более важное и интересное, нежели то, что происходит в действительности;
  • блокада активного внимания. Преобладает пассивное внимание, и оно приковано к образам фантазии;
  • устойчивый, длительный характер фантазирования, в некоторых случаях оно продолжается в течение ряда месяцев и даже лет;
  • дефицит активного воображения и вообще недостаточная продуктивность произвольной интеллектуальной деятельности;
  • отсутствие сознания болезненности фантазирования, а также активных попыток пациентов ему противодействовать;
  • сенсорная яркость образов фантазий, иногда приближающаяся к таковой у наглядных образов.

Разграничивают несколько вариантов расстройства.

1.В дошкольном возрасте преобладают необычные формы игровой деятельности, такие как игра в полном уединении, когда дети совершенно не принимают участия в игре ни сверстников, ни вообще кого-то из окружающих людей; использование в игровой деятельности преимущественно предметов другого предназначения, например посуды, книг, обуви, частей собственного тела и др.; игнорирование детских игрушек, которые имитируют мир реальных объектов и дают возможность воссоздавать соответствующие отношения людей и вещей; некоторые дети активно избавляются от детских игрушек, проявляют агрессию к ним или из множества игрушек предпочитают лишь немногие, чрезмерно к ним привязываясь и не расставаясь с ними даже на короткое время.

Содержание игр часто остается совершенно непонятным, дети не могут или даже не пытаются объяснить, во что они играют. Сюжеты таких игр не связаны с реальными ситуациями, с подражанием взрослым людям, дети тем самым как бы показывают, что они не идентифицируют себя с родителями, другими индивидами и что их привязанности неадекватны, так как формируются большей частью по отношению к объектам какой-то мнимой реальности. Дети могут играть молча и мало двигаясь либо говорят много и громко, бывают слишком экспрессивными.

К данному типу фантазирования относятся и заумные, странные, слишком отвлеченные для детского возраста вопросы типа «что такое время, откуда оно берется?», «где все кончается, а что есть дальше?», «когда еще умирают люди, которые умерли?», «у слепых бывает день и ночь?», «где живут дети, которые потом родятся?», «почему все машины едут вперед, а не назад?», «что будет, если солнце упадет на землю?» и др. Некоторые дети бывают очень назойливыми в своих расспросах, повторяя их множество раз. Девочка, например, постоянно просит бабушку рассказать про ее свадьбу или рассказать про «быль», а сын донимает отца вопросами о том, победит ли медведь льва, а слон - кита и др. Здоровые дети также задают много вопросов и часто их повторяют, но их вопросы касаются обычно конкретных впечатлений, а ответы на них достаточно быстро усваиваются.

2.В раннем школьном возрасте чаще встречаются визуализированные фантазии, также оторванные от реальности. Дети, например, представляют себе нашествия насекомых, сражения с чудовищами, путешествия в сказочных мирах, нападения разбойников, полеты на воздушном шаре, войны на морском дне, сцены собственной гибели или своего могущества и др. При этом дети на некоторое время как бы отключаются от действительности, ощущают себя активными участниками воображаемых событий вплоть до утраты собственной идентичности. Даже включаясь в реальность, они все еще остаются под впечатлением своих фантазий. В некоторых случаях фантазии имеют агрессивный и даже садистический характер, что, как считается, свойственно пациентам с . В фантазиях обнаруживаются также такие , как подавленность, приподнятое настроение, страхи, .

3.В подростковом и юношеском возрасте на первый план выходят вербальные и графические формы болезненного фантазирования. Например, это сочинение компрометирующих себя или близких людей вымышленных историй - оговоры и самооговоры. Некоторые пациенты пытаются изложить свои фантазии в письменном виде, другие воплощают их в рисунках. И тексты, и рисунки носят явный отпечаток патографии, в них отчетливо выражаются аффективные и бредоподобные переживания. Так, пациент всю поверхность стен своей комнаты покрыл рисунками мрачного содержания, в которых основной темой была смерть и картины разрушения.

Другой пациент в своих рассказах описывает воображаемые сцены пыток, казней, жестоких судилищ, он с удовольствием видит при этом себя в положении жертвы насилия. И.Карамазов в воображаемом рассказе о Великом Инквизиторе упивается идеей ничтожности людей и их любви к рабству, явно представляя себя на месте тщеславного инквизитора, который возомнил себя выше самого Бога. Нередко встречаются хвастливые пациенты, которые сильно преувеличивают свои способности и возможности, причем они не замечают свое бахвальство и где-то принимают выдумки о себе за правду. Часть пациентов тяготеет к таким фантазиям, как составление бесчисленных туристических маршрутов, схем транспортных линий движения наземного транспорта, самолетов или космических кораблей, придумывание кроссвордов или чайнвордов, изобретение планов городов будущего, необычных архитектурных проектов и др.

4.Короткие эпизоды и длительные состояния патологического фантазирования встречаются и в более позднем возрасте. Приведем несколько иллюстраций. Пациент, 20 лет, рассказывает: «Я часто воображаю себя в самых разных ролях. Например, представляю себя солдатом, который оказывается в различных ситуациях на войне и в мирной жизни. Какое-то время я как бы живу его жизнью. Она мне нравится, мне это интересно, я испытываю яркие чувства, которых в обычном состоянии у меня не бывает. Потом я придумываю себе другую роль, нахожусь в ней несколько недель и даже месяцев и так происходит постоянно на протяжении нескольких лет. Несколько раз было так, что я входил в роль члена какой-нибудь молодежной группы и жил по ее правилам.

Последний раз я был в группе наркоманов. Меня очень увлекла эта роль, я был буквально поглощен ею... Я изменил свою внешность, походку, голос, манеры, речь. Отличить меня от настоящего наркомана было, я думаю, невозможно. Во всяком случае, наркоманы всюду принимали меня за своего, где бы я ни появлялся. Наркотиков, разумеется, я не принимал, мне было это совершенно чуждо. Наркоманов я легко обманывал, я только делал вид, что курю или нюхаю и симулировал опьянение. Имитировал при них и ломку.

Мне особенно нравилось, что в роли другого человека как бы забываешься, на время уходишь из реальности, чувствуешь себя кем-то другим, а это новые и острые ощущения, эмоции, необычные переживания. Возвращаться в себя долго не хочется, в качестве самого себя, мне кажется, будто и не живешь, не ощущаешь своего Я». Больная, 23 года, сообщает, что только в роли какого-то человека к ней возвращаются яркие чувства и ощущения. Так, во время половой близости она представляет себя в роли «монахини, которую насилует бандит», иначе оргазма она не испытывает. Пациент, 30 лет, сообщает, что во время сексуального акта на месте жены он представляет маленькую девочку, благодаря этому он впадает «в настоящий экстаз».

Иногда встречаются суицидальные фантазии в сопровождении своеобразного ощущения «очарования смертью». Так, пациент воображает различные способы самоубийства и особенно такие, которые более других походили бы на смерть от естественных причин, чтобы близкие люди даже не могли заподозрить факт суицида. Он говорит, что сама мысль о возможной смерти была ему приятна, желания же совершить самоубийство у него ни разу не возникало. Еще один пациент, 21 год, с головой погрузился в изобретение технических орудий истязания людей, методов их обезглавливания и обезображивания. Он проводил необходимые расчеты, тщательно готовил чертежи, рисовал на них человеческие тела и части тел в надежде, что со временем от теоретических проектов перейдет к практическому их воплощению. Пациент не считал свое увлечение болезненным. По его мнению, орудия пыток всегда были и будут нужны обществу, хотя об этом по понятным причинам не принято много говорить. Сам он полагает, что его наклонности могут быть востребованы, тем более что немногие люди обладают такими, как у него, способностями.

Параллельно с упомянутым увлечением у него было и другое. Он с удовольствием воображал сцены сексуального насилия с разнообразными извращениями, при этом представляя себя в роли «сексуального маньяка». Нередко в это время он отчетливо чувствовал физическое удовольствие. Приведенные иллюстрации помимо прочего ясно показывают роль болезненных потребностей в формировании состояний патологического фантазирования. Кроме того, они указывают на определенное значение нарушений самоосознавания, поскольку отражают нарастающую тенденцию к сближению патологического фантазирования с феноменами перевоплощения и бредоподобным фантазированием, а затем и к перерастанию его в психотические явления. Мы считали бы поэтому вполне логичным и целесообразным включить также в состав синдрома патологического фантазирования оба последних нарушения.

5.Феномены перевоплощения характеризуются временным или неполным отождествлением образов фантазии с реальностью. К.Ясперс называет их грезами наяву. Он пишет: «Сидя в тюрьме, человек воображает себя сказочным богачом; он строит замки и основывает целые города. Его фантазии доходят до того, что он перестает четко различать истинную и ложную реальность. На огромных листах бумаги он чертит обширные планы и испытывает живейшие переживания в связи со своим поведением в новой ситуации, со своими действиями, направленными на то, чтобы осчастливить людей».

Симптомы перевоплощения встречаются у пациентов разного возраста. У детей дошкольного возраста, как известно, это расстройство проявляется игровым перевоплощением. Обычно речь идет об , которые во время игры столь глубоко вживаются в придуманную ими роль, что на некоторое время вполне отождествляют себя с персонажем своей фантазии. Этим персонажем может быть человек, сказочное существо, животное, неодушевленный объект. Отождествление длится недолго, не более нескольких суток, но оно может неоднократно повторяться. Сходное нарушение в виде ролевого перевоплощения встречается и у взрослых пациентов. При этом на некоторое время пациенты как бы меняют свою идентичность, а мнимое представление реальности принимают за действительность, так что можно констатировать факт галлюцинаций воображения. Часто расстройство обозначается термином «истерическое сумеречное расстройство сознания», но встречается оно не только у истеричных пациентов.

Вот несколько иллюстраций ролевого перевоплощения. Мечтая, пациент время от времени воображает себя именитым поэтом, который читает поклонникам свои сочинения. Ему представляется, что он находится на сцене в аудитории. Эта мнимая ситуация в его сознании на время вытесняет реальную. Он совершенно «забывается», ему кажется, что он и на самом деле поэт и что-то декламирует. Ему грезится, что перед ним находятся люди, они восторженно кричат и то и дело ему аплодируют. Такие состояния продолжаются до 20–30 минут, входит он в них без особого труда, стоит ему об этом только подумать. Точно так же легко и быстро он выходит из них, особенно если в реальности что-то привлекает его внимание.

Другой пациент рассказывает: «Бывает, что иногда я отключаюсь от действительности, и тогда мне представляется, что я стою на эстраде и играю на скрипке. Передо мною находится много народу, я слышу звуки музыки, шум, мне хлопают, вызывают на бис. Длится все это недолго, не более получаса. Когда я возвращаюсь в реальность, я помню, что было, хотя и не все, и у меня возникает ощущение, что происходило все это как на самом деле. Такие переходы возникают как бы сами собой, а не то, что я специально придумываю себе что-то, я переношусь в ту ситуацию как-то невольно. Мне кажется странным только то, что я от музыки далек, на скрипке не играю и никогда даже не мечтал об этом».

Некоторые пациенты сообщают о том, что они бывают способны переноситься в ирреальность по своему желанию, не забывая при этом о существовании действительности. Так, больная рассказывает: «У меня была депрессия, меня охватывали приступы обиды, злости. Мне казалось, что я дряхлею и превращаюсь в старуху. Когда становилось особенно плохо, я уходила в другой мир. Там у меня был новый дом из точеных бревен и с резным крыльцом. Был сад с красивыми постриженными деревьями и изумрудной травой. В саду - фонтан, оранжерея с чудными цветами. У меня там были и дети, две дочери 5 и 7 лет. Я представляла себе, будто я живу там, чем-то занимаюсь. Окружавшие меня люди относились ко мне с добром и пониманием. Только там я бываю вполне счастлива.

Иногда я вижу себя там как со стороны. Я не забываю в это время, что у меня есть и другая, настоящая жизнь, есть муж, сын, квартира. Но мне не хочется о них думать, в реальной жизни у меня все очень плохо и безнадежно, я страдаю и очень несчастлива. Рано или поздно, погрузившись в мечты, я начинаю ощущать, что мне пора возвращаться в реальность. Чаще всего я возвращаюсь сама, меня принуждает к этому беспокойство, что дома может случиться чтото неладное. Но бывает, что я могу очнуться, если меня кто-то вдруг окликнет или произойдет что-то нехорошее. Когда я прихожу в себя, то нахожу себя то сидящей у стола или на постели, а то, бывает, я стою где-нибудь и будто бы о чем задумалась».

В некоторых случаях состояния перевоплощения, напротив, возникают и завершаются спонтанно и сопровождаются амнезией как образов фантазии, так и реальных впечатлений, то есть ничем уже не отличаются от глубокой степени сумеречного помрачения сознания. Пациенты не помнят, как они отключаются от реальности и каким образом возвращаются в действительность. Так, пациент сообщает: «Говорили, будто я лег на ковер в центре комнаты. Перед этим обложил ковер по краям тарелками с ножами и вилками. Вроде бы все это походило на приготовление к приему гостей. А я, видимо, изображал собою какое-то блюдо. Сам я ничего этого не помню. Когда мне рассказали, я подумал, что это было не со мной, а с моим двойником».

6.Бредоподобное фантазирование (Siefert, 1907; Birnbaum, 1908), как и феномены перевоплощения, является как бы предельной, смыкающейся с психотическим нарушением формой патологического фантазирования. В литературе встречаются и такие названия расстройства, как бред воображения (E.Dupre и Logre, 1914) и фантастическая псевдология (Delbruck, 1891). Мы полагаем, что речь идет в сущности об одном и том же нарушении и попытаемся это показать.

Так, К.Ясперс к проявлениям pseudologia phantastica относит «фантазии, которые могут начинаться со случайной мысли или идеи, а затем разворачиваться в условиях осознанного отождествления фантастического мира с действительностью. Человек делает богатые покупки, которые он не в состоянии оплатить, - возможно, для воображаемой любовницы; он входит в роль школьного инспектора и во время посещения школы ведет себя настолько естественно, что никто никого не замечает, пока не возникает какое-либо слишком очевидное противоречие, кладущее конец его фантазии».

В главе о нарушениях самосознания К.Ясперс данное расстройство обозначает термином «лабильность сознания». Пациентов с фантастической псевдологией Е.Блейлер называет лгунами и плутами. «Они так сживаются со своим воображаемым положением и ролями, - указывает он, - что забывают, что это не соответствует действительности, и ставят свои поступки в зависимость от своих фантазий. Если они не обладают сильным нравственным чувством, они, конечно, становятся жуликами или мошенниками высшего полета. Эти случаи часто путают с истерией, однако в этом нет никакой необходимости». Е.Блейлер приводит примеры, в которых расстройство выявлялось у пациентов с прогрессивным параличом. А.А.Меграбян сообщает, что «при истерии описывается синдром фантастической псевдологии. Пробел памяти при этом синдроме касается главным образом собственной биографии больного. Пробелы памяти заполняются фантастическими событиями. Больные вживаются в свой рассказ, верят ему».

Бредоподобные фантазии В.М.Блейхер и И.В.Крук (1995) рассматривают в качестве одной из форм истерических реакций, близких к мифомании. «Вымыслы больных настолько нелепы и неправдоподобны, что приобретают сходство с бредовыми утверждениями. Развивается на фоне истерически суженного сознания. Нестойкие идеи величия, богатства, значимости, носящие фантастически-гиперболический характер. Содержание бредоподобных фантазий меняется в зависимости от ситуации». Фантастическую псевдологию сам А.Дельбрюк представляет как патологическую лживость, не связанную с внешними обстоятельствами и встречающуюся при различных заболеваниях, таких как эпилепсия, циркулярный , прогрессивный паралич.

Бред воображения Дюпре-Логра (имажитивный бред, фабуляторный бред, бред представления) является, как указывается, результатом вымысла и вытекает из склонности личности к фантазированию. Его развитию способствуют слабость интеллекта и гипоманиакальное состояние. Бред возникает остро. При этом отсутствуют глубокие нарушения памяти, галлюцинации, психосенсорные расстройства, типичны ясность восприятия и полная ориентировка в окружающем. Как можно видеть, в литературе встречаются некоторые разногласия в описаниях и оценках упомянутых нарушений. Тем не менее общим является главное, а именно болезненное обострение воображения и тенденция отождествлять образы фантазии и реальность. Заметим также, что у большинства авторов упомянутые термины являются как бы исключающими одно другое. Так, авторы, использующие термин «фантастическая псевдология», не употребляют терминов «бред воображения» и «бредоподобное фантазирование», видимо, считая их синонимичными и др.

Приведем две иллюстрации нарушения. В одной из них пациент 32 лет появился в Иркутске у профессора Х.Г.Ходоса с устными рекомендациями известных московских неврологов и представился «сыном генерала Родичкина». В городе пациент, по его словам, оказался проездом, случайно. Он не смог ехать дальше, так как был ограблен, лишился денег, документов и нуждался в помощи. Пациент сообщил профессору, что в прошлом учился в разведшколе, был резидентом в Германии, выполнял важные государственные задания, был предан и разоблачен, попал в плен, бежал, скитался, затем подвергался проверкам спецслужбами нашей страны, пока, наконец, не оказался на свободе и вне подозрений. Теперь он путешествует, в будущем планирует работать в торговом представительстве за рубежом, в Японии.

Х.Г.Ходос, расспросив пациента об упомянутых последним коллегах, вскоре понял, с кем имеет дело, и на следующую встречу с пациентом пригласил психиатра (автора). Несколько дней спустя пациент оказался в загородной психиатрической больнице, где с энтузиазмом принял участие в реабилитации больных, выполнял разные поручения по хозяйству, снабжению больницы продуктами, товарами. На многих работников произвел обворожительное впечатление и совершенно расположил к себе. Время от времени пациент по делам отлучался в город. Перед тем звонил то в администрацию области, то в органы госбезопасности, после чего за ним присылали машину со спецномерами. Пациент отличался неизменно приподнятым настроением, чрезмерной активностью, многоречивостью. Рассказывал о себе и другие невероятные истории, причем мастерски и так убежденно, что сразу трудно было понять, где он говорит правду, а где фантазирует. Очень похоже было на то, что он и сам верил своим выдумкам. Однажды в больницу он не вернулся, в дальнейшем след его окончательно затерялся.

В другом наблюдении пациент 17 лет оказался на консилиуме для решения диагностического вопроса. Пациент рассказал, что две недели назад прямо на улице его похитили люди в масках и увезли в лес. Люди разговаривали на иностранном языке, но хорошо владели и русским. Пациента «испытывали на выносливость, не давали есть, пить и спать, подвешивали вверх ногами, били, вводили наркотики». Все это делалось якобы для того, чтобы проверить его на годность к секретной работе. Так прошло несколько суток (где в это время был пациент, выяснить не удалось). Он понял, что попал в руки шпионов и должен быть завербован в иностранную разведку. Ему удалось, однако, обмануть похитителей и сбежать от них.

Когда от деда, к которому он уехал несколько дней назад, пациент вернулся домой, родители заметили, что он несколько возбужден, испытывает страхи, не выходит на улицу, придумывает странные истории, отчего они и обратились к психиатру. На консилиуме пациент очень подробно и с новыми добавлениями рассказал о разных деталях происшедшего. Он был уверен в том, что все было именно так, как он сообщил, не смущаясь противоречиями, которые он тут же пытался сгладить другими вымыслами. С диагнозом «синдром бредоподобного фантазирования» направлен на лечение. Через месяц был выписан в хорошем состоянии и с полной критикой к расстройству.

Известные истории о самозванцах связаны, скорее всего, не с рядовыми жуликами, а именно с фантастической псевдологией, свойственной пациентам с пограничной психической патологией. Дело в подобных случаях явно доходит до развития бреда апперсонализации. Такими же псевдологами, но вовсе не парафрениками, являются, видимо, время от времени всплывающие в толпе новые мессии, очередные воплощения Иисуса Христа, Будды и др., обычно окруженные толпами фанатичных поклонников. Чем нужнее последним вымысел таких пациентов, тем, естественно, больше шансов на то, что окружающие их люди этот обман примут за реальность. А это обстоятельство, в свою очередь, лишь способствует укреплению веры пациента в правдивость своих фантазий. Тут трудно сказать, король ли подбирает себе свиту или свита делает короля, особенно если эта свита сама жаждет, чтобы ее водили за нос.

Фантастическими псевдологами были, видимо, и люди типа В.Мессинга: последний, как известно, представил в своей автобиографии ряд вымышленных и невероятных историй своего гипнотического могущества. Психиатрические пациенты с более тяжелой патологией, если они обнаруживают признаки фантастической псевдологии, не столь убедительны, обычно они не имеют последователей даже среди своих товарищей по несчастью. Г.И.Каплан и Б.Дж.Сэдок описывают фантастическую псевдологию в рамках искусственно демонстрируемого расстройства с психологическими симптомами, и это лишний раз показывает, насколько условны классификационные рубрики.

Практика осознанного погружения в тревогу- это 3 шаг избавления от тревоги, среди других, описанных в предыдущей статье психолога счастья на эту тему.

Как уменьшить уровень тревожности в состоянии тревоги

Чтобы Вам нужно буквально погрузиться в состояние тревоги и делать это от 1-3 раз в день.

Осознанное погружение в состояние тревоги — это практика уменьшения уровня Вашей тревожности и страха.

Суть метода в том, что каждый день по 30 минут вы намеренно пробуждаете в себе чувство всеобъемлющей тревоги. Вы безумно беспокоитесь.

Практика осознанного погружения в тревогу.

Если Вы в течение дня почувствуете, как нарастает беспокойство, постарайтесь отложить свои переживания до следующей запланированной сессии . Данная практика позволяет существенно снизить остроту беспокойных ощущений.

Погружение в состояние тревоги аналогично методу «наводнения», когда Ваше воображение заселяется вызывающими страх образами до тех пор, пока Вы не пресыщаетесь ими.

При условии достаточного времени тренировок и направленного внимания даже самые серьезные поводы дя огорчения становятся скучными и обыденными.

Практика погружения в состояние тревоги эффективен еще и потому, что он конкретизирует время беспокойства.

Когда Вам заранее известно, что вы будете сильно переживать во время ежедневного сеанса самотерапии, вам легче очистить свое сознание от тревог на протяжении всего остального дня.

8 этапов практики погружения в тревогу

Практика осознанного погружения в состояние тревоги делится на восемь простых этапов.

8 этапов практики погружения в тревогу.

Распечатайте эту картинку и повесьте на холодильник, как памятку 8 этапного погружения в тревогу.

1 этап: Перечислите свои тревоги

Включите в свой список тревог переживания об успехах и поражениях, о страхах, о гармонии в отношениях, о Вашей эффективности на работе или в учебе, о физических угрозах, о здоровье, об ошибках, стыд о событиях прошлого и так далее.

2 этап: Проранжируйте тревоги в зависимости от силы беспокойства

Вверху листа запишите события или ситуации, вызывающие наименьшее беспокойство и тревожность. Ниже — вызывающие большую тревогу. В самом конце укажите самые серьезные переживания.

Вот пример иерархического списка тревог, составленные Еленой:

  • Забываю поздравить родственников с днем рождения.

  • Поехала за город с экскурсией с группой и заблудилась.

  • Забыла подвести дочь после занятий в школе.

  • Пропустила прием у доктора по поводу запланированного исследования груди.

  • Пропустила последний день уплаты налога на недвижимость.

  • Допустила ошибку на работе, поэтому пришла аудиторская проверка.

  • Испортила платежную ведомость, и теперь люди не смогут получить зарплату.

  • Боюсь осуждения со стороны знакомых мне людей.

  • Боюсь попасть в автомобильную аварию по дороге на работу, как моя соседка на прошлой неделе.

  • Боюсь умереть из-за неизлечимой болезни, например рака груди.

Дополняйте по возможности этот список, если по ходу практики в сознании будут всплывать новые причины для тревоги и страха.

3 этап: Расслабьтесь

Теперь Вы готовы работать над первой тревогой из списка. Примите удобное положение, дышите глубже и приступайте к сигнальной релаксации.

Расслабьте тело и настройте сознание на нужный лад с помощью любого известного вам метода релаксации.

Можете так же поступить, как делала моя клиентка Елена, список которой был приведен на 2 этапе — расслабьтесь с помощью одного из упражнений онлайн курса Цигун на Диване, который она освоила еще до практики осознанного погружения в состояние тревоги.

4 этап: Визуализируйте выбранную из списка тревогу

Нарисуйте в своем воображении мысленный образ ситуации, вызывавшей тревогу.

Вообразите, что снова и снова случается самое худшее.

Сконцентрируйте внутренне внимание на образах, звуках, вкусах, запахах и ощущениях.

Не смотрите на картинку со стороны, как будто сидите в кино. Напротив, представьте, что Вы — активный участник и находитесь в эпицентре события.

Елена, работая с тревогой «Забываю поздравить родственников с днем рождения» , представила как ей звонит мама. Она услышала звонок своего сотового телефона и увидела серый пластик трубки. Она почувствовала, как берет в руки прохладную трубку. Услышала саркастический голос своей мамы: «Ну привет, незнакомка», и с ужасом осознала, что день рождения мамы был на прошлой неделе, а она не поздравила мать. Не приготовила подарка, не отправила поздравительную телеграмму и даже не позвонила. Она сконцентрировалась на чувстве стыда и смущения. Представила, как мать иронично поддела: «Ты была так занята или просто меня не любишь?». Елена представляла эту сцену в самых мельчайших подробностях целых 25 минут, снова и снова прокручивая звонок мамы в воображении и добавляя все больше новых деталей и подробностей. Она отвергала любые альтернативные сценарии, пока не вышло отведенное время и не зазвенел предупреждающий об этом сигнал таймера.

Если на этом этапе Вы поймете, что уровень Вашей тревоги низок и далек от реальных ощущений, возможно у Вас не получилось создать достаточно яркие образы.

5 этап: Оцените уровень тревожности по стобалльной шкале

Пусть 0 означает полное отсутствие тревоги, а 100 — наивысшую степень состояния тревожности.

После первых пяти минут визуализации Елена оценила уровень тревоги на 70 баллов, но потом она нагнала на себя страху и действительно себя запугала так, что уровень тревоги подскочил до 95 баллов.

6 этап: Представьте альтернативные последствия события

Попробуйте вообразить альтернативные, менее негативные и стрессовые последствия.

К примеру после 25 минутного сеанса тревоги и страха, Елена представила, что она сама звонит маме через день после знаменательного события. Она услышала как извиняется и сообщает, что отправила подарок по почте.

Она оживила эту картину в своем воображении так же ярко, как и на 4 этапе.

7 этап: Переоцените уровень тревожности от 0 до 100 баллов

Поразмыслив минут 5-7 над альтернативным вариантом развития событий, переоцените уровень своей тревожности.

Скорее всего, он окажется значительнее ниже прежнего.

Елена оценила последнюю сцену с собственным звонком матери и свою тревогу на 30 баллов.

8 этап: Повторите с 4 по 7 этап практики погружения в тревогу

Повторите шаги с 4 по 7, анализируя одно и то же переживание, пока уровень тревожности не снизится до 25 баллов и ниже.

Затем переходите к следующему событию в вашем списке.

Хорошо, если Вы проведете от 1 до 3 таких сеансов в день с каждым событием из списка.

Дойдя до конца списка, составленного на 2 этапе практики, Вы осознаете, что ваша тревога существенно снизилась или вовсе сошла на нет.

Эффективность практики осознанного погружения в тревогу

Елене понадобилось 4 недели, чтобы проработать со всеми событиями из своего списка тревог. В среднем, она проводила по 2 сеанса в день — утром и в обед.

На протяжении всего этого периода она на порядок меньше беспокоилась и тревожилась.

Когда бы ни возникало чувство тревоги, она говорила себе, что может отложить свои переживания до следующей сессии.

Даже прекратив регулярно выполнять это упражнение, Елена заметила что ее страх ошибок и переживания по поводу забывчивости существенно уменьшились.

начав беспокоиться, она тут же вспоминала терапевтические сеансы самопомощи и думала: «Я просто до изнеможения испереживалась по этому поводу».Рецепт ментального шугаринга. Как избавиться от негативных мыслей в домашних условиях. 5 принципов проактивного мышления от Джона Миллера. В своей книге Джон Миллер изложил метод QBQ или "вопрос за вопросом" для самостоятельного […]

  • Как решить психологическую проблему? Нужно проработать многие аспекты проблемы, чтобы решить ее окончательно. BSFF-процесс - это идеальное решение […]
  • Есть вопросы, ищите ответы? Воспользуйтесь самым совершенным и лучшим поисковиком типа Google. Используйте для поиска ответов внутреннюю поисковую […]