Все дети разные, и приемы воспитания, которые работают с одним, никак не действуют на другого. Но все же определенные закономерности прослеживаются. В книге "Дети с небес. Искусство позитивного воспитания" американский психолог Джон Грей выделяет 4 типа детского темперамента и соответственно 4 подхода к общению с детьми – о них и поговорим в этом выпуске рубрики занятныйлонгрид

Итак, первый тип: сенситивный

Эмоционально хрупкий, уязвимый и чувствительный тип личности. Жаловаться – часть натуры такого ребенка. Сенситивным детям нужно сочувствие, признание их переживаний и обид. Дайте ребенку возможность поделиться своими тяготами, и ему сразу станет легче. Главная ошибка – пытаться развеселить сенситивного сына или дочь. Это, скорее всего, приведет к обратному результату – ребенок еще больше сконцентрируется на негативе

Как общаться?
Такие дети остро реагируют на ситуации, касающиеся их желаний и потребностей. Часто на отказ они отвечают слезами и при этом готовы сотрудничать, когда их могут выслушать и понять. Сенситивному ребенку требуется больше внимания, родителям нужно помогать ему заводить друзей среди сверстников. С поддержкой взрослых сенситивные дети меньше замыкаются в себе, становятся более жизнерадостными и активными

Второй тип темперамента: активный

Таких детей больше всего интересует способность воздействовать на окружающий мир. Они стремятся действовать и добиваться результатов. У них с рождения есть задатки лидеров, они обожают быть в центре внимания. Однако для активных детей нужно сразу устанавливать границы, иначе они быстро переходят пределы дозволенного и сопротивляются решениям взрослым. Дети с таким темпераментом всегда должны помнить о том, что родитель все-таки главный. Но в определенных ситуациях нужно позволять активному ребенку руководить.

Как общаться?
На таких детей положительно действуют занятия командными видами спорта под наблюдением мудрого тренера. Очень важно не забывать поощрять желание ребенка добиваться успеха. Ему важно знать, что в него верят, тогда он будет проявлять свои лучшие качества. А вот бездействие такие дети переносят тяжело. Они не любят ждать или стоять в очереди. Поэтому на время скучного занятия лучше сразу придумывать игру или другое развлечение. Активные дети с легкостью идут на контакт, когда им расписывают план действий: "Сначала мы сходим в магазин. Придется немного потерпеть. Зато потом мы поедем в парк, и ты сможешь поиграть". Со временем такие дети становятся более сговорчивыми, готовыми к сотрудничеству и компромиссу.

Третий тип: реактивный

Такие дети обычно общительнее и дружелюбнее сверстников. Им важно взаимодействовать с окружающими, они всегда изучают реакцию на свое поведение. При этом они открыты новым ощущениям и эмоциям. Они стремятся увидеть, услышать и пережить как можно больше и обожают перемены. Из-за этого реактивному ребенку порой сложно сосредоточиться, довести какое-то дело до конца. Им нужна постоянная стимуляция и четкое руководство со стороны родителя.

Как общаться?
Приоритет – постоянная смена деятельности. Больше ходите с таким ребенком на новые игровые площадки, в музеи и театры, смотрите мультфильмы и читайте книги. Плюс: такого ребенка легче переключить и чем-то увлечь. Они обожают помогать родителям в новых занятиях. Достаточно простого: "А давай мы сейчас займемся кое-чем интересным…" – и вот уже малыш помогает печь печенье или пылесосить. Важно помнить, что реактивные дети очень непостоянны, им быстро все надоедает. При этом, найдя дело по душе, они часто становятся более усидчивыми и дисциплинированными.

Четвертый тип: Восприимчивый

Восприимчивым детям важно понимать, что произойдет в следующий момент и чего ожидать от завтрашнего дня. Детям с таким темпераментом важна предсказуемость. Им необходимо время, чтобы подготовиться и привыкнуть к новому занятию. Поэтому ни в коем случае нельзя торопить их или ругать за медлительность. Например, на детской площадке восприимчивый ребенок включается в игру, только понаблюдав за ней и поняв ее правила.

Как общаться?
Такому ребенку необходимо ставить задачи, ему важны ритуалы, режим дня и поддержка родителей в новом деле. Без нее ребенок может вообще не приобрести никаких интересов. Ему сложно выйти из зоны комфорта. Чтобы стимулировать ребенка чем-то заняться, позвольте ему сначала понаблюдать, как вы это делаете. Подробно объясните, что к чему и зачем. Такие дети обожают детальные объяснения. Не нужно силой вовлекать сына или дочь в общее занятие. Это вызовет обратную реакцию и бурное сопротивление. Хотя в целом восприимчивые дети покладисты и легко идут на контакт, они очень доброжелательны и вдумчивы. Со временем они могут стать более активными.

Основная задача автора методики, американского психолога Джона Грея – помочь родителям воспитать свободного, счастливого и самостоятельного члена общества. А для этого, считает автор, родители должны научиться общаться с ребенком, учитывая особенности его темперамента. Однако учтите, что темперамент не всегда проявляется в чистом виде. Иногда возможен микс двух, а то и трех – тогда ребенок совершенно по-разному ведет себя даже в похожих ситуациях.

Оставить комментарий