Использование врачом вербальных и невербальных средств общения. Невербальное общение с больным

__________________________________________________________________

1. Существуют ли «наборы» вербальных и невербальных навыков, которые можно использовать во врачебной практике?

Ниже приводится обзор четырех основных «наборов навыков» вербального и невербального поведения - А, Б, В и Г , которые включает в себя такие моменты как:

1. почему эти навыки важны;

2. поддерживающие ресурсы;

3. клинический случай, иллюстрирующий, как применить эти навыки на практике;

4. исследования, подтверждающие эффективность навыка общения;

5. некоторые советы,

А . Вовлечение пациента.

1. Для чего это нужно?

«Если врачи с Марса и пациенты с Венеры, проблема заключается в том, что логика клинического принятия решения и переживание болезни пациента, часто не совпадают. В результате клиницист может получить факты, но пропустить историю».

2. Поддерживающие ресурсы.

Пациенты могут быть больны, но не иметь болезни. Например, пациенты с жалобами на летаргию, инсомнию, мигрень; или ребенок со школьными проблемами, вызвавшими боли в животе.

Пациент-центрированный подход расширяет задачу врача, принимая во внимание и «болезнь», и «переживание болезни».

Многие врачи полагают, что пациенты ищут медицинского совета и помощи из-за простой, первичной жалобы – и что именно эта жалоба является приоритетной. То есть врач выбирает такую тактику: «избавлю больного от жалоб – значит помогу». Вместе с тем многие исследования не поддерживают это предположение. Как заметил Frankel (1994), «порядок жалоб не связан с клинической важностью проблем пациента и не является надежным гидом в отношении важности с точки зрения пациента».

Тот факт, что пациенты делятся множеством проблем со своими врачами, не означает, что они хотят, чтобы все они были приняты во внимание. Опыт предполагает, что фактически одна из трех проблем, которые приносит пациент, включает желание быть выслушанным врачом, а не получение каких-то действий.

Некоторые советы

Процесс получения информации от пациента включает в себя такие важные стороны его состояния, как - выявление чувств, мыслей, функций и ожиданий, а также установление личного и культурного аспекта проблемы.

· Начните с приглашения пациента рассказать историю проблемы с того момента, когда она впервые началась и до сегодняшнего дня;

Например:

«Расскажите мне все с самого начала …»

· Используйте слова, звуки - «продолжатели» для выявления дополнительных проблем и чувств;



Например:

«Ммм, хмм», «Я вижу», «Я понимаю».

· Дождитесь завершения описания пациентом одной жалобы, прежде чем зададите другой вопрос;

· Определите с пациентом, что его больше всего беспокоит и договоритесь отложить несущественные вопросы на другой визит;

· Задайте вопросы, которые помогут определить, как проблема влияет на повседневное функционирование пациента;

· Спросите пациента о том, что, по его мнению, вызвало эту проблему. Это позволит помочь уменьшить возможность недоразумений и недопонимания;

Например:

«Как вы думаете, что вызвало это?»

· Определите ожидания пациента относительно того, какого рода помощи он хочет получить. Поскольку пациенты приходят со своими собственными ожиданиями о возможном решении проблем, ваши рекомендации могут быть не приняты, потому что пациент не согласен с ними или не заинтересован в них;

«Что вы хотите, чтобы я сделал, чтобы помочь вам?»

· Выясните личный и культурный контекст пациента. Действия и субъекты, участвующие в переживании болезни пациента, взгляды пациента на его заболевание могут помочь вам отшлифовать клиническое решение быстрее, экономичнее и с минимумом разочарований для обеих сторон;



Например:

«Что еще происходит в вашей жизни в данный момент?»

· Резюмируйте то, что вы понимаете под ключевыми проблемами пациента, что на ваш взгляд вызвало проблему и что должно быть сделано в этом направлении. Призовите пациента дополнить уже сообщенную им информацию и/или исправить то, что вы сказали.

Клинический пример.

Врач: «Здравствуйте. Что у вас сегодня?»

Пациентка: «Я недовольна лекарством от артрита, которое вы мне дали».

Врач: «Хмм».

Пациентка: «Да, я плохо сплю. Я уверена, что это от лекарства. Может быть, я не должна принимать его так много, или, может быть, мне следует принимать что-то другое».

Врач: «Хорошо, давайте поговорим об этом. Но, скажите, есть еще что-то, что вас беспокоит? Нет ли у вас других проблем со здоровьем? Есть ли какие-то конкретные стрессы в вашей жизни именно сейчас?»

Пациентка: «Ну, действительно есть еще…»

Врач: «Продолжайте, расскажите мне больше».

Пациентка: «Я уверена, что это неважно»

Врач: (Молчание)

Пациентка: «У меня маленькая припухлость в груди».

Врач: «Вот как?»

Пациентка: «Я уверена, что в этом нет ничего особенного, но иногда у меня возникает небольшое беспокойство…»

Врач: «Да, теперь я вижу, что вы обеспокоены этим. Почему бы нам не обсудить это и потом мы посмотрим, что можно сделать с вашим лекарством».

5. Исследования.

Ниже приведены выборки из исследований по «вовлечению пациента».

· Наличие соматического заболевания не объясняет многих проблем пациентов: в 50 % случаев, в которых пациенты обращались к ВОП с болью в груди, причина была не доказана в течение последующих шести месяцев;

· Когда пациент и врач согласны в отношении характера проблемы и предложенного решения (т.е. диагноза и лечения), то результаты лечения улучшаются;

· От 40 % до 80 % пациентов, которые получали рекомендации, не следовали им; во многих случаях рекомендации могли не подходить вопросам, потребностям, или приходили в столкновение с приоритетами пациента;

· Выявление убеждений пациента в отношении своей болезни является ключом, позволяющим понять и вспомнить клинически значимую информацию;

· Нераспознанные разногласия между убеждениями пациентов и врачей в отношении здоровья могут привести к неудовлетворенности пациента, его недостаточной приверженности терапии, лечения и результатов;

· Количество информации, получаемое врачом, связано с адекватным использованием открытых и закрытых вопросов. Открытые вопросы больше побуждают к оперативному открытию актуальной информации, чем закрытые вопросы.

Б. Управление эмоциями

1. Для чего это делать?

Существует прямая связь между эмпатией и поддержкой врача - с одной стороны, и удовлетворенностью пациента результатами общения с врачом, - с другой. Многие исследования выявили существенные связи между степенью эмпатии со стороны врача и приверженностью пациента лечебным рекомендациям.

2. Поддерживающие ресурсы.

Почему, зная убедительные доказательства того, что создание положительных терапевтических взаимоотношений меняет процесс лечения и его результаты, многие врачи затрудняются в рассмотрении чувств пациента?

Spiro (1992) полагает, что до сих пор в медицине превалирует значимость беспристрастного и нейтрального клинического подхода, где важен только факт. В противоположность этому, эмпатия основана на проявлении чувств и отношениях, радости и грусти, и переживания бытия (существования) в мире.

Некоторые советы

· Выражайте вашу восприимчивость к раскрытию и обсуждению сложных эмоциональных проблем. Одним из способов достижения этого являются вопросы о чувствах пациентов, например:

- «Что вы чувствуете по этому поводу?»;

- «Что во всем этом является самым большим беспокойством для вас?»;

- «Что из происходящего дома или на работе беспокоит вас?».

· Ищите и распознавайте признаки душевного напряжения у пациентов. Это означает настроенность, как на вербальные, так и невербальные признаки, наблюдение за расхождением между тем, что сказал и как сказал пациент, и чувствительность к тому, что не сказано. Рассмотрим, например, пациентку, которая сказала, что чувствует себя отлично, но при этом нервно сжимала свою сумочку во время интервью, или пациента, который избегал зрительного контакта и не упомянул ничего о своей жене, когда его спросили, как дела дома. Suchman et al. (1996) полагает, что пациенты часто будут использовать «нейтральные» заявления как пробные шары для проверки, безопасно ли говорить об эмоциях. Например, «Я не так много вижу своего мужа в последнее время. Он был очень занят работой»;

· Слушайте больше, говорите меньше. Поскольку врачи готовы активно запрашивать информацию от своих пациентов, для них бывает иногда трудно слушать. Использование техник активного слушания часто побуждает пациентов выразить свои эмоции. Активное слушание может включать, например:

Кивание головой;

Произнесение «ммм-хмм», «я вижу», «продолжайте»;

Положение непосредственно перед пациентом;

Поддержание зрительного контакта;

Положение близко к пациенту.

· Принимайте вербальные и невербальные подсказки, означающие напряжение. Важно «поймать момент» и не дать эмоциональным проблемам уйти нерешенными. Branch and Malik (1993) говорят о решении следовать выражению эмоций как об «окне возможностей». Давая сигнал врачу, пациенты выражают свои чувства на данном этапе;

· Проверяйте чувства пациентов. Пациентам часто нужно быть уверенными в том, что их чувства приемлемы и нормальны. Обозначьте, что такого рода чувства естественны в данных обстоятельствах и нет ничего неуместного в их выражении. Можно использовать одну из следующих фраз:

- «Это было бы удивительным, если бы вы не чувствовали себя сердитым или напуганным после того, как услышали диагноз»;

- «Я полностью Вас понимаю. Многие люди в подобных обстоятельствх реагировали бы точно также, как вы»;

- «Ваша реакция абсолютно нормальная».

· Давайте и требуйте обратную связь. Например:

- «Это звучит так, будто вы чувствуете… Это так?»;

- «Это похоже на то, что вы сказали.. Это верно?»;

· Выражайте партнерство и поддержку, чтобы показать, что вы «на стороне пациента» и будете помогать ему решать медицинские проблемы.

- «Мы будем вместе решать, какой курс лечения лучший»;

- «Если у вас есть вопросы или проблемы, я всегда найду для вас время».

Клинический пример.

47-летняя женщина пришла к врачу с припухлостью в груди. Видя чрезмерное возбуждение женщины и ее нежелание подвергаться дальнейшему исследованию, врач дает ей вербальные и невербальные подсказки о том, что он хотел бы больше знать, что чувствует пациентка. Демонстрируя открытость, эмпатию и поддержку, врач создает безопасную и дружелюбную атмосферу, которая побуждает пациентку выразить свои чувства и опасения. Врач имеет возможность определить первичный источник страхов женщины – требование радикальной мастэктомии и что ее новый муж будет не в состоянии принять этот ее изъян.

Как только эти опасения были выявлены, врач в состоянии оказать прямую поддержку и предложить некоторые возможные пути решения этой ситуации. Например, врач и пациентка могут решить, что было бы лучше включить мужа в обсуждение о возможных вариантах лечения.

Если бы врач не выразил вовремя эмпатию и готовность слушать и понимать эмоциональные проблемы пациента, то вряд ли больная была бы готова высказать свои опасения открыто. В этой ситуации результат мог быть неясным, а запоздалое решение могло значительно увеличить психотравму пациентки.

Исследования.

Исследования показывают важное влияние эмпатии и поддержки врача на результаты и удовлетворенность пациентов.

· Классическое исследование кросс-культурных портретов мимического выражения лица показало, что американцы значительно менее успешны в распознавании гнева, чем бразильцы, чилийцы, аргентинцы и японцы.

· В исследовании американских врачей половина респондентов указывает, что рассерженные или враждебные пациенты особенно трудны для работы, и более двух третей убеждены, что медицинские школы (институты) уделяют недостаточное внимание навыкам успешной работы с эмоциональными проблемами пациентов.

· Эмпатия и поддержка врача положительно влияет на удовлетворенность пациентов и уменьшает их проблемы.

· Неудовлетворенность пациентов и переживаемое ими отсутствие помощи у части специалистов ведет к письменным жалобам на врачей.

· Имеется связь между недостаточной эмпатией врача и профессиональной некомпетентностью.

· Большинство исследований обнаружили взаимосвязь между эмпатией и приверженностью лечебным рекомендациям.

Читайте также:
  1. A) Устойчивая система средств, методов и приемов общения тренера с спортсменами
  2. A.совокупность правил и приемов использования средств измерений, позволяющая решить измерительную задачу
  3. D) Этап ранних стартов или развитию собственно спортивной формы, этап непосредственной подготовки к главному старту
  4. D. гарантия того, что при необходимости можно будет доказать, что автором сообщения является именно заявленный человек
  5. File - единственный объект в java.io, который работает непосредственно с дисковыми файлами.

ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ (+ к 12)

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический.

Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.

При использовании речи из 100% задуманного коммуникатор выражает около 80%. В случае, если при передаче сообщения нет никаких помех, реципиент принимает около 60%, исходя из особенностей своего внимания. Восприятие смысла сказанного составляет около 50% и усваивается только 40% речевой информации. Это обстоятельство требует интенсивного использования в вербальной коммуникации механизма обратной связи.Главное назначение ВК – установление, поддержание, развитие осмысленного информационного контакта.

Виды вербальной коммуникации:

Письменная: определенность источника; постоянство информации; возможность адекватного донесения.

Устная: возможно невербальное подкрепление; можно отредактировать и уточнить. Информация может быть предметной (в зависимости от предмета) и модальной (показывает является ли то, о чем говорится, существенным, желательным, необходимым, возможным).

Способом подачи информации в обоих видах вербальной коммуникации является текст. С точки зрения отношения к тексту выделяют два процесса: «говорение» и «слушание». Эти два термина были введены И.А. Зимней как обозначение психологических компонентов вербальной коммуникации.

Процесс говорения. Умению говорить, или ораторскому искусству, обучали еще в античности. Оно предполагает умение точно формулировать свои мысли, излагать их доступным для собеседника языком, ориентироваться в общении на реакцию собеседника. Для успешного общения жизненно необходимо овладеть основами культуры речи.

Виды говорения: монологическиое и диалогическое.

Речь в общении, как правило, и особенно в деловом общении, направлена на то, чтобы убе-дить собеседника в своей точке зрения и склонить к сотрудничеству. Убедительность определяется как психологическими факторами, самой атмосферой беседы, которая может быть благоприятной или неблагоприятной, доброжелательной или недоброжелательной, так и культурой речи.

Культура речевого общения включает в себя, прежде всего, свободное владение языком. Любой естественный язык имеет сложную структуру, составными частями которой являются:

Литературный язык, в котором выражена языковая норма;

Просторечие;

Профессиональная лексика;

Ненормативная лексика.

Речевая культура в общении выражается в оценке уровня мышления собеседника, его жизненного опыта и в обращении к собеседнику на понятном для него языке. При разговоре нужно употреблять простые, ясные и точные слова, грамотно формулировать свою мысль. Недаром существует выражение «режет слух». Это неправильное ударение в словах «начать», «договор», «каталог», «мышление», «менеджмент», «маркетинг», «обеспечение», «диалог», употребление несу-ществующего в русском языке глагола в повелительном наклонении «лежите».

В. Зигерт и Л. Ланг выделяют типичные ошибки, связанные с «ориентацией на себя», которые не позволяют донести свою мысль до собеседника. Если в общении человек ориентирован на себя, а не на собеседника, то он:

Не организует свои мысли перед тем, как их высказывает, а говорит спонтанно, надеясь, точнее требуя, чтобы другие «поспели» за ним;

Из-за небрежности или неуверенности не выражает свои мысли точно, поэтому они приобретают двусмысленность;

Говорит слишком длинно, так что слушатель к концу его высказывания уже не помнит, что было в начале;

Продолжает говорить, даже не замечая, реагирует слушатель или нет.

Высказывания без ориентации на собеседника носят форму монолога и, соответственно, относятся они к монологическому виду говорения. Сумма потерь информации при монологическом говорении может достигать 50%, а в некоторых случаях – и 80% объема исходной информации, в связи с чем, особенно важно овладеть искусством диалогического общения, ресурсы которого чрезвычайно широки и многообразны. Диалог выступает, прежде всего, методом познания другого человека и предполагает некоторое самоотречение, занимание одной из позиции, находящихся в партнере по общению. Особенно важно умение вести диалог для специалиста помогающей профессии, к которой относится и профессия врача.

Диалогическое общение предполагает умение задавать вопросы, они способствуют максимальному сближению партнеров по общению. Вопросы позволяют активизировать участников беседы и направить процесс общения в необходимое русло. Выделяют различные виды вопросов, помогающих получить необходимую информацию.

1. Закрытые вопросы. Это вопросы, на которые ожидается ответ «да» или «нет». Они спо-собствуют созданию напряженной атмосферы в беседе, поэтому такие вопросы нужно применять со строго определенной целью. При постановке подобных вопросов у собеседника складывается впечатление, будто его допрашивают. Следовательно, закрытые вопросы нужно задавать не тогда, когда нужно получить информацию, а в тех случаях, когда необходимо быстрее получить согласие или подтверждение ранее достигнутой договоренности или для завершения беседы.

2. Открытые вопросы. Это вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет», они требуют какого-то пояснения, свободного, развернутого ответа. Это так называемые вопросы «что?», «кто?», «как?», «сколько?», «почему?». Данные вопросы задаются с целью получения дополнительных сведений, выяснения мотивов и позиций собеседников. Основанием для таких вопросов является позитивная (открытая) или, как минимум, нейтральная позиция партнера по общению. В этой ситуации существует определенная возможность потери инициативы, а также последовательности развития темы, так как беседа может повернуть в русло интересов и проблем собеседника. Задавая только открытые вопросы можно также потерять контроль за ходом беседы.

Примеры закрытых и открытых вопросов

3. Информационные вопросы. Эти вопросы относятся к вопросам открытого типа и их цель – активизировать информацию, способную заинтересовать и сгруппировать вокруг себя различные мнения. Следует учесть, что если вопрос рассчитан на «да» или «нет», он закрывает диалог и его нельзя считать информационным.

Например, вопрос типа «Какие меры вы приняли, чтобы улучшить состояние своего здоровья?» относится к информационным, а вопрос «Вы действительно думаете, что приняли все меры?» к таковым не относится.

4. Риторические вопросы. Эти вопросы не предполагают прямого ответа, так как их цель – вызвать новые вопросы и указать на нерешенные проблемы. Задавая риторический вопрос, говорящий надеется «включить» мышление собеседника и направить его в нужное русло.

Г.В. Бороздина в своей книге «Психология делового общения» приводит весьма удачный пример риторического вопроса, который задал выдающийся русский адвокат Ф.Н. Плевако: «Однажды он защищал нищую старуху, которая обвинялась в краже французской булочки. Она была дворянского происхождения и поэтому подлежала юрисдикции суда присяжных. Выступавший перед Плевако прокурор произнес часовую обвинительную речь, смысл которой сводился к тому, что хотя преступление, которое совершила старуха, и невелико, но осуждена она должна быть по всей строгости закона, так как закон есть закон и любое, даже незначительное, его нарушение подрывает его основы, основы самодержавия, и, в конечном счете, наносит непоправимый вред Российской Империи. Речь прокурора была эмоциональной и произвела большое впечатление на публику. Речь адвоката состояла из нескольких фраз, и основная смысловая нагрузка легла именно на риторический вопрос. Сказал он следующее: «Уважаемые господа присяжные! Не мне напоминать вам о том, сколько испытаний выпало на долю нашего государства, и в скольких из них Россия вышла победительницей. Устои Российской Империи не смогли подорвать ни татаро-монгольское нашествие, ни нашествия турок, шведов, французов. Как вы думаете, вынесет ли Российская Империя потерю одной французской булочки?» Подзащитная была оправдана».

5. Переломные вопросы. Они удерживают беседу в строго установленном направлении или же поднимают целый комплекс новых проблем. Подобные вопросы задаются в тех случаях, когда уже получено достаточно информации по одной проблеме и есть необходимость «переключиться» на другую. Опасность в этих ситуациях заключается в нарушении равновесия между партнерами по общению.

6. Вопросы для обдумывания. Они вынуждают собеседника размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что было сказано. Цель этих вопросов – создать атмосферу взаимопонимания.

7. Зеркальные вопросы. Данные вопросы позволяют обеспечить непрерывность открытого диалога. Технически такой вопрос состоит в повторении с вопросительной интонацией части утверждения, только что произнесенной собеседником для того, чтобы заставить его увидеть свое утверждение как бы со стороны. Например:

Я никогда не буду принимать этот препарат!

Никогда?

Сейчас у меня нет для этого средств!

Нет средств?

Зеркальный вопрос позволяет, не противореча собеседнику и не опровергая его утверждений, создавать в беседе моменты, придающие диалогу новый смысл. Он дает значительно лучшие результаты, чем круговорот вопросов: «Почему?», которые обычно вызывают защитные реакции, отговорки, поиски причинности и могут привести к конфликту.

8. Эстафетные вопросы призваны динамизировать диалог. С их помощи стремятся опережать высказывания партнера, не перебивая, а помогая ему. Эстафетный вопрос требует способности слушать и схватывать налету реплики партнера и провоцировать его сказать еще больше, сказать по-другому и сверх того, что сказано.

НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ (+ к 13)

В системе межличностного общения очень важна невербальная коммуникация, которая связана с психическими состояниями человека и служит средством их выражения. В процессе общения невербальное поведение выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Невербальное общение спонтанно, бессознательно и невербальный язык показывает отношение к партнеру по общению, то, что человек думает и чувствует на самом деле, в отличие от вербальной коммуникации, представляющей чистую, фактическую информацию.

Невербальному сопровождению речи уделяется больше половины внимания. Исследования А. Мейерабиана показали, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации 38%, неречевое взаимодействие 55%.

Невербальное поведение личности полифункционально:

Создает образ партнера по общению;

Выражает взаимоотношения партнеров по общению, формирует эти отношения;

Является индикатором актуальных психических состояний личности;

Дополняет речь, замещает речь, репрезентирует эмоциональные состояния партнеров по коммуникативному процессу;

Выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;

Поддерживает оптимальный уровень психологической близости между собеседниками;

Выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.

Реализуясь и проявляясь без участия сознания, невербальные средства обладают самостоятельностью и могут, как соответствовать поступающей вербальной информации, так и расходиться с ней и даже противоречить. В первом случае говорят о конгруэнтности, во втором, соответственно, о неконгруэнтности, под которой понимают несовпадение, расхождение поступающей вербальной и невербальной информации. При конгруэнтности речевые высказывания и невербальные проявления должны совпадать. Противоречие между жестами и смыслом высказываний является сигналом лжи. Например, человек, который говорит о том, что он очень рад видеть N и при этом принимает закрытую позу, касается руками рта или носа, неконгруэнтен, поскольку данные невербальные проявления свидетельствуют о том, что его радость, скорее всего, не искренна.

Исследования по невербальной коммуникации доказывают, что невербальные сигналы несут в 5 раз больше информации, чем вербальные, и в случае, если сигналы неконгруэнтны, люди полагаются на невербальную информацию, предпочитая ее словесной.

Существует различные классификации невербальных средств общения. СХЕМА

1. классификация

1. Визуальные средства общения – это:

Кинесика (жестикуляция) – движения рук, ног, головы, туловища;

Направление взгляда и визуальный контакт;

Выражение глаз;

Выражение лица (мимика);

Поза (пантомимика), в частности, локализация, смены поз относительно словесного текста;

Кожные реакции (покраснение, появление пота);

Дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);

Вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т.п.).

2. Акустические (звуковые) средства общения – это:

Паралингвистические, т.е. связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);

Экстралингвистические, т.е. не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, шмыганье носом и т.п.).

3. Тактильно-кинестезические (связанные с прикосновением) средства общения – это:

Физическое воздействие (ведение слепого за руку и др.);

Такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу).

4. Ольфакторные средства общения – это:

Приятные и неприятные запахи окружающей среды;

Естественный и искусственный запахи человека и др.

Умение ориентироваться в невербальных реакциях партнера по общению может быть важным, когда пациентом является больной с мутизмом (отсутствием речи). Мутизм встречается при различных заболеваниях, например, при истерии (F44), при шизофрении. Врач общей практики сталкивается с этим симптомом чаще всего при стихийных бедствиях – землетрясении, наводнении, пожаре, у пациентов в состоянии шока, у лиц в ситуации угрозы для жизни, ставших свидетелями гибели родных и близких. Вступая в контакт с такими пациентами, врач оценивает тяжесть поражений, степень срочности оказания медицинской помощи, ориентируясь лишь на видимые признаки повреждений, а также на невербальные характеристики поведения больных.

Наличие невербальных коммуникативных навыков врачу необходимо при «языковом барьере», когда врач и пациент, говоря на разных языках, не понимают друг друга. В этой ситуации они дополняют вербальную коммуникацию невербальной с помощью жестов, мимических реакций, интонаций голоса.

Ситуация, когда умение «читать» невербальное сообщение собеседника может рассматриваться как профессионально значимое качество врача и позволяет осуществлять более точную диагностику – поведение диссимуляции, при котором пациент сознательно скрывает симптомы своего заболевания. Анализ невербального поведения позволяет выделить характерные мимические реакции на боль, сдержанные жесты, статичные позы – признаки, свидетельствующие о наличии «охранительного» стиля поведения: минимальное количество движений позволяет ограничивать воздействие болевых раздражителей.

Развитие коммуникативных навыков требует и ситуация экспресс-диагностики, когда за небольшой промежуток времени врач должен обследовать большое количество пациентов. Подобная ситуация складывается во время стихийных бедствий и социальных катаклизмов (война, революция, массовая миграция беженцев). Врач должен быстро оценить наличие и тяжесть поражений, очередность оказания медицинской помощи, и с этой целью использует не только вербальную коммуникацию (расспрос больного), но и невербальную, обращая внимание на мимические реакции, жесты, позы, возможные ограничения в движениях, связанные с травмой или с поражением внутренних органов.

Навыки невербального взаимодействия могут быть полезны и при профессиональном взаимодействии врача с маленькими детьми. Ребенок, не обладая развитыми навыками интроспекции, часто испытывает затруднения при описании характера боли, не может определить ее («колющая», «режущая», «давящая», «распирающая»).

Маленькие дети часто затрудняются в установлении причинно-следственной связи между событиями: им трудно определить, связана ли боль с приемом пищи, с физическими или эмоциональными нагрузками и т.д. Наблюдение за поведением ребенка может помочь врачу получить необходимую дополнительную информацию.

Невербальное поведение оцениваться по следующим основным параметрам: собственно невербальное поведение (межличностная дистанция, взаимное расположение собеседников, позы, жесты, мимика и взгляд) и паралингвистические компоненты общения (вздохи, стоны, зевота, по-кашливание) – все звуки, которые произносит человек, но не речь, а также такие характеристики речи, как громкость голоса, ее темп и ритм, паузы.

У каждого человека существует свое собственное «жизненное пространство» – зона, которую он охраняет от вторжения окружающих. В процессе общения собеседники регулируют эту межличностную дистанцию. Размеры «жизненного пространства» определяются тремя факторами: особенностями личности субъекта, характеристиками его актуального психического состояния, а также плотностью населения в той местности, где он воспитывался. Люди, детство которых проходило в большом столичном городе с высокой плотностью населения, привыкают находиться в условиях скученности, в толпе, не чувствуя при этом особого дискомфорта. Их «жизненное пространство» меньше, чем у жителей маленьких провинциальных городов с низкой плотностью населения, которые привыкли располагаться на большом расстоянии друг от друга. Переезжая жить в столицу, житель маленького городка первое время испытывает острый дискомфорт, связанный с нарушением привычных для него границ. Исследования физиологов показали, что близкое присутствие рядом другого человека повышает уровень катехоламинов, и это субъективно отражается в сознании в виде беспредметной тревоги или психического напряжения. «Жизненное пространство», или то «психологическое поле», в котором человек чувствует себя комфортно, определяется также особенностями его личности и состояния. При выраженной интроверсии размеры «жизненного пространства» больше. Наибольшее «жизненное пространство» у самых выраженных интровертов – больных шизофренией (F20-F29), наименьшее – у больных в маниакальном состоянии (F30), расторможенных, бесцеремонно нарушающих чужие «границы». Психическое состояние также влияет на межличностную дистанцию, человек с высоким жизненным тонусом, повышенным настроением сокращает дистанцию с другими людьми, а в состоянии уныния, печали или в астении межличностная дистанция увеличивается. При межличностном взаимодействии двух собеседников расстояние между ними определяется размерами «жизненного пространства» каждого из них. Для межличностной дистанции характерны две психологические закономерности. Первая указывает на связь психологической, эмоциональной и физической близости: чем более близкие, теплые, эмоциональные отношения между людьми, тем расстояние между ними меньше. Сокращение психологической дистанции, установление эмоциональной близости между партнерами по общению сопровождается сокращением физического расстояния между ними, то есть чем более холодные, формальные, официальные отношения между людьми, тем расстояние между ними больше. Вторая закономерность, определяющая межличностную дистанцию, подчеркивает различие в социальном статусе общающихся лиц: чем выше социальный статус собеседника, тем расстояние больше. Мы держимся дальше от людей, занимающих высокое положение в обществе, создавая для них большее «жизненное пространство».


| | | | | | | 8 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |

Вербальное, или словесное, общение реализуется посредством речи. Поэтому оно и носит название вербального (verbum-лат.: слово, глагол). Речь выполняет функцию общения. Коммуникативная функция речи позволяет устанавливать контакт между людьми. В коммуникативной функции речи можно выделить 3 аспекта: информационный (речь выступает как способ передачи информации от одного человека к другому и от поколения к поколению); выразительный (средство передачи чувств, отношений, при этом большое значение имеют интонация, экспрессивные, паралингвистические составляющие - жесты, мимика, пантомимика); речь как побуждение к действию , волеизъявление. Коммуникативная функция имеет огромное значение, организуя взаимодействие людей. Сказанное врачом или другим медицинским работником слово может резко изменить эмоциональное состояние пациента, его отношение к болезни, помочь мобилизовать силы, но может вызвать и так называемые «ятрогенные», внушенные болезни.

В системе межличностного общения очень важна невербальная коммуникация, которая связана с психическими состояниями человека и служит средством их выражения. В процессе общения невербальное поведение выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Невербальное общение спонтанно, бессознательно и невербальный язык показывает отношение к партнеру по общению, то, что человек думает и чувствует на самом деле, в отличие от вербальной коммуникации, представляющей чистую, фактическую информацию.

Невербальному сопровождению речи уделяется больше половины внимания. Исследования А. Мейерабиана показали, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации 38%, неречевое взаимодействие 55%.

Невербальное поведение личности полифункционально:

Создает образ партнера по общению;

Выражает взаимоотношения партнеров по общению, формирует эти отношения;

Является индикатором актуальных психических состояний личности;

Дополняет речь, замещает речь, репрезентирует эмоциональные состояния партнеров по коммуникативному процессу;

Выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;

Поддерживает оптимальный уровень психологической близости между собеседниками;

Выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.

Реализуясь и проявляясь без участия сознания, невербальные средства обладают самостоятельностью и могут, как соответствовать поступающей вербальной информации, так и расходиться с ней и даже противоречить. В первом случае говорят о конгруэнтности, во втором, соответственно, о неконгруэнтности, под которой понимают несовпадение, расхождение поступающей вербальной и невербальной информации. При конгруэнтности речевые высказывания и невербальные проявления должны совпадать. Противоречие между жестами и смыслом высказываний является сигналом лжи. Например, человек, который говорит о том, что он очень рад видеть N и при этом принимает закрытую позу, касается руками рта или носа, неконгруэнтен, поскольку данные невербальные проявления свидетельствуют о том, что его радость, скорее всего, не искренна.

Исследования по невербальной коммуникации доказывают, что невербальные сигналы несут в 5 раз больше информации, чем вербальные, и в случае, если сигналы неконгруэнтны, люди полагаются на невербальную информацию, предпочитая ее словесной.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ ВРАЧА : НЕОБХОДИМОСТЬ ВЫНУЖДЕННАЯ ИЛИ ОСОЗНАННАЯ? Специальность врача относится к разряду публичных профессий, которые прежде всего связаны с авторитетом среди населения, их профессиональная успешность определяется привлекательным имиджем. Блез Паскаль писал о том, что есть два способа воздействия на людей: «способ убеждать» и «способ понравиться», отмечая при этом, что наиболее эффективный - последний. Эффект личного обаяния и влияние, которое врач оказывает на людей, являются...

2255 Слова | 10 Стр.

  • Методы общения

    Введение Общение в сестринском деле - одно из важных умений, необходимых для качественной деятельности медицинской сестры. Общение общение медицинской сестры с пациентом пациентов могут быть самые различные потребности...

    5489 Слова | 22 Стр.

  • 5 Психологические методы воздействия в психотерапии включают в первую очередь языковое общение

    методы воздействия в психотерапии включают в первую очередь языковое общение , которое, как правило, реализуется во время специально организованной встречи психотерапевта с пациентом или группой пациентов . Большое значение уделяется и средствам невербальной коммуникации. В общем виде в психологический инструментарий психотерапии входят такие средства и формы воздействия, которые могут влиять на интеллектуальную деятельность пациента , на его эмоциональное состояние и поведение. Классификация методов...

    2999 Слова | 12 Стр.

  • Культура речи врача

    Введение…………………………………………………………………………..3 1. Речь врача как показатель личностной культуры…………………………...4 2. Коммуникативная сторона профессионального общения врача с пациентом ………………………………………………………………………6 3. Речь врача как способ влияния на пациента ………………………………12 Вывод……………………………………………………………………………13 Список использованной литературы………………………………………14 Введение Самый конфронтационный вопрос, касающийся практикующих врачей - это их способность эффективно общаться с пациентами . Как и всякий этикет...

    2518 Слова | 11 Стр.

  • Общение как эффективное средство помощи пациентам в адаптации к изменении в жизни и в связи с имеющимися заболеваниями»

    ООАУСПО «Елецкий медицинский колледж» Специальности «сестринское дело» Тема: Общение как эффективное средство помощи пациентам в адаптации к изменении в жизни и в связи с имеющимися заболеваниями» Выполнили: Студент(ки)2курса...

    5209 Слова | 21 Стр.

  • Невербальные коммуникации в медицине

    Содержание Введение 3 Глава I. Понятие невербальных коммуникаций 6 Глава II. Типы и виды невербальных коммуникаций 9 2.1. Фонационные средства 9 2.2. Оптико-кинетические средства 12 2.3. Знако–символические средства 18 2.4. Тактильные средства 20 2.5. Пространственно–временные средства 23 Глава III. Роль невербальных коммуникаций в медицине 26 3.1. Специфика профессионального общения 26 3.2. Специфика межличностной коммуникации в профессиональной деятельности медработника 28 3.3. Наличие...

    7570 Слова | 31 Стр.

  • эффективное общение

    представление: -об общении , как средстве сестринской помощи Студент должен знать: − стили общения ; − виды общения ; − средства общения ; − факторы, способствующие или препятствующие общению ; − поддержание связи с пациентами , неспособными к вербальному общению . − страдающим снижением слуха, зрения; − критерии эффективного общения ; − шесть правил эффективного общения ; − 10 «да» и 10 «нет» терапевтического общения Самостоятельная работа: 1.Отработать организацию терапевтического общения . 2.Составить план...

    4442 Слова | 18 Стр.

  • Умение слушать – обязательное условие построения взаимоотношений с пациентом

    нерушимо связана с процессами и проблемами общения , как бы то ни было пронизывает профессиональную деятельность медработников на любом уровне. Индивидуальные особенности психики, эмоций пациента , в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействий приходят в соприкосновение с психологическими свойствами медицинского работника. Целью такого контакта является помощь, оказываемая пациенту . Как у пациента , так и медработника существуют собственные мотивы взаимодействия , медперсоналу при этом принадлежит роль...

    2496 Слова | 10 Стр.

  • Общение в сестринском деле

    Содержание: 1. Введение………………………………………………………………………3 2. Цель общения ………………………………………………………………...4 3. Средства общения ……………………………………………………………4 4. Виды общения ………………………………………………………………..4 5. Функции общения ……………………………………………………………5 6. Формы общения ……………………………………………………………...5 7. Структура общения в сестринском деле…………………………………...7 8. Уровни общения в сестринском деле……………………………………….8 9. Заключение…………………………………………………………………...

    2644 Слова | 11 Стр.

  • Общение в сестринском деле

    Специальность «Лечебное дело» Дисциплина «Теория и практика сестринского дела» (Тема) Общение в сестринском деле. Реферат Выполнил: студент группы ЛД – 141 Андрюшкина А. С. Проверил: Преподаватель...

    3736 Слова | 15 Стр.

  • Взаимоотношение врач-родственники пациента-пациент

    «Взаимоотношения: врач – родственники пациента пациент ». Выполнила:студентка 1 курса факультета общей медицины Группы: 140 ОМ Белгожина Айсулу Проверила: Шалабаева К.А. Астана, 2013 г План: Проблема взаимоотношений врача и родственников пациента Долг врача , как основная этическая категория Основные модели построения взаимоотношений: «врач пациент – родственники пациента » ...

    2817 Слова | 12 Стр.

  • уровни общения медсестры с пациентом при осуществлении ухода при онкологических заболеваниях

     Уровни общения медсестры и пациента в процессе осуществления ухода при онкологических заболеваниях. Содержание Введение………………………………………………………………….. 1.Теория общения в сестринском деле…………………………………. 2.Уровни общения медсестры и пациента в процессе осуществления ухода при онкологических заболеваниях……………………………………… 2.1 Уход за больными после брюшно-промежностных операций……. 2.2 Уход за больными с колостомой и двуствольным анусом………… 2.3 Уход за больными...

    6099 Слова | 25 Стр.

  • Общение в сестринском деле

    Реферат На тему: « Общение в сестинском деле» Выполнила: студентка группы - С111В Хашкулова Алена Мусовна Проверила: СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………. 3 1.Особенности взаимодействия в лечебной деятельности………….... 5 1.2. Виды общения …………………………………………… …...

    3445 Слова | 14 Стр.

  • Психологические приемы врача. Умение вести беседу

    Оглавление Введение……………………………………………………..2-4 Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы психологических приемов врача ………………………………………………………….4-12 .1 Исторический подход к изучению личностных и профессиональных особенностей врача ………………………………………….4-6 .2 Специфика взаимоотношений больного и врача ……….7-12 Глава 2. Умение вести беседу………………………………12-20 Заключение…………………………………………………..20-21 Библиографический список………………………………...22 Введение В настоящее время состояние здоровья и нездоровья...

    3862 Слова | 16 Стр.

  • эффективное общение

     Реферат на тему: «Эффективное общение в сестринском деле» Выполнила студентка отделения «сестринское дело» Курс 1 группа 12(2) Медицинского колледжа (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «КФУ» им. Вернадского Маджарова Юлия Эффективное общение в сестринском деле Профессиональные отношения общения между медсестрой и пациентом - это отношения сотрудничества, основной задачей которых является достижение клиентом максимально хорошей способности управлять своей жизненной ситуацией и преодолеть...

    2022 Слова | 9 Стр.

  • общение с пациентами

    Введение…………………………………………………………………………………………………….….2 1.Общение с пациентом ………………………………………………………………………………..3 2.Конфиденциальность медицинской информации, полученной от пациента ………………………………………..………………………………………………………………5 3.Техника общения в медицине…………………………..…………………………………………………………………………6 Заключение……………………………………………………………………………………………..……16 Список литературы………………………………………………………………………………..……..17 Введение Данный реферат посвящен общению с пациентами . "Психологические врачевания, - говорит академик...

    1270 Слова | 6 Стр.

  • Взаимодействие вербальных и невербальных средств в передаче информации

    Введение 1. Общение как средство передачи информации 2. Вербальное общение 3. Невербальное общение 4. Взаимодействие вербальных и невербальных средств коммуникации 4.1. Фонационные средства 4.2. Кинесические средства 4.3. Социальная дифференциация и варьирование невербальных коммуникаций - Заключение - Список используемой литературы Введение. Говоря о взаимодействии вербальных и невербальных средств коммуникации, мы подразумеваем их использование в процессе общения , обмена информацией. Общение является...

    3020 Слова | 13 Стр.

  • МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ СОТРУДНИКА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ ПРОВИЗОР-ПАЦИЕНТ

    характерные особенности 1.2. Коммуникация как процесс Глава 2. КОММУНИКАЦИИ В АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 2.1. Определение коммуникативной функции 2.2. Особенности коммуникаций в аптечной организации 2.3. Результаты проведённого опроса 2.4. Модели общения провизора (фармацевта) с посетителями аптек ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ Введение Среди проблем теоретической медицины и практического здравоохранения, связанных с профессиональной деятельностью провизоров и...

    9319 Слова | 38 Стр.

  • Психология. Невербальная коммуникация

    РЯЛ_14) Понятие невербальной коммуникации. Общая характеристика основных структур (видов) невербального поведения. Пространственно-временная организация общения . Работа по курсу«Социальная психология» Научный руководитель доктор филологических наук, профессор А.В.ПузырёвОрехово-Зуево, 2016 г. Содержание: Введение………………………………………………………………………………..3 Актуальность темы невербальная коммуникация…………………………………...3 Определение понятия невербальной коммуникации. Средства невербальной коммуникации…………………………………………………………………………...

    2004 Слова | 9 Стр.

  • невербальное общение м/с

    Общение в сестринском деле Общение в сестринском деле - одно из важных умений, необходимых для качественной деятельности медицинской сестры. Общение между людьми - важная составляющая повседневной жизни. «Сестринское дело, наряду с доброжелательным, технически грамотным выполнением лечебных процедур и манипуляций, подразумевает общение медицинской сестры с пациентом , испытывающим порой физические и психологические трудности, подавленным, испуганным или агрессивным. У пациентов могут быть самые различные...

    3080 Слова | 13 Стр.

  • Общение как межличностное взаимодействие

    по дисциплине: «Основы этики» Тема: «Общение как межличностное взаимодействие » Выполнила: студентка 2 курса 206 группы Мхитарян А.А. Проверила: Лаппо Л.Ф. Челябинск, 2012 год. Содержание Введение………………………………………………………………………..….3 Общение : определение и структура……………………………………...………4 Функции общения ………………………………………………………..……….5 Классификация видов общения ……………………………………………...…..7 Средства общения ……………………………………………………………….10 Основные стили общения ……………………………………………………….12 Заключение………………………………………………………………………...

    2892 Слова | 12 Стр.

  • Сущность и виды общения

    имени К.Г.Разумовского» в г.Твери КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ДЕЛОВАЯ ЭТИКА ТЕМА: «СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ОБЩЕНИЯ » Выполнил: студент I курса специальности «Менеджмент» СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2 1. СУЩНОСТЬ ОБЩЕНИЯ 3 1.1. Особенности общения 5 1.2. Структура общения 7 2. ВИДЫ ОБЩЕНИЯ 9 3. ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕНИЯ 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21 ВВЕДЕНИЕ Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми...

    5403 Слова | 22 Стр.

  • Межличностные отношения в деятельности врача

    источников Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Введение Актуальность темы. Факт изменений в организации, а также степень их эффективности зависят от ряда социально-психологических явлений, характерных для организации в целом и ее сотрудников в частности, а значит, эти явления могут рассматриваться как факторы организационных изменений. К одному из важнейших факторов относятся межличностные...

    19449 Слова | 78 Стр.

  • как сделать общение медсестры эффективным

    План: 1 Общение в сестринском деле 2 2 Техника общения в сестринском деле 3 3 Элементы эффективного общения в сестринском деле. 4 4 Способы коммуникации в сестринском деле………………………………5-9 5 Зоны комфорта в общении в сестринском деле……………………….. 10-11 6 Общение - неотъемлемый компонент сестринского дела………………….12 7 Список литературы…………………………………………………………....13 Общение в сестринском деле Общение в сестринском деле - одно из важных умений, необходимых для качественной...

    1924 Слова | 8 Стр.

  • Психологические особенности отношений доктор-пациент: эмпатия в медицине»

    Соглашение об использовании Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных заведениях. Во всех остальных случаях полное или частичное воспроизведение, размножение или распространение материалов данного файла допускается только с письменного разрешения администрации проекта www.5ballov.ru. Ó РосБизнесКонсалтинг Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального...

    8142 Слова | 33 Стр.

  • Как сделать общение эффективным

    сделать общение эффективным » Выполнила студентка 203 группы Медсестринского отделения Проверила: Бутурлиновка, 2014 Понятие и функции общения . Общение -это сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между людьми, происходящий с помощью словесной(вербальной )и бессловесной(невербальной )информации. В последние годы в науке используется вместо слова «общение » термин «коммуникация». Вербальная информация...

    1506 Слова | 7 Стр.

  • Тренинг общения

    деловому общению в большей степени носил стихийный («естественный») характер. Человек приобретал паттерны делового общения исключительно самостоятельно. Этот «естественный» путь совершенствования коммуникативной компетентности идет через накопление коммуникативного опыта на основе непосредственного участия в общении с другими людьми. Предлагаемый социально-психологический тренинг может быть назван СПТ партнерского общения . Именно стратегия партнерского общения представляется наиболее эффективной для...

    2069 Слова | 9 Стр.

  • Психология общения

    проблемы общения 3 РАЗДЕЛ I Психология общения 3 ГЛАВА 1 Характеристика общения 4 1.1. Понятие «общение » 4 1.2. С кем мы общаемся. 6 1.3. Потребность в общении . 8 Некоторые ученые признают врожденность потребности в общении (С. Л. Рубинштейн, 1946; Ф. Т. Михайлов, 1976; А. Н. Леонтьев, 1983). М. И. Лисина тоже считает, что эта потребность формируется прижизненно, как результат контакта ребенка со взрослыми. 8 1.4. Общение как ценность 9 1.5. Функции и цели общения 10 1.6. Виды общения 11 1...

    11009 Слова | 45 Стр.

  • Общение как обмен информации

    дисциплине Психология СМИ Тема: Общение как обмен информации. Содержание Введение ……………………………….……………………………………… 3 1. Понятие общения ………………………………………………………….. 5 2. Уровни общения и его особенности в различных условиях……………. 6 3. Общение как обмен информацией……………………………………….. 10 3.1. Средства коммуникации……………………………………………… 11 3.2. Вербальная и невербальная коммуникация…………………………. 15 4. Характеристики общения ………………………………………………… 19 4.1. Интерактивная сторона общения ……………………………………. 19 4.2. ...

    6182 Слова | 25 Стр.

  • деонтологические аспекты взаимоотношений врача и фармацевта в процессе лекарственной терапии

    взаимоотношений врача и фармацевта в процессе лекарственной терапии. План работы: Введение 1. Историческое становление этики и деонтологии 2. Особенности и проблемы фармацевтической деонтологии 3. Деонтология в системе отношений фармацевт - больной - общество 4. Взаимоотношения в фармацевтическом коллективе (фармацевт - фармацевт) 5. Взаимоотношения фармацевтического работника и врача (фармацевт - врач ) Заключение...

    5736 Слова | 23 Стр.

  • Педагогическое общение

    ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ Содержание Введение 3 1. Понятие педагогического общения 4 2. Структура педагогического общения 8 3. Стили педагогического общения 14 Заключение 21 Литература 22 Введение Педагогическое общение – одна из самых обсуждаемых проблем современной педагогики и педагогической психологии. С конца 60-х годов и по настоящее время этой тематике посвящены тысячи работ. Такой неуклонный рост исследовательского интереса к проблеме педагогического общения связан...

    4663 Слова | 19 Стр.

  • Виды общения

    Виды общения по средствам : 1) вербальное общение – осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения , хотя в жизни не может полностью его заменить; 2) невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого...

    1568 Слова | 7 Стр.

  • Социальные проблемы общения

    лаборанта) 2012г. Содержание Введение I. Понятие «общение » и его функции II. Структура общения II.1 Коммуникативная составляющая общения II.2 Интерактивная сторона общения II.3 Перцептивная сторона общения III Способы организации групповой деятельности и общения III.1 Методические приемы Заключение Список использованной литературы Введение Итак, вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ интеграции людей и вместе с...

    3612 Слова | 15 Стр.

  • курсовая общение акушерки в практической деятельности

    Оглавление Введение………………………………………………………………….. …..3 Глава 1. Теоретическая часть………………………………………….….......4 Общение . Понятие об общении . Структура общения …………………..4 Общение акушерки с врачом ……………………………………………..8 Общение акушерки с акушеркой…………………………………………9 Общение акушерки с роженицей при поступлении в стационар……...10 Общение акушерки с роженицей во время родов………………………11 Общение акушерки с роженицей в послеродовой период……………..12 Глава 2. Практическая часть…………………………………………….. . 14 2.1...

    3269 Слова | 14 Стр.

  • Деловое общение

    Общение Общение - это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс взаимодействия людей. В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех участников этого процесса. Общение имеет свои функции, средства , виды и типы, каналы, фазы. Функции общения . Наиболее очевидной является передача каких-то сведений, какого-то содержания и смысла. Это - семантическая (смысловая) сторона общения . Но эта передача в конечном счете влияет (в широком смысле управляет) на поведение человека...

    9466 Слова | 38 Стр.

  • динамика речевого стандарта современной вербальной коммуникации

    СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3 ГЛАВА I. Теоретические аспекты современной вербальной коммуникации…………………………………………………………………………5 1.1. Понятие вербальной коммуникации, характеристика её средств …………………………………………………………………….…………5 1.2. Функции вербальной коммуникации…………………………..……………….11 1.3.Эффективность вербальной коммуникации…………………………………….16 Выводы по первой главе…………………………………………………………....27 ГЛАВА II. Обучение говорению на уроках иностранного языка…………………………………………………………………………………...

    10640 Слова | 43 Стр.

  • Основные виды человеческой деятельности: труд, игра, учение, общение

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4 КОНИРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ ПСИХОЛОГИЯ На тему «Основные виды человеческой деятельности: труд, игра, учение, общение » Выполнила: студентка гр. 301 СД Отделения заочной формы обучения Яценко Тамара Викторовна Омск - 2007 г. Содержание Введение Глава 1. Виды человеческой деятельности Глава2 . Общение Глава 3. Игра Глав 4. Учение Глава 5. Труд Заключение Список использованной литературы Введение Деятельность можно определить как специфический...

    3899 Слова | 16 Стр.

  • общение как вид деятельности

    Теоретическое исследование общения как вида деятельности 5 1.1 Характеристика процесса общения в отечественных и зарубежных исследованиях. Роль коммуникативности в жизнедеятельности человека 5 1.2 Общение как вид деятельности 13 Заключение 22 Список литературы 24 Библиография 1.Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000; 2.Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. -М.: Аспект Пресс, 1998. -376с. 3.Ахутина Т.В. Теория речевого общения в трудах М.М. Бахтина...

    21847 Слова | 88 Стр.

  • Образ врача

    "Здоровья", 1990. Содержания. Введение. ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения проблемы портрета врача . 1.1 Исторический подход к изучению проблемы личностных и профессиональных особенностей врача . 1.2 Специфика взаимоотношений больного и врача . 1.3. Психологический портрет врача . Введение. В настоящее время состояние здоровья и нездоровья человека...

    1888 Слова | 8 Стр.

  • Эффективность коммуникации и факторы, влияющие на нее

    ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт лингвистики, коммуникационного менеджмента и информационных технологий Кафедра межкультурной коммуникации Хегай Инна Львовна ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОММУНИКАЦИИ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕЕ Курсовая работа по МК Специальность: 031203.65 Теория и практика межкультурной коммуникации Научный руководитель: доц. кафедры...

    7005 Слова | 29 Стр.

  • Общение руководителя с подчиненными как обмен информацией: коммуникативная сторона общения, основные коммуникативные барьеры в

    задачи повышения эффективности своей деятельности. Успешное их решение во многом зависит от уровня управления работой персонала. В связи с этим назрела необходимость совершенствования управления, приведения его в соответствие с условиями и целями деятельности. Руководитель должен понимать, что чем лучше у него сложатся отношения с подчинёнными, тем эффективнее будет производство, а основной характеристикой отношений между руководителем и подчинённым является их непосредственное общение . Предметом анализа...

    8352 Слова | 34 Стр.

  • Реферат «Вербальное и невербальное общение » Хабаровск 2014 Содержание Введение 1.Вербальные средства общения Невербальные средства общения невербальное общение 2.3 Обмен невербальной информацией...

    2997 Слова | 12 Стр.

  • Вербальное и невербальное общение

    Тема: «Вербальные и невербальные средства общения » Студент: Серебряков А.С. Группа: Работу принял(а): Тюмень 2011 Содержание Введение 1.Вербальные средства общения 1.1Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации 1.2Совершенствование навыков письменной речи 1.3Денотаты и коннотации 1.4Структура речевой коммуникации 2. Невербальные средства общения 2.1 Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов 2.2 Подсистемы невербальное общение 2.3...

  • Каждый, кто хоть раз был на приеме у врача или психотерапевта, знает, что результат визита во многом зависит от обмена невербальными сигналами в ходе самого визита. В этом разделе мы рассмотрим четыре аспекта, связанных с лечением физического или психического недуга, в которых особенно важна невербальная коммуникация.

    1. Распознавание болезни. Как клиницисты-профессионалы распознают разные заболевания, в частности депрессию?
    2. Диагноз. Правильные ли выводы делает клиницист о проблемах, состоянии и перспективах больного?
    3. Терапия. Способен ли клиницист помочь больному решить его/ее проблемы и поддержать его физическое и психологическое состояние на хорошем уровне?
    4. Отношения. Возникли ли между клиницистом и пациентом позитивные и доверительные межличностные отношения?

    Для достижения каждой из этих целей невербальные сигналы чрезвычайно важны. Что касается распознавания болезни, изучение невербального поведения и навыков может помочь исследователям в создании теорий о природе данного заболевания. Невербальное поведение может быть одним из симптомов болезни. Например, одним из симптомов депрессии служит выражение печали, а одним из симптомов шизофрении — ненадлежащее невербальное поведение. Точно так же одним из симптомов аутизма является неспособность страдающих им людей делать выводы о том, что происходит в голове другого человека; следовательно, неспособность правильно оценить проявления эмоций будет одним из определяющих симптомов этого недуга. Многие люди с психическими заболеваниями, включая депрессию, шизофрению, алкоголизм (Philippot, Kornreich, & Blairy) и аутизм (McGee & Morrier), оценивают смысл невербальных сигналов менее точно, чем испытуемые из контрольной группы. В настоящее время нет ясности, в какой мере неспособность декодировать невербальные сигналы, столь очевидная у людей, страдающих этими недугами, связана исключительно с природой их заболеваний, а не является следствием других факторов, в частности общего дефицита когнитивных способностей, отсутствия должной мотивации, необходимой для того, чтобы сосредоточиться на выполнении экспериментальных заданий, или результатом приема лекарственных препаратов. Чтобы однозначно ответить на этот вопрос, нужны дополнительные исследования, включающие приемлемые контролируемые задания наряду с тестами невербальной чувствительности.

    Невербальные признаки важны также и для диагностирования болезни практикующими врачами. Работа врача и психотерапевта требует специальных знаний и когнитивных навыков, приобретаемых в процессе обучения и тренинга; однако основная часть их работы приходится на межличностное общение. Клиницисты и пациенты преимущественно разговаривают друг с другом, и терапевтическое воздействие осуществляется именно посредством речи. Понятно, что невербальное поведение — критически важный компонент этого взаимодействия.

    Обычно врач обращает внимание на невербальные признаки, которые способны пролить свет на проблемы больного и на течение болезни. Во время визита к психотерапевту его способность «читать» признаки эмоций, особенно тех эмоций, которые небыли выражены вербально, которые лишают пациента душевного покоя или отрицаются им, играет главную роль. Принимая больного, врач настроен на восприятие тех поступающих от него эмоциональных и психологических сигналов, которые могут быть причиной или следствием его физического стояния. Например, после инфаркта пациент может оказаться в состоянии депрессии.

    Многие исследователи изучали связь разных невербальных проявлений и психических расстройств. Например, была доказана валидность опущенного взгляда и замедленной реакции — стереотипного представления о поведении людей, находящихся в состоянии депрессии. Показано также, что таким больным присущи снижение общей подвижности, пониженная экспрессивность, они менее разговорчивы, меньше жестикулируют и реже улыбаются, избегают зрительного контакта; у них запинающаяся речь и они неспособны выражать эмоции.

    Для некоторых форм шизофрении характерен чрезвычайно невыразительный и монотонный голос; по сравнению с испытуемыми из контрольной группы у них наблюдается едва заметная активация лицевой мышцы, вызывающей сморщивание кожи (с этой мышцей связано положение бровей, свидетельствующее о том, что человек испытывает печаль), даже тогда, когда им демонстрируют позитивные стимулы (Krig & Earnst). К другим невербальным признакам шизофрении относятся малоподвижное лицо, неуместные проявления аффекта, частые прикосновения к себе и избегание зрительных контактов с окружающими. Некоторые формы невербального поведения однозначно свидетельствуют об аутизме и о родственном с ним состоянии, которое носит название синдрома Аспергера, в первую очередь это избегание визуальных контактов, а также более редкие улыбки и жесты (McGee & Morrier).

    Другой иллюстрацией использования невербальных проявлений в диагностических целях служит выявление боли. Исследователи определили сочетания лицевых признаков, характерные для болевых ощущений разного происхождения как у взрослых, так и у детей (Patrick, Craig, & Prkachin; Prkachin). К распространенным индикаторам боли относятся опущенные брови, сузившиеся глаза, приподнятые щеки, приподнятая верхняя губа и сморщенный нос. Анализ этих признаков может дать информацию, которую невозможно получить от самих пациентов. Например, больные, страдающие хронической или острой формой височно-нижнечелюстных нарушений и испытывающие боль при движении челюсти, творят о том, что страдают от этой боли одинаково, однако лицевые индикаторы свидетельствуют о том, что хроники испытывают более сильную боль и когда предоставлены сами себе и когда им делают болезненные процедуры (LeResche, Dworkin, Wilson, & Ehrlich). Невербальные лицевые признаки позволяют также отличить человека, который действительно испытывает боль, от симулянта (Prkachin).

    Известны также формы невербального поведения, которые ассоциируются с личностями типа А (то есть с людьми, более подверженными инфаркту миокарда): громкая и быстрая речь и другие проявления, свидетельствующие об агрессивности. Действительно, результаты многих исследований говорят о том, что агрессивность — предвестник инфаркта. Результаты недавно проведенного исследования показывают, что мимические выражения, закодированные в соответствии с Системой кодирования лицевых движений, связаны с транзиторной ишемией, заболеванием, при котором к сердечной мышце поступает недостаточное количество крови, что может вызвать серьезные и даже фатальные последствия. Интервью со здоровыми мужчинами и с мужчинами, страдающими ишемической болезнью, записывали на видеопленку и выполняли необходимые физиологические измерения. Оказалось, что больные ишемией продемонстрировали больше мимических выражений, свидетельствующих о гневе, и больше неискренних улыбок, чем здоровые мужчины (Rosenberg, Ekman, Jiang, Babyak, Coleman). Результаты, подобные этим, могут повлиять на лечение таких пациентов.

    В процессе обучения будущих врачей и психотерапевтов все более заметное место отводится приобретению ими знаний о коммуникационных факторах. Тем не менее они, как правило, получают явно недостаточную подготовку в том, что касается общения с пациентами, включая и распознавание состояния, в котором находится больной, с помощью посылаемых им невербальных сигналов. Понятно, что врачам нужны такие знания. Однако очень важно, чтобы врачи не только замечали невербальные сигналы, посылаемые пациентами, но и умели правильно интерпретировать их. Известно об исследовании, в котором профессора-хирурги ошибочно делали вывод о недостаточной подготовке студентов, если те во время устного экзамена отводили взгляд в сторону. Важно замечать невербальные сигналы, но еще важнее — правильно интерпретировать их и уметь не обращать на них внимания, если в данный момент наибольшее значение имеет то, что пациент выражает словами.

    Невербальные признаки можно также использовать в качестве источника информации о результативности лечения. Так, в результате психотерапевтического воздействия могут измениться звучание голоса, улыбки, движения и другие формы невербального поведения (Ellgring & Scherer; Ostwald).

    До сих пор мы говорили о том, как могут использовать невербальные сигналы врачи и психотерапевты. Но пациенты тоже наблюдают за ними, желая увидеть признаки понимания, интереса, симпатии или антипатии или обрести спокойствие.

    Невербальное поведение терапевта может способствовать установлению хороших, доверительных отношений и полноценному обмену информацией, то есть так называемого «терапевтического альянса», но может и привести к тому, что пациент почувствует себя обделенным вниманием и непонятым. И пациенты, и врачи могут с определенной, хотя и не очень высокой, точностью судить о том, насколько они симпатичны друг другу, что может иметь далеко идущие последствия (Hall, Ног- gan, Stein, & Roter). Согласно результатам этого исследования, пациенты, к которым врачи относились с меньшей симпатией, были меньше удовлетворены общением и чаще задумывались о том, чтобы сменить врача. Больные больше удовлетворены общением с докторами и считают, что те проявляют к ним симпатию, если они смотрят в глаза, наклоняются к ним, кивают головой, подходят близко и разговаривают участливым, энергичным голосом. Иногда наилучшие результаты приносят некоторые комбинации этих форм невербального поведения. Гак, показано, что более всего пациенты были удовлетворены, когда негативные интонации врача сочетались с его позитивными словами (Hall, Roter, & Rand). Иногда невербальное поведение врачей может свидетельствовать о непростых отношениях с пациентами. У хирургов, на которых чаще подавали в суд, были голоса, позволявшие предположить у них склонность к доминированию.

    Пациенты врачей, способных понимать смысл невербальных сигналов, более удовлетворены общением с ними и не пропускают визитов (DiMatteo, Taranta, Friedman, & Prince; DiMatteo, Hays, & Prince). Авторы этих исследований показали также, что у врачей, которые при выполнении постановочного задания более точно продемонстрировали невербальные признаки эмоций, были более удовлетворенные и покладистые пациенты. Пока что мы не знаем, как эти врачи используют свои хорошие невербальные навыки во время общения с пациентами, но можно предположить, что они умеют выразить симпатию, создать доверительную атмосферу и обратить внимание на те проблемы больного, о которых он промолчал.

    Сегодня будущие врачи знают, насколько важны хорошие отношения с пациентами. Считать, что врачи и пациенты лишь исполняют хорошо заученные роли или что врачи — это когнитивные машины, «выдающие на гора» профессиональное поведение, не испытывая при этом никаких чувств, — заблуждение. Между клиницистами и пациентами всегда складываются отношения; они могут быть строго официальными, но все равно это отношения. Поэтому все, что нам известно о роли невербального поведения в формировании симпатии, установок, впечатлений, взаимопонимания, эмоций и убеждения, имеет к ним самое непосредственное отношение.