Определение суточного рациона питания. Расчет и оценка рациона питания взрослого населения Классификация болезней неправильного питания

13. СОСТАВЛЕНИЕ СУТОЧНОГО РАЦИОНА ПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Цель: научиться составлять рационы питания на основании суточной физиологической потребности человека в энергии, пищевых компонентах, а также с учетом принципов рационального питания

При составлении рациона питания особое внимание следует обратить на правильность подбора блюд и пищевых продуктов по отдельным приемам пищи.

Завтрак – первый прием пищи после сна, который должен обеспечивать человека необходимым энергетическим материалом и пищевыми компонентами.

Утром, в связи с понижением аппетита после сна, завтрак целесообразно начинать с закусок, которые возбуждают секрецию пищеварительных соков.

Затем должно следовать блюдо, являющееся основным источником энергии и пищевых веществ и не требующее длительного приготовления. Рекомендуется на завтрак мясное и рыбное блюдо с углеводным или овощным гарниром, запеканки и т.п.

Завтрак может быть бутербродным, а также включать отдельные гастрономические продукты – колбасу, яйца, сливочное масло и т.п.

Обязательным для завтрака является включение горячих напитков (чай, кофе, какао), которые оказывают тонизирующее действие.

Второй завтрак (или полдник) – не должен быть насыщенным, лучше всего для него подходят бутерброды или булочки со стаканом чая, молока, йогурта и т.п.

Обед – представляет собой основной прием пищи. Он должен начинаться с овощной или острой закуски для возбуждения аппетита и секреторной деятельности пищеварительного аппарата.

Затем следует жидкое первое блюдо, которое за счет содержания экстрактивных веществ стимулирует сокоотделение и подготавливает органы пищеварения к приему второго блюда.

Второе блюдо должно быть богато белком (мясное или рыбное) с овощным или крупяным гарниром.

Завершать обед следует сладким напитком, для чего рекомендуются такие холодные напитки как компот, кисель и т.д., которые обладают свойством тормозить секрецию пищеварительных соков. Исключают горячие сладкие напитки, т.к. они обладают возбуждающим секрецию свойством.

Ужин – должен включать легко переваривающиеся блюда. Это необходимо для того, чтобы переваривание пищи не затягивалось слишком долго, особенно, в желудке, чтобы до сна пища перешла из желудка в кишечник, где процессы переваривания в значительно меньшей степени, чем в желудке, сопровождаются возбуждением коры головного мозга.

Не рекомендуется на ужин очень жирная пища (рыбные консервы, свинина и т.п.), так как жиры перевариваются медленно, а продукты расщепления жиров поступают в кровь во время сна. Это приводит к ухудшению снабжения тканей кислородом, ускорению свертывания крови, образованию тромбов, что является причиной развития сердечно-сосудистых заболеваний. Исключаются из меню ужина блюда и продукты, возбуждающие ЦНС. В качестве напитков на ужин лучше использовать некрепкий чай, молоко или молочные напитки. Не рекомендуется включать в ужин тонизирующие напитки.

При работе в вечернюю смену режим питания аналогичен режиму в дневную смену, только часы приема пищи несколько сдвинуты. В вечернее время рабочим должен предоставляться ужин, составляющий около 30 % от суточной потребности.

В состав скомплектованного ужина в вечернюю смену следует включать холодные, преимущественно овощные блюда – салаты, винегреты, допускается использование гастрономических продуктов, одно второе блюдо, сладкое блюдо или напиток.

Второе блюдо может быть мясным, рыбным, овощным. В ужин целесообразно использовать также блюда из творога, овощей, картофеля и др.

При работе в ночную смену ночной прием пищи должен организовываться через 3,0-3,5 часа после начала работы. Он включает легко перевариваемые блюда, содержащие вещества, возбуждающие ЦНС, а также тонизирующие напитки. Комплектация ночного приема пищи зависит от тяжести труда.

Ночной прием пищи для рабочих немеханизированного труда предусматривается из 3-х блюд. Он должен включать первое блюдо, второе блюдо и напиток. При этом жидкая часть не должна превышать 0,5 л (полпорции первого блюда, стакан кофе или крепкого чая).

Ночной прием пищи для рабочих механизированного труда предусматривается из 4-х блюд, состоящих из закуски, первого и второго горячих блюд и напитка. Первое блюдо необходимо готовить на костном бульоне, поскольку в нем содержится значительное количество экстрактивных веществ, возбуждающих секрецию пищеварительных соков. Второе блюдо должно быть жареным или тушеным, гарнир, как правило, из овощей. Для стимуляции ЦНС в ночной прием пищи следует включать крепкий чай, кофе, какао.

Задание для самостоятельного выполнения:

Задание 1. Составить суточный рацион питания человека.

Составление суточного рациона питания начинается с отдельных приемов пищи (завтрака т.д.), для которых подбирается меню в соответствии с рекомендациями, приведенными выше. Для определения химического состава рациона следует пользоваться справочниками «Химический состав пищевых продуктов» книги 1,2 (1987), «Химический состав блюд и кулинарных изделий»(1994), «Химический состав российских продуктов питания» (2002).

Данные по составлению суточного рациона следует представить в виде рабочей таблицы, с указанием наименования приема пищи, наименования блюда или продукта, количества продукта, а также химического состава по отдельным блюдам или продуктам. Рецептуры блюд с указанием выхода прилагаются отдельно. Для составления рациона рекомендуется использовать «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания». При расчете химического состава необходимо учитывать изменения пищевых компонентов в ходе технологической обработки.

По каждому приему пищи и по суточному рациону в целом подсчитываются фактические суммарные показатели химического состава и энергетической ценности, под которыми указываются физиологические нормативы, взятые из MP 2.3.1.2432 – 08 Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Норма энергетической ценности суточного рациона рассчитывается с учетом пола и рода деятельности человека (выбираются самостоятельно).

Полученные фактические данные должны быть близки к нормативам, расхождения между ними не должно превышать в среднем ± 5-10 %.

Если расхождения превышают эту величину, следует заменять то или иное блюдо или продукт на другой и сбалансировать таким образом, чтобы приблизить фактические данные к нормативным. Результаты работы оформить в виде рабочей таблицы (по форме таблицы 9).

Таблица 9 – Рабочая таблица по составлению суточного рациона питания человека

*НЖК – насыщенные жирные кислоты

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Занимательная анатомия роботов автора Мацкевич Вадим Викторович

Введение. Роботы – помощники человека Как только не называют нынешнее столетие – «атомный век», «космический век», «век электроники». С не меньшим основанием можно назвать его веком роботов. Ещё совсем недавно эти устройства существовали лишь на страницах научно –

Из книги Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных систем автора Раскин Джефф

1.3. Ориентация на человека и на пользователя Мы слишком усложнили программное обеспечение и забыли главную цель. Джим и Сандра Сандфорс Не только разработчики интерфейсов, но и руководители предприятий электронной и компьютерной промышленности понимают необходимость

Из книги Чтобы лучше познать самих себя... (Сборник) автора Комаров Виктор

О МЕСТЕ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В МИРОЗДАНИИ В. Н. Комаров Прежде всего необходимо подчеркнуть, что изучение проблемы космических цивилизаций относится к области фундаментальных научных исследований. А такие исследования обладают специфическими особенностями,

Из книги Обеспечение безопасности образовательного учреждения автора Петров Сергей Викторович

10.2. Воздействие электрического тока на человека Ток, проходящий через тело человека, действует на организм не только в местах контакта и путях протекания тока, но также и на кровеносную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы.Виды травм, связанных с воздействием

Из книги Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие автора Петров Сергей Викторович

Глава 5 СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧЕЛОВЕКА Лучшие обманы – те, при которых вы как бы предоставляете другому человеку выбор: у ваших жертв возникает иллюзия свободы выбора, а на самом деле они лишь марионетки. Роберт

Из книги Управление электрохозяйством предприятий автора Красник Валентин Викторович

9.3. Составление Акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок и сооружений напряжением до 1000 В Акт разграничения действителен лишь при наличии Разрешения на присоединение мощности. Например, для системы ОАО

Из книги Феномен науки [Кибернетический подход к эволюции] автора Турчин Валентин Фёдорович

7.16. Мышление человека и животных Иногда говорят, что мышление человека отличается от мышления животных тем, что человек может мыслить в абстрактных понятиях, в то время как животным абстрактные понятия недоступны, а доступны лишь некоторые конкретные понятия. Если

Из книги Баллистическая теория Ритца и картина мироздания автора Семиков Сергей Александрович

§ 5.17 Гармония природы, науки и человека В последнее время меня, правда, больше привлекало изучение загадок, поставленных перед нами природой, нежели те поверхностные проблемы, ответственность за которые несёт несовершенное устройство нашего общества. Артур Конан Дойл,

Из книги Роботы сегодня и завтра автора Геттнер Рейнгард

Исполнится ли мечта человека? Мечта человека - создать технические устройства, сконструировать и построить такие машины, которые работали бы сами и стали бы своего рода добрыми волшебниками, работали бы за человека или по крайней мере помогали бы ему в работе. С

Из книги Электронные самоделки автора Кашкаров А. П.

Электрические свойства тела человека Электропроводность - один из параметров, характеризующих жизненную деятельность живого существа. С возникновением живого организма любого вида начинаются биоэлектрические явления, которые прекращаются только после гибели живого

Из книги Наперекор судьбе автора Малахов Анатолий Алексеевич

«И создал бог человека…» Однажды наш отряд много дней шел по глухой северной тайге. Маршрут был очень тяжелый. Чтобы не сбиться с пути, мы шли вдоль извилистой реки. Осмотрев все встреченные разрезы, мы закончили рабочую часть маршрута в верховьях этой реки. Предстоял еще

Из книги Об изобретательстве понятным языком и на интересных примерах автора Соколов Дмитрий Юрьевич

Глава 10 Другие интересные изобретения и составление их формул Faciant meliora potentes. Пусть сделает лучше тот, кто может. В этой главе рассмотрим составление формул для изобретений, которые благодаря своей оригинальности оставили след в истории изобретательства.Ученые долго

Из книги Основы рационального питания автора Омаров Руслан Сафербегович

5. СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ РАЦИОНА ПО БЕЛКОВОМУ СОСТАВУ. ОЦЕНКА БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ БЕЛКА Цель: Изучить значимость белков в питании человека. Научиться анализировать его полноценность и сбалансированность путем расчета аминокислотного скора белка продуктаБелки в

Из книги автора

6. СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ РАЦИОНА ПО ЖИРНОКИСЛОТНОМУ СОСТАВУ Цель: изучить нормы физиологических потребностей в жирах для организма человека. Определить их источники пищевые источники поступленияЖиры выполняют в организме множественные функции: как пластический

Из книги автора

7. СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ РАЦИОНА ПО УГЛЕВОДНОМУ СОСТАВУ. ГЛИКЕМИЧЕСКИЙ ИНДЕКС ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ Цель: изучить нормы физиологической потребности в углеводах для организма человека. Определить пищевые источники их поступления.Углеводы в организме человека не

Из книги автора

10. КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА. РЕЖИМ ПИТАНИЯ Цель: ознакомиться с основными понятиями культуры и режима питанияКультура питания – это знание: основ правильного питания; свойств продуктов и их воздействия на организм, умение их правильно выбирать и


Одним из методов изучения питания населения является статистический метод, который подразумевает определение качественного состава и энергетической ценности пищевого рациона по меню-раскладке.

Меню-раскладка – перечень блюд рациона питания с указанием количества пищевых продуктов, израсходованных на их приготовление. Меню-раскладка является основным документом для гигиенической оценки питания, она составляется в организованных коллективах (дошкольных, общеобразовательных учреждениях, школах-интернатах, летних оздоровительных лагерях, детских домах и др.) на 7-10 дней, что позволяет проанализировать питание за год, за сезон, за месяц.

Для количественной и качественной характеристики круглогодового питания производится отбор и обработка меню-раскладок за 6 дней каждого месяца года с интервалом в 4 дня (всего 72 меню-раскладки). Для характеристики питания зимне-весеннего и летне-осеннего сезонов отбирают меню-раскладки за одну неделю января – февраля, апреля – мая, июля – августа, октября – ноября (то есть 28 меню-раскладок в год); при характеристике питания за месяц проводят обработку меню-раскладок за месяц в целом (30 меню-раскладок).

Анализ меню-раскладки позволяет оценить содержание основных ингредиентов питания (белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ) в рационе, его калорийность и сбалансированность, режим питания, чередуемость и повторяемость блюд, соотношение плотных и жидких, кислых и пресных блюд,

Правила составления меню-раскладки:

1. в течение дня блюда не должны повторяться;

3. блюда с высокой энергетической ценностью и блюда, возбуждающие деятельность нервной системы, должны включаться в рацион в первую половину дня, а нейтральные блюда – во вторую половину;

4. в ежедневном рационе питания соотношение плотных и жидких блюд должно быть как 2:1;

5. ежедневно в рацион питания включаются продукты питания, являющиеся источником полноценного белка;

6. ежедневно в рацион питания включаются свежие фрукты (либо сухофрукты) и овощи.

7. необходимо чередовать крупяные и овощные гарниры, свежие и консервированные продукты;

8. в течение недели необходимо чередовать пресные блюда с кислыми.

9. в течение недели блюда могут повторяться не более 2 раз.

При составлении меню-раскладки необходимо пользоваться справочными таблицами «Химический состав пищевых продуктов», где указана калорийность и содержание основных ингредиентов питания в 100 г продукта. В меню-раскладку на каждый прием пищи записываются блюда с указанием использованных продуктов и их массы, затем рассчитывается калорийность рациона и количество белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ с применением вышеназванных таблиц. Результаты проведенного анализа качественного и количественного состава пищевого рациона заносятся в специальную таблицу (табл. 1).

При составлении меню-раскладки можно использовать примерные наборы продуктов для различных блюд.

Составление заключения по меню-раскладке

При оценке питания следует руководствоваться «Нормами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения» для определенной группы населения или исходя из расчета индивидуальных потребностей в нутриентах.

В заключении необходимо отразить следующие вопросы:

1. энергетическая ценность (калорийность) пищевого рациона и ее соответствие индивидуальным суточным энергозатратам;

2. качественный состав рациона питания - проводится анализ общего содержания белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов и его соответствие «Нормам физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии различных групп населения».

При оценке обеспеченности рациона витамином С следует учитывать только 50% полученного при расчете количества, так как он разрушается при кулинарной обработке пищи. При оценке обеспеченности рациона витамином А принимают во внимание то, что суточная потребность организма в этом витамине должна на 1/3 покрываться за счет ретинола и на 2/3 за счет каротина. Но необходимо помнить о том, что витаминная активность каротина в продуктах в 3 раза меньше активности ретинола, поэтому для удовлетворения суточной потребности в витамине А взрослому

Таблица 1 . Меню-раскладка

Наименование блюда

Продукты, пошедшие на приготовление блюда

Масса продуктов в гр.

Белки жиры углеводы Витамин А Витамин В1 Витамин В2 Витамин С

Нетто калорийность

ж р ж р пр сл

Завтрак

Каша манная

Крупа манная

Сливочное масло

Батон нарезной

Всего

Обед

Ужин

Всего за сутки

человеку (1000 мкг рет. экв.) необходимо 300 мкг рет. экв. и 2100 мкг рет. экв.(700 * 3) каротина.

3. сбалансированность рациона питания

· относительное соотношение между белками, жирами, углеводами (при расчете количество белков принимается за единицу) и его соответствие нормам:

· соотношение животного и растительного белка в процентах от общего количества белков и его соответствие нормам;

· соотношение животных и растительных жиров в процентах от общего количества жиров и его соответствие нормам;

· соотношение простых и сложных углеводов в процентах от общего количества углеводов и его соответствие нормам;

· соотношение между содержанием Са и Р (количество Са принять за единицу) и его соответствие нормам;

· соотношение между Са и Mg (содержание Са принять за единицу) и его соответствие нормам.

4. режим питания

· кратность приемов пищи и соответствие возрастным нормами;

· распределение энергетической ценности рациона по отдельным приемам пищи и соответствие нормам.

5. коррекция рациона питания.

На основании полученных данных необходимо составить рекомендации, в которых следует дать конкретные предложения по приближению фактического питания к физиолого-гигиеническим нормам. Желательно, чтобы в суточном рационе были представлены различные группы продуктов: молоко и молочные продукты; мясо, птица, яйца, рыба; хлебобулочные, крупяные, макаронные и кондитерские изделия; жиры, картофель и овощи; фрукты и ягоды. Необходимо указать продукты, количество которых требуется увеличить или уменьшить для нормализации энергетической ценности, качественного состава и сбалансированности питания, а также дать рекомендации по организации правильного режима питания.

Пример заключения по меню-раскладке

Врач-терапевт (женщина), работает в городской поликлинике, возраст 40 лет, рост 168 см, масса 60 кг. Суточные энергозатраты составляют 1820 ккал.

Среднесуточный пищевой рацион (средний за неделю) следующий:

Завтрак. Каша овсяная (100 г) с маслом сливочным (10 г), кофе черный с сахаром (10 г), хлеб пшеничный из муки 1-го сорта (100 г), колбаса вареная докторская (25 г).

Обед. Рассольник (говядина 2-й категории 50 г, крупа перловая – 20 г, картофель 50 г, морковь 5 г, огурцы 20 г, жир животный 10 г), хлеб ржаной (100 г), сок яблочный (200 г).

Ужин. Яичница из 2 яиц (90 г), сыр голландский (20 г), масло сливочное несоленое (10 г), хлеб пшеничный из муки 1-го сорта (100 г), чай с сахаром (15 г), макароны (100 г).

Решение

1. Энергетическая ценность среднесуточного рациона питания составляет 1935 ккал, что несколько выше энергозатрат (1820 ккал), но укладывается в допустимые колебания в 10% от физиологических потребностей.

2. Качественный состав рациона питания.

Общее количество белков составляет 42,7 г, что существенно ниже рекомендуемой физиологическими нормами величины (60 кг *1 г/кг белка = 60 г). Суммарное содержание жиров (48,8 г) ниже рекомендуемой величины (60 кг*1 г/кг жиров = 60 г). В рационе общее количество углеводов (344 г) больше нормы (60 кг*4г/кг=240 г).

При анализе содержания в рационе минеральных солей был отмечен значительный недостаток солей кальция (315, 7 мг при норме 800 мг), фосфора (1080,1 мг при норме 1200 мг) и железа (10 мг при норме 18 мг).

3. Сбалансированность рациона.

Соотношение белков, жиров, углеводов находится в пределах 1:1:7 (при норме 1:1:4), что также указывает на преобладание углеводов в рационе и несбалансированность основных питательных веществ.

Существенным недостатком пищевого рациона является низкое содержание белков животного происхождения (15 г), которые составляют 35,1% вместо 50% (21,3 г). Значительно снижено количество жиров растительного происхождения 6,4 г (14%) вместо рекомендованных 25% (12,4 г). Отмечается увеличение доли простых углеводов – 40% (137,6 г) при норме 25% (105,5 г).

Нарушено оптимальное соотношение между кальцием и фосфором (в рационе оно составляет 1:3 при норме 1:1,5), кальцием и магнием (в рационе оно составляет 1:1 при норме 1:0,5).

4. Режим питания

Кратность приема пищи не соответствует требованиям (3-разовое питание при необходимом 4 –разовом). Распределение энергетической ценности по отдельным приемам пищи нерационально (завтрак - 35%, обед – 20%, ужин 45%).

Заключение. Питание врача энергетически несколько избыточно и качественно неполноценно. В пищевом рационе снижено содержание белков (в большей степени животного происхождения), жиров (особенно растительного происхождения), содержится избыточное количество углеводов (особенно простых), недостаточно кальция, железа и фосфора, витаминов А и С. Необходимо отметить наличие несбалансированного соотношения между белками, жирами, углеводами, белками животного и растительного происхождения, жирами животного и растительного происхождения, углеводами простыми и сложными, кальцием и фосфором, кальцием и магнием. Режим питания не соответствует требованиям.

5. Рекомендации. Для обеспечения необходимого качественного состава и сбалансированности рациона питания в него следует ввести молоко и кисломолочные продукты, рыбу, растительные масла, овощи, фрукты. Для нормализации режима питания следует организовать 4-разовый прием пищи. При этом на завтрак должно приходиться 25%, обед – 35%, полдник – 15% и ужин 25% от ее общей энергетической ценности.



Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Московский региональный социально-экономический институт

Реферат на тему:

Определение суточного рациона питания

Студент: Гришина А.В.

Преподаватель: Варламов В.А.

Видное 2015

Введение

Питание человека - сложный физиологический процесс, включающий поступление, переваривание, всасывание и усвоение организмом пищевых веществ, необходимых для восполнения его энергетических затрат, построения новых клеточных структур, синтеза биологически активных веществ.

Пищевыми называются те органические или неорганические вещества пищи, которые ассимилируются организмом в процессе обмена веществ. К ним относятся белки, жиры и углеводы, витамины и их производные, минеральные вещества и вода.

Рациональное питание - питание, полностью удовлетворяющее потребности организма (энергетические, пластические и т.д.) и обеспечивающее оптимальный обмен веществ.

Условия рационального питания:

1. Питание должно быть сбалансированным, т.е. должно соблюдаться между пищевыми веществами научно-обоснованное соотношение.

2. Должен выдерживаться режим питания.

В рационе сбалансированного питания - соотношение между белками, жирами и углеводами в норме принято за 1: 1,1: 4,5 для мужчин и женщин молодого возраста, занятых умственным трудом, и за 1: 1,3: 5 - при тяжелом физическом труде.

Обмен белков

Белки - важная часть питания животных и человека (основные источники: мясо, птица, рыба, молоко, орехи, бобовые, зерновые; в меньшей степени: овощи, фрукты, ягоды и грибы), поскольку в их организмах не могут синтезироваться все необходимые аминокислоты и часть должна поступать с белковой пищей. В процессе пищеварения ферменты разрушают потреблённые белки до аминокислот, которые используются для биосинтеза собственных белков организма или подвергаются дальнейшему распаду для получения энергии. питание переваривание белок

Качество пищевых белков оценивают по коэффициенту их усвоения. Он учитывает аминокислотный состав (химическую ценность) и полноту переваривания (биологическую ценность) белков. Продукты, имеющие коэффициент равный 1.0 и близкий к этому, являются наиболее полноценными источниками белка для человека. Оценка качества белков различных продуктов по данным ВОЗ приведена в таблице белковых продуктов питания.

Обмен ж иров

Жиры являются одним из основных источников энергии для млекопитающих. Эмульгирование жиров в кишечнике (необходимое условие их всасывания) осуществляется при участии солей жёлчных кислот. Энергетическая ценность жиров примерно в 2 раза выше, чем углеводов, при условии их биологической доступности и здорового усвоения организмом. Жиры выполняют важные структурные функции в составе мембранных образований клетки, в субклеточных органеллах.

Жиры - ценнейший энергетический материал. Они входят в состав клеток, обеспечивают всасывание из кишечника ряда минеральных веществ и жирорастворимых витаминов. Жиры участвуют в большинстве процессов жизнедеятельности клеток и, в частности, способствуют тому, чтобы кожа была эластичной и имела здоровый вид. Клетки мозга состоят из жира более чем на 60 процентов, и недостаток поступающего в организм жира сказывается на его работе не лучшим образом.

В рацион взрослого трудоспособного человека должно включаться 1,4- 1,5 г жиров на 1 кг массы тела., т.е. 33% суточной калорийности рациона должно обеспечиваться жирами.

Различают насыщенные (животные) и ненасыщенные жиры. Полиненасыщенные жиры содержатся в больших количествах в растительных маслах (кроме оливкового) и в рыбьем жире.

Насыщенные (предельные) жирные кислоты содержатся в большом количестве в составе жиров животного происхождения.

Соотношение предельных/полиненасыщенных/мононенасыщенных жирных кислот в суточном рационе составляет 10/30/60 % от общего количества жиров в рационе. Из натуральных жиров такое соотношение соблюдается в свином сале, арахисовом и оливковых маслах. Такое же соотношение выдерживается и в большинстве производимых в настоящее время маргаринов.

Обмен углеводов

Углеводы являются неотъемлемым компонентом клеток и тканей всех живых организмов представителей растительного и животного мира, составляя (по массе) основную часть органического вещества на Земле. Источником углеводов для всех живых организмов является процесс фотосинтеза, осуществляемый растениями.

В рационе взрослого человека углеводов должно содержаться 5,5 - 5,6 г/кг массы тела, т.е. 55% калорийности суточного рациона.

Главными источниками углеводов в пище являются: хлеб, картофель, макароны, крупы, сладости. Чистым углеводом является сахар. Мёд, в зависимости от своего происхождения, содержит 70--80 % глюкозы и фруктозы.

Для обозначения количества углеводов в пище используется специальная хлебная единица.

К углеводной группе, кроме того, примыкают и плохо перевариваемые человеческим организмом клетчатка и пектины.

При нарушении соотношения углеводного баланса в рационе часть углеводов начинает преобразовываться в жиры и откладываться в жировых депо, увеличивая массу тела и нарушая физиологический обмен.

В последнее время все большее внимание уделяется пищевым волокнам, которые не перевариваются собственно организмом человека, но утилизируются кишечной микрофлорой. Пищевые волокна способствуют удержанию воды в полости кишечника, не давая ей излишне впитываться в кровь, способствуют выведению из организма токсичных веществ, избытка холестерина, улучшают моторику кишечника, способствуя самоочищению организма от токсинов и шлаковых веществ.

Витамины

Некоторые биологически активные соединения, а именно определенные гормоны и коферменты (необходимые низкомолекулярные составные части белков - ферментов) в организме человека образуются из специфических веществ, содержащихся только в пищевых продуктах и получивших название "витамины", что в переводе с латинского означает "амины, необходимые для жизни". (Действительно, первые из открытых витаминов содержат аминную группу и являются аминами, поэтому, несмотря на то, что некоторые из более поздних витаминов оказались не аминами, а соединениями другой химической природы, название "витамины" прочно вошло как в научную литературу, так и в обыденную жизнь.)

Буквенное обозначение

Химическое название

Суточная потребность

Дегидроретинол

Рибофлавин

никотинамид, никотиновая кислота, ниацин

Пантотеновая кислота, кальция пантотенат

Пиридоксин

Инозитол

Фолиевая кислота

n-Аминобензойная кислота, ПАБ

Не установлена

Левокарнитин

Цианокобаламин

Оротовая кислота

Пангамовая кислота

Аскорбиновая кислота

Ламистерол

Эргокальциферол

Холекальциферол

Дигидротахистерол

7-дегидротахистерол

б-, в-, г-токоферолы

Липоевая кислота, Тиоктовая кислота

Биофлавоноиды, полифенолы

нет данных

Опреде ление суточного рациона питания

Масса тела человека - общий индикатор здорового питания. Серьезные ошибки в рационе, критический дефицит питательных веществ, так или иначе скажутся на ней. Поэтому уверенность, что масса тела нормальная, дает положительный психоэмоциональный фон всей жизни, а это полезно и для здоровья в целом. Какую массу тела считать нормальной? Для взрослых мужчин и женщин в возрасте 20-65 лет нормальную массу тела можно определить по так называемому индексу Кетли, который очень просто вычислить по формуле:

ИК = Масса тела, кг/(Рост, м)2

Превышение индекса Кетли на 20% по сравнению с нормой означает избыточную массу тела, а на 50% и более - ожирение.

Ориентировочно нормальную массу тела можно определить, если из роста человека в сантиметрах вычесть 100. Например, при росте 177 см нормальная масса тела будет составлять: 177-100=77 кг, что примерно соответствует верхней границе индекса Кетли для нормы. Если возраст превышает 65 лет, нормальным считается и несколько более высокая масса тела.

Исходя из массы тела, можно рассчитывать калорийность рациона. В среднем суточная калорийность пищевого рациона должна составлять произведение нормальной массы тела в килограммах на 35. Так, при нормальной массе тела 80 кг человеку в сутки требуется 2800 ккал. Если масса тела избыточная, калорийность рациона следует снизить.

Оптимальный подбор суточного рациона питания представлен в таблице

Группа продуктов

Норма потребления в условных единицах

Количество продукта, соответствующее одной условной единице

Хлеб, злаки и картофель

1 кусок хлеба 1/2 стакана (чашки, полупорционной тарелки) готовой каши

1 стакан (чашка, полупорционная тарелка) картофеля в готовом виде

1 чашка (полупорционная тарелка) супа

Овощи и фрукты

1 овощ или фрукт (кусок) среднего размера

1/2-1 стакан (чашка, полупорционная тарелка) вареных или сырых овощей

1 чашка (полупорционная тарелка) овощного супа

1/2 стакана (чашки) фруктового сока

Молочные продукты

1 стакан (чашка 250 мл) нежирного молока, йогурта

1 кусок (30 г) сыра

Мясо, птица, рыба, яйца и бобовые

1 кусок вареного мяса (размером с карточную колоду)

1/2 ножки или грудной части курицы

3/4 стакана (чашки, полупорционной тарелки) нарезанной кусочками рыбы

1/2-1 стакан (чашка, полупорционная тарелка) бобовых 1/2 яйца

Жиры и масла

1 столовая ложка растительного масла или маргарина 2 столовые ложки диетического маргарина 1 столовая ложка майонеза 2 столовых ложки орехов

В среднем человеку с нормальной массой тела 75 кг, расходующему примерно 2500 ккал, требуется 26-30 ед. продуктов в сутки. Пожилым людям рацион можно уменьшить до 22-26 ед., а подросткам и физически более активным людям - увеличить до 30-38 ед.

Заключение

С древнейших времен люди поняли огромное значение пищи в жизни человека. В правильном питании видели они источник здоровья, силы, бодрости и красоты.

Пища - это энергетический и строительный материал для нашего тела. Чтобы человек был здоровым, на многие годы сохранил активность, творческую работоспособность, он должен получать достаточное количество необходимых веществ и к тому же в определенных, благоприятных для организма пропорциях.

Как общий вывод можно отметить, что человек нуждается, кроме воды, в пяти группах питательных веществ: белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях. Взрослый человек в день должен потреблять в среднем: воды 2,5 литра, белков 80--100 граммов, жиров 80--100, углеводов 400--500, витаминов около 0,2 и минеральных солей 20 граммов (в том числе 10 граммов поваренной соли). Нехватка этих веществ в пище или неправильное их соотношение может привести к заболеваниям.

Важнейшим элементом правильного режима питания является регулярность: прием пищи в определенные, строго установленные часы. Регулярное питание в одни и те же часы дисциплинирует организм, приучает к установленному ритму, способствует хорошему аппетиту, в результате чего лучше переваривается и усваивается пища.

Список литературы

1. Гигиена питания/под ред. К.А. Петровского. - М.: Медицина, 1971.

2. Калмыков П.Е., Логаткин М.Н. Современные представления о роли составных частей пищи.-- Л.: Медицина, 1997

3. Справочник по диетологии/под ред А.А. Покровского и М.А. Самсонова.--M. Медицина, 1998

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Энергетическая ценность суточного рациона питания. Основные положения теории рационального питания. Виды неправильного питания и его влияние на здоровье человека. Избыточная масса тела и ожирение. Основные направления совершенствования питания студентов.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2015

    Роль медицинской науки в разработке и обосновании концепции рационального питания человека. Биологические основы питания, рекомендации по оптимальным рационам питания для различных групп населения. Энергетическая ценность рациона и энерготраты организма.

    реферат , добавлен 07.06.2010

    Полноценное питание как важная составная часть качественного лечения хирургического больного, его значение для восстановления здоровья человека. Режим питания до и после операции. Диета при остром панкреатите. Лечебное питание при желчно каменной болезни.

    курсовая работа , добавлен 16.07.2011

    Определение энергетической ценности рациона. Понятие калорийности пищевых продуктов как количества энергии, полученной человеком в результате его поглощения. Общий расход энергии у человека. Составление здорового и сбалансированного рациона питания.

    презентация , добавлен 28.09.2014

    Особенности рациона питания в г. Москве и в г. Краснодаре. Энергетическая адекватность питания. Адекватность питания пластическим функциям организма: содержание белков, жиров, углеводов, витаминов в пище. Содержание минеральных веществ. Режим питания.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2008

    Современные принципы развития нормирования рациона питания. Расчет пищевой ценности недельного рациона питания. Коэффициенты усвояемости по группам продуктов при смешанном питании. Суточные нормы физиологических потребностей для взрослого населения.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2014

    Ознакомление с физиологическими основами питания. Рассмотрение теорий сбалансированного и адекватного питания. Изучение плюсов и минусов вегетарианства. Исследование качественного и количественного состава пищевых рационов; анализ "пищевых пирамид".

    презентация , добавлен 19.04.2015

    Основные задачи лечебно-профилактического питания. Влияние и взаимодействие основных пищевых веществ на организм в условиях воздействия производственных факторов. Показания к назначению лечебно-профилактического питания. Рацион лечебного питания.

    учебное пособие , добавлен 07.03.2009

    Рациональное питание современного человека. Индивидуальные нормы питания. Структура питания, знание и соблюдение правил рационального питания. Построение питания с учетом биологических и социальных ритмов, состояния здоровья и климатических условий.

    контрольная работа , добавлен 25.03.2012

    Характеристика группы интенсивности труда и определение коэффициента физической активности. Обоснование выбора рациона человека. Суточная норма потребления питательных веществ при четырёхразовом режиме питания. Структура меню для отдельных приемов пищи.

1.1. Определение суточного расхода энергии

Цель: освоить методику определения энергозатрат для оценки их соответствия здоровому образу жизни. Задачи: - изучить теоретически различные способы определения энергозатрат; - провести определение собственного суточного расхода энергии по хронометражно-табличному методу; - проанализировать полученное цифровое значение в соответствии с рекомендуемыми гигиеническими нормативами; - составить рекомендации по коррекции энергозатрат для оптимизации двигательной активности как фактора, в значительной степени определяющего здоровье человека. Необходнмы: таблица с нормативами энергозатрат при разных видах деятельности, в том числе для спортсменов; калькулятор. Порядок выполнения задания: ознакомиться с методическими особенностями определения энергозатрат хронометражно-табличным методом, подробно изучив образец, составить таблицу (аналогично образцу) для своей деятельности за сутки, провести необходимые расчеты, сделать выводы. Теоретическое обоснование. Известно, что образ жизни человека на 40-60 % определяет состояние его здоровья. Образ жизни - многоаспектное понятие, в которое следует включить величину двигательной активности человека, рациональное сочетание ее с отдыхом, отсутствие вредных привычек (к которым следует отнести не только общеизвестные курение, алкоголь, токсикоманию, наркоманию, но и несоблюдение элементарных правил личной гигиены, переедание, отсутствие режима дня и питания и др.), социально-экономический статус человека, его жилищные условия, наличие интересной работы, внутрисемейные взаимоотношения, частоту и выраженность конфликтных ситуаций и прочие моменты. Значительную роль играет также среда, окружающая человека, степень ее экологической чистоты. Ведущим фактором в этом многообразии является величина мышечных усилий человека, так как она является стимулятором активности всех органов и систем. Величина мышечной деятельности человека может быть оптимальной (соответствующей биологическим потребностям организма), чрезмерной (гиперкинезия, гипердинамия) и недостаточной (гипокинезия, гиподинамия). Естественно, что достаточными резервами здоровья способен обладать человек с оптимальным двигательным режимом. В современной литературе приводятся гигиенические нормативы суточных энергозатрат для лиц разной профессиональной принадлежности: I группа - работники умственного труда (руководители предприятий, медики (кроме хирургов), педагоги, научные работники, писатели, работники печатной отрасли, журналисты, студенты). Суточный расход энергии составляет для мужчин 2550-2800 ккал, для женщин 2200-2400 ккал, т. е. в среднем 40 ккал/кг массы тела; II группа - работники легкого физического труда (рабочие автоматизированных линий, швейники, агрономы, ветеринары, медсестры, продавцы промтоваров, тренеры, инструкторы по физической культуре). Суточный расход энергии составляет 3000-3200 ккал для мужчин и 2550-2700 ккал для женщин; в среднем 43 ккал; III группа - работники среднего по тяжести труда (водители, хирурги, работники пищевой промышленности, продавцы продовольственных товаров, работники водного транспорта). Суточный расход энергии составляет 3200-3650 ккал (муж.) и 2600-2800 ккал (жен.), на 1 кг массы в среднем 46 ккал; IV группа - работники тяжелого физического труда (строители, сельхозрабочие, механизаторы, металлурги, спортсмены). Суточный расход энергии составляет 3700-4250 ккал (муж.) и 3150-2900 ккал (жен.), 53 ккал/кг массы; V группа - лица особо тяжелого физического труда (сталевары, лесорубы, шахтеры, грузчики). Суточный расход энергии составляет 3900-4300 ккал у мужчин (61 ккал/кг); для женщин этот расход не нормируется. Вышеуказанные цифры энергозатрат ориентированы на мужчин и женщин среднего веса (70 кг и 60 кг, соответственно). В каждой перечисленной группе следует различать три возрастные категории: 18-29, 30-39 и 40-59 лет. Для лиц 60-74 лет среднесуточный расход энергии составляет 2300 ккал (муж.), 2100 ккал (жен.); старше 75 лет - 2000 ккал (муж.) и 1900 ккал (жен.). Если лица пенсионного возраста работают, то расход энергии у них возрастает на 5-10 %. Рекомендуемый среднесуточный энергорасход следует учитывать с поправкой на район проживания: Север - +10-15 %, Юг - -5 %. Для лиц, занимающихся спортом профессионально, существуют другие нормативные значения суточных энергозатрат, конкретизированные по видам спорта: I группа - виды спорта не требующие значительных мышечных усилий: шахматы, шашки - 2800-3200 ккал (муж.) и 2600-3000 ккал (жен.). При этом средневесовые значения для мужчин - 70 кг, для женщин - 60 кг (это положение распространяется на все последующие группы); II группа - виды спорта, требующие кратковременных значительных усилий: акробатика, гимнастика (спортивная, художественная), конный спорт, легкая атлетика (барьерный бег, метания, прыжки, спринт, настольный теннис, парусный спорт, прыжки на батуте, прыжки в воду, прыжки на лыжах с трамплина, санный спорт, стрельба (из лука, пулевая, стендовая), тяжелая атлетика, фехтование, фигурное катание - 3500-4500 ккал (муж.) и 3000-4000 ккал (жен.); III группа - виды спорта, требующие продолжительных и интенсивных усилий: бег на 400, 800, 1500 и 3000 м, бокс, борьба (вольная, дзюдо, классическая, самбо), горнолыжный спорт, плавание, многоборья легкоатлетические, современное пятиборье, спортивные игры (баскетбол, волейбол, водное поло, регби, теннис, футбол, хоккей с мячом, с шайбой, на траве) - 4500-5500 ккал (муж.) и 4000-5000 ккал (жен.); IV группа - виды спорта, требующие длительных, напряженных усилий: альпинизм, бег на 10000 м, биатлон, велоспорт (шоссейные гонки), гребля (академическая, на байдарках и каноэ), коньки (многоборье), марафон, ходьба спортивная - 5500-6500 ккал (муж.) и 6000 ккал (жен.); V группа - виды спорта, отнесенные к IV группе в дни соревнований. Расход энергии составляет в сутки 7000-8000 ккал и более. Для определения собственного расхода энергии студенты используют хронометражно-табличный метод, в основе которого лежит хронометраж, т. е. время (в минутах), затраченное на выполнение разнообразной деятельности в течение суток. Рекомендуется анализировать наиболее трудный день в рабочей неделе. Этот день расписывается подробно по минутам по видам деятельности (см. образец - табл. 1). При этом следует отдельно выделять учебные занятия со статической нагрузкой, занятия с мышечной нагрузкой, время, затраченное на отдых, питание, занятия по интересам и т. д. Тренировочное занятие делится по времени по частям: разминка, основная, заключительная - с учетом вида деятельности. Расход энергии на 1 кг веса за 1 мин (4 колонка таблицы) определяют по данным табл. 2 и 3 в соответствии с видом деятельности. Затем умножают суммарную цифру энергозатрат (5 колонка таблицы) на вес испытуемого, получают суточный расход энергии. Но с учетом существования неточностей в расчетном методе к полученной цифре добавляется 15 % (неучтенные энергозатраты) от суточного расхода. Проводят сопоставление с гигиеническими нормативами, даются рекомендации по оптимизации здоровья в связи с энергозатратами.


Таблица 3

1.2. Определение суточной калорийности питания

Цель: определить соответствие фактического питания основным принципам здорового питания.
Задачи:
- составить таблицу собственного суточного меню по приемам пищи (выбрать день с наиболее типичным питанием);
- подсчитать среднесуточное потребление белков, жиров, углеводов, калорий (в том числе по приемам пищи), сопоставить с нормативами;
- определить соотношение между белками, жирами и углеводами, сопоставить с нормативами;
- определить соотношение между пищевыми веществами животного и растительного происхождения (белки, жиры), а для углеводов - соотношение между простыми и сложными, сопоставить с нормативами;
- определить содержание основных витаминов в суточном питании (А, Е, С, В1, В2), сравнить с нормативами;
- определить количество минеральных солей (Са, Р, Fe), сравнить с нормативами;
- подсчитать количество продуктов, содержащих пищевую клетчатку (в г), сравнить с нормативами;
- оценить режим питания (количество приемов пищи в день, соотношение (в %) пищи по каждому приему), сравнить с нормативами.
Необходимы: нормативные таблицы калорийности пищевых продуктов (в г на 100 г продукта), образец меню-раскладки, калькулятор.
Порядок выполнения задания. Составить таблицу собственного меню в соответствии с образцом, провести необходимые расчеты, проанализировать полученные цифры в сравнении с нормативами, сделать рекомендации по усилению оздоровительной направленности питания.
Для определения суточной калорийности питания существуют различные методы: лабораторный, меню-раскладки (расчетный). Лабораторный метод используется для соответствующей оценки питания в условиях лаборатории СЭС, где с помощью специальных методик химическим путем определяется содержание пищевых веществ в пробах продуктов, взятых в столовых, ресторанах, кафе в необходимом количестве в специальную посуду. Учитывается, что пищевые белки и углеводы поставляют организму 4,1 ккал в 1 г, а жиры - 9,3 ккал/г.
Наиболее удобным для учебных целей является метод меню-раскладки. Для этого заполняется таблица собственного питания по нижеприведенному образцу (табл. 4).
Раскладка делается дважды:
1. Блюдо разбивается по составляющим его продуктам, которые должны быть выражены в граммах. Для этого существует таблица "Перечень блюд", где состав блюд указывается в граммах на 1 порцию (табл. 5 и Приложение).
2. Каждый продукт раскладывается по всех входящим в него нутриентам, исходя из потребленного количества продукта. В таблицах химического состава пищевых продуктов (см. Приложение) приводятся цифры на 100 г продукта Необходимо сделать пересчет на фактически потребленное количество.


Таблица 5


Затем подсчитывается по колонкам суммарное потребление всех нутриентов (белков, жиров и т. д.) и калорий за сутки, сравнивается с нормативными (табл. 6), делается анализ сбалансированности и рациональности фактического питания (табл. 7, 8, 9). Исходя из особенностей питания даются рекомендации по оздоровлению организма путем оптимизации питания.



1.3. Коррекция индивидуального пищевого рациона

Цель: определить соответствие пищевого рациона студента основным принципам теории рационального сбалансированного питания. Задачи: - закрепление теоретических знаний по основным принципам рационального сбалансированного питания; - закрепление теоретических знаний по теории адекватного питания А.П. Уголева; - приобретение навыков по количественно-качественной оценке и коррекции пищевого рациона; - уточнить соответствие индивидуального питания основным положениям здорового питания (традиционные и нетрадиционные представления). Необходимы: меню-раскладка индивидуального питания, таблицы химического состава и калорийности пищевых продуктов; нормативы, рекомендуемые современной нутрициологией для студентов ФФК; калькулятор. Порядок выполнения задания: используя индивидуальные данные суточных энергозатрат и калорийности питания по меню-раскладке, а также данные суточного потребления белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ, провести коррекцию их потребления в соответствии с рекомендуемыми нормативами с позиций ценности для индивидуального здоровья. Определить также сбалансированность основных нутриентов в рационе. Теоретическое обоснование задания. Учитывая ценность питания для здоровья человека, необходимо делать периодический анализ собственного питания для определения его количественной и качественной полноценности в соответствии с рекомендуемыми нормативами для студентов. В соответствии с классификацией трудоспособного населения по величине энергозатрат в сутки студенты ФФК относятся к группе лиц легкого физического труда, у которых среднесуточный энергорасход составляет приблизительно 43 ккал/кг массы тела (табл. 10). Следовательно, калорийность рациона должна составлять аналогичную цифру (предел колебаний в сутки не превышает 100 ккал). Содержание основных нутриентов регламентируется соотношением 1:1:4 для незанимающихся спортом и 1:0,7(0,8-0,9):4(5-6) для спортсменов, исходя из среднесуточной нормы белка 1,5-2,5 г/кг массы тела, в зависимости от величины мышечной нагрузки.


Наряду с пищевой ценностью рациона следует определить процентное распределение калорийности по приемам, т. е. оценить рациональность режима питания студента с учетом его учебно-тренировочной нагрузки (табл. 7).
Режим питания, как известно, определяется количеством и направленностью тренировочной нагрузки в течение дня. При одной тренировке в день - питание четырехразовое, при 2-3 - 5-6-разовое с включением продуктов повышенной биологической ценности (мясные, рыбные, орехи, мед, пищевые добавки и смеси).
Большую роль играет сбалансированность пищевого рациона по основным нутриентам животного и растительного происхождения, что обеспечивает оптимальное протекание обменных процессов. Приято считать, что содержание животных белков должно составлять 50-60 % от их общего суточного количества, животных жиров - не менее 70 %, а соотношение простых и сложных углеводов - 1:4. Содержание продуктов, обогащенных пищевой клетчаткой, должно приближаться к 500 г в сутки для оптимальной работы пищеварительного тракта. Определенную долю в суточном питании (около 500 г) должны составлять сырые продукты (овощи, фрукты). Желательно включать в меню кисломолочные продукты (особенно кефир на ночь). Кроме того, следует учесть долю рафинированных продуктов в суточном питании, считающихся неполезными для здоровья (белый хлеб, сахаросодержащие, соль, кофе, копчености, консервы). Их содержание необходимо свести к минимуму и постепенно исключить из рациона.
Способы приготовления продуктов тоже могут быть проанализированы с точки зрения рациональности; лучшими считаются приготовление на пару, варка, тушение (в том числе дробные варианты), но не жарение, копчение. Необходимо уточнить наличие привычки к повторному разогреванию пищи, что, конечно же, считается неполезным для здорового питания. Хорошей привычкой считается употребление свежеприготовленных фруктовых или овощных соков.
При анализе пищевого рациона следует обратить внимание на наличие гибкого режима питания (с учетом учебной и тренировочной нагрузки), но вместе с тем это не означает постоянную еду "на ходу". Привычка к медленному размеренному пережевыванию продуктов способствует их лучшему перевариванию и усвоению. Можно определить объем съеденных за сутки продуктов. Как правило, он колеблется в пределах 2,5-3 кг (в зависимости от антропометрических размеров человека), при этом 45-50 % этого количества приходится на основной прием пищи - обед.

1.4. Составление суточного меню школьника

Цель: закрепить теоретические знания по разделу "Гигиенические требования к питанию школьников" и приобрести практические навыки по составлению суточного школьного меню.
Задачи:
- освоить возрастные нормативы пищевых веществ и продуктов для школьников по приведенным таблицам и по тексту;
- определить сбалансированность пищевого рациона по белкам, жирам, углеводам;
- определить оптимальность пищевого рациона в соответствии с учебной сменой в школе и двигательным режимом школьника;
- определить соответствие меню школьника основным принципам здорового питания.
Необходимы: таблицы среднесуточных энергозатрат школьников разных возрастных групп, таблицы калорийности пищи, рекомендуемые для школьников, калькулятор.
Порядок выполнения задания: по приведенным таблицам с нормативными значениями важнейших пищевых веществ составить суточное меню школьника определенной возрастной группы (младший, средний) старший школьный возраст) с учетом особенностей двигательного режима ученика (занимается спортом или нет).
Теоретическое обоснование темы. Рекомендуемое потребление энергии и основных пищевых веществ представлено в табл. 11. Потребность в животном белке должна покрываться на 65 % от суточной нормы для 6-летних детей и на 60 % - для детей старше 7 лет. Сочетание животных и растительных жиров в суточном меню должно составлять 80 % и 20 %, соответственно. Сложных углеводов должно быть в 4 раза больше, чем простых. Соотношение белки:жиры:углеводы равно 1:1:4 (для младших школьников - 1:1:6).
Вместе с тем, в питании населения Тульского региона, в том числе детского, превалируют простые углеводы, что предрасполагает к дисфункции поджелудочной железы и нарушению обменных процессов (ожирение).


Детское питание зачастую бывает перегружено углеводами за счет избытка кондитерских изделий, сахара, макаронных, мучных изделий, хлеба. Избыток углеводов переходит в жир, создавая избыток веса; сахар создает угрозу развития кариеса.
Важную роль в оздоровлении организма с помощью питания играют витамины и минеральные вещества. В организме они, как правило, не воспроизводятся и должны поступать с пищевыми продуктами (табл. 12, 13).
У современных школьников авитаминозы встречаются только в группе бездомных детей, но гиповитаминозы (недостаточность витаминов в питании и в организме) возможны и в благополучных семьях, особенно в зимне-весенний период, когда содержание витаминов в продуктах уменьшается в связи с естественными потерями. При этом дефицит витаминов группы В создает основу для снижения функционального благополучия нервной системы и способствует возникновению неврозов.
Поэтому в проблемные периоды года необходима искусственная витаминизация пищи (например, добавление витаминов в третьи блюда из расчета суточной нормы потребления) в школьных столовых или дополнительный прием поливитаминных препаратов в возрастной дозировке в домашних условиях.
Не вся принятая пища усваивается, часть ее выбрасывается из кишечника в виде шлаков. Усвояемость животной пищи равна в среднем 95 %, растительной - 80 %, смешанной - 82-90 %. На практике расчеты ведутся исходя из 90 % усвоения пищи. Поэтому при расчете калорийность пищи должна на 10-15 % превышать регламентируемое возрастом энергопотребление.



Полноценность минерального, в том числе микроэлементного, состава пищи очень важна для оптимизации водно-солевого обмена организма (костно-мышечные ткани, зубы), функций эндокринной системы. Недостаток йода создает дисфункцию щитовидной железы (что характерно для населения Тульского региона); недостаток цинка приводит к задержке роста и полового созревания детей; недостаток железа - к малокровию. Дефицит фтора способствует развитию кариеса.
Потребность в воде у детей 6-7 лет составляет 60 мл на 1 кг массы тела, у школьников - 50 мл. Но следует также учитывать условия деятельности, климатические условия и др. Для организма одинаково вреден избыток и недостаток воды, т. к. возникают либо перегрузка системы кровообращения и выделения, либо обезвоживание организма, что создает дисфункцию водного обмена.
Для того чтобы рацион школьника обеспечивал необходимые для здорового организма пищевые вещества, следует в каждодневном питании придерживаться рекомендуемых величин потребления продуктов, которые представлены в табл. 14. Следует только учесть, что эти продукты представлены в сыром необработанном виде. При обработке неизбежны потери (отходы). Так, при варке мясо теряет 40 % от исходного веса. В то же время крупы, бобовые и макаронные изделия при кулинарной обработке дают "привар" (увеличение массы).


Ежедневно все перечисленные в табл. 14 продукты не могут быть использованы в питании. Часть продуктов должна присутствовать каждый день (мясо, молоко, масло сливочное и растительное, хлеб, овощи, фрукты, мед (сахар)), другая часть (сыр, яйца, творог, рыба) могут быть включены в питание 2-3 раза в неделю.
Большое значение для школьника имеет режим питания, который регламентирует число приемов пищи, интервал между ними, количество калорий на прием, качественную полноценность продуктов на отдельный прием, распределение рациона по приемам пищи в течение дня (табл. 15, 16).



5-кратное питание рекомендуется ослабленным детям, имеющим хронические заболевания, а также ученикам начальной школы и группы продленного дня. Кроме того, такое питание желательно организовать школьникам в летний период (каникулярный), когда их энергозатраты значительно выше, чем в зимний период (табл. 17, 18).


1.5. Контрольные вопросы по разделу

Цель: проверка усвояемости знаний по указанной теме; при этом часть материала - в рамках самостоятельной работы.
Перечень контрольных вопросов:
- теория сбалансированного рационального питания А.А. Покровского и его последователей;
- теория адекватного питания А.М. Уголева;
- характер и величина среднесуточных энергозатрат занимающихся ФК и спортом и не занимающихся, методы определения;
- физиолого-гигиеническая роль пищевых нутриентов (вода, белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества), нормирование;
- значение пищевой клетчатки;
- питание спортсменов (основные принципы);
- питание на учебно-тренировочных сборах;
- питание в домашних условиях;
- питание в сложных условиях;
- питание при "сгонке" веса;
- питание при наращивании мышц;
- питание в восстановительном периоде;
- питание в период соревнований;
- питание на дистанции;
- питание дополнительное;
- режим питания спортсменов;
- особенности питания школьников;
- потребность в пищевых веществах и энергии в школьном возрасте;
- режим питания школьников;
- значение рационального питания школьников для их здоровья, успеваемости.

1.6. Литература по разделу

1. Голубев В.В., Голубева С.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 1998. - 320 с.
2. Горшков А.И., Липатова О.В. Гигиена питания. - М.: Медицина, 1987. - С.20-69, 134-259.
3. Кардашенко В.Н. и др. Гигиена детей и подростков: Учебник. - М.: Медицина, 1988. - С.262-304.
4. Каневская Л.Я. Питание школьника. - М.: Медицина, 1989. - С.3-42.
5. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена. - М.: ФиС, 1990. - С.174-226.
6. Пшендин А.И. Рациональное питание спортсменов: Для любителей и профессионалов. - СПб.: ГИОРД, 1999. - С.10-114.

Лабораторная работа № 1

С1факт./ПДК1 + С2факт./ПДК2 + ….. + Сnфакт./ПДКn 1.


Радиоактивность вод обусловлена присутствием ра-диоактивных веществ, поступающих из атмосферы и вымы-ваемых из почв и горных пород. В водах присутствуют как

естественные радиоактивные изотопы ( 40 K, 222 Rn, 226 Ra, 238 U и др.), так и искусственные ( 90 Sr, 90 Y и 137 Cs ), возникшие

вследствие ядерных взрывов и поступающие в грунтовые во-ды и воды открытых водоемов с атмосферными осадками. Другой основной источник попадания искусственных радио-активных веществ в водоёмы - сбросные воды предприятий по производству ядерного топлива.

Гигиеническая регламентация радиоактивности воды основана на нормировании общей альфа- и бета-активности:

общая -радиоактивность 0,1 Бк/л, общая -радиоактивность 1,0 Бк/л.


Раздел 2. ГИГИЕНА ПИТАНИЯ

Цель: изучение правил оценки рациона питания и раз-работки на этой основе рекомендаций по его оптимизации.

Знать: виды организации питания;принципы рацио-нального питания; болезни неправильного питания; требова-ния к режиму питания; энергетическая ценность и нутриент-ная плотность пищи; пирамида здорового питания; рекомен-дации по питанию по группам интенсивности труда, для бе-ременных и кормящих, детей и подростков; витамины, мине-ральные вещества, пищевые волокна.

Уметь: давать гигиеническую оценку индивидуальногосуточного рациона питания в соответствии с энерготратами и принципами рационального питания.

Гигиена питания включает два основных аспекта:

1 – организацию питания в соответствии с потребно-стями организма: различают рациональное питание прак-тически здоровых людей в соответствии с их полом, возрас-том, энерготратами и другими особенностями; диетическоепитание людей,страдающих теми или иными заболевания-

ми, и лечебно-профилактическое питание лиц, подвер-

женных риску заболеваний: а) промышленных рабочих, под-верженных риску профессиональных заболеваний; б) людей, проживающих на загрязненных территориях или в биогео-химических провинциях, где существует риск заболеваний, связанных с минеральным составом почвы, воды, пищевых продуктов местного производства (например, с недостатком


или избытком фтора в воде) или с антропотехногенным за-грязнением окружающей среды;

2 – санитарно-гигиеническую экспертизу качества пи-щевых продуктов с целью оценки их пищевой и биологиче-ской ценности, выявления признаков порчи, а также профи-лактики пищевых отравлений, кишечных инфекций и гель-минтозов.



Рациональным питанием называют физиологическиполноценное питание, обеспечивающее постоянство внут-ренней среды организма и высокий уровень жизнедеятельно-

сти. Принципы рационального питания: 1) соответствие калорийности пищи энерготратам; 2) сбалансированность питания или адекватность питания пластическим функциям организма: содержание белков, жиров, углеводов, минераль-ных веществ и витаминов в количествах и соотношениях, со-ответствующих потребностям организма; 3) соответствие химической структуры пищи ферментным системам пищева-рения человека; 4) рациональный режим питания; 5) без-вредность и безопасность пищи.

Классификация болезней неправильного питания

1. Болезни голодания и общего недоедания (дистрофия, кахексия).

2. Болезни частичной недостаточности питания: а) бел-ково-энергетическая недостаточность (алиментарная карли-ковость, алиментарный маразм, анемия, квашиоркор); б) ви-таминная недостаточность (цинга, ксерофтальмия, бери-бери, рахит и пр.); в) минеральная недостаточность (эндеми-ческий зоб, кариес зубов, рахит, остеопороз и пр.).

3. Болезни избыточного питания (ожирение, подагра, атеросклероз, диабет, гипервитаминозы).

4. Непереносимость пищи (аллергия, ферментопатии) и сочетания продуктов.

5. Болезни нерационального режима питания (гастриты, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, ожирение, атеросклероз).


7. Пищевые отравления немикробной природы.

Пища как источник энергии. Для количественнойоценки энергетической ценности пищевых продуктов ис-пользуют аналогию между процессами пищеварения и горе-ния, в основе которых лежит химическая реакция окисления кислородом. Для установления энергетической ценности пищи достаточно сжечь ее в калориметрической бомбе и из-мерить количество выделившегося при этом тепла. В Меж-дународной системе единиц (СИ) измерение энергетической ценности пищи производится в джоулях (Дж) или применя-ют понятие «килокалория» (ккал): 1 ккал = 4,18 кДж. Источ-никами энергии являются белки, жиры, углеводы, этиловый спирт. Коэффициенты энергетической ценности (КЭЦ) бел-ков – 4, жиров – 9, углеводов – 4. Необходимая информация для расчета энергетической ценности продукта: таблицы хи-мического состава пищевых продуктов, вошедших в индиви-дуальный рацион питания (Приложение) и дневниковые за-писи о количестве пищевых продуктов, использованных в пищу за сутки. В настоящее время производители пищевых продуктов указывают на упаковке энергетическую ценность продукта и ее базовый химический состав. Эта информация также может быть использована для расчета энергетической ценности индивидуального рациона питания.

Режим питания .Важным показателем рационально-сти питания является распределение пищи по калорийности в течение суток. Наиболее благоприятно для взрослых трехра-зовое (30-35% завтрак, 45-50% обед, 25% ужин) или четы-рехразовое питание (20-25% первый завтрак, 10-15% второй завтрак, 35-40% обед и 25% ужин) и для детей – четырех - пятиразовое питание. Дети в детских дошкольных учрежде-ниях получают четырехразовое питание, но вместо 2-го зав-трака - полдник. При работе в вечернюю смену желательно есть в 8 и 12 часов, третий раз – перед работой и четвертый –


после работы. При оценке индивидуального рациона необхо-димо составить таблицу потребления продуктов с учетом распределения пищи по приемам и рассчитать калорийность каждого приема пищи в килокалориях и процентах, приняв за 100% калорийность суточного рациона. Гигиеническую оценку дают, сравнивая с наиболее благоприятным распре-делением пищи.

Нутриентная плотность пищи. Пищевые вещества

(nutrientia ; нутриенты) – это органические и неорганические вещества, входящие в состав пищевых продуктов и исполь-зуемые организмом для обеспечения жизнедеятельности (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и др.). Питание должно быть разнообразным. Только сочетая продукты можно обеспечить организм незаменимыми нутри-ентами, соответствующими пластическим и биохимическим потребностям организма, и в определенном соотношении, обеспечивающем наиболее эффективное усвоение. Алкоголь, сахар, жиры (как высокоэнергетические продукты) дают «пустые» калории, идущие на образование жира.

Современные рекомендации Института питания АМН РФ в отношении потребления пищи сводятся к «Пирамиде здорового питания», состоящей из четырех частей (рис. 10). Согласно «Пирамиде» основу питания должны составлять крупы и хлебобулочные изделия, которые удовлетворяют большую часть потребностей организма в углеводах, в том числе обеспечивают организм витаминами группы В и пище-выми волокнами, играющими важную роль в адсорбции и выведении из организма ксенобиотиков (тяжелых металлов, радионуклидов и пр.) и избыточного холестерина. Доля про-дуктов первой ступени должна составлять примерно 40% су-точного рациона.

Вторую ступень образуют овощи и фрукты (в сумме 35%) с преобладанием овощей. Овощи и фрукты являются важным источником витаминов и минералов, простых и сложных углеводов.


Рис. 10. Пирамида здорового питания

Третью ступень образуют молочные продукты, мясо, птица, рыба, бобовые, яйца и орехи (≤ 20%), которые явля-ются основными источниками белка, но содержат много хо-лестерина, избыточное употребление которых повышает риск заболеваний сердечно-сосудистой системы. Из молоч-ных продуктов особенно полезны кефир, молоко и йогурты с пониженной жирностью. Ряженка, нежирный творог и сыр обеспечивают организм животными белками и кальцием. Мясо служит одним из основных источников полноценных белков и минеральных веществ - калий, кальций, магний, фосфор, хлористый натрий, железо и др. Рыба легче усваива-ется, белки рыбы полноценны, а жира в нежирных сортах рыбы намного меньше, чем в мясе. В рыбьем жире присутст-вует значительное количество витаминов А и D, а по содер-


жанию микроэлементов рыба (особенно морская) богаче мя-са.

На четвёртом месте – жиры, масла и продукты с высо-ким содержанием очищенного сахара. Их доля должна со-ставлять 5% от суточного рациона.

Потребность взрослых в энергии,белках,жирах иуглеводах зависит от пола, возраста, физической активности и группы интенсивности труда (методики определения по-требности приведены ниже).

Суточный рацион беременных женщин(5–9мес.)

превышает нормативы соответствующей возрастной и про-фессиональной группы на 350 ккал, 30 г белков (20 г живот-ного белка), 12 г жиров, 30 г углеводов; рацион матерей,кормящих младенцев в возрасте до1мес.,превышает нормына 500 ккал, 40 (26) г белков, 15 г жиров и 40 г углеводов; кормящих младенцев в возрасте 7–12 мес. – на 450 ккал, 30 (20) г белков, 15 г жиров и 30 г углеводов.

Суточный рацион детей определяется их возрастом,а подростков –возрастом и полом(табл. 24).

Таблица 64. Потребность детей и подростков в энергии, белках, жирах и углеводах (в сутки)

Возраст, пол Энергия, Белки, г Жиры, г Углеводы,
ккал всего животные г
− 6 мес.
− 12 мес.
− 3 года
− 6 лет
− 10 лет
− 13 (мальчики)
− 13 (девочки)
− 17 (юноши)
− 17(девушки)

Витамины относятся к незаменимым факторам питанияи играют роль катализаторов обменных процессов в орга-низме (табл. 25).


Таблица 75. Нормы потребления витаминов (в сутки)

Категории В 1 , мг В 2 , мг РР, мг А, мкг- D, ME С, мг
населения экв
Мужчины 1,5 − 2,6 1,8 − 3,0 17 − 28 25* 64 − 108
Женщины 1,3 − 1,9 1,5 − 2,2 14 − 20 25* 55 − 80
Дети 0,3 − 1,4 0,4 − 1,6 4 − 15 400-700 100-400 30 − 60
до 10 лет
Дети 1,5 − 1,6 1,7 − 1,9 16 − 18 100-400 60 − 70
11 − 13 лет
Юноши, 1,6 − 1,7 1,8 − 2,0 17 − 19 65 − 75
девушки
Мужчины 1,2 − 1,4 1,4 − 1,6 13 − 15 огранич. 50 − 58
60 лет
Женщины 1,1 − 1,3 1,3 − 1,5 12 − 14 огранич. 48 − 52
60 лет ** ***

Примечание: * - при умеренном солнечном облучении, ** - при бере-менности и лактации 2-3 мг В 2 , *** - при беременности и лактации 15-40 мг РР.

Минеральные вещества принято разделять на микро-имакроэлементы. Потребность человека в микроэлементах (железе, меди, цинке, кобальте, фторе) мала (тысячные доли грамма); в макроэлементах (натрии, калии, кальции, фосфо-ре, магнии) – от сотен миллиграммов до нескольких граммов

Пищевые вещества Адекватный уровень Верхний допустимый
потребления уровень потребления
Кальций 1250 мг 2500 мг
Фосфор 800 мг 2000 мг
Магний 400 мг 800 мг
Калий 1000 мг 2500 мг
Железо 15 мг мг
Цинк 12 мг мг
Йод 150 мкг 1100 мкг
Селен мкг мкг
Медь мг 5 мг
Молибден мкг мкг
Хром мкг мкг

Окончание табл. 26

Хлорид натрия. Суточная потребность в условияхумеренного климата составляет 10 – 15 г, что удовлетворяет-ся поваренной солью, содержащейся в натуральных продук-тах рациона (3 – 5 г), в хлебе (3 – 5 г), солью, используемой при кулинарной обработке пищи (3 – 5 г), и минимальным количеством соли, добавляемой за столом. Потребность в со-ли возрастает при физических нагрузках и в условиях жарко-го климата.

Пищевые волокна представляют собой сложные угле-

воды. Пищевые волокна принято делить на шесть видов: целлюлозу (клетчатка), гемицеллюлозу, лигнины, пектины, слизи и камеди. Целлю-лоза представляет собой стенки растительных клеток,не расщепляется вкишечнике человека. Гемицеллюлоза – полисахарид клеточной оболочки, состоящий из разветвленных полимеров глюкозы и гексозы, способна удерживать воду и связывать катионы, преобладает в зерновых продук-тах, в большинстве овощей и фруктов ее мало. Лигнины – безуглеводные вещества клеточных оболочек, состоящие из полимеров ароматических спиртов, сообщают структурную жесткость оболочке растительной клет-ки, обволакивают целлюлозу и гемицеллюлозу, способны ингибировать переваривание оболочки кишечными микроорганизмами, поэтому наибо-лее насыщенные лигнином продукты (отруби) плохо перевариваются. Протопектины –нерастворимые комплексы пектинов с целлюлозой игемицеллюлозой, которые содержатся в незрелых плодах и овощах. Пек-тины в присутствии органических кислот и сахара образуют желе дже-мов, мармеладов, пастилы и др.; способны связывать и выводить из орга-низма холестерин, радионуклиды, тяжелые металлы (свинец, ртуть, стронций, кадмий и др.) и канцерогенные вещества; способствуют за-


живлению слизистой оболочки кишечника при ее повреждении. Пекти-новые вещества в заметных количествах (1%) находятся в сливе, сморо-дине, яблоках, свекле и пр. Слизи – сложные смеси гетерополисахаридов присутствуют в овсяной и перловой крупах, геркулесе, рисе, семенах льна и подорожника и имеют большее значение, чем камеди, применяют-ся в тех же случаях, что пектины и камеди. Камеди – сложные неструкту-рированные полисахариды, не входящие в состав клеточной оболочки (стебли и семена и тропической флоры), растворимые в воде и обладаю-щие вязкостью, способны связывать в кишечнике тяжелые металлы и хо-лестерин.

Таблица 97. Содержание пищевых волокон (ПВ) в 100 г продуктов, г

Продукт Доля Продукт Доля Продукт Доля
ПВ ПВ ПВ
Капуста Крупа:
белокочан- 2,8 Абрикосы 1,8 3,15
− пшеничная
ная
Капуста 1,8 Виноград 1,8 − ржаная 10,5
цветная
Лук 2,1 Яблоки 2,6 − отруби 45–55
зеленый пшеничные
Морковь 3,0 Груши 2,2 − пшено 4,7
Свекла 2,6 Сливы 1,9 − овсяная 3,1
«Геркулес»
Репа 2,2 Смородина 4,2 − овсяная 7,0
черная недробленая
Картофель 3,5 Малина 7,4 − рис 0,4
Кабачки 0,8 Клубника 2,2 − перловая 3,0
Баклажаны 2,2 Крыжовник 2,9 − гречневая 3,7
ядрица
Перец Хлеб:
1,1 Ревень 1,8 − ржаной 7–8,5
сладкий
формовой
Помидоры 1,4 Чернослив 9,2 − «Дарницкий» 1,8–
2,6
Кукуруза 4,7 Апельсины 2,0 − «Барвихин- 2,5–3
ский»
Тыква 1,9 Курага 10,1 «Докторский» 2,5–3
Фасоль 7,6 Изюм 6,8 − «Здоровье» 2,8–
3,5
Горошек 6,3 Инжир 18,5 − белково-
консерв. 3,5–5
отрубной
Горох 8,0 Орехи (фундук) 7,7

Важнейшие соотношения незаменимых нутриентов в рационе питания : 1)соотношение белков,жиров,углево-дов

Б: Ж: У = 1: 1: 4;

2) белки животного происхождения ≥ 55%, в детском рационе – ≥ 60% от общего количества белков;

3) жиры растительного происхождения ≥ 30% от обще-го количества жиров;

4) соотношения кальция и фосфора

Ca : P = 1: 1,5;5) соотношение кальция и магния

Ca : Mg = 1: 0,5.

Необходимое количество компонентов пищи в индиви-дуальном рационе оценивают по таблицам.