«Забывая заднее, простираюсь вперёд. «Забывая заднее, простираюсь вперёд Итак, чтобы прошлое забывать

Простираясь вперёд

Фил.3:13,14 13 Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед,14 стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе . Павел в своём послании говорит. О вещах, над которыми нам всем надо задуматься. Не смотря на то, что он сделал, Павел говорит, что не достиг того, что от него хочет Бог, не достиг той цели, к которой нужно стремиться. И так же в этом месте писания есть ещё одна замечательная вещь, о которой нам не нужно забывать. Павел раскрывает принцип, продвижения вперёд, к достижению цели.

У каждого христианина должно быть видение, план по достижению главной цели, и если постоянно смотреть назад, далеко вперёд не продвинешься. И только глядя вперёд, и когда перед глазами будет главная цель твоей жизни, только тогда ты сможешь идти вперёд. Это то, о чём пишет апостол Павел.

Главная цель твоей жизни, это главный мотив твоей жизни, и так же двигатель, который помогает тебе продвигаться вперёд, не смотря ни на что. Я уже много говорю,о целях, о видении, и это не случайно. Сейчас новый год, а это значит, надо нацеливаться на новое видение, и не тосковать из-за того, что прошлое не полностью исполнилось. Глядя вперёд ты сможешь двигаться, глядя назад будешь горевать, что не всё исполнилось, и может прийти депрессия.

Составляя видение, которое Бог открывает, мы можем видеть результаты своих трудов, потому что достижение целей и исполнение видения во многом зависит от нас с вами.

Глядя вперёд мы идём, любой спортсмен, будь хоть несколько раз чемпионом, когда выходит на состязание, думает и настраивает себя на то что бы победить в настоящий момент, не многие думают, о прошлых победах в момент состязания. И сколько он не побеждал бы, всё равно он продолжает тренироваться, готовиться к соревнованиям. Не так что один раз победил и всё на этом, теперь пожизненный чемпион.

Ни в коем случае не надо жить прошлыми победами и поражениями, ни к чему хорошему это не приведёт. Сейчас начался новый год, оставь прошлое позади и настрой себя на новые цели, приготовь своё сердце к новым откровениям, приготовь свою жизнь, к новым успехам.

А только, забывая заднее и простираясь вперед. Что значит «забыть заднее»? Не надо делать акцент на том, что прошло, этого уже не вернуть, а жизнь продолжается. Несомненно, наша жизнь состоит из наших взлётов и падений и от этого не уйти, но не надо ставить приоритеты на прошлом, это прошло, всё, смотри вперёд, и двигайся вперёд.

Я уже приводил этот пример, когда едешь на машине, далеко не уедешь, если будешь смотреть только в зеркало заднего вида, потому что дорога впереди и если смотришь назад, обязательно заедешь куда ни будь не туда. Ты лишь изредка поглядываешь назад, а основное внимание сконцентрировано в лобовом стекле. Смотри вперёд на свою цель.

Жизнь не повернёшь назад, и поэтому мы не в силах повлиять на прошлое, но мы в силах повлиять на будущее и оно зависит от нас с вами. От нас с вами зависит: как мы воспитаем детей, от нас зависит, что мы выберем и чему мы их научим. И я считаю, что это будущее, в которое надо вкладываться, потому что именно дети понесут то наследие которое ты им оставишь. А вот что ты оставишь, зависит от тебя, либо это проклятие, либо ты привьёшь, любовь к Богу, и служение людям.

Не живи прошлым, гляди вперёд, смотри, что Бог приготовил для тебя. Не отчаивайся и двигайся к своей большой цели. Люди замыкаются на прошлом, и естественно будущее ломается, так как груз прошлого давит и ломает будущее. Мы несём с собой этот багаж, который копился годами, получается как чемодан без ручки: тяжело нести и бросить жалко. Посмотрите, что Иисус сделал на кресте 2000 лет назад. Он забрал весь твой багаж проклятий, багаж неудач, багаж падений и вознёс всё на крест, что бы ты легко двигался по этой жизни. Но, мы же как хозяйственные люди вцепились в этот багаж и не хотим отпускать. Пора отпустить этот чемодан без ручки, Иисус всё уже совершил для тебя. «Забывая заднее, простираюсь вперёд» , живи этим принципом, что бы иметь успех в своей жизни. Жизнь не заканчивается сегодняшним днём и есть смысл подумать, о завтрашнем.

14 стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе . Посмотрите, цель Павла определена, и 14 стих показывает нам её. Он не ищет почести от человека. Вот какой он, 70 церквей насадил, для Павла не это было главное, он искал почести от Господа, всегда смотрел на то, что скажет ему Бог и на этом основана его жизнь.

Павел не просто так говорит, что: «забывая заднее, простираюсь вперёд», у него есть цель, достичь похвалу от Бога и времени на прошлое, погоревать или повеселиться над ним, нет времени.

Не надо лелеять своё прошлое, отпусти его, Бог приготовил для тебя будущее, в котором ты прославишь Творца, в котором ты сможешь повлиять на многих, которые считают себя безнадёжными, которые так же заперты в ловушку прошлого как когда то ты.

Запомни!!! Что – бы не произошло в прошлой жизни, всегда есть выход и этот выход Иисус Христос. Он покажет тебе путь, Он даст тебе видение для твоей жизни, и только Он, Тот, кто всё совершил для тебя на кресте.

Бог, Он творит каждый день всё новое, и творит это для тебя, что бы ты жил, радовался, делился этой радостью с другими.

Прошлые победы, прошлые поражения, это всё в прошлом и ты не в силах повлиять на прошлое, смотри вперёд на свою цель и двигайся к ней, живи ради своей цели.

Сегодня первое служение в этом году, год начался и постарайся начать его достойно, уже хватит ждать и откладывать на завтра, начинай сегодня, новый год это повод, для новой жизни. Взгляни на жизнь по новому, если были какие – то планы, и ты их всё время откладывал, новый год, начни осуществлять свои планы. Прославь Бога своими победами, как Павел иди вперёд, и не смотри назад.

. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божья во Христе Иисусе .

Нужно стремиться к усовершенствованию. – Обязанности учителя и ученика. – Нет ничего превосходнее добродетели.

1. Ничто так не делает тщетными наших добродетелей и не надмевает нас, как памятование о сделанном нами добре. Оно производит двоякое зло: делает нас беспечнейшими и гордыми. Потому-то Павел, знавший, что природа наша очень наклонна к беспечности, и много похваливший филиппийцев, смотри, как удерживает их от гордости, сверх многих других предложенных выше, особенно настоящими словами. Что они говорит? «Братия, я не почитаю себя достигшим» . А если и Павел еще не достиг и не имеет полной уверенности в своем воскресении и в будущем, то едва ли (возможно это) для тех, которые не совершили и малейшей части его добродетелей. (Апостол) выражает своими словами следующее: я еще не считаю себя достигшим полного совершенства, – говоря так, как сказал бы кто о скороходе: он еще не достиг. Я еще не все, говорит, совершил. Правда другом месте он говорит: «Подвигом добрым я подвизался» (), а здесь: «я не почитаю себя достигшим» , но кто прочитает оба эти места, тот поймет причину тех и других слов. Не всегда же надобно повторять одно и то же, не всегда же внушать нам все, даже и то, что эти слова им сказаны гораздо прежде, а те пред кончиной. «Не почитаю себя , – говорит, – достигшим" , но об одном только думаю, – чтобы простираться вперед; это и значат его слова: «А только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божья во Христе Иисусе» (). Смотри, как он ясно показал этими словами, что побуждало его простираться вперед. Так, кто думает о себе, что он уже совершен и что нет у него никакого недостатка для полноты добродетели, тот и перестает стремиться, как достигший всего: напротив, кто думает, что он еще далек от цели, тот никогда не перестанет стремиться к ней.

Это и мы всегда должны помышлять, хотя бы мы совершили и весьма много доброго. Если Павел после бесчисленных смертей, после стольких бед помышлял об этом, то тем более мы. Я не упал (духом), говорит (апостол), и не пришел в отчаяние от того, что, совершивши такое поприще, не достиг, но еще стремлюсь, еще подвизаюсь. Я имею в виду только то, как бы успеть действительно. Так надобно поступать и нам – забывать добрые дела и оставлять их позади себя. Скороход думает не о том, сколько он пробежал поприща, но о том, сколько ему остается еще. И мы будем помышлять не о том, сколько совершили добрых дел, но о том, сколько еще остается нам (совершить). Что пользы от того, что мы сделали, когда еще остается что-либо не доделанным? И (апостол) не сказал: не помышляю, не помню, но: "забывая" , чтобы сделать нас внимательнее, так как мы тогда делаемся ревностнейшими, когда все усердие прилагаем к тому, что еще не сделано, когда сделанное предаем забвению. «Простираясь», – говорит, мы стараемся взять что-либо прежде, нежели достигли. Кто простирается, тот старается предупредить свои ноги, еще бегущие, остальными частями тела, протягиваясь вперед и вытягивая свои руки, чтобы как-нибудь выгадать в беге. Но это происходит от великого усердия, от сильного желания. Так-то подлежит стремиться тому, кто стремится, с таким-то тщанием, с таким-то усердием, а не на боку лежа; насколько различается лежащий на боку от стремящегося сказанным образом, столько различаемся и мы от Павла. Он каждодневно умирал, каждодневно приобретал славу; не было случая, не было времени, когда бы его стремление не увеличивалось; он хотел восхитить, а не получить награду, потому что таким образом можно и получить ее. На небе пребывает Тот, Кто дает награду; на небе уготована награда.

2. Смотри, какое пространство: его-то нужно пробежать; смотри, какая высота: туда-то нужно взлететь на крыльях духа; а иначе нельзя пролететь на эту высоту. Туда должно перейти с телом; и это возможно: «Наше же жительство – на небесах» (). Там наша награда. Видишь ли, как правильно живут те, которые состязаются в беге? Как они не позволяют себе ничего, что ослабляет их силы? Как они каждодневно упражняются в палестре под руководством учителя и с соблюдением правил? Подражай им и ты, а лучше – покажи усердие еще большее, так как награда неодинаковая и много препятствующих; живи по закону, так как есть много такого, что ослабляет силы; укрепи голени ног твоих, так как это возможно, и зависит не от природы, но от свободной воли. Облегчим движение, чтобы остальной груз не препятствовал быстроте ног. Приучи ноги твои ступать твердо: много ведь мест скользких, и если ты упадешь, то много потеряешь. Впрочем, если и упадешь, вставай, потому что и в таком случае можно победить. Никогда не ступай на предметы скользкие, и ты не упадешь; беги по местам твердым, головой к небу, глазами к небу, как советуют и наставники упражняющимся в бегании: таким образом укрепляется сила. Если же наклонишься, то упадешь, ослабеешь. Вверх гляди, – туда, где находится награда: самый вид награды усиливает решимость, боязнь поражения не дает чувствовать усталости, и делает то, что долгий путь представляется коротким. Какая же это награда? Не финиковая ветвь, но что? Царство небесное, вечный покой, слава со Христом, наследие, братство, бесчисленные блага, каких невозможно выразить. Нельзя изъяснить красоты этой награды: постигает ее только тот, кто получил ее, и тот, кто имеет получить ее. Она не из золота, не из драгоценных камней, но гораздо драгоценнее их: золото пред этой наградой – грязь, драгоценные камни пред красотой награды – кирпичи. Если ты, удостоившись ее, отойдешь на небо, то великой честью будешь пользоваться там; с такой наградой будут почитать тебя и ангелы, с великим дерзновением ты будешь обращаться со всеми. «Во Христе Иисусе» ().

Смотри, как хорошо рассуждает (апостол). «Во Христе Иисусе» , – говорит, я делаю это (т. е. стремлюсь к почести). Без Его содействия нельзя пройти такого пространства: для этого потребна великая помощь, великое содействие. Богу угодно, чтобы ты подвизался на земле, а венец получил на небе, не так, как здесь: земной венец дается на месте подвига, а тот венец дается в месте светлом. Да не видите ли, что и здесь тех борцов и наездников, которых особенно отличают, не увенчивают на зрелище, внизу; но наверх призвав, там царь венчает их. Подобным образом и ты получишь награду на небе. «Итак, кто из нас совершен , – продолжает (апостол), – так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет» (). Что такое – "это" ? То, что заднее должно забывать, почему свойство совершенного – не считать себя совершенным. Как же ты говоришь: «Кто из нас совершен» ? Так ли мы рассуждаем, как ты рассуждаешь, скажи мне? Если ты не достиг и не усовершился, то почему же совершенным повелеваешь мудрствовать то же, что сам мудрствуешь, не будучи еще сам совершенным? Потому, говорит, что это и составляет, совершенство. , т. е., если кто думает (и иначе), что он совершил все добродетели. (Апостол) предостерегает (филиппийцев), но сказал не так, – а что? «Если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет» . Смотри, как он скромно сказал это. Бог вас научит, т. е. Бог вас уверит, а не просто научит, потому что учил Павел, но вразумлял Бог; впрочем (апостол) не сказал – вразумит, но: "откроет" , чтобы показать, что дело происходит преимущественно от неведения. Это сказано не о догматах, но о совершенстве жизни, и о том, чтобы не считали себя совершенными, так как кто думает о себе, что он уже достиг всего, тот не имеет ничего. (). : что это значит? Это значит: а между тем будем держаться того, что мы совершили, т. е. любви, единомыслия, мира. Это мы совершили. «Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить» . «Впрочем, до чего мы достигли» , т. е. это мы уже совершили. Видишь ли, что он свое учение хочет поставить правилом? Правило не терпит ни прибавления, ни убавления: иначе оно перестает быть правилом. «и по тому правилу» , т. е. той же верой, тем же наставлением. «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас» (). Вышесказанными словами: «Берегитесь псов» , (апостол) отклонял (филиппийцев от злых людей), а теперь обращается к тем, кому они должны подражать. Если кто хочет, говорит, подражать нам, если кто (хочет) идти тем же путем, то помните следующее: хотя я и не с вами, но вы знаете образ моего хождения, т. е. препровождения жизни. Он учил не словами только, но и делами, – подобно тому, как в хоре и в войске все должны последовать правящему хором или войском, и таким образом действовать стройно; а стройность может нарушиться и от остановки.

3. Итак, апостолы были образцом, заключая в себе черты, служащие как бы некоторым первообразом. Подумайте, как строга была жизнь их, когда они поставлены первообразом и примером и одушевленными законами! То самое, что говорило Писание, они показывали всем своими делами. Вот наилучший способ учения: таким образом учитель может наставить своего ученика. Но если он говорит и рассуждает хорошо, а делает худо, то он еще не учитель: рассуждать на словах легко может и ученик, потребно же наставление и руководство делами. Это и учителя делает почтенным, и ученика располагает к послушанию. Каким образом? Когда (ученик) заметит, что (учитель) только рассуждает на словах, то скажет, что он требует невозможного, а что (требует) невозможного, сам же учитель первый доказывает своим неисполнением; но если ученик увидит, что добродетель совершается на деле, то уже не может этого сказать. Впрочем, хотя бы жизнь учителя была и небрежна, нам должно быть внимательными к себе и слушать пророка, который говорит, что будут все «будут научены Господом» (); и: «И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого» (). Ты не имеешь добродетельного учителя? Но имеешь Учителя истинного, Кого одного и должно называть учителем. От Него учитесь. Он сказал: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток» (). Так, не тому учителю внимай, но Этому и Его наставлениям. С Него бери пример, – вот тебе прекрасный образец, – с Ним соображайся. В Писании есть множество образцов добродетельной жизни, – перейди, если угодно, от учителя и к ученикам: иной прославился нищетой, другой богатством, – нищетой, наприм., Илия, богатством Авраам. Какая жизнь тебе кажется легче и удобнее, той и следуй. Еще, иной прославился супружеством, другой девством, Авраам, наприм., супружеством, а тот (Илия) девством. Иди каким угодно путем: тот и другой ведет к небу. Иной прославился постом, наприм., Иоанн, другой и без поста, как Иов. Сверх того последний заботился и о жене, и о сыновьях, и о дочерях, и о доме, и имел великое богатство, а первый не имел ничего, кроме волосяной одежды. И что я говорю о доме, о богатстве и деньгах, когда, и будучи царем, можно стяжать добродетель? В царском дворце дел гораздо более, нежели во всяком частном доме; однако ж Давид прославился и будучи царем, порфира и Диадема нисколько не расстроили его. Другой прославился и управляя целым народом – я разумею Моисея, – что еще труднее, так как здесь было больше власти, а потому больше и трудности. Ты видел, что прославлялись и при богатстве и в бедности, и в супружестве и в девстве; теперь посмотри и на противоположную сторону, на погибавших и в супружестве и в девстве, и в богатстве и в бедности. Так, в супружестве погибли многие люди, наприм., Самсон, не от супружества впрочем, но от своей воли; в девстве – пять дев; в богатстве – тот богач, который презирал Лазаря; в бедности и ныне погибают весьма многие нищие. Могу показать многих, которые погибли в царском достоинстве и управляя народом. Но ты хочешь видеть, спасаются ли и в воинском звании? Посмотри на Корнилия. Спасаются ли домоправители? Посмотри на евнуха ефиоплянки. Таким образом из всех примеров видно, что когда мы пользуемся богатством, как должно, то оно нас не погубит, а если иначе, то все будет служить к погибели – и царское достоинство, и бедность, и богатство. Кто осторожен, тому ничто не может сделать вреда. Скажи мне, в самом деле, сделал ли какой вред плен? Нет. Припомни, что Иосиф, и находясь в рабстве, сохранил добродетель; припомни, что Даниил и три отрока были в плену, и между тем прославились еще более. Добродетель во всяком состоянии славна и бывает непобедима, и ничто не может быть для нее препятствием. Что я говорю о бедности, плене и рабстве? Добродетели не могут причинить вреда ни голод, ни язва, ни болезнь, – а болезнь тяжелее и рабства. Таков быль Лазарь, таков Иов, таков Тимофей, который был одержим частыми недугами.

Видишь ли, что ничто не может победить добродетели – ни богатство, ни бедность, ни власть, ни подчиненность, ни управление делами, ни болезнь, ни бесславие, ни ссылка, что она, оставив все это долу, на земле, поспешает на небо. Только имей благородную душу, и не будет препятствия быть добродетельным; когда действующий силен, то ничто внешнее не препятствует ему. И в искусствах, когда художник опытен, терпелив и совершенно знает искусство, то хотя бы постигла его болезнь, искусство при нем, хотя бы он впал в бедность, искусство при нем, хотя бы он имел в руках инструмент, хотя бы не имел, хотя бы работал, хотя бы не работал, оно нисколько не умаляется, потому что знание находится в нем самом. Так и добродетельный и преданный Богу человек равно является добродетельным, находясь и в богатстве и в бедности, и в болезни и в здравии, и в славе и в бесславии.

4. Не через все ли это прошли апостолы? "В чести , – сказано, – и бесчестии, при порицаниях и похвалах» (). Готовность на все – вот что делает подвижником. Таково и свойство добродетели. Если же ты скажешь, что не могу управлять многими, что я должен жить в одиночестве, то ты оскорбил добродетель. Она может все употреблять в свою пользу, и во всяком случае обнаружиться, только пусть она будет в твоей душе. Случается ли голод, случается ли обиды, – она равно оказывает свою силу, как говорит Павел: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии» (). Нужно ли было трудиться? Он не стыдился, но два года трудился. Нужно ли было терпеть голод? Он не ослабел, не колебался. Надлежало ли умереть? Не унывал, во всех обстоятельствах показывал благоразумие, благородство и искусство. Будем же подражать ему и мы, – и для нас не будет причины печалиться. Да и что, скажи мне, может опечалить такого человека? Ничто. Доколь никто не отнял у нас добродетели, мы будем блаженнее всех людей и здесь, не только там. Кто добродетелен, тот хотя имеет и жену, и детей, и деньги, и великую славу, при всем этом равно остается добродетельным; отними у него это, он также пребудет добродетельным, от несчастья не упадет, и от счастья не возгордится; как скала и во время морского волнения и во время тишины одинаково стоит непоколебимой, ни волнами не сокрушается, ни от тишины ничего не терпит, – так и душа твердая остается непоколебимой и во время тишины и но время волнения. И хотя дети, плывя в лодке, и пугаются, но кормчий сидит улыбаясь и спокойно, смотрит и забавляется их страхом: так и душа любомудрая, при благоразумии, как бы на корме и у руля, пребывает непоколебимой, тогда как все остальные мятутся, или же, при перемене обстоятельств, некстати смеются. Что, скажи мне, может возмутить благоразумную душу? Смерть? Но (такая душа) знает, что смерть есть начало лучшей жизни. Бедность? Но бедность помогает ей в добродетели. Болезнь? Но она считает ее за ничто. И что я говорю о болезни? То же – и расслабление, и скорбь: ведь еще прежде она сама себя подвергла скорби. Бесславие? Но для нее распялся весь мир. Потеря детей? Но (такая душа) чужда страха: если она уверена в воскресении, то что может сокрушить ее? Ничто совершенно. Быть может, богатство надмевает? нет: она знает, что деньги – ничто. Так слава? Но ей внушено, что «Всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой» (). Так удовольствия? Но она слышала слова Павла, что «сластолюбивая заживо умерла» (). Когда же она не возносится, не унижается, то что может сравниться с ее благосостоянием? Другие души, однако же, не таковы но меняются чаще моря и хамелеона. Потому-то и бывает весьма смешно, когда видишь, что один и тот же то смеется, то плачет, то через меру занят, то рассеян. И когда Павел говорит: «Не сообразуйтесь с веком сим» (), то не по другой какой-нибудь причине, а по той, что наше жительство на небе, где нет изменения ().

Нам обещаны неизменяемые награды: будем же проводить такую жизнь, за которую бы получить нам вечные блага. Зачем нам бросаться в эту пучину, в эти волны, в бурю и вихрь? Пребудем в тишине. Это вовсе не зависит ни от богатства, ни от бедности, ни от славы, ни от бесславия, ни от болезни, ни от здоровья, ни от немощи, но (зависит) от души нашей. Если она тверда и хорошо наставлена в наук добродетели, то для нее все будет легко. Она и здесь уже увидит покой и тихое пристанище, а перешедши туда, получит бесчисленные блага, которых и да сподобимся все мы благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу и Святому Духу слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Как готовые к падению тела как скоро приобретут некое стремление катиться по наклонности, хотя после первого движения и никто не будет понуждать их вновь, сами собой сильнейшим порывом несутся вниз, пока путь их покат и клонится книзу, притом не встречается ничего такого, что противным движением пресекало бы их стремление, - так, вопреки этому, душа, отрешившаяся от земного пристрастия, делается несущейся горе и скорой в этом движении вверх, воспаряя от дольнего в высоту. И как свыше ничто не пресекает ее стремления (естество добра к себе привлекает возводящих к нему взоры), то, конечно, непрестанно становится она выше и выше себя самой, по вожделению небесного, как говорит апостол, простираясь в предняя , и будет всегда совершать парение к высшему. Ибо по причине уже приобретенного, вожделевая не оставлять недостигнутой еще выше усматриваемую высоту, непрерывно продолжает стремление к горнему, тем самым, в чем преуспела, непрестанно обновляя усилие к полету. Ибо одна только деятельность, обращенная к добродетели, питает силы трудом, не ослабляя, но увеличивая делом напряжение к нему.

О жизни Моисея законодателя.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 13-14 Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе

Ничто так не делает тщетными наших добродетелей и не надмевает нас, как памятование о сделанном нами добре. Оно производит двоякое зло: делает нас беспечнейшими и гордыми. Потому-то Павел, знавший, что природа наша очень наклонна к беспечности, и много похваливший филиппийцев, смотри, как удерживает их от гордости, сверх многих других предложенных выше, особенно настоящими словами. Что он говорит? «». А если и Павел еще не достиг и не имеет полной уверенности в своем воскресении и в будущем, то едва ли (возможно это) для тех, которые не совершили и малейшей части его добродетелей. (Апостол) выражает своими словами следующее: я еще не считаю себя достигшим полного совершенства, – говоря так, как сказал бы кто о скороходе: он еще не достиг. Я еще не все, говорит, совершил. Правда в другом месте он говорит: «Подвигом добрым я подвизался» (2 Тим. 4:7) , а здесь: «я не почитаю себя достигшим », но кто прочитает оба эти места, тот поймет причину тех и других слов. Не всегда же надобно повторять одно и то же, не всегда же внушать нам все, даже и то, что эти слова им сказаны гораздо прежде, а те пред кончиной. «Не почитаю себя », – говорит, – «достигшим », но об одном только думаю, – чтобы простираться вперед; это и значат его слова: «А только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божья во Христе Иисусе » (Фил. 3:13, 14) . Смотри, как он ясно показал этими словами, что побуждало его простираться вперед. Так, кто думает о себе, что он уже совершен и что нет у него никакого недостатка для полноты добродетели, тот и перестает стремиться, как достигший всего: напротив, кто думает, что он еще далек от цели, тот никогда не перестанет стремиться к ней. Я не упал (духом), говорит (апостол), и не пришел в отчаяние от того, что, совершивши такое поприще, не достиг, но еще стремлюсь, еще подвизаюсь. Я имею в виду только то, как бы успеть действительно. Так надобно поступать и нам – забывать добрые дела и оставлять их позади себя. Скороход думает не о том, сколько он пробежал поприща, но о том, сколько ему остается еще. И (апостол) не сказал: не помышляю, не помню, но: «забывая », чтобы сделать нас внимательнее, так как мы тогда делаемся ревностнейшими, когда все усердие прилагаем к тому, что еще не сделано, когда сделанное предаем забвению. «Простираясь », – говорит, мы стараемся взять что-либо прежде, нежели достигли. Кто простирается, тот старается предупредить свои ноги, еще бегущие, остальными частями тела, протягиваясь вперед и вытягивая свои руки, чтобы как-нибудь выгадать в беге. Но это происходит от великого усердия, от сильного желания. Так-то надлежит стремиться тому, кто стремится, с таким-то тщанием, с таким-то усердием, а не на боку лежа; по сколько различается лежащий на боку от стремящегося сказанным образом, столько различаемся и мы от Павла. Он каждодневно умирал, каждодневно приобретал славу; не было случая, не было времени, когда бы его стремление не увеличивалось; он хотел восхитить, а не получить награду, потому что таким образом можно и получить ее. На небе пребывает Тот, Кто дает награду; на небе уготована награда.

«Во Христе Иисусе ». Смотри, как хорошо рассуждает (апостол). «Во Христе Иисусе », – говорит, я делаю это (т. е. стремлюсь к почести). Без Его содействия нельзя пройти такого пространства: для этого потребна великая помощь, великое содействие. Богу угодно, чтобы ты подвизался на земле, а венец получил на небе, не так, как здесь: земной венец дается на месте подвига, а тот венец дается в месте светлом. Да не видите ли, что и здесь тех борцов и наездников, которых особенно отличают, не увенчивают на зрелище, внизу; но наверх призвав, там царь венчает их. Подобным образом и ты получишь награду на небе.

Беседы на послание к Филиппийцам.

Свт. Феофан Затворник

Ст. 13-14 Братие, аз себе не у помышляю достигша: едино же, задняя убо забывая, в предняя же простираяся, со усердием гоню, к почести вышняго звания Божия о Христе Иисусе

Аз себе не у помышляю достигша . «Сие говорит Апостол высоко думающим о своих сделанных уже успехах, смиряя их высокое о себе мнение» (блаженный Феодорит). «Ничто так не делает тщетными наших добродетелей и не надмевает нас, как памятование о соделанном нами добре. Оно производит двоякое зло: делает нас беспечнейшими и гордыми. Посему-то Павел, знавший, что природа наша очень наклонна к беспечности, и много похваливший филиппийцев, смотри, как удерживает их от гордости; сверх многих других, предложенных выше, особенно настоящими словами. Ибо что говорит Он? Братие, аз себе не у помышляю достигша ; но если и Павел еще не достиг и не совершенную имеет уверенность в своем (славном) воскресении, то едва ли возможно сие для тех, кои не совершили и малейшей части его добродетелей. Апостол говорит здесь: я еще не почитаю себя достигшим полного совершенства; я еще не все совершил. Правда, в другом месте говорит он: подвигом добрым подвизахся и прочее (см. 2 Тим. 4:7), а здесь: не у помышляю достигша ; но, кто прочитает сии два места, тот поймет причину тех и других слов: эти слова сказаны гораздо прежде, а те пред кончиною. Не у помышляю , говорит, достигша , но об одном только думаю, о том, чтобы простираться вперед; ибо это значат его слова: задняя забывая, в предняя же простираяся, гоню к цели . Смотри, как он ясно показал сими словами, что побуждало его простираться вперед. Так, кто думает о себе, что он уже совершен и что нет у него никакого недостатка для полноты добродетели, тот и перестает стремиться, как достигший всего; напротив, кто думает, что он еще далек от цели, тот никогда не перестанет стремиться к ней. Сие и мы всегда должны помышлять, хотя бы мы совершили и весьма много доброго; ибо если Павел, после бесчисленных смертей, после тольких бед, так помышлял о себе, то тем более мы. Я не упал духом, говорит Апостол, и не пришел в отчаяние оттого, что, совершивши такое поприще, не достиг, но еще стремлюсь, еще подвизаюсь. Я имею в виду только то, как бы успеть действительно. Так надобно поступать и нам, забывать добрые дела! и оставлять оные позади себя. Скороход думает не о том, сколько он поприща пробежал, но о том, сколько ему остается еще. И мы будем помышлять не о том, сколько совершили добрых дел, но о том, сколько еще остается нам совершить. Ибо: что пользы от того, что мы сделали, когда еще остается что-либо недоделанным? И Апостол не сказал: не помышляю, не помню, но: забывая , – дабы сделать нас внимательнее. Поелику мы тогда делаемся ревностнейшими, тогда все усердие прилагаем к тому, что еще не сделано, когда сделанное предаем забвению. Когда простираемся, значит, стараемся взять что-либо прежде, нежели достигли. Ибо кто простирается, тот старается упредить свои ноги, еще бегущие, остальными частями тела протягиваясь вперед и простирая свои руки. Но это происходит от великого усердия и от усиленного желания. Так-то надлежит стремиться. – На небе пребывает Тот, Кто дает награду; на небе уготована награда. Смотри, какое пространство: его-то нужно пробежать; смотри, какая высота: туда надо возлететь на крыльях духа; ибо иначе нельзя пролететь сквозь эту высоту. – Приучи ноги твои ступать твердо: ибо много мест скользких, и если ты упадешь, то много потеряешь; впрочем, если и упадешь, вставай, поелику и в таком случае можно победить. Никогда не ступай на предметы скользкие, и ты не упадешь; беги по местам твердым, к небу голову, к небу и глаза. – Вверх взирай, где находится награда: самый вид награды усиливает решимость. Страх мучений не дает чувствовать усталости, и долгий путь представляется коротким. Какая же это награда? Не финиковая ветвь, но что? Царство Небесное, вечный покой, слава со Христом и бесчисленные блага, каких невозможно выразить словом» (святой Златоуст).

К этой воодушевленной речи святого Златоуста нечего прибавить к должному пониманию сих текстов. Одно замечание – о переводе: со усердием ; по-гречески стоит: κατα­̀ σκοπὸν. – Σκοπος, – мета, до которой должны были бежать взявшиеся перегонять друг друга, и в которую они впиваются глазами, и все силы к ней напрягают, чтобы скорее других достигнуть. Гоню к этой мете, или по этой мете; по ее указанию, по тому направлению, где она стоит. К почести – по-гречески стоит: επι βραβεῖον . – Βραβειον – то же, что у нас теперь на бегах приз. Επι – означает: из-за чего Апостол, применяясь к обычаям ристалищным, говорит: гоню к мете из-за такой-то награды. Какая же награда? – Вышнее звание Божие о Христе Иисусе . А это что? Царство Небесное. –Стремится Апостол не к Царству, а к некоей мете, до коей если достигнет, то получит Царство Небесное, или, по ходу речи, сподобится славного воскресения. Мета же какая? Совершенство христианское духовное, которое состоит в очищении естества нашего от греха и страстей подвигами самоумерщвления и перенесением невольных скорбей, делающих подвижника и борца причастником целительных страстей Христовых. Кто достигнет этой меты, тому принадлежит Царство Небесное. Ибо туда не войдет ничто нечистое. К этому направлена вся экономия нашего спасения, – чтобы, то есть, снабдить нас всем нужным к достижению ее. Ради приобщения страстям Христовым, – благодать Святаго Духа осеняет приобщившегося. И становится он весь проникнут и объят огнем Его, как разгоревшийся металл. Это образ чистого или бесстрастного. Ему и славное воскресение с Царством Небесным.

Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Варсонофий Великий

Во всякое время, если возможет человек отсечь свою волю во всем и иметь смиренное сердце, и смерть всегда пред глазами, то может спастись благодатью Божиею; и где бы он ни был, им не овладеет боязнь, ибо такой задняя забывает, а в предняя простирается . Поступай так и будешь спасен Богом беспечально.

Руководство к духовной жизни. Вопрос 229.

Прп. Ефрем Сирин

Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед

Я не почитаю себя достигшим , то есть чтобы были достаточны труды моей жизни, – но одно только то достоверно и твердо содержу в душе моей, что заднее оставляя и забывая , то есть дела плоти, бывшие в законе, предавая забвению, - а к тому, что впереди , направляясь изо дня в день посредством духовного подвига, простираю себя .

Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 13-14 Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе

Иные утверждали, что слова забывая заднее сказаны о житии подзаконном. Но я думаю, что апостол сказал это о трудах проповеди, - потому что в его обычае делать отступления и к поучениям нравственным примешивать догматические. Потому он говорит: забываю прежние труды, усердно же поспешаю простираться вперед; у меня одна цель - воспользоваться предлежащими наградами, а это есть Царство Небесное. И награду назвал он почестью .

Толкования на послания святого Павла.

Блж. Феофилакт Болгарский

Братия, я не почитаю себя достигшим

Так как прежде он много похвалил филиппийцев, теперь, смиряя их помыслы, он говорит: и я, учитель ваш, еще не считаю себя достигшим полного совершенства: подобно тому, как если бы кто о бегущем сказал, что он еще не пробежал всей дистанции. Как же он говорит в другом месте: течение совершил (2 Тим. 4:7) . Но это он сказал в виду смерти.

а только, забывая заднее и простираясь вперед

Делаю, говорит, одно, стремлюсь к одному только, чтобы всегда двигаться вперед. Я забываю совершенные мной дела и оставляю их позади, и о них вовсе не вспоминаю, и таким образом стремлюсь вперед, к тому, чего у меня еще недостает. Потому что тот, кто думает, что совершил уже поприще, тот останавливается, как бы уже все исполнил. Что же значит простираясь ? Это значит стараться схватить что-нибудь, прежде чем достиг, значит упреждать ноги, хотя бегущие, остальным телом, наклоняясь вперед, что происходит От великого усердия.

Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 13-14 Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе

Апостол уверяет также, что он всегдастарое забывает и простирается вперед. Этим он научает, что на прошедшее не нужно обращать внимания, а следует стремиться к будущему, так, чтобы то, что сегодня считалось совершенным, завтра, в устремлении к лучшему и возвышеннейшему, признавать несовершенным.

Беседы против Пелагиан.

Марий Викторин

Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед

Из этого филиппийцам следовало понять, как они далеки от благодати освобождения, поскольку даже сам Павел, непрестанно терпевший столь многие Христовы страдания: побои, заточение, травлю дикими зверями и прочие тягостные муки, - все же не считал, что уже достиг Христа, поскольку он до сего времени был жив.

Стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.

Филиппийцам 3:13,14

Я"не почитаю себя достигшим...". Мне все равно сколько людей пришло к Богу через меня, сколько было исцелений, сколько бесов было изгнано."Забывая зад­нее", я двигаюсь вперед, чтобы достичь почести высше­го звания. И вы не должны довольствоваться малым, до­стигайте максимума. Но не все стремятся к этому. Например, некоторые женщины говорят:

Как я могу достичь максимума? Я ведь женщина.

Но разве вы не читали о Кэтрин Кульман. В нашем поколении после Смита Вигглсворта никого Бог не ис­пользовал так, как ее, простую женщину. Она всегда го­ворила, что Бог выбрал ее, потому что Он не нашел муж­чины, которого мог бы использовать. Поэтому если вы мужчина и жалуетесь на то, что Бог использует женщи­ну, так опротестуйте это и сделайте так, чтобы Бог ис­пользовал именно вас.

Кэтрин стояла на сцене и просто говорила:

Двигайся, Дух Святой.

Она не молилась за исцеление во имя Иисуса. Бог настолько уважал ее, настолько высоко ценил, что она только провозглашала Божье Слово и в конце пропове­ди Бог начинал совершать чудеса и знамения. Но есть одна фраза, которую она всегда повторяла:

Я умерла тысячей смертей до того, как вышла сюда, на сцену. Тысячей смертей умерла.

Она была призвана Богом с детства и знала об этом. Когда Кэтрин была уже пастором (ей было 26 или 27 лет), то пригласила в свою церковь одного проповедни­ка. У него была жена и шестеро детей, но он развелся со своей женой и расписался с Кэтрин Кульман. Все помазание ушло из ее жизни. Она не могла найти своего счастья. Прожив с этим мужчиной 10 лет, Кэтрин покаялась Богу. Она сказала:

Господь, я любила плоть, я любила себя, я хотела, чтобы меня кто-то любил...

И Бог ей ответил:

Ты хотела, чтобы тебя кто-то любил? Но никто не может тебя любить так, как Я. Я - твой лучший друг.

Она думала, что одинока, но Иисус говорил о том, что не оставит никого сиротой. Он послал ей Святого Духа.

Вы часто слышите проповеди о Святом Духе. Это откровение о Нем пришло через Кэтрин Кульман. Если кто-то на ее собраниях разговаривал и не слушал проповедь, она начинала плакать и просила, чтобы никто не обижал Святого Духа:

Он здесь. Единственное, что у меня есть, - это Святой Дух. Не огорчайте Его, пожалуйста, я прошу вас...

Когда она выходила на сцену, люди в первых рядах не могли устоять, они падали. Поэтому в первых рядах никто не садился.

Кэтрин умерла для себя тысячу раз. Она очень любила этого мужчину, но знала, чего от нее хочет Бог, и сделала это. Она начала общаться со Святым Духом так ясно, что Он для нее стал реальнее, чем аудитория. Чудеса и знамения настолько были велики в ее служении, что все были потрясены. Во многих городах на ее служения приходили врачи, чтобы проверить чудесные исцеления людей и провести экспертизу. А она говорила врачам:



Слава Богу, что вы здесь. Вы должны видеть, что делает Бог.

Вы можете увидеть служения Кэтрин Кульман на ви­деокассетах и узнать, что Бог делает через людей, которые имеют усердие и приближают Божье Царство усилием.

И в Библии описаны случаи, когда Бог использовал женщин. Давайте откроем Книгу Есфирь:

Пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду так же поститься, и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть, погибну.

Есфирь 4:16

Видите, для Бога безразлично, женщина вы или мужчина, молоды вы или стары. Бог ищет тех, кто Ему себя предоставит. Есфирь - женщина, и она взяла ини­циативу в свои руки, хотя Мардохей был старшим. Она говорила, что будет поститься, и просила Израиль под­держать ее в этом.

А знаете ли вы, что совершила Девора?

Она сказала ему: пойти пойду с тобою; только не тебе уже будет слава на сем пути, в который ты идешь; но в руки женщины предаст Господь Сисару. И встала Девора и пошла с Бараком в Кедес.

Судей 4:9

Представьте, Девора вела войско Израиля. Она воз­главляла войско целого государства. Сисара - сирийский полководец - был побежден и уничтожен женщиной.

Еще об одной женщине написано в Библии:

Но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог моим Богом;



И где ты умрешь, там и я умру и погре­бена буду. Пусть то и то сделает мне Господь, и еще больше сделает; смерть одна разлучит меня с тобою.

Ноеминъ, видя, что она твердо решилась идти с нею, перестала уговаривать ее.

Руфь 1:16-18

Это есть решение женщины, которая пони­мает, что Божье Царство берется усилием. Руфь приняла решение идти со свекровью Ноеминь. Она сказала: "Пускай твой народ будет моим на­родом, твой Бог - моим Богом". Так преданная и решительная моавитянка стала праматерью Иисуса Христа.

Давайте проследим по Библии за жизнью дру­гих людей. Разве не было женщин и мужчин, кроме этих? Были, но ничего особенного они не сделали. Но тем, которые прилагали усилия и отказывались от компромисса, Бог явил Свое могущество.

Очень многие люди знают Божье Слово, мо­гут хорошо проповедовать, но Бог не приходит и не подтверждает их слова. На таких проповедях Бога нет.

Нужно ли нам это? Любой человек может выявить свои знания, но для того чтобы Бог при­шел подкрепить их слова, нужно знать Бога.

Глава 7

Проявленим Божьего Царства

Как проявляет себя Божье Царство? Оно проявляет себя через спасение, кре­щение Святым Духом, чудеса и знамения, исцеление, изгнание бесов, помазание, дары и плоды Святого Духа. Рассмотрим каждое из проявлений Царства, которые описаны в Библии.

1. Спасение.

И говоря, что исполнилось вре­мя и приблизилось Царствие Бо­жие: покайтесь и веруйте в Еван­гелие.


Если в нашей жизни происходят какие-то перемены не к лучшему, и мы ничего не сможем сделать, чтобы изменить ситуацию, то нам остается это принять как волю Божью и привыкать к этому со смирением.

"Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираюсь вперед,
Стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе".
(Послание апостола Павла к Филиппийцам 3:13-14)
Бог через Свое Слово говорит нам о том, чего мы никогда не должны забывать: в какой бездне мы утопали... Мы, по своему образу жизни, пребывали в вечном осуждении, но Бог изменил нашу судьбу и нашу будущность. Мы перешли от смерти к жизни.
Не золотом, не серебром мы искуплены от суетной жизни, но кровью Агнца.
Это величайшая тайна - страдания Христовы. За каждого из нас была заплачена великая цена. Это невероятная плата. Просто немыслимая. Требовалась эта жертва возмещения. И этой жертвой искупительной явился наш Господь Иисус Христос. Это те истины, которые нельзя забывать. Об этом нельзя забывать никогда. Кто об этом забывает - упраздняет христианство.

Утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие".
(Деяния апостолов 14:22)
Многими скорбями нам надлежит войти в Царство Божие... Но мы почему-то об этом забываем. Но не тут-то было... Иногда это является большим нашим преткновением. И переживания, и болезни...
Мы не должны забывать - это часть нашего общего христианского пути, которым мы должны пройти. И другого пути нам не надо. И избежать нам этого просто невозможно. Если мы согласились разделить страдания Христа в нашей собственной жизни - это тот путь, через который мы должны пройти... Эти страдания кратковременны.
Единственные страдания, которые будут вечными - это страдания грешного, не раскаявшегося человека, ад для которого уже начинается сегодня.
Бог готовит нас, чтобы мы вошли в Царство Божье. Эти скорби кратковременны. Рано или поздно верующий человек покидает эту земную юдоль и переходит туда, где уже нет ни страданий, ни болезней.
Надо быть нам всегда благодарными Богу даже за самое маленькое добро.
Есть такие вещи, которые надо удалять из нашей памяти.
Я все почитаю тщетой ради превосходства познания Христа - слова апостола Павла.
Мы не должны носить в себе воспоминания, когда нас кто-то обидел, огорчил. Иначе мы посеяли себе камень в душе. Мы тогда даже здоровьем платим за это. Потому что все болезни от нервов.
Павел говорит нам: как Христос простил вас... так и вы...
Чувство огорчения на долгие годы лишает нас благословения от Бога.
Ежели простить, ежели забыть нам обиды, то это только тогда будет по-Божьему. Он хотел, чтобы мы отображали в нашей жизни Его образ, Его характер, Его подобие, Его отношение к людям, и к добрым, и к плохим.

Мы не должны носить в себе огорчение, не должны искать отмщения и суда для нашего обидчика. Мы - народ избранный Богом для жизни святой. Мы - народ, принадлежащий Богу. Нас Бог приготовил для Своей великой цели. И мы должны принести добрый плод во славу нашего Спасителя, нашего Иисуса Христа.

Дом Евангелия *** Киев