Врачи о катастрофе под Уфой: "Ушел на работу русым, вернулся - седым". Трагедия под Улу-Теляком: «Если есть ад, то он был там Любовь и секс


Ночь роковых совпадений
Верховный суд Башкирии вынес приговор по делу о крупнейшей в истории России железнодорожной катастрофе. В 1989 году, на перегоне Уфа-Челябинск, во время крушения двух пассажирских поездов около поселка Улу-Теляк погибло 573 человека, а 623 получили серьезные телесные повреждения. Ущерб (по ценам 1989 года) составил 12,3 млн руб. Заметим, что в самой крупной в мировой истории железнодорожной катастрофе погибло 800 человек. Она произошла в 1981 году в Индии.

Цепь совпадений навела на мысль о террористах
Сразу после трагедии спецслужбы стали разрабатывать версию о тщательно спланированном террористическом акте. Слишком многое в этой истории казалось странным. Два пассажирских поезда — #211 "Новосибирск-Адлер" и #212 "Адлер-Новосибирск", оба значительно отстающие от расписания, вдруг встречаются в месте, где из магистрального продуктопровода внезапно происходит утечка углеродистых фракций, образовавших с воздухом взрывоопасную смесь. Взрыв произошел в тот момент, когда поезда только-только начали расходиться.
Следователей смущало совпадение времени и места. Экспертиза установила, что летучие фракции сочились из трубы только в течение 20-40 минут и образовали в близлежащей низине взрывоопасное облако площадью в 2,5 км2, которое перекрывало 1,5 км железнодорожного полотна. Если бы на полчаса раньше по этому месту проследовал грузовой состав или прошел охотник с сигаретой, Улу-Теляк не стал бы местом национальной катастрофы.
В конце концов версия о теракте была отвергнута: в стране не было мощных экстремистских организаций, способных проделать столь масштабную подготовительную работу. В итоге все списали на халатность должностных лиц и роковую случайность.

Глазами очевидцев
В 23.10 по московскому времени машинист одного из поездов, подъезжая к Улу-Теляку, сообщил по рации: "Вхожу в полосу сильной загазованности..." Через считанные секунды грянул взрыв.
Вот как вспоминает о происшедшем Наталья К. из Адлера, ехавшая в одном из крайних вагонов: "Проснулась от того, что упала со второй полки на пол (по местному времени шел уже второй час ночи) — а вокруг все уже пылало. Мне казалось, что я вижу какой-то кошмарный сон: горит и сползает кожа на моей руке, под ногами ползает охваченный огнем ребенок, на меня идет с протянутыми руками солдат с пустыми глазницами, я ползу мимо женщины, которая не может потушить собственные волосы, а в купе нет уже ни полок, ни дверей, ни окон..."
Лишь по редкой удаче некоторые семьи спаслись полностью. Так, в одном случае мать со сложным переломом ноги сумела практически невредимым вынести из огня своего трехлетнего ребенка. Ее муж, получивший сильные ожоги, тоже успел выползти из вагона, в считанные минуты превратившегося в огромный костер.
Ударной волной объемного взрыва оба поезда сбросило под откос, рельсы скрутило узлами. В радиусе нескольких километров в домах вылетели все стекла. В эпицентре взрыва под воздействием высокой температуры люди превращались в пепел.
Одним из первых на место катастрофы прибыл главврач улу-телякской больницы Николай Ермалюк. Ему сообщили, что "вроде бы на перегоне в 15 км от поселка загорелся пассажирский вагон".
"Нашим глазам открылось нечто невообразимое, — рассказывает Ермалюк. — Огнем были охвачены два пассажирских поезда. Мои пять девочек запаниковали, но все-таки начали делать перевязки и переносить пострадавших в безопасное место. Это страшно, когда несешь человека в гору, вброд по пояс переходишь реку Сим, а он у тебя на руках умирает..."
К трагедии не был готов никто. Пассажиры не владели приемами первой медицинской помощи, в распоряжении спасателей не было вертолетов со спецоборудованием, а у железнодорожников — необходимых запасов медикаментов.
В общей сложности из 1200 пассажиров погибла почти половина. Практически полностью сгорели два вагона, в которых ехали пионеры на отдых к Черному морю.

Пострадавшим помогали даже заключенные
После катастрофы в Уфу прилетел генсек ЦК КПСС Михаил Горбачев и председатель Совмина СССР Николай Рыжков. Горбачев заявил, что "борьбу с безответственностью и беспечностью нужно вести всем миром". К счастью, кроме слов, поступила и реальная помощь. Из Москвы прибыл специализированный модульный госпиталь, из США — аппараты "искусственная почка", поступали медикаменты из Японии, Италии и других стран. Главный травматолог Минздрава СССР Владимир Кузьменко тогда отмечал, что советским медикам впервые пришлось иметь дело с таким количеством ожоговых больных.
Через неделю после аварии, когда 70 трупов еще не были опознаны, начались поиски виновных. Версия о террористах, которая устроила бы всех, не подтвердилась. Но в любом случае имена виновников аварии тогда никто бы не назвал — их бы просто растерзали. Очевидцы свидетельствуют, что даже в уфимских колониях матерые уголовники по собственной инициативе стали создавать спасательные отряды, требуя отправить их на место катастрофы. Когда им было решительно отказано, преступники стали сдавать кровь.
Решительный отказ объяснялся, видимо, тем, что на месте катастрофы уже были замечены мародеры. Кто-то не удержался от соблазна прихватить валяющиеся среди пепла ценности... Среди родственников погибших затесалось немало проходимцев, которые по два-три раза успевали получить государственную дотацию на погребение (около 800 рублей — приличная сумма для 1989 года). Зарегистрирован случай, когда труп пожилой женщины был отправлен в отдаленный район Башкирии по просьбе опознавшего ее "сына", которого, после того как он получил дотацию, так и не сумели найти.
Возможно, именно из-за бурного всплеска общественных эмоций следствие и суд затянулись на шесть лет. Временная дистанция позволила спокойно во всем разобраться.
Около 80 томов уголовного дела и шесть лет работы понадобились, чтобы осудить двух должностных лиц на два года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии поселения для лиц, совершивших преступление по неосторожности. Шесть лет назад такой приговор серьезно никто не воспринял бы.
Несомненно, это громкое дело специально не форсировалось, хотя в Верховном суде республики Башкирии и утверждают, что "все шло своим чередом". Шестилетняя пауза в определенной степени выполнила свою задачу — погасила "кровожадные настроения": в 1989 году потрясенное трагедией общество требовало немедленной и жестокой расправы. Сегодня про эту крупнейшую катастрофу уже мало кто помнит, и полностью соответствующий сегодняшнему законодательству приговор по улу-телякскому делу не вызовет лишнего общественного резонанса.

Особо надежный трубопровод
Трубопровод ПК 1086 был построен по повышенной категории надежности: это было обусловлено его значительной длиной и высоким давлением. Было предусмотрено применение труб усиленного типа, противокоррозионная изоляция их наружной поверхности покрытием из полимерных пленок, стопроцентный контроль сварочных швов.
Участок в районе Улу-Теляка был завершен в 1984 году. Но через год передвижная механизированная колонна #1 (ПМК-1) треста "Нефтепроводмонтаж" Главвостоктрубопроводстроя вернулась на место.
На 1428-м — 1431-м километрах (здесь впоследствии и произошла авария) пришлось сооружать обвод вокруг деревни Средний Казаяк, которая оказалась менее чем в одном километре от продуктопровода, что является грубейшим нарушением строительных норм. Деревню в свое время должны были снести, но это решение так никто и не выполнил. В сентябре-октябре 1985 года был построен обвод, а для подключения его к основной трассе сделаны обводные краны #78 и #79.
С 3 по 22 октября 1989 года прораб ПМК-1 Фануз Кашапов и главный инженер ПМК-1 Рамиль Уразин направили на вскрытие ПК 1086 два мощных экскаватора марки "КАТО" и "ЭО 4121". При этом не было произведено должного ежедневного обеспечения земляных работ. Машинисты экскаваторов, выполняя приказ, вскрыли продуктопровод около крана #79 на 100 метров. При этом на 1431-м км экскаватор "КАТО", которым управлял Владимир Кузнецов, причинил трубе значительные механические повреждения, которые и стали причиной аварии в 1989 году.
Экспертиза впоследствии лишь подтвердила слова экскаваторщика, объяснявшего, что на столь мощной технике невозможно вскрыть продуктопровод и не задеть трубы.
После этого одна из бригад выполнила сварочно-монтажные работы — врезала тройники в местах подключения обвода, вторая выполнила изоляционные работы — обработала краны, тройники, переходные участки. Но никто не удосужился, как предписывает существующая в системе Миннефтегазстроя инструкция о типовой схеме операционного контроля, проверить качество изоляции близлежащих открытых участков, хотя, сделав это, будущую трагедию еще вполне можно было предотвратить.
Фануз Кашапов в силу своих должностных обязанностей должен был заметить и устранить механические повреждения трубопровода. Его непосредственный начальник Рамиль Уразин, систематически присутствуя на земляных работах и являясь ответственным лицом, должен был проконтролировать действия прораба и в целом следить за соблюдением технологической дисциплины. Но эти непосредственные виновники аварии в конечном итоге отделались лишь легким испугом — по ст. 215 ч. 2 УК России они получили по два года лишения свободы с отсрочкой приговора на год и были освобождены от ответственности по амнистии. Так же отделался и начальник участка СМУ-1 Игорь Калачев, проводивший изоляционные работы.
Более или менее серьезно из строителей пострадал лишь начальник генподрядного стройуправления треста "Нефтепроводмонтаж" Виктор Курочкин. По ст. 215 ч. 2 и ст. 172 статье УК России он получил два года с отбыванием наказания в колонии поселения. Из эксплуатационщиков ПК 1086 такой же срок по тем же статьям получил Александр Курбатов, начальник линейной инженерно-технологической службы "Черкассы" Альметьевского управления магистральных продуктопроводов и Минибаевского газоперерабатывающего завода. Он не проконтролировал действия своего подчиненного, начальника смены службы "Черкассы" Александра Макарова, и сам не проверил перед засыпкой траншеи качество выполненных подрядчиком работ. (Макаров по ст. 215 ч. 2 получил два года с отсрочкой и попал под амнистию.)
Курочкин и Курбатов и впоследствии не обременяли себя выполнением служебных обязанностей — не проверили гидравлическим или механическим способом сданный участок на прочность и как члены рабочей комиссии без тени сомнения подписали акт приемки объекта.
Не лучшим образом проявила себя и государственная комиссия под председательством замначальника ВПО "Союзнефтегазпереработка" Александра Смирнова. Уголовное дело в отношении него было прекращено только в соответствии с указом Президиума ВС СССР об амнистии в связи с 70-летием СССР.
По существу все 80-томное уголовное дело было сведено к противостоянию двух могущественных организаций — Миннефтегазстроя и "Союзнефтегазпереработки". Сначала строители обвинили эксплуатационщиков в несанкционированных земляных работах. На месте выхода нефтепродуктов из поврежденного трубопровода образовался котлован. Миннефтегазстрой утверждал, что он искусственного происхождения, но у эксплуатирующей ПК 1086 организации не было тяжелой землеройной техники (типа экскаватора "КАТО"), которая бы могла причинить трубе серьезные повреждения.
Тогда была выдвинута версия о том, что котлован был самовольно вырыт "легкой машиной" на базе трактора "Беларусь", а повреждения ПК 1086 нанесла вездеходная гусеничная машина типа АТС-59. Но экспертиза установила, что в котловане не может маневрировать даже вседорожная техника.
Потом Миннефтегазстрой утверждал, что "Союзнефтегазпереработка" без соответствующего разрешения прокладывала с использованием тяжелых транспортеров кабель, который "как раз пересекал продуктопровод в месте его разрушения". Но выяснилось, что кабель находится в 9 метрах от трубы и никакого отношения к катастрофе не имеет.
Более того, местные жители засвидетельствовали, что никаких земляных работ в этом месте в последние годы не велось. В конечном итоге экспертиза установила, что котлован образовался в результате выброса грунта переходящими из жидкого в газообразное состояние фракциями.

СЕРГЕЙ Ъ-КУДРЯШОВ

В ночь с 3 на 4 июня 1989 года на 1710 километре Транссибирской магистрали произошла крупнейшая железнодорожная катастрофа в истории СССР и России . Взрыв и пожар, унесшие жизни свыше 600 человек, известны как Ашинская катастрофа или трагедия под Уфой . «АиФ-Челябинск» собрал рассказы людей, которые спустя 29 лет всё ещё помнят произошедшее так отчётливо, будто это было вчера.

«Подумали, что началась война»

Те, кому довелось пройти огненный ад и выжить, в подробностях вспоминают страшные моменты. У многих эти картины глубоко врезались в память даже несмотря на юный возраст. Своими рассказами они с 2011 года делятся на странице, которая посвящена памяти жертв катастрофы.

«Когда произошла эта трагедия, мне было пять лет, - рассказывает Татьяна С. - Мы с родителями и двумя братьями поехали на юг отдохнуть, но не доехали. Хоть я была и маленькая, но помню всё как сейчас: взрыв, пламя, крики, страх… Слава Богу, все в моей семье остались живы, но забыть это невозможно. Мы ехали в третьем вагоне в 211 поезде, была ночь… мой папа был в другом вагоне (он был в видеосалоне). Когда прогремел взрыв, мы подумали, что началась война. Папа как-то оказался на улице и пошёл, сам не зная куда - от взрыва помутнело сознание, - но, как оказалось потом, шел он по направлению к нам. Мы стояли в середине купе и не могли выбраться, всё капало (пластик) и всё горело, не могли выбить стекло, но потом оно само разбилось из-за температуры. Мы увидели папу и стали ему кричать, он подошел, мама выкинула нас (детей) ему в окно, было очень высоко и так мы выбрались. Было очень холодно, ноги прилипали к земле. Мама взяла одеяло зубами, так как руки были обожжены, закутала меня и мы шли несколько километров по рельсам, по мосту, по которому ездят только поезда, было ужасно темно. В общем, если бы папа пошел в другую сторону, всё бы сложилось по-другому.

Мы добрались до какой-то станции, паровозы мчались мимо нас с бешеной скоростью, все были в шоке, но потом нас всех эвакуировали по больницам. Маму в увезли в Куйбышев , папу в Москву , братьев в Уфу, а меня в Нижний Новгород. У меня 20% ожога, у мамы с папой руки, а братьям повезло, у них поверхностные ожоги. Реабилитация проходила очень долго, несколько лет, особенно в психологическом плане, потому что смотреть на то, как люди заживо сгорают, это не просто страшно, а ужас… И этот маршрут Новосибирск-Адлер меня преследует всю жизнь, так случилось, что брат уехал жить на юг и мне надо ездить на этом поезде и только один Бог знает, как у меня выворачивается душа, когда я на нем еду».

Среди других своей историей поделился мужчина, который тогда отправился на юг, к морю, с женой и маленькой дочерью.

«Ехали в купе, с нами ехала молодая мамочка с мальчиком 6-8 месяцев и её мама. Взрыва не слышал ни я, ни дочь, мы с ней и проснуться не должны были наверное. Супруга с дочкой спали на нижней полке, я на верхней. Бабушка с внуком на нижней, молодая мама на верхней. Спал на животе, и тут как из погреба: «Валера, Валера…» Открыл глаза: купе горит. «Бога мать, где Олеся?» Перегородок нет, стал раскидывать остатки перегородок, кожа на пальцах как на сваренных сосисках вывернулась сразу. «Папа, папа…» Нашёл! В окно, маме! «Папа, это война? Это немцы? Пошли домой скорей… » Бабушку с внуком в окно. «Спасите Наташу!» Верхнюю полку вместе с ней сорвало, сидит в углу, полка на голове. Шифоновое платье растаяло на ней, вся в пузырях. Рукам моим больно, попытался спиной, обжёг о таящий дерматин. Поднимается с полкой. Вырвал полку руками, голова проломлена, виден мозг. Кое-как в окно её и сам туда же.

Мы шли пешком. Я был на 20 лет аварии, прошёл тот путь ещё раз, два км. Это было правильное решение тогда. Кто-то лез в реку, в воду, там и умирал, кто бежал в лес. Жена с сломанным голеностопом несла на спине доченьку. Она не плакала, не кричала,4 степень ожогов, нервные окончания сгорели. На полустанке - две-три казармы - собралось человек 30. Дикие крики выживших, как-будто разом проснулись все мертвецы в мире. Через какое-то время подошёл пожарный поезд, обезумевшие люди кинулись к нему, пожарным ничего не оставалось делать, кроме как забрать людей и вернуть в Улу-Теляк. «Папа, ты почему такой страшный? Папа, у меня в ручках конфеты (пузыри ожоговые)?», - последнее, что я слышал от неё. В больнице Улу-Теляка её усыпили уколами. На автобусе в Ашу. «Без жены и ребёнка никуда ни поеду». В Аше, жена в палате с дочкой, я с ними: «Без меня никуда».

На вертолёте спустя какое-то время в Уфу, от уколов начинаю «плыть». В операционную только с дочкой. Заплакала. «Что вы делаете?» «Всё нормально». «А сколько времени? 12? Господи, 12 часов на ногах. Усыпите меня! Сил нет». После наркоза человек такой овощ… Мама, тесть, брат жены… Откуда? Телеграмму сердобольная женщина в Улу-Теляке отправила, низкий поклон ей. «Где Олеся? Алла?» «В этой больнице». Провалился в сон. Очнулся, куда-то тащат, мама рядом. «Куда?» «В Москву» «Олеся?» «С тобой». Солдатики молодые вчетвером кое-как на носилках. «Уроните, щас встану сам!» «Куда, нельзя!» «Чёрный тюльпан» (самолёт Ан-12 - прим. ред) - старый знакомый, носилки в два этажа. И все: «Пить! Мама, пить!» В Москве очнулся в Склифе, кисти рук как в боксёрских перчатках. «Отрежете?» «Да нет, парень, держись… »

Доченька умерла 19 июня, в полном сознании в страшных мучениях, отказали почки… Мне сказали об этом, предварительно накачав морфием, на девятый день. Рвал бинты, волком выл… Гроза, такой я не слышал ни до, ни после, ливень ураганный в тот день. Это слёзы ушедших. Через год, день в день,19 июня родился сын…»

«Боль не проходит»

Взрыв газовой смеси был такой силы, что тела некоторых пассажиров позже так и не нашли. Кто-то погиб сразу, другие безуспешно пытались выбраться, а те, кому всё же удалось покинуть раскалённые вагоны, умирали позже от ожогов. Обожжённые взрослые пытались спасать детей - в поезде было много школьников, которые ехали на отдых.

«Мой друг Андрей Долгачев попал в этот «ад», когда ехал из армии домой в город Новоаннинский Волгоградской области , поезд № 211, вагон 9, - пишет Владимир Б. - Вагон не опрокинуло, но выгорел он полностью. В ту ночь Андрей вытащил из вагона обгоревшую беременную женщину, судьба её мне неизвестна. Ожогов у него было не очень много (около 28%), правда, глубокие. Скончался Андрей через две недели после катастрофы в Свердловском ожоговом центре. Ему было 18 лет. Семья была бедная, хоронили всем городом. Вечная память всем, кто там погиб!»

«Мой родной дядя - Киртава Резо Ражденович, 19 лет, после учебки ехал в другую воинскую часть. В ту ночь он вытащил из горящего поезда больше десяти детей, ехавших из лагеря, - рассказывает Тамара Б. - Получил ожоги, несовместимые с жизнью (80%), ожоги были получены как раз во время спасения детей. Скончался на четвертый день после катастрофы. Посмертно награжден… В его честь была названа улица в селе, где он родился и вырос: село Леселидзе (Кингисепп), Абхазская АССР, Грузия ».

«У моей сотрудницы в этой катастрофе погибли родственники: жена и двое сыновей брата, - делится историей Галина Д. - Брат был военным, поэтому в поисках семьи у него была возможность облететь место катастрофы на вертолете. То, что он увидел, повергло его в шок. К несчастью, его родные ехали в одном из последних вагонов, тех самых, что попали в эпицентр взрыва. Всё, что осталось от самого вагона - колесная платформа, все сгорело дотла. Своих любимых и дорогих жену и детей он так и не нашел, в гробах хоронили землю с прахом. Спустя несколько лет этот мужчина снова женился, у него родился сын. Но со слов его сестры (моей сотрудницы), этот кошмар не оставляет его до сих пор, он не чувствует себя по-настоящему счастливым, несмотря на то что растет сын, наследник. Он живет с болью, которая не проходит, несмотря на время».

«Всё тело - сплошной ожог»

Весть о катастрофе разнеслась быстро, уже через полчаса к месту взрыва прибыла первая помощь - местные жители стали помогать раненым, возить людей в больницы. На месте трагедии работали сотни людей - молодые курсанты разбирали завалы, железнодорожники восстанавливали пути, медики и помощники-добровольцы эвакуировали пострадавших. Врачи вспоминают, что к больницам Аши, Челябинска , Уфы и Новосибирска выстраивались очереди из желающих сдать кровь для раненых.

«Мне было 8 лет, отдыхали у родственников в Иглино, - вспоминает Евгения М. - Моя тетка работала в больнице медсестрой, за ней утром прибежала коллега, вызывали весь медперсонал. Днем вышли на улицу - в небе стоял гул от вертолетов, было страшно. Отправились компанией детей к больнице. До сих пор в памяти осталась картина - от скорой несут маленькую девочку, лет трёх, она плачет, на ней нет одежды и все тело сплошной ожог… Это было ужасно».

«Был там. Из уфимской учебки ВВС на Карла Маркса , - пишет Дмитрий Г. - Подъем по тревоге утром, сухпай и на «Икарусах» на место. Погибших собирали, рукавиц не хватало, рвали тряпье какое-то, обматывали руки. Носилок не помню, носили на плащ-палатках, так и укладывали вместе с ними. Пожары потом тушили еще, поодаль, где лес тлел. Горбачев прилетал, Язов, вертушки перед их прибытием летали, нас в оцепление ставили вокруг их совещательной палатки. Были не только наши, другие солдаты, железнодорожники вроде или стройбатовцы… Курсанты еще, не помню, откуда именно».

Катастрофа в день рождения

Почти всегда после больших катастроф на транспорте находятся люди, которых случай уберёг от гибели - опоздали, решили сдать билеты. Похожую историю рассказала Юлия М. из Челябинской области , на момент Ашинской трагедии она была совсем маленькой.

«Эта катастрофа произошла на мой день рождения, мне должно было исполниться три года, и родители решили сделать мне подарок - поездку к бабушке. Так как росла я в военном городке ДОСе (город Чебаркуль), то отправиться мы должны были с этой станции. Билеты каждый год брали непосредственно за несколько часов до поезда (такие были обстоятельства), и всегда благополучно. А в этот раз получилось следующее: папа периодически бегал к кассе узнать про билеты, ему кассирша говорила каждый раз, мол, не беспокойтесь, за пять часов до прибытия будут вам билеты. Ближе к тому времени папа опять подходит узнать, а ему говорят: через час приходите. Я, мама и папа весь день проторчали на вокзале. Старший брат уже был у бабушки (ехать хотели в Тамбов). В итоге по прибытию поезда кассирша говорит: не получается с билетами, но будут завтра. Папа с ней разругался, мама и папа на нервах сами между собой переругались, я плачу… А так как транспорт уже не ходил, мы пошли с чемоданами через лес нервные и расстроенные домой. А утром узнали, что произошла такая трагедия… Так что мой день рождения двойной и в одно и то же число».

«Почти никто не знает»

Расследование длилось несколько лет, и официальная версия гласит, что причиной взрыва стала утечка углеводородов из магистрального трубопровода и последующая детонация газо-воздушной смеси от случайной искры в месте, где одновременно проходили два встречных поезда Адлер-Новосибирск и Новосибирск-Адлер. Известно, что за несколько часов до трагедии машинист проходящего поезда докладывал о запахе газа, но с этой проблемой решили разобраться позже. Оказалось, что и сам трубопровод пролегал слишком близко к железной дороге.

«Я помню о катастрофе с 6 лет, родители говорили о двух поездах, с которыми что-то случилась, подробности узнала в 16 лет, точно помню, потому что как раз было 10 лет со дня катастрофы, - рассказывает Юлия К., - Изучила все материалы, которые нашла, посмотрела все фильмы. Рассказываю своим студентам и очень удивляюсь, что почти никто о катастрофе ничего не знает. Понятно, что нынешние студенты родились значительно позже 1989 года, но мы живем в Челябинске, многие из них из области, это же, в том числе, история нашей области».

На 1710 километре Транссиба установлен мемориал жертвам Ашинской катастрофы, ежегодно к нему съезжаются те, чью жизнь та ночь разделила на «до» и «после». Казалось бы, такая трагедия должна была стать жесточайшим уроком о том, что бывает из-за человеческой халатности. И участники тех событий, и родственники погибших очень хотят, чтобы боль, которую они пережили, больше никому не пришлось испытать.

27 лет назад на 1710 км Транссибирской магистрали произошла одна из самых страшных железнодорожных катастроф. Трагедия по разным оценкам унесла жизни от 575 до 645 человек, среди них 181 ребёнок, 623 человека остались инвалидами. «АиФ-Челябинск» восстановил хронологию событий и выслушал рассказы очевидцев.

19:03 (время местное)

Скорый поезд №211 Новосибирск - Адлер отправился из Челябинска.

В Челябинск состав прибыл с опозданием на полтора часа. На станции Челябинск-Главный в хвост поезда цепляют вагон №0, в котором ехали ученики школы №107 и молодёжная хоккейная команда «Трактор 73», в то время как по технике безопасности вагон с детьми должен находиться в голове поезда. Всего в составе поезда 20 вагонов.

22:00

Поездная бригада одного из проходящих поездов предупреждает диспетчера о запахе газа в районе 1710 км. Движение не останавливают, с проблемой решено разобраться утром.

23:41

Скорый поезд №212 Адлер - Новосибирск отправляется из Уфы. Опоздание поезда на момент прибытия в Уфу составляло более часа. В составе 17 вагонов.

0:51

Скорый поезд №211 прибывает на станцию Аша. До Аши состав следовал с курьерской скоростью, и отставание от графика составляло всего 7 минут. Но здесь поезд простоял дольше положенного: у одного из маленьких пассажиров поднялась температура.

1:05

Скорый поезд №212 проследовал станцию Улу-Теляк по боковому пути, обгоняя грузовой состав с нефтепродуктами.

1:07

Падает давление в трубопроводе. Под воздействием высокой температуры на улице (тогда стояла тридцатиградусная жара) около 70% жидких углеводородов, успевших вытечь из трубы, перешло в газообразное состояние. Смесь оказалась тяжелее воздуха, она стала заполнять низину.

1:13

Два поезда въезжают в плотное белое облако. Железная дорога оказалась в самом центре сплошной зоны загазованности (общая площадь зоны около 250 га).

1:14

Происходит взрыв. Предположительно искра от токоприёмника одного из локомотивов приводит к детонации газовой смеси. Начинается пожар. Из контактной сети пропадает напряжение, гаснет ж/д сигнализация. Взрыв был такой силы, что обшивки пассажирских вагонов разлетались на 6 км, в радиусе 12 км от эпицентра выбило стекла в домах.

Взрывом вагоны сбросило с путей. Фото: Фото с сайта dloadme.net

«Мой двоюродный брат-ровесник гостил у бабушки в посёлке УК Ашинского района, по прямой до места трагедии около 6-7 км. У неё при входе в дом была дубовая дверь с кованным мощным крючком. Она его всегда накидывала на петлю. Когда прошла взрывная волна, этот крючок выгнуло и дверь распахнулась в доли секунды. Бабушка с моим братом подскочили от испуга. Нам было тогда по 13 лет», - рассказывает читатель «АиФ» Алексей.

1:20

На помощь пассажирам начинают приходить местные жители. На телегах, машинах, автобусах они возят людей в Ашу.

1:45

Поступает звонок на пульт 03 службы скорой помощи в Уфе: «В Улу-Теляк горит вагон!» Начинается подготовка мест в больницах Уфы и Челябинска. Вскоре становится известно, что выгорел почти весь состав. Машины «скорой помощи» с трудом пробираются к месту трагедии, ориентируясь на огромное зарево пожара, которое видно за десятки километров.

2:30

К месту взрыва начинают прибывать первые пожарные расчёты и машины «скорой помощи» из ближайших населённых пунктов. Местные жители помогают медикам разбирать тела погибших и раненых.

5:00

На 1710 км прибывают пожарные и восстановительные поезда. Но сразу к ремонту полотна приступить не смогли. Вокруг ещё продолжался пожар.

«Я жил в Златоусте, в то время только что закончил обучение на помощника машиниста электровоза и был внештатным корреспондентом газеты. Рано утром меня разбудили с просьбой поехать на место катастрофы и собирать информацию о златоустовцах, которые ехали в этих поездах. Первое, что увидел на месте, был поваленный и обгоревший лес. Запах гари и пепел в воздухе. Спускался с горы к ж/д путям через этот сгоревший лес. Под горой на месте путей было месиво из составов», - вспоминает Юрий Русин.

7:00

К этому моменту всех живых уже доставили в лечебные учреждения станции Улу-Теляк, Аши, пос. Иглино, Катав-Ивановска. Оттуда наиболее тяжёлых начали отправлять в Уфу, Челябинск, Екатеринбург, Самару, Москву на вертолётах. Место взрыва оцеплено.

Сложно рассказывать про то, что и как там было, - рассказывает Юрий Русин. - Вертолеты садились и взлетали постоянно. В больницах было очень много людей, которые искали своих близких. Списки были неполные, постоянно вносились изменения. Некоторые пострадавшие были не в состоянии назвать свое имя, либо произносили его с трудом и врачи записывали с ошибками. Но страшнее всего было, когда данные человека находились в списках живых, близкие вздыхали с облегчением, а через какое-то время им приходила страшная весть о смерти. А на месте аварии в это время работали военные, просеивая землю, чтобы найти останки человеческих тел.

8:00

По радио звучит призыв сдать кровь. В первую очередь принимались те, кто пережил ожоговую болезнь, их кровь наиболее ценная. Медики вспоминают, что только жители Аши за первые часы сдали около 140 литров.

Среди пострадавших было много детей. Фото: АиФ/ Фото Александра Фирсова

«В то время я был начинающим травматологом, в ожоговый центр пришёл в марте 1989 года, а уже в июне все это случилось. И пришлось применять все то, чему я научился в мединституте, - практически в боевых условиях. Этот день 4 июня запомнился тем, что он был очень жаркий, солнечный, сухой, и наплыв людей с травмами - чуть ли не в три раза больше обычного. Я тогда работал в травмпункте больницы № 6. Обычно если за смену приходит человек сорок, в тот день обратилось около 120 человек. Когда пришел в травмпункт, услышал, что ожоговый центр ставят на дыбы, всех выписывают… Мы поняли, что случилась какая-то беда, но конкретно еще не было ничего известно. Потом было принято решение, что все ожоговых соберут в одно место, и в этом семиэтажном лечебном корпусе 6-й больницы начали освобождать все отделения, все помещения. По сути, все это здание было превращено в одни большой ожоговый центр», - вспоминает Михаил Коростелев, пластический хирург, комбустиолог, врач высшей категории.

16:00

Пожар наконец ликвидирован, все очаги удалось потушить. Начались работы по восстановлению ж/д полотна.

21:00

Спешно проложены новые рельсы. По перегону Аша - Улу-Теляк пошли первые поезда.

«На месте трагедии я провел трое с лишним суток, но усталости не было. В штабе на месте катастрофы мне предложили улететь в Челябинск. Летели двумя вертолетами. В одном девочка, в другом мальчик, их эвакуировали в ожоговый центр. Приземлились в аэропорту, была масса машин скорой помощи. К сожалению, один из детей умер еще в воздухе. Перед вылетом вертолета ко мне подошел человек, и попросил взять с собой икону большого размера. Я спросил его, зачем её вывозить куда-то? Ответ был простой: «Просто возьми, а там разберешься сам». Эта икона была у меня дома три месяца, затем что- то подсказало, и я передал её в строящийся храм в Златоусте», - рассказывает Юрий Русин.

На месте трагедии установлен мемориал, куда ежегодно приезжают родственники погибших. Фото: Официальный сайт ХК "Трактор"

«Помню, приехала бригада английских врачей: хирурги, анестезиологи, психиатры. Они работали, как говорится, в полный рост: делали операции, участвовали в обходах, дежурствах. Они приехали со своими инструментами, расходными материалами, уже тогда у них были одноразовые шприцы, а мы шприцы все еще продолжали кипятить… Первые 10 дней после катастрофы все медики в центре работали на износ, с перерывом только на короткий сон. Через 10 дней я просто свалился и проспал почти сутки. Потом - снова на работу. Через 10 дней основная безумная суета закончилась, потихонечку выстроился ритм работы, уехали все проверяющие. В августе начали ремонтировать отделения в этом корпусе, в конце сентября выписали последних пострадавших», - делится воспоминаниями Михаил Коростелев.

«Где-то через неделю или две после взрыва мы ехали утром с родителями на электричке. Было ужасно страшно. Гектары выжженной земли. Поезд остановился и долго сигналил. Стало страшно от масштабов трагедии. Все люди в вагоне замолчали», - вспоминиет наш читатель Алексей.




УФА, 4 июн - РИА Новости, Рамиля Салихова. Именно на врачей "скорой помощи" легла основная работа по спасению пассажиров поездов "Адлер-Новосибирск" и "Новосибирск-Адлер", попавших в ночь на 4 июня 1989 года в огненную ловушку в низине под Уфой, где взорвался газопровод. Спасателей МЧС в России тогда еще не было, да и государства с таким названием - тоже.

Роковое стечение обстоятельств

Трагедия произошла на 1710 километре Транссибирской магистрали на территории Иглинского района Башкирии на перегоне между станциями Аша (Челябинская область) и Углу-Теляк (Башкирия). К моменту появления поездов здесь скопилось огромное облако газа, который просочился из поврежденного газопровода "Западная Сибирь - Урал - Поволжье", расположенного в 900 метрах от железной дороги. Рельеф местности оказался таким, что вышедший из трубы жидкий газ, испарявшийся и скапливавшийся у поверхности земли, "стек" именно в сторону железнодорожного полотна - в низину.

Взрыв произошел в тот момент, когда в газовое облако въехали сразу два поезда, до этого никогда не встречавшихся в этой точке.

Взрыв прогремел в 01.15 по башкирскому времени (23.15 мск) и, по оценкам экспертов, взрыв был всего в семь раз слабее взрыва американской атомной бомбы в Хиросиме в 1945 году.

Фронт взметнувшегося пламени составил около 1,5-2 километров, пожар охватил 250 гектаров. По свидетельствам спасателей, с вертолета место катастрофы выглядело как выжженный круг диаметром около километра. По данным экспертов, кратковременный подъем температуры в районе взрыва превышал 1 тысячу градусов по Цельсию.

Взрыв разрушил 37 вагонов и оба электровоза, семь вагонов сгорели полностью, 26 выгорели изнутри, 11 были оторваны от состава и сброшены с путей взрывной волной.

По документам в обоих поездах находились 1 тысяча 284 пассажира, в том числе 383 ребенка, и 86 членов поездных и локомотивных бригад. Пассажиров, по всей видимости, было больше, так как поезда были переполнены курортникам. Кроме того, среди пассажиров были дети до 5 лет, на которых билеты не выписывались. В случаях, когда погибала вся семья, выяснить точное число погибших членов семьи не представлялось возможным.

По официальным данным, на месте аварии было обнаружено 258 погибших, 806 человек получили ожоги и травмы различной степени тяжести, из них 317 умерли в больницах - в результате число жертв трагедии возросло до 575. Однако на мемориале на месте катастрофы выбиты 675 имен, а по неофициальным данным, погибли около 780 человек.

Реакция врачей спасла сотни жизней

До сих пор работающий на этой должности старший врач "скорой помощи" Уфы 57-летний Михаил Калинин утверждает, что не любит вспоминать события тех дней, однако для РИА Новости сделал исключение.

Михаил Калинин помнит, что первый звонок об этой трагедии поступил в 01.45 от диспетчера на станции Улу-Теляк в 100 километрах от Уфы. Он сообщил, что горит вагон поезда.

"Я немедленно сделал дополнительный звонок диспетчеру на железнодорожную станцию города Уфы, через восемь минут мной были отправлены 53 бригады "скорой помощи" на факел. Потому что точного адреса места происшествия не было. И отправлял я их по очереди, а не всех вместе. Это делалось для того, чтобы врачи могли поддерживать связь друг с другом и со мной", - говорит Калинин.

Рации в то время были слабыми, трудно было связываться с врачами, выехавшими на место происшествия. Особенно тяжело пришлось докторам, первым приехавшим на место катастрофы.

"Первыми приехали Юрий Фурцев, санитар Черный и врач кардиолог Валерий Сайфутдинов", - вспоминает старший врач "скорой".

Врач-реаниматолог Фурцев, который и сейчас работает на "скорой помощи", помнит, что первое увидел на месте катастрофы. "Не было дороги, и спасатели пробирались к эпицентру взрыва пешком. А когда прибыли, увидели развороченные вагоны, сгоревший лес и обожженных людей", - вспоминает он.

Очевидцы рассказывали жуткие вещи: когда произошел взрыв, люди сгорали как спички.

"Вспоминать это очень тяжело, не знаю как, но мы тогда, видимо, работали на автомате, тут же организовали доставку людей до районной больницы. Первые три бригады "скорой" из Уфы были как разведочные, за нами сразу же выехали сто машин "скорой помощи", - говорит Фурцев.

По его словам, если бы не мгновенная реакция врачей и местных жителей, то жертв было бы гораздо больше.

Не хватало всего

Старший врач "скорой помощи" Михаил Калинин вспоминает, как не хватало буквально всего: людей, машин, медикаментов.

"В эту ночь было трудно найти людей. Это случилось в ночь с субботы на воскресенье, многие были на дачах", - говорит Калинин.

Были задействованы все бригады "скорой помощи" города. На городские вызовы оставили только семь машин. "В ночь с 3 на 4 мы отказали 456 звонкам в "скорую", выезжали только на дорожно-транспортные происшествия", - вспоминает он.

Калинин отмечает, что врачи в ту ночь очень рационально использовали силы и средства. Именно это помогло им справиться с трудной задачей транспортировки пострадавших.

"Совместно с министром здравоохранения Альфредом Турьяновым мы приняли решение привлечь вертолетное училище для быстрейшей транспортировки пострадавших из очага с места аварии. Чтобы доставлять людей как можно быстро до больниц, мною было предложено использовать площадку для посадки вертолетов военного училища с пострадавшими практически в центре города, за гостиницей "Арена". Это место было выбрано не случайно. Именно с площади за гостиницей до всех больниц, куда мы доставляли людей, был самый короткий путь до всех лечебных учреждений, до одной больницы сорок секунд, до второй - полторы минуты, а до третьей - две с половиной минуты езды. Спасибо службе ГАИ, которые помогли организовать беспрепятственный проезд машинам скорой помощи, блокировали магистраль города для подъезда к этой организованной вертолетной площадке. Был привлечен дополнительный транспорт - такси и автобусы", - рассказывает Калинин.

По его словам, медикаменты кончились почти сразу же после приема первых пациентов. "Спасло нас тогда то, что было лето и люди не мерзли. Прибывший на рабочее место заместитель главного врача "скорой помощи" Рамиль Зайнуллин вскрыл склады с сильнодействующими препаратами, и все пострадавшие получили обезболивающие средства практически на месте происшествия. Помогло то, что на складах гражданской обороны было достаточное количество носилочных средств и перевязочных материалов", - сказал Калинин.

Врачебный набат

"На утро 4 июня руководитель управления здравоохранения города Уфы Дими Чанышев обратился по радио к медицинской общественности города с просьбой выйти на рабочие места. Это было воскресенье, и в больницах оставались лишь дежурные врачи и санитары", - вспоминает Калинин.

По его словам, вышли все, кто мог, даже поликлиники. Каждому пострадавшему требовалась помощь не одного, а нескольких специалистов. Через три дня было принято решение отправить определенное число людей в ожоговые больницы других городов. Организовали вылет самолетов из Уфы в Москву, Горький (Нижний Новгород), Самару, Свердловск (Екатеринбург), Ленинград. Пострадавших в дороге сопровождали врачи "скорой помощи", даже если уже работали не в свою смену.

Всех довезли живыми. "Спасибо всем медикам. Никому не пришлось в ту ночь повторять просьбы и приказы дважды, все понимали друг друга с полуслова, все были охвачены мыслью - спасти людей, каждого человека", - с волнением вспоминает врач.

"Мне тогда было 37 лет. Ушел на работу русым, а вернулся седым. За ночь голова не только у меня побелела. После трагедии мы не могли какое-то время говорить об этой катастрофе, настолько это было страшно. Не дай Бог видеть такую человеческую трагедию", - сказал он.

И что потом?

Всех участников спасательной операции, врачей "скорой помощи" наградили орденами "Дружбы народов". 18 работников скорой помощи получили звание "Отличник здравоохранения СССР".

После трагедии под Уфой пассажирские вагоны стали делать из других, менее горючих и более жаро- и огнестойких материалов.

А в Уфе в 18-й городской больнице работает "кафедра медицинских катастроф". На ней, как и в других медицинских вузах России, будущим медикам преподают курс спасения жизней по "методике Калинина". В основу курса легла его реакция на трагедию - то что он, не посоветовавшись ни с кем, принял решение отправить на место трагедии сто бригад "скорой помощи".

Ночью с 3 на 4 июня 1989 года на железнодорожном перегоне Аша - Улу-Теляк неподалёку от Уфы из-за прорыва трубопровода на пути движения поездов скопилось большое количество легковоспламеняемой газобензиновой смеси. В момент встречного прохождения двух пассажирских поездов случайная искра спровоцировала сильнейший взрыв. Погибло почти 600 человек. Лайф вспоминает подробности самой страшной в истории отечественных железных дорог трагедии.

С началом перестроечной эпохи в СССР резко выросло количество серьёзных катастроф и аварий. Каждые несколько месяцев происходило то одно, то другое страшное событие, уносившее множество жизней. Всего за несколько лет утонули две атомные подводные лодки, затонул пароход "Адмирал Нахимов", произошла авария на Чернобыльской АЭС, землетрясение в Армении, одна за другой следовали железнодорожные аварии. Складывалось ощущение, что и техника, и природа взбунтовались одновременно.

Но зачастую к непоправимым последствиям приводил не отказ техники, а человеческий фактор. Самое обычное разгильдяйство. Ответственным работникам словно стало наплевать на все должностные инструкции. Менее чем за два года перед аварией под Уфой одна за другой произошли четыре серьёзные аварии на железных дорогах, повлекшие немалые жертвы. 7 августа 1987 года на станции Каменская грузовой поезд слишком сильно разогнался, не смог затормозить и смял стоявший на станции пассажирский поезд, в результате чего погибло более ста человек.

Причиной катастрофы стало грубейшее нарушение инструкций сразу несколькими служащими. 4 июня 1988 года в Арзамасе взорвался поезд, перевозивший взрывчатку. Погибло более 90 человек. В августе того же года скоростной поезд "Аврора", следовавший по маршруту Москва - Ленинград, из-за грубейшей халатности дорожного мастера потерпел крушение. Погиб 31 человек. В октябре 1988 года произошло крушение и взрыв грузового поезда в Свердловске, из-за чего погибло 4 человека и пострадало более 500. В большинстве этих происшествий ключевую роль сыграл человеческий фактор.

Казалось, волна катастроф и аварий должна была вызвать гораздо более серьёзное и ответственное отношение к должностным инструкциям и нормам безопасности. Но, как выяснилось, этого не произошло, и новые кошмарные события не заставили себя ждать.

Злосчастный трубопровод

https://static..jpg" alt="

Кадр из документального фильма " data-layout="wide" data-extra-description="

Кадр из документального фильма ">

Впрочем, катастрофы можно было бы избежать, если бы не очередная порция наплевательского отношения персонала к своим обязанностям. 3 июня, примерно в 21 час вечера, операторы трубопровода получили сообщение с Миннибаевского газоперерабатывающего завода о резком падении давления в трубопроводе и снижении скорости поступления смеси.

Однако обслуживающий персонал, работавший в тот вечер, не стал заморачиваться. Во-первых, пульт управления всё равно находился более чем в 250 километрах от участка и сразу проверить его они не могли. Во-вторых, оператор спешил домой и боялся опоздать на автобус, поэтому не оставил сменщикам никаких инструкций, сказав только, что на одном из участков снизилось давление и надо "поддать газку".

Заступившие в ночную смену операторы увеличили давление. Судя по всему, утечка существовала уже давно, но повреждение трубы было незначительным. Однако после увеличения давления произошло новое повреждение на проблемном участке. В результате повреждения образовалась щель почти двухметровой длины.

Менее чем в километре от места утечки проходил один из участков Транссибирской магистрали. Утекавшая смесь оседала в низине неподалёку от железнодорожных путей, образовав своеобразное газовое облако. Достаточно было малейшей искры, чтобы превратить участок в огненный ад.

В течение этих трёх часов, пока газ накапливался возле магистрали, по участку неоднократно проходили поезда. Некоторые машинисты сообщали диспетчеру о сильной загазованности в этом районе. Однако железнодорожный диспетчер не стал предпринимать никаких мер, поскольку не имел связи с операторами трубопровода, а на свой страх и риск не решился тормозить движение по Транссибирской магистрали.

В это время навстречу друг другу двигались два поезда. Один шёл из Новосибирска в Адлер, другой возвращался в противоположном направлении, из Адлера в Новосибирск. Вообще-то, их встреча на данном участке не была предусмотрена расписанием. Но поезд, ехавший из Новосибирска, незапланированно задержался на одной из остановок из-за того, что у одной из беременных пассажирок начались схватки.

Авария

https://static..jpg" alt="

Фото © РИА " data-layout="regular" data-extra-description="

Фото © РИА ">

Оба поезда были "курортными". Уже начался сезон, люди целыми семьями ехали на юг, поэтому поезда были переполнены. Всего в обоих составах находилось более 1300 человек, с учётом как пассажиров, так и работников поездных бригад. Более четверти пассажиров составляли дети. Не только ехавшие с родителями, но и направлявшиеся в пионерские лагеря. В Челябинске к одному из составов прицепили вагон, в котором на юг ехали хоккеисты юношеской команды челябинского "Трактора".

По различным оценкам, погибло от 575 до 645 человек. Такой разброс объясняется тем, что на маленьких детей в то время отдельных билетов не выписывалось, поэтому число погибших могло быть больше, чем официально объявленные 575 человек. Кроме того, в поезде могли находиться и зайцы. В "курортные" поезда билеты раскупались быстро и хватало не всем, поэтому существовала негласная практика проезда в купе проводников. Конечно, за определённую плату самим проводникам. Почти треть погибших, 181 человек, - дети. Из десяти хоккеистов "Трактора", ехавших в прицепном вагоне, выжил только один юноша. Александр Сычёв получил серьёзные ожоги спины, однако смог восстановиться, вернуться в спорт и выступать на самом высоком уровне вплоть до 2009 года.

Более 200 человек погибли непосредственно на месте. Остальные скончались уже в больницах. Пострадало более 620 человек. Почти все получили серьёзные ожоги, многие остались инвалидами. Лишь нескольким десяткам счастливчиков удалось уцелеть и не получить серьёзных повреждений.

Последствия

Днём 4 июня на место катастрофы прибыл Михаил Горбачёв в сопровождении членов правительственной комиссии по расследованию аварии, которую возглавил Геннадий Ведерников. Генеральный секретарь заявил, что катастрофа оказалась возможной из-за безответственности, дезорганизации и бесхозяйственности должностных лиц.

Это уже был период гласности, поэтому данная катастрофа, в отличие от многих других, не замалчивалась и освещалась в средствах массовой информации. По своим последствиям авария под Уфой стала самой крупной катастрофой в истории отечественных железных дорог. Её жертвами стало почти столько же людей, сколько погибло за всё время существования железных дорог в Российской империи (более 80 лет).

Поначалу всерьёз рассматривалась версия о теракте, но позднее от неё отказались в пользу взрыва газа из-за протечки трубопровода. Однако так и не было выяснено, что конкретно послужило причиной взрыва: выброшенный из окна поезда окурок или случайная искра из токоприёмника одного из электровозов.

Авария имела такой резонанс, что на этот раз следствие всеми силами демонстрировало, что намерено привлечь всех виновников, не глядя на их заслуги. Поначалу действительно казалось, что преследованием "стрелочников" не обойдётся. Следствие интересовалось весьма высокопоставленными лицами, вплоть до заместителя министра нефтяной промышленности Шагена Донгаряна.

В процессе следствия выяснилось, что трубопровод был оставлен практически без присмотра. В целях экономии средств были отменены практически все диагностические предприятия, начиная от телеметрической системы и заканчивая обходчиками участков. Фактически линия была бесхозной, за ней толком никто не следил.

Как это часто и бывает, начинали очень бодро, но потом дело забуксовало. Вскоре начались разного рода политические и экономические катаклизмы, связанные с распадом СССР, и катастрофа постепенно стала забываться. Первое судебное заседание по делу состоялось уже не в СССР, а в России в 1992 году. По его итогам материалы отправили на доследование, а само расследование резко сменило вектор и из числа фигурантов дела исчезли высокопоставленные персоны. А главными обвиняемыми оказались не те, кто эксплуатировал трубопровод с нарушениями элементарных требований безопасности, а рабочие, ремонтировавшие участок.

В 1995 году, спустя шесть лет после трагедии, состоялся новый суд. В качестве обвиняемых на нём фигурировали рабочие ремонтной бригады, которые делали отвод на участке, а также их начальство. Все они были признаны виновными. Несколько человек сразу были амнистированы, остальные получили небольшие сроки, но не в лагере, а в колонии-поселении. Мягкий приговор прошёл практически незамеченным. За прошедшие шесть лет в стране произошло немало катаклизмов, и страшная катастрофа под Уфой за это время отошла на второй план.