Продолжаем рассказывать вам о занятных экспериментах - это игры детских психологов, которые помогут вам лучше понять мышление ребенка на разных стадиях развития и просто весело провести время вместе! 

ЭКСПЕРИМЕНТ No3: ОБЕЗЬЯНКА

Возраст: 14-18 месяцев
Вам нужен предмет, который ваш ребенок никогда прежде не видел, а еще идея действительно новаторского способа взаимодействия с этим предметом. Неправильно, если ребенок что-то придумает сам или вспомнит, что видел, как с этим предметом обращались другие. Вот пара правильных примеров:
Яблоко, тыква или другой фрукт или овощ, которые вы катаете ногами, как мяч.
Загадочная канцелярская принадлежность, которую вы принесли с работы и зажали под мышкой.

Как это работает?

Выберите предмет, который собираетесь показать ребенку, и пару раз тайно потренируйтесь обращаться с ним тем самым странным и необычным способом, чтобы чувствовать себя уверенно. Возьмите этот предмет в руки и сядьте неподалеку от ребенка, но не очень близко (чтобы он не мог забрать ваш реквизит сразу же).
Привлеките внимание ребенка словами вроде: "Посмотри-ка, что я делаю!"
Когда ребенок посмотрит на вас, трижды продемонстрируйте свое умение обращаться с выбранным вами предметом нетрадиционным способом. На этом шаге важно привлечь внимание ребенка.
Немедленно отвлеките ребенка чем-то еще, а предмет спрячьте, чтобы какое-то время он не мог его видеть и играть с ним.
Подождите минимум пятнадцать минут, после чего снова достаньте свой реквизит, положите его перед ребенком и предложите поиграть с ним. Посмотрите, что он будет делать.

Ваша "обезьянка" способна копировать очень многое - например, выражение лица - с момента рождения. Но то, что вы видите в ходе этого эксперимента, - не просто подражание. Вы отвлекли ребенка, не дав ему новую игрушку сразу, а потом увидели, как он повторил ваши манипуляции с ней. Вы стали свидетелем фокуса, который ваш малыш стал осваивать только сейчас: отложенного подражания.

Это явление предполагает, что ребенок видит то, что вы делаете, запоминает и повторяет позже, когда вы уже закончили свои манипуляции. Малыш продемонстрировал вам пример отложенного подражания в ходе этого эксперимента, но вероятно, что вы сталкиваетесь с ним и в повседневной жизни. Наверняка вы видели, как он хватает ключи от машины, влезает в ваши огромные туфли и направляется к входной двери. Это подражание тому, как вы каждый день уходите из дома. А если он вдруг поприветствует бабушку теплым, сердечным "Это что за фигня?", то, вероятно, потому, что услышал, как вы бросили это в сердцах кому-то по дороге к ней

Может быть и так, что в ходе этого эксперимента ваш ребенок не станет подражать вам совсем! Волноваться не стоит. Возможно, малышу для развития этого навыка нужен еще месяц-другой. Или он вообще не будет силен в имитировании. Исследования показывают, что способность детей к отложенному подражанию очень различна: одни подражают активно, другие почти не делают этого. Как правило, отличия остаются стабильными. Поэтому может быть так, что ребенок, внимательно понаблюдав за вами, скопирует ваши действия до мелочей или, внимательно посмотрев, как вы вытворяете какие-то совершенно идиотские манипуляции, решит не следовать вашему примеру. Но независимо от того, копирует вас ребенок или нет, обучение через подражание для него - естественный процесс. И он наблюдает за вами и учится у вас постоянно - даже тогда, когда вы ничему не пытаетесь его учить!

Оставить комментарий