Являются ли люди лидерами или становятся ими. Лидерство как диагноз

Успех своими руками [Как вывести жизнь на новый уровень] Вербняк Павел

Лидерами рождаются или становятся?

Хорошая новость для каждого из нас: лидерами не рождаются, лидерами становятся. Многие, возможно, знают Федора Овчинникова, предпринимателя из Сыктывкара, известного по видеоблогу «Сила ума» и в настоящее время выстраивающего сеть пиццерий «Додо Пицца». Его путь был непростым, но он не сдавался, о чем и поведал мне в личной беседе.

Федор занимался книжным бизнесом. Если возникали сложности, он читал биографию Сэма Уолтона – она придавала ему сил. Узнавая о ситуациях, из которых выходили люди, о том, чего они сумели добиться и как делали это, он по-новому смотрел на собственный путь. И когда Федор завершил свое дело, оставшись практически без денег, его настроение было омрачено тем, что четыре года жизни и куча энергии были потрачены зря на строительство неудачного бизнеса.

Ему нужно было определяться и выбирать дальнейший путь. Окружающие, и в том числе родители, советовали перестать «заниматься глупостями» и устроиться на нормальную работу. В такие моменты ему на ум приходила биография Рэя Крока, которому вплоть до 52 лет не везло с ведением бизнеса – он постоянно терпел неудачи. И лишь в 52 года мужчина претворил в жизнь идею, которая перевернула всю его жизнь, – создал великую компанию «Макдональдс».

Безусловно, эта история была как нельзя кстати в тот момент, когда важно не сдаться и продолжать искать свою стезю.

После выхода из книжного дела Федору нужна была идея, которая мотивировала бы его в долгосрочной перспективе. В итоге он пришел к выводу, что нужно развивать бизнес, потенциально способный вырасти до огромных масштабов. Тогда он начал выявлять свои интересы и осознал, что ему хочется не договариваться с каждым клиентом, а создавать систему. Ему доставляло удовольствие оттачивать бизнес-процессы, строить бизнес-машину, где все максимально отлажено.

Далее пришла очередь выбора рынка: он должен был находиться в стадии роста и при этом быть стабильным, маржинальным. Такому критерию соответствовали массовое общественное питание и элитные рестораны. И Федор занялся изготовлением пиццы. По его словам, это не просто продажа повседневного продукта, а транслирование неких ценностей: сервиса, скорости, вкуса.

Сейчас, когда компания Федора развивается, он постоянно проверяет себя: какие дела можно делегировать другим? По признанию предпринимателя, в нем идет настоящая борьба: всегда хочется что-то сделать самому, но становится понятно, что тогда не успеть реализовать другие вещи. Работу чужими руками Федор сравнивает с ходьбой на ходулях. Тебе неудобно, ты можешь спотыкаться, но, тем не менее, все равно идешь быстрее, потому что шаги длиннее.

В настоящее время Федор – успешный предприниматель, он выстраивает франчайзинговую сеть пиццерий и не собирается останавливаться на достигнутом.

Люди должны воспринимать вас как динамичную, харизматичную личность. Уважение – ключ к высокоэффективному лидерству. Тем, насколько другие уважают вас, определяется их готовность следовать за вами. Федор Овчинников не сдался после неудач в первом бизнесе и начал строить новый. Хотя ему было сложнее, чем многим, ведь он публично рассказывал в блоге обо всех своих делах, в том числе неудачных.

Станьте таким лидером, за которым люди следовали бы добровольно, даже если у вас нет звания или руководящего положения.

С чисто психологической точки зрения каждое событие и явление создаются дважды: сначала в уме, а затем в реальности. Концентрируйтесь на положительном. Будьте стойки духовно, чтобы ничто не могло сдвинуть вас с намеченного пути к успеху. Представляйте то, чего вы хотите, и твердо в это верьте. Все обязательно произойдет.

Лидеры думают и говорят о решениях, в то время как ведомые люди думают и говорят о проблемах.

Такой подход не кажется трудным, но мало кто так поступает. Джон Кеннеди в юности, да и в зрелые годы много болел и вполне мог привыкнуть жаловаться на жизнь, отказаться от борьбы. Однако он сумел преодолеть физическую немощь и стать самым харизматичным и привлекательным политическим лидером в истории США.

Из книги Настоящих буйных мало... Технология прорыва в бизнесе и жизни автора Шубин Владимир Григорьевич

Из книги Если покупатель говорит «нет». Работа с возражениями автора Самсонова Елена

Из книги Скорость доверия автора Меррилл Ребекка

Из книги Как научиться управлять людьми, или Если хочешь быть лидером автора Соломонов Олег

ПОЧЕМУ МНОГИЕ МЕНЕДЖЕРЫ, КОТОРЫМ ДОВЕРЯЮТ, НИКОГДА НЕ СТАНОВЯТСЯ ЛИДЕРАМИ На протяжении всей книги я повторял, что «лидерство» - это достижение результатов способами, вселяющими доверие. Многие менеджеры, пользующиеся доверием, - достойные люди, обладающие развитым

Из книги Успех своими руками [Как вывести жизнь на новый уровень] автора Вербняк Павел

Из книги 50 основных психологических ловушек и способы их избежать автора Медянкин Николай

Лидерами рождаются или становятся? Хорошая новость для каждого из нас: лидерами не рождаются, лидерами становятся. Многие, возможно, знают Федора Овчинникова, предпринимателя из Сыктывкара, известного по видеоблогу «Сила ума» и в настоящее время выстраивающего сеть

Из книги Измени себя сам. Как найти свой уникальный путь к успеху и счастью автора Гэбэй Джонатан

Как становятся безынициативными Безынициативность сродни подчинению авторитетам. Когда нам кажется, что кто-то другой лучше знает, как жить и что делать, то мы не принимаем решения сами, а только ждем, когда это сделает кто-то за нас. Происходит это тоже от неизжитой с

Из книги Транssерфинг. Новый взгляд автора Валдинс Инга

Из книги Мудрость лидера автора Жалевич Андрей

Среда – не главное. И в далекой глубинке рождаются счастливцы Многие люди списывают свои неудачи и невезение за счет того, что, мол, они не там родились: не в том городе, не в той стране, не у тех родителей. От них можно слышать такие слова: «Вот если бы я со своими

Из книги Клонирование бизнеса [Франчайзинг и другие модели быстрого роста] автора Ватутин Сергей

IV. Время для лидерства, или когда становятся лидерами? Я буду делать все, что я могу, – до тех пор, пока могу. Если в итоге я окажусь прав, то все слова моих критиков и хулителей не будут стоить выеденного яйца; а вот если в итоге окажется, что я не прав, то тогда, даже если хор

Из книги Увольте себя! автора Кийосаки Роберт Тору

VII. О предназначении лидерства, или для чего становятся лидерами? Тот, кто нашел смысл, ярче и полнее живет в любых обстоятельствах – или находит в себе силы изменить их. Дэйв Ульрих Величие человека можно определить по тому, что он оставил после себя, чтобы оно росло

Тема лидерства – популярная и одна из самых обсуждаемых. Но, настоящих лидеров мало, и они сами на эту тему высказываются редко, потому что у них нет времени, они заняты свои делом – управляют людьми.

Быть лидером – это знать, как должно быть и помогать людям реализовывать их способности. Из-за старомодных методов руководства, нежелании и боязни стимулировать лидеров, в большинстве организаций сотрудники не могут раскрыть свой потенциал. Лидером рождаются или становятся?

Есть мнение, что лидером рождаются, а не становятся. С этим нельзя согласиться, на самом деле намного больше людей имеют потенциал вырасти в хорошего организатора, чем считается. Как и в любом деле, чтобы стать лидером, необходимо приобрести определенные навыки, а это требует времени, чтобы потренироваться и поработать над ошибками.

Лидер должен обладать таким качеством, как чувство цели и миссии, уметь намечать цель и указывать направление, по которому другие люди будут следовать за ним. Еще одним ключевым качеством, которое характерно для человека лидера – это его способность заботиться о других. Эти качества не уникальны, поэтому многие могут стать лидерами.

Считается, что настоящий лидер должен иметь харизму. Конечно, многие лидеры харизматичны и обладают авторитетом и исключительными личными качествами. Но, если внимательно присмотреться, то оказывается, что у большинства успешных руководителей нет этой самой харизмы и они имеют свои проблемы и изъяны. Для лидера наиболее важны не технические, а социальные навыки. Наоборот, ваше дело и миссия делают вас харизматичными.

Конечно, чтобы получить результат, харизматичные лидеры затрачивают намного меньше ресурсов, но и административное управление также с успехом работает. В тоже время С другой харизматическая система управления имеет более хрупкую структуру, так как в ее основе находится одна личность. Такая система может развалиться, если вдруг что-то случиться с этой личностью.

Лидер от рождения или от старания

Многие руководители выбирают тактику, основанную на полном контроле и принуждении. Но, наиболее эффективное руководство основывается на умении воодушевить, личном примере и уважении. Лидер всегда работает больше на будущее, а не на прошлое, базируясь на человеческих инстинктах выживания и самосохранения.

Люди за лидером следуют тогда, когда они разделяют его цель и видение. Хороший лидер может создать привлекающую рабочую атмосферу и мотивировать работников, помогая им стать лучше.

Так все-таки лидером рождаются или становятся? Лидеру необязательно иметь высокую должность, ранг или звание. В основе истинного лидерство лежит бурная деятельность, высокая эффективность и большие возможности. Было много примеров, когда неудачных лидеров просто назначали, что вело за собой деморализацию людей и наносило большой ущерб бизнесу.

В дальновидящих компаниях стараются выявлять и выращивать лидеров, а не просто назначать — там позволяют самим им выйти наверх. Людей всегда притягивает к тому, кого они уважают, у кого они смогут чему-то научиться и кому можно подражать.

Хорошему лидеру не обязательно надо иметь высокий уровень образования. По большому счету не существует связи между дипломом, его престижностью и лидерскими качествами. В деле руководства людьми, лучшим помощником является опыт, а лучшим двигателем — воля руководителя. Не все самые удачливые бизнесмены заканчивали университеты, где преподносят модели несуществующего мира, великие лидеры всегда устанавливали свои правила.

Лидером рождаются или становятся? Наиболее прогрессивная школа лидерства предлагается в современных армиях развитых государств, где начинают с самого низа и постепенно перемещаются все выше. Там уровень ответственности соответствует вашему опыту, а опыт растет со . В армии настоящие лидеры проверяются на фронте, во время боевых действий.

Там человек ускоренно учится управлению взаимосвязями и разрешению конфликтов. Армейская модель лидерства может являться образцом для мирных организаций, хотя конечно она тоже не совершенна.

Еще статьи на эту тему:

Каждый человек имеет право на свое субъективное мнение. Но, во многих случаях приходится убеждать других людей в правоте своих поступков и взглядов…

Человеку понять самому себя сложно, из-за его многогранности, поэтому не всякий сразу может найти в жизни свое место и истинное предназначение…

Личные жизненные установки во многом определяют нашу жизнь. Неверие в собственные силы и пессимизм, а также отрицание возможности быть успешным накладывают негативный отпечаток на…

Чем дольше человек живет, тем больше ему приходится из жизни извлекать уроков, и оглядываясь назад, на собственные ошибки и неудачи, хочется быть более настойчивым в следующих делах…

Если вдруг, неожиданно на тебя свалилась неудача, необходимо сделать все, чтобы ее не замечать, а если это совсем уж невозможно, то убеждай всех вокруг и особенно себя, что это случайная ошибка…

Современный родитель хотел бы видеть в своем ребенке независимую, самодостаточную личность, которая может многого достичь. Статья рассказывает о том, как, опираясь на соционический подход, на малую соционическую группу «Стили жизни» («Масти»), развить у ребенка уверенность в себе, его лидерские качества.

Моя дочка очень правильная в отношении с другими детьми. Во-первых, она все время пытается всех обнимать, целовать, и пр. Во-вторых, она копирует все, что делают другие. Другой ребенок кричит - эта тут же повторяет, другой ребенок снимает шапочку на прогулке - моя тут же делает так же. Меня это полное копирование немного напрягает. Сейчас мы пошли в садик, и дочка начала жаловаться, что детишки в садике ее обижают, с ней не играют. Не думаю, что ее на самом деле обижают - они просто еще слишком малы, чтобы уметь играть вместе (3 года), но вот то, что не дают игрушки и дерутся - это точно есть. Моя же отвечать не умеет. Меня интересует вопрос, как воспитать лидера.

Если вы внимательно присмотритесь к играм групп детей (например, на детских площадках), то вы сможете заметить, что лидерские способности очень различаются от ребенка к ребенку. И хотя в большинстве случаев лидерство в детских коллективах проявляется как возрастное или силовое, однако в отдельных ситуациях мы сможем обнаружить совершенно иные подходы, иные способы завоевания внимания сверстников, любви воспитателей в детском саду, заботы и уважения в семье.

Психологи утверждают, что если вы, опираясь на примеры реальных лидеров, сформируете образ, каким вы хотите видеть своего ребенка, составите программу развития и начнете действовать, тогда все внешние факторы начнут работать на вашу цель, способствуя достижению успеха. А дальше, были бы воля и энергия, и человек даже «через тернии пробьется к своим к звездам». Вопрос только в усилиях, которые необходимо потратить на этом пути.

И в этом грамотном использовании ресурсов нам помогают типологические подходы, применение инструментов, которые предлагает соционика. Она не просто говорит о том, что все люди разные, и успешное лидерство индивидуально, но и позволяет сделать определенные прогнозы о необходимых объемах затрат при движении к успеху в том или ином направлении.

За эти направления в соционике отвечает тетратомия «Стили жизни»

Эта тетратомия была рассмотрена и описана несколькими исследователями. Каждый в силу своего опыта дал ей соответствующее свое название.

Т. Прокофьева рассматривает ее как «Стили жизни», впервые на русскоязычном пространстве описавший ее В. Гуленко назвал ее «Группы аргументации» , С. Савченко нашел для нее неожиданное, но очень точное соответствие структуре мастей, заложенной в картах Таро, ярко передающих смысл и образы входящих в эту тетратомию малых групп (МГ). Отсюда у этой тетратомии появилось еще одно название «Масти». В США последователи методики определения типа личности Майерс-Бриггс Дж. Каммероу, Н. Баргер и Л. Кирби рассмотрели эту тетратомию как «Стили лидерства».

Подробное и глубокое изучение наработок предшественников, опыт практических наблюдений на психологических консультациях и во время тренингов, проводимых уже несколько лет в учебных группах НИИ Соционики позволили уточнить содержание, проявление, методики диагностики и применения этих МГ. В этой статье мы рассмотрим практическое применение тетратомии «Стили жизни» для развития лидерства у детей.

Коротко типологические особенности представителей каждой четверки:

«Стиль жизни «Меч» (логики-иррационалы) - это опора на логические подходы, доводы. Их лидерские качества максимально востребованы там, где необходимо удержание в фокусе внимания нескольких направлений, параллельное движение к нескольким целям («заодно мы и это сделали»), мониторинг приоритетности поставленных целей, успешный поиск простых эффективных решений, оперативное отсекание ставшего несущественным направления.

Классический пример действий «Меча»: «Разрубить гордиев узел». Гордиев узел - сложный узел, завязанный по легенде фригийским царём Гордием, который разрубил Александр Македонский. В переносном смысле означает применить неклассическую, неординарную и, одновременно, высокоэффективную форму решения задачи.

Можно процитировать другого представителя «Мечей», Маргарет Тэтчер, премьер-министра Великобритании в 1979-1990:

90% наших забот касается того, что никогда не случится;

Неважно, сколько болтают мои министры, лишь бы они делали то, что я говорю;

Вовсе не обязательно соглашаться с собеседником, чтобы найти с ним общий язык;

Если вы не хотите ехать в этом поезде, то неважно, быстро он идет или медленно.

«Стиль жизни «Кубки» (этики-иррационалы) - это опора на эмоции и отношения. Их лидерские качества максимально востребованы там, где необходимо управление эмоциональным состоянием своим и окружающих, способность усиливать его до максимума, до резонанса. Как и «мечам» им свойственно движение к нескольким целям параллельно. При этом их главный инструмент - это выстраивание системы взаимоотношений, мотивация своего окружения.

Яркий представитель «Кубков» - Алла Пугачева - одна из наиболее известных во всем мире певиц. О ней говорят: «Мне очень приятно, что мои эмоции совпали с эмоциями Аллы Борисовны, которые она так искренне передала через песню». «Ее выступления полны эмоций и переживаний. Эта исполнительница, можно сказать, единственная, которая вела себя на сцене как настоящая артистка, которая играет роль, а не просто издает звук».

Можно процитировать другого представителя «Кубков», Юрия Гагарина:

- Поехали!

- Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полёт. Радость! Нет, это была не только радость. Гордость! Нет, это была не только гордость. Я испытал большое счастье. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой - можно ли мечтать о большем!

- Во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях.

Не последним аргументом при выборе из отряда космонавтов именно Юрия Гагарина оказалась его способность передавать адекватно свои эмоции и предъявить миру свою замечательную улыбку.

«Стиль жизни «Посохи» (этики-рационалы) - это опора на моральные и нравственные нормы. Их лидерские качества максимально востребованы там, где необходимо нормирование человеческих отношений, выполнение того, что принято в данном сообществе, его традиций, «ритуалов». Именно у них мы можем получить ответы на вопросы: «Надо ли открывать даме дверь?», «Кто с кем должен первый здороваться?», «Как человеку сориентироваться: дело, которое он делает, это дело правильное, или же неправильное с точки зрения морали?»

Цитаты яркого представителя «Посохов» – Рины Зеленой - советской актрисы эстрады, театра и кино, мастера имитации детской речи:

- Представьте себе на минуту, что было бы на Земле, если бы люди вдруг решили говорить друг другу всю правду в лицо!

- Говоря серьёзно, уважение - первая заповедь человеческого общества.

- Диалог на сцене, это особое умение слушать и слышать, отвечать, быть с партнёром в одной и той же душевной тональности, ловить реплику, бросить её, молчать.

- Русский язык! Как я люблю тебя. Какое счастье уметь говорить правильно по-русски, читать и слушать, как красива русская речь! Сейчас многие говорят неправильно, небрежно - это глупо и безнравственно.

Вот цитаты другого представителя «Посохов», Эдварда Радзинского:

- Ты ужасно разговариваешь. Впрочем, жаргон – это язык шиворот-навыворот. Это язык молодости. Однажды мы заговорим правильно – и это будет означать, что молодость прошла.

- ... для меня ценность человеческого существования определяется его индивидуальным отклонением от нормы.

- И всегда ты смеешься. А я знаю, отчего ты всегда смеешься. Все знаю. (Торжествующе.) Потому что, если ты перестанешь смеяться… ты задумаешься над своей жизнью! И тогда ты умрешь!

- Детская доверчивость - чарующее качество для человека обычного - и роковое для правителя.

«Стиль жизни «Пентакли» (символы денежных знаков, богатства) (логики-рационалы) - это опора на овеществленный «результат деятельности». Их лидерские качества максимально востребованы там, где необходимо получить реальный продукт, измеримый (например, в стоимостном отношении) результат. «Если действия не приносят результата, они бессмысленны!» «Деньги не пахнут», «Цель оправдывает средства». «Если ты такой умный, то почему такой бедный?».

Цитаты яркого представителя «Пентаклей» – Билла Гейтса - председателя правления и главного архитектора программного обеспечения корпорации Microsoft:

- Компьютер на каждом столе и в каждом доме.

- Я всегда буду искать ленивого человека для работы, ведь он найдет много легких путей для решения поставленной задачи.

- Когда вам в голову пришла хорошая идея, действуйте незамедлительно.

- В ближайшие десять лет бизнес изменится сильнее, чем за предыдущие пятьдесят.

У моих детей, конечно, будет компьютер. Но первым делом они получат книги.

Цитаты другого представителя «Пентаклей» - Ирины Винер - главного тренера сборной команды нашей страны, президента Всероссийской федерации художественной гимнастики.

- На Игры поедут только те, кто докажет мне победами в этом году свое право на участие.

- С самого детства усвоила одно простое правило: не нужно проповедовать, важно учить.

- Если трудишься от зари до зари, то любую способность можно развить до невероятных масштабов.

- А сколько я проблем пережила, когда стала внедрять эффектные, расшитые камнями купальники... Зато теперь это все уже давно стало нормой.

Как же выбрать свой путь?

Как понять к какому «стилю жизни» принадлежит Ваш ребенок? И на кого же равняться, кто может послужить примером именно для него? Чье направление, чей путь к успеху ближе, доступнее?

Проявления «стиля» ребенка можно заметить уже с детских лет. Стоит только внимательно понаблюдать за ним в разных ситуациях. Приведу реальные примеры.

Как стиль жизни может проявляться у «Мечей»

Такие дети обычно очень любознательны, «почемучки». Часто сами неожиданно выдают разнообразную информацию: «Ты где это узнал?» - «В садике!». Легче переключаются с действия на действие. Их можно нередко заметить в мыслительном процессе. Просто сидит, игрушки в стороне. «Сына, ты здоров?»

Володя.

- Мама, что такое горизонт?

- Это крайняя черта, за которой уже ничего не видно.

- Значит, возле горизонта хорошо в прятки играть!

Ира, 6 лет.

- Папа, а когда вы с мамой были маленькие, люди уже знали, что Земля круглая?

Полина, 3 года

Помогая маме делать печенье, считает: одна, две, три, четыре, пять и запнулась… "А что после пяти будет?", - спрашивает мама. "Опять лепешки…"

Сергей, 4 года.

- Мама, а ты знаешь, что мы живём на планете Земля?

- Конечно, знаю, сынок.

- Так что ж ты мне раньше не сказала!

Валентин, 3,5 года.

Увидел маленькую девочку. Девочка в шапочке, но постоянно ее снимает (волосы короткие). Мама девочки постоянно ей эту шапочку надевает.

- Мам, а почему девочка, когда снимает шапку, в мальчика превращается?!

Лена, 3 года

- Как я родилась?

- Ты была сначала у мамы в животике, потом, когда стала большая, маму отвезли в роддом и тебя оттуда достали.

После долгого раздумья:

- Значит, я червяк!

Как «стиль жизни» может проявляться у «кубков»

Маленькие «кубки» часто вовлекают в процесс окружающих, скорее воодушевляя или упрашивая, чем напрямую управляя, побуждают их к действию. В этом проявляют гибкость и находчивость: знают, к кому можно обратиться за помощью в делах и за информацией.

Петя, 1,5 года.

Мама что-то рассказала своим знакомым, а он вышел на середину и начал улыбаться и аплодировать, вовлекая всех, как бы говоря: «Давайте все маме похлопаем!».

Марина, 5 лет.

Ни с того ни с сего заплакала. Потом объясняет: "Это я просто так, для смеху, поревела".

Лариса.

– Влюбиться, что ли, в кого-нибудь?

– А в кого именно?

– Сама ещё не знаю. В папу и маму я была уже влюблена. В воспитательницу из детского сада тоже. Хотелось бы чего-нибудь новенького.

Плаваем с Гошей в море. я - на матрасе, он - в жилете надувном. Я от него отплыла, слышу - зовет: "Ты почему так далеко, мама?" Вот думаю, мать-ехидна, дите боится один! Подплываю к Гоше сзади, он оглядывается и удивляется: "Ой, ты чего так близко?" Возмущаюсь - то ему близко, то далеко. Подплывает, заглядывает в глаза: "Ну мамочка, это же я просто, чтобы поговорить!"

Учу Машу загибать пальчики, что бы показать 2 годика (к дню рождения готовимся). У нее не получается. Говорю: Вот будет у тебя день рождения, придут гости и спросят тебя: сколько тебе лет, а ты что скажешь?

Маша: Ну, что-нибудь!

Марина, 3 года. Сидит с игрушечным фонендоскопом в руках:

- Я ловлю рыбу!

- Марина, это же для доктора!

- Ладно, я доктор. Что вас беспокоит?

- Да, вот, горло болит. Вы можете помочь?

- Не могу.

- Почему!?

- Я рыбу ловлю.

Как «стиль жизни» может проявляться у «посохов»

Уже с детства «посохов» часто интересуют темы воспитания, в их поле внимания правила поведения, традиции (причем в детском возрасте – скорее фактические, чем декларируемые), они на них ориентируются, быстро принимают и следуют им. И следят за их выполнением окружающими.

Таня, 4 года, пригрозив пальцем, обратилась к другим детям с фразой:

«И попрошу не забывать о манерах!».

Маша, 5 лет очень любит поучать брата, что правильно, что не правильно, как надо:

«Делай так, потому что правильно вот так, все надо доделывать до конца».

Лена, 4 года, обнаружив в подставке для карандашей кисточку, тут же забеспокоилась:

«Тут кисточка! Непорядок!».

На фразу педагога: «Может быть, так и оставить?» ответила:

«Нет, нельзя, кисточка! Кисточку надо поставить в другом месте!» - все должно быть, как положено.

Света, 4 года, перед тем, как есть курицу:

- Мам, а курицу зарезали?

Фантазирует, пытаясь объяснить эту несправедливость:

- Вот жили куры, а лисы их ели, и чтобы они их не ели, люди этих кур зарезали…

Лида, 4 года.

Мама говорит: “Вот вырастешь, станешь красивой девушкой.“

Смотрит укоризненно: “Мама, я тебе сколько раз говорила, я буду врачом или почтальоном, а не девушкой."

Тема лидерства является одной из самых популярных сегодня. Нет никаких оснований считать такое положение дел явлением моды, скорее обратное – это надолго. В эпоху перемен, нестабильности и инноваций потребность в лидерах возрастает как никогда. Вместе с нею возникает необходимость отличать подлинное лидерство от мнимого.
Читатели, заставшие перестройку 80-х в СССР в сознательном возрасте, получили удивительно ёмкую и поучительную иллюстрацию к тому, что лидерство – предмет далеко не однозначный. Многие из тех, кого мы считали своими вожаками и кто располагал бесценным капиталом – нашим доверием, потерялись в новой обстановке, уклонились от ответственности за свои коллективы и с легкостью уступили лидерские позиции другим. Но даже молодой читатель сможет припомнить ситуацию из собственной жизни, когда признанный лидер вдруг сдувался как воздушный шар при первых признаках угрозы.
«Быть, а не казаться» - вот поистине гамлетовский выбор для каждого лидера в эпоху перемен. Этот выбор неотделим от понятия ответственности, пассионарности, воли и веры. Импрувмент, как внутренний мыслительный и развитийный процесс, как неугомонный зуд перфекционизма вносит огромный вклад в укрепление лидерства в компании. Практика даёт примеры в пользу того, что там, где есть лидерство - всегда есть импрувмент. Всё больше аргументов за то, что обратная теорема также верна: нет в компании импрувмента – нет и лидерства. Не директора по развитию, отдела или выделенного функционала, а состояния постоянного обучения, роста и совершенствования. Бизнес, который не обучается, не подражает лучшим образцам и не работает над собой, при всей своей широте и мощи похож на вепря, упорно идущего в тупик.
К моменту написания этой книги я прочел немало материалов о лидерстве. Эту главу я решил посвятить собственным выводам и дать читателю новые аргументы для участия в дискуссиях, которых всё пребывает числом.
Посидим поО!кеам
В одной из таких дискуссий я был пассивным слушателем – телезрителем. Разговор шел о детях и о том, как родителю рассмотреть в ребенке будущего лидера. Среди гостей студии были работники социальных служб и психологи. Тема любопытная, пришлось задержаться у экрана… и почти сразу испытать досаду по поводу услышанного. Экспертное мнение психолога начиналось словами: «… прежде дадим определение лидера. Лидер – этот тот, кто влияет на других».
Не могу согласиться с таким определением. И гипнотизер, и манипулятор (будь то шекспировский Яго или капризный сорванец), и убедительный оратор – да много кто еще «влияет на других»? Но должны ли эти «другие» идти за влияющим? Может смена их убеждений, вхождение в транс и прочее тоже в зачёт? Влияние и лидерство – безусловно связанные понятия, но чтобы разобраться в них, нам нужно разделить «лидерство» и «вожачество». Последнее слово нельзя заменить другим, например, словом «главенство», так как в последнем не содержится акцента на первобытной, стайной природе человека - социального животного. В слове «вожачество» заключен смысл более физиологический, а не ролевой, первопричинный, указывающий на особенности генетического материала его обладателя.
Смешивая «лидерство» и «вожачество», мы бесконечно дискутируем «вообще», в то время, как дискуссии «в частности» куда более интересны. Отложив в сторону все возможные смыслы слова «статус», будем считать, что вожачество – это диагноз (содержит физиолого-психологический аспект), а лидерство – это социальная претензия или роль индивида в группе. Главенство, таким образом, может осуществляться человеком, пригодным к социальной роли, но не вожаком по рождению. В упомянутой телестудии как будто витала мысль: «Из маленького лидера, скорее всего, вырастет руководитель». Это допущение даже не подвергалось сомнениям, …а зря.
Лидеры и вожаки
Итак слово «лидерство» имеет неоднозначную семантическую нагрузку. Большинство понятийных проблем порождается путаницей в самом начале.
Вряд ли кто возьмется сегодня спорить с Фрейдом, доказывая что подсознания не существует. Но именно подсознательный аспект поведения лидеров (как больших, так и меленьких) не учитывается, игнорируется и растворяется в спорах об их поведении вообще. Я нахожу не просто некорректным, но опасным обсуждение сознательного поведения индивида в отрыве от проявлений его подсознательного. Крайне некорректным является заявление: «Лидерами не становятся, ими рождаются». Мне приходится слышать его в спорах о том, каков портрет идеального, харизматичного руководителя, способного повести за собой массы. Верно тут лишь то, что человек, с врожденной сценарной доминантой первенства (вожачество, проявляющее себя на сознательном уровне), когда не утратит её взрослея, имеет большие шансы стать харизматичным руководителем, чем например тот, кто родился со сценарной доминантой страдальца или социального паразита. В то же время выдающимся руководителем может стать человек, у которого вектор первенства по рождению вовсе не был доминирующим.
Младенец ещё не вступивший в коммуникации со сверстниками может заявить о себе как о носителе доминанты первенства. Внимательная и образованная мать заметит её проявления еще до того, как малыш сделает свой первый самостоятельный шаг. Собственно, это относится и к остальным семи доминантам, являющимся предметом изучения векторной диагностики. Наличие в психо-энергетических структурах человека всего, но в разных дозах, есть залог того, что мы называем взаимопониманием. Каждая из компонент векторной системы человека определяет его миссию, жизненный сценарий, выбор профессии и спутника жизни, сильные стороны характера и слабости, тенденции в заболеваниях и многое другое. Как будет проявлять себя доминанта первенства потом, останется ли доминантой - вопрос её исходного потенциала, окружения, воспитания и обстоятельств.
Так или иначе, вожак по рождению в дальнейшем может наработать лидерскую роль, добавить к доминанте опыт коммуникаций (трансакции). Но он может «обойтись» и без этого. Вожак приходит в этот мир с убеждением, что он - подарок всему человечеству, и это его убеждение вовсе не требует постоянных подтверждений. Он источает не только ферромоны или волны особого обаяния, но и энергию человека не пустого, а наполненного. Чем? Внутренним лидерством. И это происходит даже в том случае, когда это внутреннее, скажем так, не причесано.
С годами подсознательное человека ни куда не девается, опыт прибывает, но я затрудняюсь сказать где именно проходит временной раздел, когда вожак начинает превращаться в лидера. Однажды обстоятельства, окружающие или собственная воля начинают понемногу проявлять на свет… главаря (при всех возможных оговорках по поводу этого слова).
Таким образом, лидерство как термин лучше отнести к отроку, мужчине или женщине, подчеркивая наполнение этого явления сознательным. Лидерство детское - нонсенс с этой точки зрения. Тогда, отложив на время «детский вопрос», можно дать такое определение лидерства:
Лидерство – это врожденная способность индивида мыслить, принимать решения, действовать и увлекать за собой людей в интересах сообщества.
На месте слова «сообщество» прежде было слово «стая», которое составляло отличную компанию «вожачеству». Однако следовало каждый раз оговаривать границы этой стаи. «Сообщество» более приближает нас к пониманию того, что лидер (большой, а не маленький) немыслим без группы сколь угодной численности и ориентации, группы, с которой он себя связывает добровольно на эмоциональном уровне. Это может быть как банда, так и всё человечество.
Изучая лидеров, мы, по сути, изучаем одно из решений Природы, в которой ничего не создано случайно, без определенной миссии. Лидерство подсознательно и не обязательно является самой выраженной компонентой психотипа человека. Оно может дремать до поры до времени и неожиданно (казалось бы) проявиться в тот момент, когда над соОбществом нависает угроза гибели или «перемены участи». Иными словами, лидеры нужны нам, чтобы выжить. Их совсем немного. Подлинных лидеров единицы, но в каждом есть хотя бы песчинка от вожака.
Для того, чтобы быть настоящим Первым - звездой, ведущей за собой десятки тысяч, обладающей лидерским магнитизмом и прочее нужно быть не только лидером, но и вожаком. А вот для того, чтобы быть хорошим руководителем вовсе не обязательно иметь вожачество в списке своих подсознательных доминант.
Вы бы удивились, узнав, как часто те, кого мы наделяем властными полномочиями, много слышим и видим, не являются лидерами-вожаками даже в первом приближении. И это ни хорошо, ни плохо. Если их главенство не губительно для сообщества, то почему нет – пусть руководят на здоровье. Зачастую в период кризиса (особенно кризиса развивающего) такие «лидеры» не только сдуваются, но и применяют всю свою власть, чтобы помешать исполнению миссии агента перемен, неожиданно вышедшему на авансцену.
Но что это такое «интересы соОбщества» в более широком смысле? Каким бы длинным не оказался список, в конечном счёте, всё сводится к «основному инстинкту», инстинкту самосохранения. Наш герой, как и его соседи, имеет основную жизненную задачу, миссию. Для Вожака – это, во-первых, как можно более активное распространение своего генетического материала, а не просто продолжение собственного рода. У Лидера же на первом месте сохранение и выживание (физическое и духовное) стаи существующей. Отсюда и три основные задачи Лидера-Вожака:
продолжение рода (обеспечение продолжения жизни своей организации);
выбор между стратегическими альтернативами (забавно, как осуществление подобного выбора ставится в обязанность руководителям отдела маркетинга – аналитикам, часто лидерства лишенным начисто).
объединение членов сообщества и их мотивация на следование выбранным курсом.
И Природа позаботилась о том, чтобы обеспечить избранника на роль Первого всеми необходимыми инструментами реализации этих задач.