Правила фехтования. Поединки: правила проведения и судейства Спортивное фехтование на шпагах

Фехтовальщики соревнуются на поле боя, имеющем ширину 150-200 см и длину 14 м. Перед началом боя спортсмены располагаются в двух метрах от середины поля боя. Если во время боя участник пересечет заднюю границу поля боя, ему засчитывается штрафной укол.

Снаряжение состоит из маски, костюма, гетр и перчатки.

Фехтовальные бои проводятся судьей с помощью аппарата - электрофиксатора. Судья руководит боем и присуждает уколы в соответствии с правилами для каждого вида оружия.

Судейство ведется на французском языке - официальном языке ФИЕ.

Фехтование на рапирах и саблях - условное, основанное на так называемом праве атаки. Фехтовальщик имеет право атаки, если он инициативно атакует противника, не пытающегося нанести укол. Если же противник парировал атаку, то право на ответный укол переходит к нему. Если фехтовальщик пытается поразить соперника, уже находящегося в атаке или наносящего ответный укол после правильно взятой защиты, то для того чтобы выиграть, он должен опередить его на "фехтовальный темп" - условное время, за которое фехтовальщик может выполнить одно простое фехтовальное действие; выпад, шаг вперед, финт и т.п. В противном случае ему присуждается укол (удар). Если фехтовальщики выполняют одновременные атаки, то нанесенные в этих атаках уколы (удары) не засчитываются.

Соревнования на шпагах более приближены к условиям дуэльного боя. Выигравшим считается тот, кто на 1/25 сек. раньше нанесет укол своему противнику. Если пауза между уколами, нанесенными обоими участниками, менее 1/25 сек., уколы присуждаются обоим.

Перед присуждением уколов в фехтовании на рапирах и саблях судья анализирует происшедшую фехтовальную схватку. В боях на шпагах схватка не анализируется, а укол присуждается на основании показаний электрофиксаторов.

В соревнованиях на рапирах и саблях поражаемая поверхность спортсмена покрыта токопроводящей курткой. Электрорапира и электрошпага имеют контактный наконечник, который соединен проводками, идущими в желобе оружия, с розеткой, находящейся внутри гарды.

Перед боем фехтовальщик присоединяет свое оружие к личному шнуру, который проходит под курткой. Этот шнур соединяется с катушкой, автоматически сматывающей провод и соединенной с центральным аппаратом, фиксирующим уколы и удары зажиганием ламп и звуковым сигналом. С начала 1990-х годов ФИЕ стало успешно внедрять аппарат, работающий без катушек-сматывателей.

Когда рапирист или шпажист наносит укол, головка наконечника "утапливается", что приводит к зажиганию ламп аппарата, находящегося со стороны его противника.

В соревнованиях саблистов сигналы фиксируются, когда сабля участника с определенной силой приходит в контакт с электропроводящей курткой соперника, то есть когда спортсмен наносит удар или укол.

Аппарат устроен таким образом, что уколы, нанесенные в гарду или по не поражаемой поверхности, не регистрируются.

В боях на рапирах действительные уколы фиксируются зажиганием красной лампы с одной стороны и зеленой лампы с другой стороны, недействительные уколы - зажиганием белых ламп.

При фехтовании на рапирах и саблях аппарат не показывает преимущества времени нанесения укола одним фехтовальщиком перед временем нанесения укола другим фехтовальщиком, и поэтому при зажигании одновременно красной и зеленой ламп судья в соответствии с правилами решает, кому из участников засчитывается укол.

В фехтовании на шпагах зажигаются только красные и зеленые лампы. Аппарат показывает, кто из участников нанес укол раньше, поэтому при зажигании лампы судья присуждает укол тому из спортсменов, с чьей стороны она зажглась, а при зажигании двух ламп присуждается обоим участникам по уколу. Для того чтобы уколы, нанесенные в пол, не фиксировались аппаратом, поле боя покрывается токопроводящей, чаще всего металлической, дорожкой.

Перед боем на рапирах и шпагах судья проверяет специальным грузом-эталоном сопротивление пружины наконечника электрооружия. Рапира должна регистрировать уколы, нанесенные с силой более 500 г, а шпага - с силой более чем 750 г.

Личные соревнования проводятся по смешанной системе; тур отборочных групп, тур прямого выбывания и финал из 8 или 4 спортсменов. В соревнованиях взрослых лучшие 16 спортсменов по рейтингу ФИЕ освобождаются от тура отборочных групп и первого тура прямого выбывания.

В туре отборочных групп бои ведутся на 5 уколов (ударов). Время боя - 4 минуты. По итогам этого тура участники заносятся в таблицу прямого выбывания.

В туре прямого выбывания в финале бои ведутся на 15 уколов (ударов). Время боя - 9 минут, разделенные на три периода по 3 минуты. Между периодами предоставляются одноминутные перерывы для отдыха.

Командные соревнования проводятся по системе прямого выбывания с определением всех мест. Командные встречи проводятся способом "эстафеты". Каждый участник одной команды встречается с каждым участником другой команды. Таким образом встреча состоит из 9 боев. Бои ведутся на 5 уколов (ударов). Время боя - 4 минуты. Начиная со второго боя, каждая пара начинает бой со счета, зафиксированного в предыдущем бою.

Все бои ведутся до победы одного из спортсменов. Если же время боя истекло, а счет равный, то участникам дается дополнительная минута, в которой они фехтуют до первого решающего укола. Перед дополнительной минутой проводится жеребьевка, которая определяет, кому будет присуждена победа, если время истечет, а счет останется равным.

Соревнования фехтовальщиков проходят на площадке, длина которой 14, а ширина 2 метра. На ней имеется специальная разметка, проведенная в виде центральной линии, двух отметок исходных позиций, боковых и задних рубежей дорожки. Со всех сторон дорожки прорисованы двухметровые отрезки контрастного цвета, служащие напоминанием участнику поединка о том, что он находится в критической близости к своему заднему рубежу.

Снаряжение и экипировка

Фехтование предусматривает проведение поединков на трех видах оружия. К ним относятся:

  1. Рапира. Элемент имеет клинок с четырьмя гранями, компактную защитную гарду. Оружие предусмотрено для нанесения колющих ударов в поражаемую поверхность соперника, которой считаются передние части туловища и спина до пояса. Попадание в маску, верхние или нижние конечности не засчитывается, но бой при этом останавливается;
  2. Сабля относится к типу легкого оружия. Она оснащена плоским клинком, дугообразной гардой. Оружие используется как рубящий и колющий элемент. Поверхность поражения составляют все части тела, которые находятся выше условной линии, прочерченной через вершины углов тела и бедер участников, находящихся в боевой стойке. Удары по непоражаемой поверхности не считаются, поединок продолжается;
  3. Шпага – тяжелое оружие с трехгранным клинком и мощной гардой. В бою засчитываются все уколы нанесенные противнику, кроме попадания в затылочную часть.

Экипировка фехтовальщика состоит из защитного кевларового костюма белого цвета, брюк на подтяжках, гетр, специальной обуви, предохранительной удароустойчивой маски, перчаток с токопроводящими манжетами, металлизированного жилета или куртки, позволяющих фиксировать удачное проведение укола оружием.

Проведение боя

Перед тем как начать бой, оппоненты размещаются на исходной точке, в позиции боком. Начало и окончание поединка фиксирует судья. Финальная стадия турнира предусматривает проведение трех раундов по 3 минуты с 60-ти секундным перерывом.

Ведение боя по правилам фехтования заключается в том, чтобы до ответного действия противника атака была парирована. Тот из участников, кто первым начал активные действия, считается атакующим. В случае синхронного проведения удара или укола преимущество остается за атакующим спортсменом. Обоюдные уколы не засчитываются при проведении боя на рапирах или саблях.

Бой на шпагах выглядит более реалистичным. Здесь не действует преимущество в атаке, балл получает тот спортсмен, который за отведенное время поразит оппонента (применяется электронная система фиксации).

Судейство и определение победителя

В команду судей входят ассистенты, секундометрист и руководители поединка (основные рефери). Перед стартом арбитр проверяет правильность экипировки и состояние оружия. Боковые судьи помогают в ходе боя фиксировать правильность поражений и определяют нарушения.

Электрическая сигнализация обустроена для того, чтобы фиксировать точность попадания и сам факт укола. Выигрывает спортивное сражение тот спортсмен, который первым набирает 15 очков или больше. В случае ничьи назначается дополнительный раунд, длящийся до первого точного укола.

Нарушения

Правила соревнований предусматривают следующие нарушения:

  • Если спортсмен делает заступ за боковые грани дорожки, ему присуждается «метровый» штраф, который чреват возобновлением боя с расстояния одного метра в пользу оппонента;
  • При допущении заступа за свою заднюю линию также присуждается штрафной укол;
  • Аналогичная кара следует за нарушение, не позволившее оппоненту нанести правильный удар;
  • В определенных случаях не засчитывается укол, который нанесен путем перекладывания оружия из руки в руку.

К нарушениям относится атака соперника быстрым бегом, умышленное соприкосновение телами, удар оружием по поверхности рабочего поля, атакующие манипуляции свободной рукой. Запрещено покидать площадку до окончания поединка, снимать маску и защитный наконечник с рабочего элемента в период проведения боя.

Крайними методами наказания за нарушения является предъявление спортсмену желтой, красной и черной карточки. Первый вариант показывается за предупреждение. Красная карточка предъявляется за несколько грубых нарушений и влечет за собой наказание в виде штрафного укола. Черная карточка означает дисквалификацию фехтовальщика.

Бейсбольный мяч: каким он должен быть?

Современный бейсбольный мяч представляет собой сферический предмет из кожи, набитый различными...


Правила фехтования.

Фехтование — это состязание между двумя бойцами, которые пытаются поразить (коснуться) друг друга в отведенные для этого места, для того чтобы набрать достаточное количество очков для выигрыша. Первый из оппонентов, кто нанесет 15 засчитанных касаний противнику признается победившим в индивидуальном соревновании, и первая из команд нанесшая 45 засчитанных касаний также признается победителем.

Бой начинается словами судьи «En garde! (Защищайся!)». Фехтовальщики занимают позиции на «линии защиты», которая располагается на расстоянии 2 метров в каждую сторону от центра, поворачиваются боком, чтобы одна нога была впереди другой, направляют оружие на противника, при этом свободная рука отводится назад. После зачисленного очка они всегда возвращаются на данную позицию.

Подсчет очков.

После того, как судья дал команду начинать бой, фехтовальщики начинают пытаться поразить друг друга пока они находятся на помосте или арене. Индивидуальные бои делятся на 3 трехминутных поединка с перерывом в 1 минуту. Выигравшим считается тот, кто первым наберет 15 очков, или лидер по результату, если до окончания времени не будет достигнут результат в 15 очков.

Оружие соединено с электронной системой, которая регистрирует каждый удар. Состязания на рапире и сабле сопровождаются красным и зеленым светом, по одному на каждого участника. Когда происходит попадание, загорается соответствующий свет, чтобы показать кто из фехтовальщиков получил очко (свет загорается у потерпевшего). При состязаниях на шпаге белый свет также загорается когда нанесен удар за пределы зоны удара. Судья приостанавливает бой после каждого сигнала и определяет засчитан ли удар. Если было присуждено очко, то состязание продолжается с линии обороны.

Равенство очков.

Если результатом по прошествии 9 минут является ничья, то добавляется 1 минута «до первого попадания». Для того чтобы избежать ничьей и в этом случае, до того как минута будет добавлена проводится жеребьевка, для определения победителя если счет не изменится за добавленную минуту.

Командные соревнования.

В командных соревнованиях, каждый фехтовальщик должен выступить против 3 участников из команды противника. Несмотря на то, что время боя не вышло, первый бой заканчивается при достижении результата 5, второй 10, и так далее до 45 очков, или проводятся все 9 боев. Индивидуальные соревнования включают в себя 40 участников. Посев участников основан на мировом рейтинге, и многие выбывают из соревнований уже в первом бое, т. к. расчетное количество оппонентов 32.

Командные соревнования могут включать от 8 до 12 команд по 3 человека в каждой. Они также основываются на результатах индивидуальных соревнований, также происходит много выбываний по результатам первых боев (если количество команд более 8). Количество сокращается до 8 команд.

Турнир проводится по простейшей схеме. Олимпийская квалификация Индивидуальные фехтовальщики квалифицируются согласно их мировому рейтингу по одной из 4 зон: Европа, Америка, Африка и Азия-Океания или согласно их членству в прошедшей квалификацию команде. Все члены команды автоматически квалифицируются как индивидуальные участники. Страна-хозяйка может выставить 5 фехтовальщиков без учета тех, кто пройдет квалификацию.

Фехтование - это набор приемов и навыков владения специальным холодным оружием. Кроме того, фехтованием называют бой между двумя противниками, ведущийся при помощи холодного оружия. Такие бои могут быть спортивными, сценическими либо реальными.

Историческое развитие
Фехтование появилось в древности. Еще во времена египетских фараонов устраивались состязания. Это подтверждают и фрески с изображением бойцов с оружием, отдаленно напоминающим современные сабли. В отдалении находятся люди с перьями в руках для записей, что указывает на наличие судей.
Дальнейшая история развития фехтования изучена более глубоко и имеет исторические подтверждающие факты. Самым важным в фехтовании является владение холодным оружием. Виды оружия исторически изменялись и развивались от древнего меча до современных мечей и шпаг.
В Древнем Риме воины-легионеры обязаны были владеть умениями фехтовальщика. Также обучались фехтованию и гладиаторы, что добавляло зрелищности гладиаторским боям на арене. Во времена Древней Греции фехтование становилось более благородным умением. Дети граждан изучали его в обязательном порядке как одну из основных дисциплин. В Средние века, когда все дворяне являлись рыцарями, их обязанностью было уметь фехтовать. Это было необходимо не только для красоты, но и для защиты.
Самым первым оружием для фехтования были длинные и узкие мечи с защитой руки в виде сложной гарды. Совместно с мечами использовались щиты, что требовало значительной физической силы от фехтовальщика. В дальнейшем стали цениться ловкость и знание быстрых приемов, изучаемых в виде специальных упражнений. Это повлияла смена тяжелого оружия более легким и удобным в руке. Также свой след оставило и огнестрельное оружие.
В начале 15 века в Испании фехтование перешло в разряд искусства. В 1474 году появились первые письменные работы, описывающие приемы владения оружием. Во Франции 16-го века также выпускались работы и учебники по фехтованию. Самыми искусными фехтовальщиками считались мушкетеры короля. Через некоторое время поединки по фехтованию стали проводиться в присутствии судей. В дальнейшем появилось спортивное фехтование, которое и продолжает существовать до сегодняшнего дня как один из видов спорта.

Современное спортивное фехтование
Целью спортивных соревнований являются нанесение уколов спортивным холодным оружием. При этом необходимо избегать уколов противника. Соревнование проходит в высоком темпе до нанесения определенного количества уколов одним из противников. Существуют поединки, в которых длительность поединков ограничивается. Победа в таких случаях присуждается спортсмену, нанесшему большее количество уколов. В спортивном фехтовании поединки проходят только между двумя спортсменами.
Поединки проводятся на специально оборудованной полосе или дорожке. Ширина ее не более двух метров. Для движения спортсменов длина дорожки установлена 14 метров. Начинается бой со стартовой позиции, где расстояние между соревнующимися 2 метра. Выход за пределы дорожки считается пропущенным уколом.
Экипировка для боев изготавливается из специального материала, проводящего электрический ток. Уколы противника фиксируются прибором, улавливающим электрический сигнал от костюма. Арбитр обязан учитывать показания прибора при оценке боя. Также, арбитр учитывает правила ведения поединка, принимает решение о зачислении укола либо его отмене. Для различных видов оружия существуют свои специфические правила.

Фехтование с помощью рапир
Спортивная рапира - это оружие с четырехгранным клинком. Рапира может атаковать только колющим ударом. Длина ее колеблется от 90 до 110 сантиметров. Для защиты руки возле ручки крепится круглая гарда. Ее диаметр равен 12 сантиметрам. В наконечнике рапиры находится пружина. Срабатывает она при давлении более 500 грамм для фиксации укола. Если давление меньше либо продолжительность укола меньше 0,025 секунды, то фиксации нет.
Фехтовальщики облачены в металлизированные куртки. Эта ткань проводит электрический ток и прибор фиксирует касание рапиры. Такая ткань одевается исключительно на места, являющиеся поражаемыми согласно правилам соревнований. Поражение остальных частей тела фехтовальщика не добавляют противнику очков.
В процессе проведения поединка, спортсмены обязаны находиться в пределах дорожки. Выход из этих пределов в сторону является причиной остановки боя. При пересечении краев дорожки сзади начисляются штрафные очки либо уколы.
Исторически рапиры являлись обучающим оружием. Ученики изучали боевое искусство владения холодным оружием при помощи простейших рапир. Основной задачей при обучении являлось нанесение удара в атаке и быстрый переход в защиту. При этом важным было не получить удар от противника.
Современные правила поединков на рапирах также утверждают правоту атаки и правоту защиты. Как и исторически, это означает невозможность атаки пока не отражена атака противника и приоритет атаки после успешной защиты соответственно. Правоту устанавливает арбитр с возможностью остановки состязания для фиксации либо отмены уколов.
Правилами фехтования на рапирах запрещаются столкновения противников. Виновный при повторном столкновении наказывается штрафным уколом. Бывают ситуации, когда необходимо остановить бой. Например, когда фехтовальщики перемещаются за спины друг другу. Каждый современный поединок снимается камерами и арбитр либо фехтовальщики вправе просмотреть запись. По результатам просмотра выносится решение в спорной ситуации.

Фехтование на шпагах

В спортивном фехтовании проводятся соревнования с таким оружием, как шпага. Это колющее оружие с трехгранным гибким клинком. Как и в рапире, на шпаге имеется гарда диаметром 13,5 сантиметра. Длина шпаги равна 110 сантиметров при массе, достигающей 770 грамм. Некоторые фехтовальщики специально используют более тяжелые клинки.

При проведении поединков уколы могут быть нанесены в любую часть тела. Фиксируется такой укол только при давлении больше 550 грамм. Индикатор фиксирующего аппарата не контролирует только затылок, оружие и дорожку для поединка.
В отличие от боев на рапирах, шпаги более интенсивное оружие. Противникам разрешено даже сталкиваться друг с другом. Также в таких боях нет приоритета действий и атаковать могут оба противника одновременно. Для большей мотивации быстрых атак фиксируются серии уколов с промежутками не более 0,25 секунды. Очки засчитываются обоим спортсменам при одновременной атаке. Только при равном счете пересматриваются и повторяются уколы для оценки арбитром.
Фехтование саблями Еще одним оружием для спортивного фехтования является сабля. Этот клинок трапециевидной формы сочетает в себе и колющее и рубящее свойства. Длина сабли может достигать 105 сантиметров. Изготавливаются сабли из стали с общей массой готового клинка 500 грамм. На рукоятке сабли находится гарда специальной формы, которая защищает руку со стороны клинка и со стороны пальцев.
При поединке фиксируются уколы и рубящие удары. Засчитываются только попадания в верхнюю часть тела выше талии. Для подсчета ударов на спортсмене одет защитный костюм с добавлением серебряной стружки и маска. Защитная одежда проводит электрический ток для регистрации ударов и уколов.
Правила ведения поединка на саблях намного ближе к бою на рапирах чем к шпагам. Также имеется преимущество атакующего перед контратакующим. Обозначается приоритет действий противников от одного к другому. Начинается фехтование с атаки, переходящей в защиту и снова нанесение ответа.
В поединках на саблях главной особенностью является практическое отсутствие уколов и максимальное количество ударов. Это придает зрелищности поединкам. Защита от рубящих ударов намного сложнее и бои проходят в максимально возможном темпе. Также в боях на саблях запрещен «скрестный шаг вперед» в отличие от других видов фехтования.

Фехтование – это вид спорта, в основе которого лежит едино­борство на одном из видов спортивного холодного оружия.

Занятия фехтованием развива­ют:

  • быстроту,
  • ловкость,
  • вынос­ливость,
  • силу,
  • самообладание,
  • способность к молниеносным решения,
  • действиям в сложных ситуациях боя.

В фехтовальном бою на рапире, шпаге или сабле цель спортсмена состоит в том, чтобы в заданное время нанести сопернику определенное количество ударов или уколов.

Если оружие и снаряжение соответствуют прави­лам, то эти уколы и удары не могут нанести повреждений сопернику.

Оружие и цель фехтования менялись с течением времени. Наряду с кулачным боем и борьбой фехтование является одним из самых древних видов единоборства, которое заро­дилось в Египте за 3000 лет до н. э. На протяжении тысячелетий фехтование было основной составной частью военного обучения и важным средством фи­зического закаливания организма. Почти до времен феодализма в фехтовании употреблялось тяжелое боевое оружие и массивные доспехи. С изобрете­нием огнестрельного оружия в XV в. началось по­степенное усовершенствование оружия для фехтова­ния. Удобное негромоздкое оружие все больше стало входить в употребление.

Первая книга по фехтованию появилась в 1516 г.

В XVI в. на смену мечу приходит шпага, чему во многом способствовал миланский фехтовальщик Агриппа. Он отказался от удара шпагой в пользу укола и положил основу современному держанию шпаги и управлению клинком. Итальянская систе­ма фехтования на шпагах, основанная сначала на ударах и уколах, а позднее только на уколах, завое­вала свое место в европейских странах до конца XVII в.

Франция – одна из стран классического фехтова­ния-вступила на путь самостоятельного развития фехтования позже. В 1633 г. французский мастер Бернар Ренне в своей книге излагает технику фехто­вания, очень близкую к современной. Во Франции большое распространение получило фехтование на рапирах.

В Германии было распространено «мензурное» фехтование-дуэль на шлегерах с плоскими зато­ченными концами. Соперники в поединке наносили друг другу режущие удары. «Мензурное» фехтова­ние длительный период было распространено среди молодежи, особенно в студенческих корпорациях.

В 1776 г. во Франции Ла Брауссие изобрел ма­ску для фехтования из проволочной сетки. Введение маски устранило всякую опасность в фехтовании на рапирах и способствовало его дальнейшему разви­тию.

После политического объединения Италии в XIX в. итальянская школа фехтования пережила новый подъем.

В 1861 г. был издан трактат руководителя ми­ланской военной школы Радаелли, который обоб­щил технику фехтования на саблях, позднее усовер­шенствованную в Венгрии. Неаполитанец Париз, создатель метода фехтования на рапирах и саблях, положил конец спору между северной и южной итальянскими школами фехтования. Париз стал ру­ководителем вновь образованной Центральной школы фехтования в Риме. Выпускники этой школы преподавали позднее в Германии, Австрии, Венгрии и в США.

К концу XIX в. во Франции начало развивать­ся современное фехтование на шпагах.

Международная федерация фехтования (ФИЕ) была образована в 1913 г. В настоящее время в ФИЕ входят национальные ассоциации около 80 стран. Фехтование на рапирах и саблях включено в программу олимпийских игр с 1896 г., на шпа­гах с 1900 г. В 1924 г. в олимпийскую программу было включено фехтование на рапирах среди жен­щин.

Материальное обеспечение

Для развития фехтова­ния необходимо большое количество материальных предпосылок.

Спортивное оружие

В современном фехтовании различаются следующие виды оружия: рапира, шпага, сабля. Рапира и шпага- колющее оружие. В зависимости от формы рукоятки различаются итальянские, французские и ортопедические рукоят­ки рапиры или шпаги. Сабля-рубящее оружие.

Рапира

Шпага

Сабля

Общая длина

Длина клинка

Диаметр гарды

15 см по дли­

не и 14 см по

Общий вес

Электроаппаратура

В фехтовании на рапирах и шпа­гах электроаппаратура помогает судьям выносить более объективное и точное решение.

Электроаппаратура срабатывает в том случае, когда наконечник рапиры или шпаги соприкасается с поражаемой поверхностью соперника. В фехтова­нии на шпагах цветная лампа электрофиксатора за­горается в результате замыкания электроцепи, в то время как в фехтовании на рапирах-при ее размы­кании. Если укол пришелся по непоражаемой по­верхности или в пол, зажигается белая лампа. Если зажигаются одновременно и цветная и белая лампы, то укол не засчитывается.

При фехтовании на рапирах необходимо, что­бы при уколе давление на наконечник оружия было не меньше 0,5 кг, а при фехтовании на шпагах-0,75 кг. В конце дорожки находятся катуш- ки-сматыватели, на которые наматывается шнур, соединяющий фехтовальщика с электрофиксато­ром. Шнур, проходящий под фехтовальной курт­кой, подсоединяется к оружию через его рукоятку и клинок к наконечнику.

Дорожки для фехтования

Для проведения сорев­нований по фехтованию и для тренировок подходят залы с матовым деревянным полом с ярким, но не слепящим освещением. Дорожка для фехтования представляет из себя покрытый линолеумом или другим аналогичным материалом прямоугольник.

Ширина дорожки для всех видов фехтования колеб­лется от 1,80 до 2 м. Ее длина для фехтования на рапирах-12 м, на шпагах и саблях-18 м. Но из практических соображений соревнования проводят­ся, как правило, на дорожках длиной 14 м. Если спортсмен переступает заднюю линию границы, то в фехтовании на рапирах его возвращают на 1 м от границы, в фехтовании на шпагах-на 2 м, саб­лях-5 м.

При необходимости можно обозначить на полу контуры дорожки необходимой длины. Из со­ображений безопасности с каждого конца дорожки должно быть свободное место для пробега длиной 1,50-2 м. Для фехтования на рапирах и шпагах с электрофиксаторами дорожки изготавливаются со специальным медным покрытием (металлическая дорожка), которое заземляется, чтобы уколы об пол не фиксировались.

Одежда и снаряжение

В костюм фехтовальщика, выполненный из белой плотной материи, входят куртка и брюки, застегивающиеся ниже колен, а также перчатки, гетры или белые чулки, спе­циальные фехтовальные или резиновые туфли и фехтовальная маска.

Обязательной принадлежностью для женщин яв­ляется специальный бюстгальтер из кожи или легкого металла. Для предотвращения травм спортсмены должны иметь под курткой предохра­нительный набочник с длинным рукавом, который надевается на вооруженную руку. Кроме того, саб­листы надевают на вооруженную руку налокотник. При фехтовании на рапирах с электрофиксатором поверх фехтовальной куртки надевается электро­куртка, сделанная из тонких металлических нитей. Она должна полностью покрывать те части тела, по которым разрешено наносить уколы. В фехтова­нии на рапирах и шпагах в состав снаряжения вхо­дит личный шнур, соединяющий оружие с катуш­кой электрофиксатора.

Разделение на возрастные группы и спортивные разряды

В фехтовании на всех видах оружия разли­чают возрастные группы и спортивные разряды. Возрастные группы в ГЕРМАНИИ определяются по коли­честву исполнившихся лет на 1 июня каждого года. Для юниоров старшего возраста расчетным днем служит 1 января (по правилам ФИЕ).

В фехтовании различают следующие возраст­ные группы (ВГ): ВГ 10/11 (дети до 11 лет), ВГ 12 (до 12 лет), ВГ 13 (до 13 лет), ВГ 14/15 (с 14 до 15 лет), ВГ 16/17 (с 16 до 17 лет), юниоры (с 18 до 20 лет) и мужчины (от 20 лет и старше).

Спортсмены ВГ 10/11 и ВГ 12 фехтуют только на рапирах, спортсмены других ВГ -на всех видах оружия; женщины фехтуют только на рапирах. Спортивные разряды. В зависимости от спор­тивных результатов школьникам и подросткам мо­гут быть присуждены III, II и I спортивные раз­ряды, а юниорам и мужчинам, кроме того, звания кандидата в мастера и мастера спорта.

Время боя и количество уколов (ударов)

Если со­ревнования проводятся по круговой системе, то чи­стое время боя составляет 6 мин и бой ведется до 5 уколов.

В соответствии с новыми правилами ФИЕ на международных турнирах и чемпионатах по фехто­ванию соревнования проводятся по системе прямо­го выбывания после того, как осталось 32 или 16 (в зависимости от общего количества) участников. При этом мужчины проводят бои до 10, а жен­щины до 8 уколов, причем время боя составляет соответственно 12 и 10 мин. Если один из спорт- сменов нанесет до истечения времени боя 5 уколов (8 или 10 уколов при проведении соревнований по системе прямого выбывания), то в этом случае бой заканчивается досрочно. Если по истечении време­ни боя на рапирах и саблях соперники нанесли оди­наковое количество уколов, то число уколов увели­чивается до необходимого числа минус один укол, и бой проводится без ограничения времени до пер­вого укола.

Если по истечении времени боя счет не равный (например, 3:2), то в этом случае число уколов уве­личивается таким образом, чтобы у спортсмена, на­несшего большее количество уколов, их число со­ответствовало заданному числу уколов (например, при счете 4:3 до 5:4, или до 8:7, или до 10:9). В фехтовании на шпагах при ничейном счете уко­лов обоим спортсменам засчитывается обоюдное поражение.

Нанесение уколов (ударов)

В фехтовании на рапи­рах и шпагах действительными засчитываются только уколы, наносимые острием клинка. В фехто­вании на саблях действительными засчитываются уколы, наносимые острием клинка, и удары, нано­симые всем лезвием и частью обуха клинка.

Удары (уколы) можно наносить только по по­ражаемой поверхности тела. Уколы (удары), при­шедшиеся по непоражаемой части тела, лишь пре­рывают поединок.

В фехтовании существуют строгие правила ве­дения боя. На каждую атаку соперника фехтоваль­щик должен отвечать защитой (отбивом), и лишь в этом случае возможен дальнейший ответ, после которого соперник уже не может продолжать ата­ку. Если фехтовальщик защищается не отбивом, а контратакой, то последняя засчитывается только в том случае, если она проведена перехватом клини­ка соперника в линии атаки или останавливающи­ми уколами и ударами в темп. Темп-промежуток времени, необходимый фехтовальщику для выпол­нения одного простого движения, или обобщенная форма времени, определяющая опережение укола (удара). Если фехтовальщики наносят друг другу уколы одновременно, то старший судья выносит решение о том, была ли это обоюдная атака, или кто-то был тактически прав. В случае обоюдной атаки уколы (удары), нанесенные обоими спортсме­нами, аннулируются. Во втором случае судья за­считывает укол спортсмена, который был тактиче­ски прав. Лишь в фехтовании на шпагах одновре­менные уколы (с разницей менее 1/25 сек) засчиты­ваются обоим фехтовальщикам.

Нарушение правил

В случае неспортивного пове­дения фехтовальщику делается предупреждение и ему засчитывается штрафной укол или его сни­мают с соревнований. К подобным нарушениям относятся: любой вид насилия оружием или телом, преднамеренное столкновение-в фехтовании на шпагах только в случае жестких действий; отступ­ление за собственную линию границы, несмотря на предупреждение; преднамеренный выход за боко­вую линию дорожки; способствование действиям соперника или оскорбительные высказывания в его адрес; снаряжение или оружие, не соответствующее правилам, неспортивное поведение по отношению к судье.

Командные соревнования, Во всех соревнованиях по фехтованию команда состоит из 4 человек. Каждый член команды проводит бой с каждым фехтовальщиком из команды соперника.

Турниры

Видео: Международный турнир по фехтованию среди кадетов им. С.А. ШАРИКОВА, сабля девушки

Если на турнир выносятся соревнования по всем видам фехтования, то они проводятся в следующем порядке: рапира (мужчины), сабля, рапира (женщины), шпага. В соревнованиях по ка­ждому виду оружия сначала проводятся личные по­единки, а потом командные соревнования. Победи­тели выявляются в личном зачете и в командном зачете по круговой системе (отборочный круг, про­межуточный круг, полуфинальный и финальный круг) по системе с прямым выбыванием.

При кру­говой системе в одной группе из 6 спортсменов каждый спортсмен должен встретиться со всеми 2 соперниками. 3 (или 4) лучших фехтовальщика переходят в следующий круг. Остальные выбывают из соревнований. Решающим является общее коли­чество побед в данном круге.

Если спортсмены на­брали одинаковое количество побед, то место опре­деляется путем выявления лучшей разницы нане­сенных и полученных ударов.

Если и в этом случае победитель не будет выявлен, проводится перебой. В командных встречах проводится лишь один пере­бой команд-участниц (за 1-е место).

В соревнованиях по круговой системе после проведения промежуточных, четвертьфинальных и полуфинальных соревнований 6 фехтовальщиков попадают в финал.

В соревнованиях с прямым выбыванием за 2 кру­га выбираются 32 или 16 спортсменов, каждо­му из которых назначается соперник для первого боя в соответствии с местом, занятым в промежу­точном круге. У проигравшего есть еще один шанс, но после второго поражения он выбывает из сорев­нований. В финал попадают всего 6 спортсменов (4 непосредственно и 2 спортсмена после второго боя). Финальные бои по круговой системе прово­дятся без учета предыдущих результатов. В случае одинакового числа побед и нанесенных и пропу­щенных уколов проводится перебой.

Судьи

Судейская коллегия состоит из старшего судьи, а в фехтовании на саблях, где нет электрофиксации уколов, из старшего судьи, 4 боковых судей. Стар­ший судья дает команды (на международных сорев­нованиях на французском языке), наблюдает за боевыми действиями обоих спортсменов, выносит решение о действительности и недействительности уколов, контролирует снаряжение и штрафует за нарушение правил.

Решения старшего судьи, ко­торые он выносит после анализа фехтовальной фразы, приведшей к уколу, неоспоримы. В случае необходимости, в соревнованиях на саблях, по обеим сторонам дорожки стоят боковые судьи и следят за тем, чтобы уколы были нанесены по по­ражаемой поверхности тела.

В этом случае при присуждении уколов и опре­делении их действительности старший судья имеет 1,5 голоса, боковые судьи-по 1 голосу.

Техника

Видео: Фехтование: техника боя

В отличие от других видов спорта, где техника является основой спортивного результата (спортивная гимнастика, прыжки в воду, фигурное катание), техника в фехтовании является способом достижения задач, поставленных перед спортсме­ном.

Спортсмен перемещается по дорожке в типич­ной для данного вида спорта фехтовальной стойке, которая дает ему возможность быстрее передви­гаться вперед и назад шагами и прыжками. Постав­ленные под углом друг к другу ноги обеспечивают устойчивое положение, а разворот туловища как бы отодвигает от соперника часть поражаемой поверх­ности. При атаках фехтовальная дистанция (рас­стояние между спортсменами) преодолевается с по­мощью выпада или атаки стрелой.

Управление оружием осуществляется действия­ми большого и указательного пальцев. Движения оружия складываются из движений руки, кисти ру­ки и пальцев. Различаются: а) движения, благодаря которым сопернику наносится укол; б) движения, с помощью которых оружие соперника устраняется из опасного положения; в) движения, которые при­водят к смене позиции и противостоят движениям соперника. Позиции различаются по номерам от 1 до 8. Если, например, спортсмен обводит оружие соперника по кругу и делает укол вдоль оружия соперника, то этот технический прием называет­ся скользящим круговым захватом (завязыва­нием) .

Фехтовальная стойка

Сложность фехтовальной техники заключается в ее точности и быстроте исполнения. Движения фехтовальщика находятся в тесной зависимости от всей фехтовальной ситуации (дистанция, поведение соперника и т.д.). Все это предъявляет особые тре­бования к временной и пространственной коор­динации отдельных движений и способности бы­стро перестроиться в зависимости от изменившихся условий боя. Ловкость является основой точности исполнения движений. Важнейшими физическими и кондициональными предпосылками являются также хорошая реакция и быстрота. Для полного овладения всеми техническими приемами необходи­мо в зависимости от условий и интенсивности тре­нировок от 6 до 10 лет.

Тактика

В фехтовании необходимо не только хо­рошее владение техникой, но и правильное ее ис­пользование в зависимости от ситуации. Во время боя каждый из спортсменов пытается при условии соблюдения правил добиться преимущества над со­перником. Для этого необходимо внимательно на­блюдать за действиями соперника, быстро распо­знавать его намерения и принимать моментальные решения. С помощью финтов можно направить со­перника по ложному следу, вызвав его атакующие действия, которые можно будет легко отразить, т. к. они именно и ожидались.

Благодаря по­стоянным угрожающим действиям можно сковать инициативу соперника, ограничить его защитные действия и замаскировать свои атакующие дей­ствия. Учитывая все вышесказанное, можно даже утверждать, что фехтовальный бой носит сильно выраженный интеллектуальный характер.

Сложность использования фехтовальной такти­ки объясняется еще и тем, что всю боевую ситуа­цию приходится оценивать на протяжении очень небольшого отрезка времени, в то время как сопер­ник точно так же пытается добиться успеха. В про­цессе разнообразного взаимодействия фехтоваль­щиков боевые действия выполняют различные функции.

Атака

Против пассивных соперников используются основные атаки. Для отражения атаки наряду с уклонениями используются прежде всего защиты (защиты оружием). Непосредственно после удачно проведенной защиты следуют ответные атаки (рипост). Если после удачной защиты не следует рипост, то атакующий спортсмен может после неудавшейся первой атаки перейти к продолжению атаки. Но может возникнуть и такая ситуация, ког­да обороняющийся спортсмен должен прибегнуть к контратакующим действиям. Это происходит в тех случаях, когда атака выполнена неверно, мед­ленно или когда соперник разгадал намерения ата­кующего фехтовальщика.

Ложная атака

Хорошие фехтовальщики всячески маскируют свои атаки и наносят уколы переводом, когда соперник, введенный в заблужде­ние с помощью финтов, выполняет соответствую­щую защиту (ложная атака), или вызывают сопер­ника с помощью ложной атаки на защиту-ответ или на контратаку, чтобы с помощью собственной защиты-ответа или контратаки нанести ему укол (атака второго намерения).

Для овладения тактикой фехтования необходи­ма специальная подготовка, постоянное совершен­ствование психических качеств спортсмена в тесной связи с технической подготовкой. Чем большим ко­личеством технических навыков обладает спорт­смен, тем разнообразнее и неожиданнее для сопер­ника могут быть его действия. Необходимый опыт добывается в процессе тренировок с различными партнерами и благодаря большой соревнователь­ной практике.

Подготовка и тренировка

При отборе детей для занятий фехтованием (с учетом достижения высших спортивных результатов) следует прежде всего обращать внимание на развитие координационных и функциональных качеств (ловкость, быстрота и т.д.). У ребенка должны быть достаточно хоро­шо развиты психические качества, необходимые для данного вида спорта, он должен получать удоволь­ствие от спортивного единоборства, уметь при­нимать молниеносные решения и быть не очень ма­ленького роста.

Лучше всего начинать заниматься фехтованием в 10 лет, но и в более позднем возра­сте можно добиться значительных успехов.

Подго­товка фехтовальщика проходит через 3 этапа: начальное обучение, специальная подготовка и подготовка на уровне высшего спортивного ма­стерства.

Начальная подготовка

Тренировки по фехтова­нию начинаются с изучения основных двигательных навыков, и в особенности шагов, выпадов, уколов или ударов, основных позиций и т. д. После началь­ного обучения в стандартных условиях тренировок на вспомогательных снарядах и с партнером прово­дятся тренировки, в процессе которых изучают­ся боевые действия, основы фехтовальной так­тики.

Специальная фехтовальная подготовка является со­ставной частью разносторонней подготовки; в едином воспитательно-подготовительном процессе фехтовальщиков происходит параллельное гармо­ническое развитие необходимых в дальнейшей со­ревновательной практике навыков и умений. Основ­ной упор на данном этапе подготовки делается на развитие силы воли, готовности к боевым дей­ствиям.

При помощи упражнений с партнером, макси­мально приближенных к условиям боя, учебным и тренировочным боям, происходит изучение тех­ники фехтования с учетом тактического аспекта во временной и пространственной зависимости от партнера. Специальная подготовка служит всесто­роннему развитию специальных фехтовальных на­выков, совершенствованию всего технико-тактиче­ского репертуара.

Для развития функциональных качеств служат прежде всего специальные упражнения на развитие скорости и скоростной выносливости.

Подготовка на уровне высшего спортивного мастер­ства. Целью подготовки на уровне высшего спор­тивного мастерства является достижение высших спортивных результатов. Здесь необходимо макси­мальное развитие умений и навыков. На данном этапе подготовки тренировки фехтовальщиков все более индивидуализируются. Спортсмен специали­зируется в тех действиях, которые ему лучше всего удаются, и отрабатывает их на индивидуальных за­нятиях с тренером. Совершенствование и стабили­зация боевых навыков осуществляется преимуще­ственно в условиях, максимально приближенных к боевым. На каждом этапе подготовки спортсмен получает и необходимые теоретические знания.